мои материалы

Поддубская Марина Николаевна

Надеюсь, что вам будет интересно заглянуть на мою страничку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к программе «С песенкой по лесенке».

Введение в образовательную программу.

«Путешествие по  музыкальному Замку»

Цель:  заинтересовать детей данным видом деятельности.

Обучающие задачи:
-  активизировать действия детей в музыкально – речевой, художественной деятельности;

-   расширять словарный запас, закреплять умения детей отвечать на вопросы;

-  знакомить детей со средствами музыкальной выразительности;

-  учить вживаться в игровую ситуацию, воссоздавать нужные образы;

Развивающие задачи:
-  развивать эмоциональную отзывчивость;

-  способствовать развитию творческого воображения, посредством музыкально – ритмических движений.

Воспитательные задачи:

-  воспитывать любовь к музыке, желание петь друг с другом;

-  воспитывать культуру общения;

-  формировать доброе отношение друг к другу; и умение работать в коллективе;

-  создать на занятии эмоционально-психологический настрой, способствующий активному включению детей в работу через смену деятельности форм и методов обучения

Методическое обеспечение

-  музыкальный центр;

-  фонограммы: «Песенка – чудесенка» Протасов, Кондрашов; «Вальс снежных хлопьев» П.Чайковского; голоса птиц, звуки леса.

- ширма с заготовленными картинками, (компьютер);

-  игрушка неваляшка;

-  музыкальные инструменты: ложки, металлофон, бубен, барабан, погремушка;

-  музыкальная лесенка, семь ноток, скрипичные ключи по числу детей, снежинки, оформление лесной полянки.

План занятия:

1.   Организационный момент  -  3-5минут

2.   Основная часть – 25минут

3.   Итоговый момент – 5 минут.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Звучит фонограмма  «Песенка – чудесенка».  Дети входят в зал  и рассаживаются по местам.

Педагог:  Здравствуйте, ребята! Я – фея музыки, друзья.

                                                       Пришла к вам не случайно я.

                                                       Хочу вас в сказку повести.

                                                       Согласны вы со мной идти?

(Ответ детей)

              Я приглашаю вас совершить путешествие по музыкальному волшебному замку. Здесь мы познакомимся с её Величеством Музыкой.

 Королева Музыка в волшебном Замке живёт,

Семь ноток своих очень бережёт.

И ключом скрипичным запирает дверь.

К ней попасть не просто – ты уж мне поверь.

          Впереди нас ждёт много испытаний, новых знакомств, загадок, и если мы с вами будем дружны, вежливы, старательны, мы обязательно вместе преодолеем все трудности.

2.  Основная часть.

Итак, отправляемся в путь. А с весёлой доброй песней в пути нам будет интересней.

Педагог поёт первый куплет «Песенки-чудесенки», дети подпевают повторяющиеся строчки.

 

   1.   «Зал хороших манер»

         Музыкальный замок состоит из множества залов, и первый из них «Зал хороших манер».

Как вы, думаете, что обозначает это название « хорошие манеры»?

Ответы детей

 Пройти его смогут только те ребята, кто умеет здороваться и хорошо себя вести.

           Каждое утро должно начинаться с улыбки – ведь просыпается солнышко.

Игра «Здравствуй, солнышко»

Здравствуйте глазки- вы проснулись?

Здравствуйте ушки – вы проснулись?

Здравствуйте ручки – вы проснулись?

Здравствуйте ножки – вы проснулись?

Здравствуй солнышко – мы проснулись

Ребята, а какими словами мы ещё можем поприветствовать друг друга?

Дети называют приветствия: доброе утро, привет, салют…

             А королева Музыка любит, чтобы с ней здоровались на музыкальном языке.

Давайте все вместе пропоем ей «Здравствуйте» (дети поют).

            А теперь самое время поговорить нам о том, как вести себя в гостях у Королевы.

Если в гости ты пришёл – это очень   хорошо.

Только прежде, чем идти – научись себя  вести.

Не шуметь и не кричать, и игрушки не  ломать.

Не капризничать, не драться, а играть и улыбаться.

Вежливым ты должен быть, всем «спасибо» говорить

Никогда не забывай, и хозяев уважай.

Вечер поздний настаёт, всех гостей домой зовёт.

Попрощаться не забудь! До свиданья, в добрый путь!

(последнее слово в строке дети произносят самостоятельно).

Чему же научил нас этот зал?  Ответы детей.

Первое испытание вы выдержали с честью и за это получите нотку. В конце нашего путешествия вы соберёте всю музыкальную лесенку, которая состоит из семи ступеней.

Отправляемся дальше.  Звучит «Песенка – чудесенка».

             Мы подошли к следующему залу, а дверь почему – то закрыта. Давайте попробуем постучаться. Дети повторяют ритмический рисунок за педагогом. Когда повторят правильно – дверь распахнётся.

Ну, вот мы и попали «В зал загадочных звуков».

Ребята, закройте глазки и послушайте, какие звуки окружают нас здесь?

Дети отвечают: шёпот, топот, разговор, ветер, шуршание бумаги…

Все эти звуки шумовые, только есть ещё другие – не шуршания, не стука, музыкальные есть звуки. Дети приводят примеры шумовых и музыкальных звуков.

Как вы думаете, почему этому залу дано такое название? Ответы детей.

Молодцы, получайте вторую нотку.

Ребята, отгадайте, пожалуйста, куда же мы идём: поднимаемся вверх по лесенке или спускаемся вниз, а может, мы стоим на месте?

Дети слушают последовательность звуков и называют движение вверх.

«В зале волшебных вздохов»

И вот мы с вами оказались «в зале волшебных вздохов».

Здесь учат правильно дышать, для того, чтобы красиво и грамотно петь, и никогда не болеть.

Дети выполняют упражнение на дыхание: лёгкий ветерок (дуют на ладошку)-за правильное выполнение упражнения дети получают нотку.

Волшебный ветерок принёс нам красивые снежинки, для того, чтобы мы потренировали своё дыхание.

Дети, держат снежинку за уголок, легко дуют на неё, снежинка красиво колышется. Затем, дети сильно  выдыхают и отпускают снежинку. Она медленно опускается на пол – дети любуются «снегопадом». Звучит «Вальс снежных хлопьев» П.Чайковского.

Вы очень хорошо потренировали своё дыхание. Получайте ещё одну нотку.

 Но нам пора отправляться дальше. Звучит «песенка – чудесенка»

   «Зал знакомств»

Здесь нас встречает игрушка- Неваляшка, и говорит, что принесла нам в подарок музыкальные инструменты, только отдаст она тогда, когда мы отгадаем её загадки.

1 загадка: Ой, гремит она, гремит.

                 Всех игрою веселит.

                 Развесёлая игрушка –

                 Это видно       погремушка.

Неваляшка вручает детям погремушку.

2 загадка:  Есть у меня весёлый друг,

                   Очень любит громкий стук.

                   Здесь ответ совсем не труден –

                   Знают все, что это       бубен.

Дети получают бубен.

3 загадка:   Громче скрипки, громче флейты,

                    Громче труб наш великан.

                    Он ритмичен, он отличен

                    Наш весёлый       барабан

Неваляшка вручает детям барабан.

Ребята, погремушка, бубен, барабан-это музыкальные инструменты. А какие ещё музыкальные инструменты вы знаете? Ответы детей.

Вы запомнили название этого зала. С чем же мы с вами познакомились здесь?

Неваляшка спрашивает у детей, куда они идут. Дети отвечают. Педагог отдаёт ещё одну нотку. Неваляшка просит детей взять её с собой к Музыкальной королеве. Дети соглашаются.

«Зал образов»

Звучит музыка леса, слышны птичьи голоса.

Ребята, куда же мы попали?

Какие звуки вы слышите?

 Дети слышат голос кукушки, а затем стук дятла.

Мы с вами попали в следующий зал «Зал образов».

Здесь нам нужно будет выбрать артистов, подобрать музыкальные инструменты и разыграть сказку.

Какой муз. инструмент поможет изобразить стук дятла по стволу? (ложки)

А кукушкину песенку мы сыграем на металлофоне.

сказка «Полезная песня».

 Двое детей назначаются на роль дятла и кукушки. Разыгрывается спектакль.

Был жаркий летний день. Дятел сидел на стволе большого дерева и стучал по коре (ребенок на ложках изображает стук дятла). Он уничтожал вредных жучков.

Но вот прилетела кукушка, села на соседней ветке и закуковала (ребенок на металлофоне изображает кукушку).

«Что ты все стучишь, да стучишь. Только лесную музыку портишь. Лучше бы послушал, как другие птицы поют».

А дятел продолжал стучать…

Но кукушка не унималась: «Лучше послушай, как я умею петь. Хоть я пою и не как соловей, но зато на двух нотах!» И она снова закуковала…

- «А ты все стучишь, все одну ноту повторяешь, и какой толк от твоей песни?» Потом кукушка вспорхнула и улетела, а стук дятла еще долго раздавался по лесу…

И хотя его песня была всего лишь на одной ноте, это была полезная песня – ведь дятел спасал дерево от вредных насекомых.

Молодцы, ребята. Очень интересная сказка получилась. Вот вам и ещё одна нотка. Сколько ноток мы уже собрали?  Давайте вместе посчитаем.

Отправляемся дальше с нашей «песенкой –чудесенкой»

3.   Итоговый момент.

«Зал отдыха»

Это последний зал на нашем пути. Мы можем здесь немного отдохнуть и просто побеседовать. Что понравилось вам больше всего в нашем путешествии?

Ответы детей.

Ребята, а ведь мы не доучили до конца нашу «Песенку – чудесенку».

Поэтому мы не сможем закончить путешествие.

Работа над песней с использованием музыкальных инструментов (Ложек, бубнов, барабана, погремушек)

Давайте покажем концерт нашим гостям. За исполнение песни дети получают последнюю нотку

Вот наше первое путешествие к её Величеству Музыке и подошло к концу. Мы собрали все нотки-ступеньки музыкальной лесенки. А за это вы получаете пропуск в музыкальный дворец – скрипичный ключ.

Вот так радость у ребят:

Нотки выстроились в ряд!

Вместе с ними ключ скрипичный,

Ах, какой он симпатичный!

А с помощью этих чарующих нот

Композитор для нас музыку создаёт.

        Но королеву Музыки мы так и не встретили. Скажу вам по секрету, что вряд ли кому на свете приходилось встречаться с ней. Её нельзя увидеть, можно только представить, изобразить. Зато её можно услышать. Мы с вами слышали сегодня музыку? Мы не только слышали, но и близко познакомились с ней. Ведь Музыка живёт повсюду, нужно только уметь слышать её.

       Вслушайтесь, весь мир поёт: шорох, свист и щебет.

       Музыка во всём живёт – мир её волшебен!

 

 



Предварительный просмотр:

Защита образовательной программы

- Разрешите представиться, я Поддубская Марина Николаевна, а это Домовёнок Кузя. Он живёт в нашем Доме творчества, следит за порядком и спокойствием, чтобы дети не шалили, а делом занимались. Правда, Кузя?

Кузя: - Правда. Меня интересует всё, что происходит в стенах нашего Дома. Вот и у вас хочу узнать, М.Н.: а чем вы занимаетесь в Доме творчества?

- Я тебе, конечно, Кузя всё расскажу. Ведь ты, считай, член нашего педагогического коллектива. А значит, мы будем беседовать с тобой на одном языке: педагогическом. Договорились?

Так вот я работаю с детьми старшего дошкольного возраста по дополнительной образовательной программе «С песенкой по лесенке». Программа основывается на идее, что в каждом человеке спрятан клад индивидуальностей, и найти, открыть его можно, пользуясь основным методом созидания – творчеством.

На мотив песни «Каким ты был» Кузя исполняет песню:

Приходишь в класс ты очень рано,

Кипишь в работе день-деньской.

Зачем, зачем нужна тебе программа

Ужель не дорог свой покой?

- Понимаешь, Кузя, сегодняшние дошкольники  и школьники – это будущее нашей страны. Их завтрашний уровень эстетического сознания закладывается сейчас. Поэтому особо актуальными представляется  разработка новых технологий интегрированного подхода к эстетическому образованию. Результатом такого поиска и стал музыкальный курс «С песенкой по лесенке», как один из предметов преподаваемых в школе раннего развития «Умники и умницы». По характеру курс является развивающее – обучающим и направлен на формирование эстетически развитой личности. Программный материал строится на выявлении принципов взаимосвязи музыки с литературой, театром, изобразительным искусством. Всё это позволяет ребёнку представить картину мира более целостно и полно. Через разные формы творчества ребёнок получает способность самовыражаться.

На мотив «Что ты жадно глядишь на дорогу»Кузя поёт:

Что ты жадно читаешь программу,

В стороне от весёлых подруг?

Подбирая мелодии, гаммы,

Цель, какую преследуешь, друг?

- Все формы занятий по моей программе направлены на духовное развитие детей, познание окружающего мира, формирование художественного вкуса, воспитание нравственных качеств. Цель – создание условий для развития творческого потенциала ребёнка средствами искусства.

 

На мотив «Из чего же» Кузя поёт:

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделана эта программа? – 2 раза

Разве это интересно, если будут только песни?

Будут одни только песни…

Будут одни только песни…

- На занятиях по программе «С песенкой по лесенке» дети совершают путешествие по воображаемым залам волшебного замка (Показывая замок) искусств.

           . Каждый зал дополняет, обогащает знания ребёнка об искусстве, помогает формированию навыков восприятия произведений искусства, способствует развитию общечеловеческой культуры.

  • Становясь участником путешествия, каждый ребёнок находится в постоянном процессе открытия новых знаний.
  • Все занятия строятся в форме игры. На каждое занятие к воспитанникам приходят «гости»: игрушки, сказочные герои.
  • Наряду с игрой, при проведении занятий используются другие виды деятельности: песенная разминка, двигательная активность, импровизация, решение задач проблемного характера. Методическое правило: ребёнок всегда прав, если может объяснить свою точку зрения.
  •  каждое занятие должно стать для ребёнка единственным и неповторимым, сохранять элемент непредсказуемости, сюрприза, новизны. Создание благоприятной эмоциональной обстановки, вызывающей не только интерес к занятию, но и радость.
  • На занятиях поощряется творческая активность детей, создаются ситуации, в которых каждый ребёнок становится поэтом, артистом, художником и реализует своё творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.
  • Программа «С песенкой по лесенке» построена с учётом постоянного усложнения материала, его развития и обогащения.
  • Одним из важнейших методов организации обучающей деятельности является коллективный диалог, при котором в беседу – общение включается каждый ребёнок.
  • Практически на каждом занятии как педагог так и дети включаются в импровизацию, которая даёт возможность неоднократного проигрывания ситуации в поисках истины, и этот поиск осуществляется совместно.

На мотив песни «Ну, погоди!» Кузя поёт:

С песенкой по лесенке ты идёшь,

А кого в попутчики позовёшь?

Слышал, собирается ребятня

Может, прихватила бы и меня?

Давай и мы, как дети совершим путешествие по некоторым залам волшебного замка.

А чтобы попасть в замок, нужно открыть большую дверцу. За этой дверцей скрыты индивидуальные способности ребёнка, тот репродуктивный опыт, который накоплен им в жизни. Для этого необходимо провести начальную диагностику уровня развития творческих способностей детей.

Первый этаж – символизирует первый год обучения по моей программе. Открываем первую дверцу – это «Зал хороших манер». Здесь дети знакомятся с этикетом, вспоминают волшебные слова, учатся правильно общаться и взаимодействовать в коллективе и адаптироваться к условиям жизни. Открываем следующую дверцу – попадаем «В зал загадочных звуков». В этом зале дети знакомятся с комплексом выразительных музыкальных средств. Здесь развиваются музыкальные способности ребёнка: формируются певческие навыки, развивается чувство ритма, умение слушать музыку от начала до конца. «В зале знакомств» дети знакомятся с музыкальными инструментами; учатся играть на них,

Учатся различать тембры инструментов на слух. Знакомятся с жанровыми элементами: песня, танец, марш.

Кузя: -А я уже догадался: второй этаж – это второй год обучения. Да?

- Правильно, Кузя. Продолжаем наше путешествие. И вот мы в «.Зале настроения». Здесь дети учатся воспринимать и называть настроения, отражающиеся на лицах людей в жизни и на рисунках; подбирать музыку, соответствующую настроению картин; учатся внимательно слушать произведения.

«Зал контрастов». Здесь дети знакомятся с особенностями восприятия окружающего мира. Учатся различать: звуки разных регистров, динамические оттенки, мажорный и минорный лады, скорость движения музыки.

«Зал праздников» помогает развивать речь, воображение, фантазию; воспитывать нормы культурного поведения; закреплять умение отвечать на вопросы. «Детский альбом», «Зима – волшебница», «Чайковского повсюду знают», «Праздник музыки».

На мотив «Рула-тэ»Кузя поёт:

Что ты в конечном итоге получишь,

Будет ли в этом какой результат?

Если детишек искусству обучишь,

 Буду и я без сомнения рад.

- С каждым годом происходит восхождение ребёнка к знаниям, умениям и навыкам от простого к сложному, от знаний об эстетическом своеобразии мира к знаниям об особенностях произведений различных видов искусств. Ребёнок стремится всё выше и выше – к вершине замка, к вершинам творчества. Это и есть главный результат моей работы, результат программы «С песенкой по лесенке». И хочу добавить, что содержание программы ориентированно на перспективу развития воспитанников. Программа «С песенкой по лесенке» - первая ступень (вершина) художественно – эстетического цикла.

Вторая ступень (вершина) – программа «Домисолька»

Третья ступень (вершина) – программа индивидуальной работы с одарёнными воспитанниками.

На мотив «Ты возьми меня с собой»

Весь в искусство погружённый,

Я качаю головой,

Словно принц заворожённый,

Ты возьми меня с собой!

Обязательно, Кузя! Я беру всех, кто хочет научиться видеть красоту, кто желает быть вежливым, культурным, грамотным.

 



Предварительный просмотр:

Музыкальное развлечение для старших дошкольников

«Дискотека с  воздушными  шарами»

(в рамках недели игры и игрушки).

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Тип: интегрированный

Возраст детей: 6 –й и 7 –й год жизни

Формы НОД: музыкально-художественная, коммуникативная, познавательная.

Цель: создать у детей радостное настроение; вызывать положительный эмоциональный отклик от встречи с любимым героем.

 Задачи:

Образовательные - продолжать учить двигаться в соответствии с музыкой, выразительно исполнять знакомые песни, узнавать их по вступлению;                                         Развивающие:   развивать творческое воображение, развивать внимание, музыкальное восприятие, музыкальную память                                      Воспитательные -установить добрые, доверительные отношения между детьми; воспитывать желание помочь друг другу;                                                                    учить работать в команде;                                                                            

Дети входят в нарядный зал, под вуалью на полу лежат разноцветные воздушные шары.

ВЕД: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас совсем необычный праздник. Мы с вами очутились на настоящей дискотеке! А что делают на дискотеке, вы знаете? (ответ детей). Правильно, танцуют. Вот и мы сегодня будем учиться танцевать, а помогут нам – вот эти атрибуты.

Звучит песня «Шарики воздушные, каждая команда по очереди выбирает себе разноцветные шары.

ВЕД: Какие красивые у вас шарики! А чтобы настроение у вас стало ещё веселей – станцуем все вместе танец «Есть друзья» -(проводится флэш-моб с воздушными шарами по-показу ведущего).После исполнения танца  каждая команда садится на своё место.

Неожиданно,под музыку в зал влетает Карлсон, в руках у него цветок из шаров.

Карлсон: Стойте, меня забыли!

ВЕД: Карлсон, как ты нас напугал!

Карлсон: Я тоже хочу с вами на праздник. Вот у меня и шарики есть. Возьмите меня к себе!

ВЕД: Ну что, ребята, возьмём его на праздник?

Дети: Да!

ВЕД: Только ты здесь не хулигань!

Карлсон: (машет руками): Не буду, не буду! Вы во мне не сомневайтесь! Я весёлый. И очень люблю петь песни. А вы, ребята, умеете петь?

ВЕД: Конечно! Ребята, давайте исполним нашу любимую песню –эхо «Землю обмотали»

Исполняется песня.

ВЕД: Карлсон, у нас сегодня праздник воздушных шаров, поэтому мы сегодня будем танцевать и играть с воздушными шарами. А ты знаешь такие игры?

Карлсон: Конечно, я знаю много игр. Сейчас и вас научу играть в мою любимую игру. Наши воздушные шарики разного цвета – жёлтые, красные, зелёные и синие. Мы с вами под музыку двигаемся по кругу или танцуем, как хотим. А когда музыка остановится нам нужно будет собраться в маленькие кружки –по цвету своих шариков.

Проводится игра «Собери кружок по цвету»

Карлсон: И ещё одна моя любимая игра – называется «Найди друга». 

Дети встают в большой круг, в центре –Карлсон. Под музыку Карлсон движется противоходом. Как только музыка меняется он останавливается около ребёнка в кругу, приглашает его на танец и они вдвоём весело кружатся. Затем, Карлсон и выбранный им ребёнок уже вдвоём движутся противоходом и на смену музыки выбираются уже двое детей. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не образуют свои пары.

После игры дети занимают места на стульчиках. Карлсон садится на пол, ест конфеты и пирожные.

ВЕД: Карлсон, что случилось? Почему ты вдруг ешь сладости?

Карлсон: Я же играл! Энергию тратил! Я устал. Надо мне отдохнуть и немножко подкрепиться!

ВЕД: А ты знаешь, что отдыхать можно и без еды. Сядь и отдохни!

Карлсон: А просто так сидеть скучно.

ВЕД: А ты танцуй!

Карлсон: Тогда я не отдохну!

ВЕД: А ты танцуй сидя, как мы с ребятами!

Проводится игра-  танец «Полька» (дети танцуют сидя на стульях, повторяя движения за ведущим)

ВЕД: Отдохнул?

Карлсон: Отдохнул. Теперь мне хочется немного пошалить. А вы, ребята, хотите? У меня есть красивый шариковый цветок желаний. Каждый шарик загадывает желание и нам нужно его выполнить.  Ну , а чтобы желание узнать, нужно лопнуть шарик. Где у нас мальчишки-шалунишки?

Выбирается один ребёнок, он лопает шарик, и получает первое задание – спеть весёлую песенку.

Дети исполняют знакомую песню по своему выбору.

Карлсон приглашает следующего шалунишку, который лопнув шарик получает новое задание – поиграть в музыкальную игру «Летит по небу шар»

В следующем лепестке задание такое – исполнить «танец маленьких утят».

В четвёртом  шарике – игра «Буги-вуги!»

Карлсон: Остался на моём шариковом цветке только один шарик. Он последний, самый яркий, Пусть подарит нам подарки!

Детям раздают сладкие призы.

ВЕД: Спасибо тебе, Карлсон, ты очень украсил наш праздник, приходи к нам ещё!

Карлсон: Ладно, залечу как-нибудь! Пока!

Завершается праздник общим танцем с воздушными шарами «До-ре-ми!»



Предварительный просмотр:

         Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас необычная встреча в музыкальной гостиной – встреча с красивой классической музыкой. А познакомлю вас с этой музыкой – я, Марина Николаевна, ваш музыкальный руководитель. Помогут мне: начинающий музыкант – Никита, и взрослый музыкант – Михаил Викторович.

         Видите, у меня в руках волшебная палочка. Стоит только мне взмахнуть ею, как зазвучит красивая музыка. Она расскажет нам о необычных странах, познакомит с героями и красавицами. И все это будет нарисовано только удивительной красоты звуками, которые сочинили и придумали для вас самые настоящие волшебники – композиторы.

         Только у меня к вам есть одна просьба. Музыка – это очень хрупкий предмет. Если зашуметь в то время, когда звучит музыка, все ее волшебство исчезнет. Поэтому давайте сразу договоримся вот о чем: когда начнет звучать музыка, постарайтесь сидеть тихо-тихо, чтобы помочь самим себе услышать все то, о чем она станет нам рассказывать.

Вот послушайте, какая музыка зазвучит сейчас.

Звучит «Вальс до диез минор» Ф.Шопена.

После прослушивания  дети аплодируют.

Знаете, как много прекрасных музыкальных мелодий сочинено композиторами всего мира. И для того, чтобы записать свою музыку, они использовали необычные значки, которые называются нотами. (Показ нотной записи). Они записываются на необычной строчке, состоящей из пяти линеек. Правда, эти пять линеек похожи на человеческую ладонь? Посмотрите на свою ладошку. На ней пять пальцев, словно на нотной строчке. Нотки пишутся на линейках, между линейками, под линейками и даже на специальных дополнительных линейках. А вот в самом начале нотной строчки нарисован еще одни удивительный знак – это скрипичный ключ.

Строчка в пять линеек, как пальцы у руки,

И на каждой линии написаны значки.

А в начале строчки знак необычный.

В музыке известный – это ключ скрипичный.

Командир скрипичный ключ всеми управляет,

Потому ключ этот все ноты уважают.

Каждая нотка имеет свое имя. Запомните как их зовут: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

        Фортепиано – старинный инструмент. Как переводится с музыкального языка слово «фортепиано»? (громко –тихо). Из чего делают инструмент? (Из дерева сосны). Как играют на нем? Верно, пальцами нажимают на его клавиши, которые внутри инструмента приводят в движение музыкальные молоточки. А эти молоточки уже ударяют по струнам – тонким или толстым, и поэтому звуки получаются разные – высокие, звонкие или низкие гудящие. Как зовут родственников фортепиано? (рояль, клавасин).

А теперь послушаем как звучит инструмент, ведь специально для него композиторы написали много прекрасной музыки: сонат, различных пьес и концертов. Давайте устроим музыкальную угадайку. Вспомните название пьесы, композитора и когла вы могли слышать эту музыку.

Звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

        А теперь познакомимся с другим инструментом – скрипкой.

Скрипку называют «Царицей музыки» за удивительно живой, трепетный звук, не уступающий в выразительности человеческому пению. Только у скрипки пение может быть бесконечным, беспрерывным. Ни духовые инструменты, ни рояль не могут петь, не прерывая дыхания. И лишь скрипка может петь негаснущим звуком.

А ещё, за то, что приручить эту царицу удаётся не всем. Ведь научиться играть на скрипке очень сложно. Связано это прежде всего с тем, что руки, должны выполнять разные двигательные функции. А ещё, у скрипки ведь нет ни клавиш, ни ладов, ни каких указателей, куда ставить пальцы, чтобы получить правильный и точный звук. Скрипачи играют по слуху и буквально лепят звук своими чуткими пальцами.

Самые лучшие скрипки были созданы великими итальянскими мастерами, поэтому многие думают. Что скрипка –итальянка.

          Послушаем как звучит скрипка в руках юного музыканта.

Послушаем пьесу композитора Рамберга с романтическим названием «Тихо, как при восходе солнца».

        По своему строению скрипка напоминает человека. У нее есть головка, ушки, шейка, туловище. У скрипки четыре струны. Каждая струна имеет свое название. Помогает скрипке играть смычок. Смычок состоит из деревянной трости и конского волоса. Волосы натирают специальной смолой – канифолью, для того чтобы улучшить трение между струной и смычком.

        Моя скрипка старинная. Ей в этом году исполнилось сто одиннадцать лет. Сделал её российский скрипичный мастер Марьяненко. А чем скрипка старше, тем она ценнее, так как звук у нее с каждым годом становиться все красивее.

Послушаем «Старинный романс» Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций  к повести А.С. Пушкина «Метель».

       Я думаю, что на этом нашу первую встречу с музыкой мы завершим.

Но сначала вспомним, что нового мы узнали. В форме диалога повторяются основные музыкальные понятия: (композитор, музыкант, слушатель, ноты, нотный стан, скрипичный ключ, названия нот, названия прослушанных произведений…)

Музыкальный лекторий.

«Первая встреча

 в музыкальной гостиной»

Цель: пропаганда и популяризация классической музыки.

Задачи: познакомить детей с классической музыкой,

                               с музыкальными инструментами.

                               научить слушать музыку; определять её характер;

                               давать словесную характеристику прослушанным

                               произведениям;                              

                               рассказать о строении муз. инструментов, о способе  

                              звукоизвлечения;

                              закрепить названия  музыкальных терминов.

                              воспитывать культуру поведения.