РОДИТЕЛЯМ - о проблемах "отцов и детей"

ПЧЕЛЬНИКОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Статьи, затрагтвающие проблемы взаимотношений родителей и детей, а также отсутствие желания учиться

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родители и подростки:

учимся понимать друг друга

Кажется, о трудном подростковом возрасте говорили уже тысячу раз. Мамы и папы недоумевают: куда дел­ся тот послушный ребенок, который выполнял все поручения и был эталоном поведения.

Неожиданно вместо прекрасной бабочки из кокона появляется огрызающееся, упрямое и не в меру самостоятельное существо.

Родителям хочется опустить руки и посетовать на то, что сына или дочь подменили. Так ли это на самом деле и откуда берется пресловутый трудный возраст?

С момента взросления школьника жалоб на него со стороны старших родственников становится больше. Подросток вдруг теряет интерес к домашним делам, целыми днями либо висит на телефоне, либо гуляет, перестает учиться, грубит родителям и при всяком удобном случае заявляет о своей независимости и взрослости. Правда, требовать ребенок не разучился: он хочет и поесть, и хорошо одеться, и иметь развлекательные аксессуары, причем не хуже, чем у других. При малейшем отказе следуют скандалы, требования, взаимные упреки, которые в лучшем случае заканчиваются холодной войной с обеих сторон, а в худшем — разрывом дипломатических отношений. Родители бросаются к психологам, а подростки к алкоголю, наркотикам и вседозволенности. Казалось бы, перечисленные проблемы для старшего поколения давно не новость, однако решать их научились не все. Давайте попробуем разобраться, что является причиной столкновений между родителями и детьми-подростками, к чему они могут привести и как их избежать.

 

Мы ждали от него совсем другого!

Помните мгновения, когда вы впервые взяли своего малыша на руки? Сколько было надежд, сколько планов! Вы мечтали о том, каким красивым вырастет ваше чадо, как оно впервые пойдет в школу, каким послушным и добрым будет. Все плохое отметалось как лишнее. Нет, говорили вы, с моим ребенком такого не случится! Ах, как прекрасны были картинки идеальных отношений с юнцом: вот он помогает вам по хозяйству, вот прилежно учится в школе, получая отличные отметки и принося домой дневник, полный похвал. Дома всегда порядок и уют, которые ребенок не устает поддерживать. Вы без малейших сомнений доверяете ему любые задания. Вот он, такой умница, поступает в институт и, одновременно работая, получает диплом, выходя из стен вуза полноценным высокооплачиваемым специалистом. И вы, счастливые родители, не знаете горя и печали, а только принимаете поздравления от друзей и родственников, которые не устают восхищаться вами и вашим ребенком. Ах, какая умилительная картинка!

 

Однако в реальной жизни все происходит не так. Еще вчера прилежно учившийся ребенок сегодня неожиданно теряет интерес к учебе. Конечно, ведь на улице с друзьями куда интереснее! В его комнате полный бардак, разобраться в котором может только он сам. Может, но не хочет. По дому от него помощи не дождешься — в лучшем случае помоет после себя тарелку. Но и это еще цветочки. В один прекрасный день вы обнаруживаете свое несовершеннолетнее чадо с сигаретой в одной руке и бутылкой пива в другой. Недалек тот день, когда школьнику придется получать аттестат и поступать в институт, а ему до этого, кажется, и дела нет — компьютерные игры, встречи с друзьями, дискотеки и прочие развлекательные мероприятия занимают все его время. Все чаще звучат просьбы о выдаче денег, а учеба отодвигается на второй план. На все ваши уговоры, угрозы и запреты подросток реагирует агрессивно, доказывая, что он имеет право на развлечения (ведь у вас оно тоже есть!), что он уже взрослый, а значит, может курить, пить и делать то, что ОН считает нужным, а никак не вы. «Как? — возмущаетесь вы. — Мы столько вложили в тебя, столько сделали, столько работали, чтобы ты имел то, что имеешь, а ты вот так нас хочешь отблагодарить!.. Ты, наш ребенок, не имеешь право сходить с дистанции сейчас, когда цель усилий так близка и осталось сделать только небольшой рывок вперед!» Рассвирепевший подросток, вместо того чтобы смиренно опустить голову и признать правоту родителей, хлопает дверью и лишь под утро возвращается домой в сильном подпитии, пропахнув сигаретным дымом. Какое ужасное разочарование! А вы, проведя бессонную ночь, ощущаете себя самыми несчастными на свете родителями, постоянно спрашивающими себя: что вы не так сделали, где совершили роковую ошибку?

 

Они меня не понимают!

Вечно веселящийся, курящий и пьющий подросток — для родителей нет картины ужаснее. Однако за гламурным фасадом прячется тот же любимый ребенок, только испуганный, пытающийся самоутвердиться и доказать всем, что он соответствует окружающему миру и хочет занять в нем достойное место. Насколько родители могут помочь ему в этом? Мы не всегда адекватно представляем себе, какие вопросы волнуют подростков. Мы-то через это поле уже прошли, давно сформировались как личности, нашли свое место в жизни, поэтому можем вздохнуть с облегчением. А наш ребенок? Где он сейчас? Знаем ли мы, что его беспокоит, какие мысли обуревают? Что он видит в окружающем мире, что ему нравится, а что нет? Умеет ли он разбираться в том, что для него хорошо, а что плохо? С какими страхами внутри он борется и к чему стремится?

 

Отвечая на эти нехитрые вопросы, родители нередко сталкиваются с мыслью о том, что давно не разговаривали с ребенком по душам. Конечно, они ведь так много трудятся, чтобы заработать деньги. Они так устают… Хочется прийти домой, лечь перед телевизором и чтобы никто не дергал, а тут: «Мама, я вот хотел спросить… — Иди спроси у папы!» «Папа, я хотел узнать… — Нет, сейчас не могу, занят, иди к маме»…

 

«Занят, не могу, нет времени…» Слыша эти слова, ребенок понимает, что его проблемы родителей не интересуют. Если же он и преодолевает стену «занят», то на попытку поделиться с близкими родственниками получает в ответ: «Не забивай себе голову глупостями, лучше займись чем-нибудь полезным». Или еще хуже: «Вырастешь, узнаешь!». Как бы ни старался подросток, какие бы усилия ни прилагал, он так и остается для родителей маленьким…

 

А вот с друзьями — другое дело. С ними он всегда на равных. Здесь обсуждают интересные вопросы. Тут подросток знакомится с новыми ребятами, которые не хлопают снисходительно его по плечу. В компании сверстников у него есть шанс пусть и не стать взрослым, зато выглядеть таковым и вести себя соответствующим образом. И для этого не надо учить какую-то алгебру и физику, штудировать учебники. Достаточно иметь деньги в кармане, классный мобильный телефон, модный прикид — и восхищенные взгляды со стороны обеспечены. Разве родители смотрят на него также? Разве они готовы поговорить об интересующих его вопросах в любой момент? Разве одобрительно кивают головой, когда он рассказывает им что-то? Какое там… В лучшем случае — снисходительная улыбка, в худшем — полное равнодушие. Они заняты собой, своими проблемами, зарабатыванием денег, отношениями с начальством или друг с другом, пусть и пребывая в полной слепой уверенности, что делают все ради ребенка. А тем временем подросток все больше и больше отдаляется от них, замыкается, принимая для себя за аксиому то, что доверять и делиться можно с кем угодно, кроме мамы и папы.

 

Родители, радуйтесь критике!

Скажите, пожалуйста, вы чувствовали бы себя счастливым, если бы вам ваши родители по 125 раз на дню говорили, что вы все делаете не так, и мысли у вас не те, и желания неправильные и прочее, прочее. Нет? Вы бы обиделись и перестали общаться. Однако ведь то же самое совершает и ваш ребенок, когда вы лишний раз делаете ему замечание.

 

Какой отсюда вывод?Не огорчаться, что подросток не хочет вас слушать, а прислушаться к его словам и постараться подумать, что в вашем поведении его раздражает. Возможно, стоит изменить политику «большого всезнайки» и взглянуть на себя глазами своего сына или дочери. Боитесь, что увиденное вам не понравится?

 

Ничего страшного. Зато вы приобретете великолепный стимул к работе над собой и отношениями со своим ребенком. Ведь это единственно правильный вектор, который позволит вам снова завоевать авторитет у подростка и сделать первый вклад в ваши, ставшие столь новыми для вас ­отношения.

 

Александр БЕЛОВ



Предварительный просмотр:

Мотивация к обучению

"Мой ребёнок совершенно не хочет учиться!" – с этой проблемой сталкивается едва ли не каждый родитель. В чём же причина? Как заинтересовать ребёнка учёбой? Как объяснить ему, насколько это важно? Единого рецепта не существует – каждая ситуация требует уникального подхода. Но некоторые общие черты выделить можно.

В общем можно выделить три главных мотиватора – причины, побуждающие нас делать что-либо:
1) Удовольствие от процесса;
2) Ожидание награды в будущем;
3) Опасение каких-либо негативных последствий от безделья.
 

Эти принципы, как мы можем заметить, прекрасно работают и на взрослых. Мы готовы заниматься скучной работой за высокую оплату – нас мотивирует ожидание награды. Мы можем ремонтировать протекшую трубу, понимая, что если не сделаем этого, то дом затопит – нас мотивирует опасение неприятностей в будущем. А для встреч с добрыми друзьями или для путешествий нам не требуется никакой причины – это дела приятны сами по себе, мы мотивированы удовольствием от процесса. Также дополнительная мотивация не слишком важна нам, если мы действительно любим свою работу.

Те же мотиваторы управляют и любовью или нелюбовью детей к учёбе.

Школьная система оценок, устных поощрений или порицаний со стороны учителей, в основном использует мотиваторы награды и наказания (пресловутый "метод кнута и пряника"). Но, как мы наблюдаем, эта система – поощрения и наказания – которая так хорошо действует на взрослых, очень плохо работает в школе. Почему?

Главная причина очень проста: оценки, как правило, мало влияют на жизнь учеников. Куда меньше, чем должности, оклад, премии и штрафы! Допустим, Петя получил 5 по математике, а Вера получила 3. Как это повлияет на них? Возможно, Петю похвалят, а Веру поругают. Возможно, Пете даже дадут какие-то небольшие карманные деньги. В большинстве случаев этого совершенно недостаточно. Сравните, например, с перспективой повышения, которое позволит купить машину за полгода, или с перспективой увольнения с записью в трудовую книжку – разница огромная! Потому-то система школьных поощрений и наказаний не может мотивировать учеников сама по себе.

Совсем иначе обстоит дело с первым из мотиваторов – с удовольствием от процесса. Если Петя любит играть на компьютере, то ему не нужно больше никаких причин и поводов: он будет играть, сколько сможет. Если Вера любит гулять с друзьями, ей не нужно будет ни страха порицания, ни поощрения в виде денег или подарков – она просто будет гулять с ними часами напролёт.

Есть дети, которые любят учиться. Любознательность – одна из черт нашей природы; у кого-то она развита сильнее, у кого-то слабее. Есть и любовь к занятию конкретным делом, хобби: одни любят читать, другие любят животных, кто-то обожает играть в футбол – интересов, как и видов деятельности, великое множество. И те или иные интересы есть у каждого – у каждого взрослого, у каждого ребёнка. Просто есть те, кто ещё не нашёл "своё" дело – то, занятие которое действительно может доставлять удовольствие.

Найти любимое дело можно разными способами. Безусловно, лучший из них – это практика. Надо просто не бояться пробовать себя в разных сферах. Да, вам не понравился волейбол или теннис, но это не значит, что спорт в принципе не подходит вам – возможно, вы найдёте себя в гольфе или в фехтовании. Вам не интересен школьный курс физики – это ещё не значит, что курс лекций, например, Фейнмана не сможет пробудить в вас страсть к этой науке. Но путь практики, при всех его достоинствах, имеет один важный минус: он слишком долог. Испробовать лично каждый вид деятельности, который был открыт человечеством – невыполнимая задача.

Второй способ – обмен опытом, общение с людьми, реально занимавшимися теми или иными делами. Этот способ тоже очень хорош, но имеет очень существенный недостаток: все люди разные. Для одного работа в прямых продажах – ужас и пытка, которые еле-еле компенсируются зарплатой, зато проектирование сооружений – приятное и лёгкое занятие; для другого анализ рынка будет невыносимо трудным и скучным занятием, а вот работа по обучению окажется лёгкой и приятной. Обмен опытом – это всегда обмен личным опытом, переданный через призму личности данного человека.

Наконец, для определения сферы своих интересов и поиска дела, занятие которым действительно будет доставлять удовольствие, можно обратиться к услугам профессионалов, работающих в сфере профориентации. Да, полученные в результате профориентации рекомендации не заменят личного опыта деятельности. Но тестирование на профориентацию поможет не растрачивать силы и время впустую. Вместо того чтобы пробовать себя во всём многообразии сфер учёбы и деятельности, вы сможете сосредоточиться на нескольких действительно подходящих вам.

 В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что все люди разные. Мы отличаемся по своим интересам, способностям, по своим личностным особенностям. Но каждый из нас может найти себе дело, которое не только позволит поддерживать достойный уровень жизни, но и будет выполняться легко и с удовольствием. Определить действительно «своё» дело можно только на основании личного опыта, но для сокращения времени поиска имеет большой смысл воспользоваться услугами профориентации.

Профконсультант Центра «Гуманитарные технологии»,
психолог Булатов Ф.В.

Как привить ребенку интерес к знаниям

Как найти такие слова, методы и приемы, чтобы школьник добровольно и самостоятельно выполнял свою основную обязанность?

С этим вопросом, особенно актуальным на старте самой длинной учебной четверти, корреспондент "РГ" обратилась к специалисту - кандидату педагогических наук Маргарите Крайниковой, начальнику научно-исследовательского отдела Нижегородского института развития образования.

Российская газета: Итак, как же заставить ребенка учиться?

Маргарита Крайникова: Давайте сразу оговоримся: смысл слова "заставить" предполагает некое давление, насилие. С этой точки зрения "заставить" ребенка учиться совершенно невозможно. Конечно, послушный сын, опасаясь вашего гнева, будет выполнять школьные задания, но, как известно, рабство еще никому не приносило счастья. Представьте только, какое омерзение вызывает у вашего ребенка такое учение, как говорят в народе, из-под палки. Кроме того, нужно помнить, что воздействие родителей будет результативно только до определенного возраста. Настанет время, когда чадо перестанет их бояться.

РГ: То есть школьника можно заставить сесть за уроки и даже сделать их, но заставить проявлять интерес к предмету, любить учебу как ежедневную радостную деятельность - не получится?

Крайникова: Существует некий "двигатель", без которого учеба воспринимается нашими детьми как скучная и бессмысленная обязанность. Этот двигатель - мотивация, в педагогическом научном определении - совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности. Иными словами, это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение цели. Он-то, этот двигатель, нам и поможет.

РГ: Родители искренне желают, чтобы их ребенок хорошо учился. Они осознают всю серьезность проблемы, когда школьник отлынивает от учебы. С чего нужно начинать ее решение?

Крайникова: Чтобы заставить (или вызвать мотивацию, как мы договорились) ребенка учиться, прежде всего родители должны ответить себе на простой вопрос: а зачем это надо? На первый взгляд, вопрос кажется бессмысленным. "Ну, как же, - думают многие мамы и папы, - все учатся. Мой ребенок что же - хуже других?" Это первая причина, побуждающая родителей воздействовать на детей. Второе рассуждение: "Не будет учиться - начнет по улицам шляться, попадет в дурную компанию... Вино, наркотики..." Но, конечно, не это главное. Вот третья причина, на взгляд родителей, гораздо более веская: "Не будет учиться - не попадет в колледж или вуз, не получит профессию, заберут в армию, чего бы очень не хотелось. Для девочек тоже немаловажно, в каком коллективе находиться: нам, родителям, спокойнее, если потенциальные женихи - будущие профессионалы, люди образованные и воспитанные".

Рассуждаем дальше. Подумайте, уважаемые родители, являетесь ли вы более интеллектуально и нравственно развитыми, чем современные школьники и студенты? Был ли у вас интерес к учебе, казались ли вам знания ценностью? Если нет - то вам придется очень постараться, чтобы ребенок не пошел по вашим стопам.

РГ: Что же делать нам, отцам и матерям, чтобы чадо прилежно училось?

Крайникова: Самой большой проблемой представляется то, что ребенку "ничего не интересно". Значит, задача родителей - найти такое занятие, от которого у вашего сына (или дочери) загораются глаза, и принять участие в его любимой игре. Я имею в виду игру в широком смысле этого слова - как способ познания жизни. В вашем лице ребенок должен видеть человека, увлеченного его делом. И чем раньше это случится, тем проще вам будет в будущем. Для развития порой достаточно небольшого толчка, затем оно продолжится с вашей минимальной поддержкой.

Общее дело не только пробуждает у ребенка интерес к активному постижению мира, но и цементирует семью, создает атмосферу дружбы и взаимопонимания, необходимую для гармоничного развития человека. Часто семейные конфликты возникают именно из-за того, что родителям, по словам детей, нет до них никакого дела. Родители постоянно заняты, устают, на детей не хватает ни сил, ни времени. Хочется обратиться к таким матерям и отцам: пока не поздно, задумайтесь, будете ли вы счастливы, заработав много денег, но потеряв при этом ребенка?! Это мы, взрослые, можем быть самодостаточными. А ребенку нужна любовь и много внимания. Но самый главный принцип воспитания - это уважение. Если ваша семейная атмосфера лишена этого, ребенку дома неуютно, он будет искать место, где его понимают, где он что-то значит для других.

РГ: Итак, папа с сыном играют в теннис, мама с дочкой шьют наряды или выращивают цветы, но на оценки в школе это не влияет.

Крайникова: Ну, по крайней мере с физкультурой, трудом, биологией у этих ребят проблем, вероятно, не будет. Но дело даже не в этом. Каждый человек от рождения наделен разными способностями, которые позднее становятся фундаментом познавательного интереса к определенной деятельности. Все эти способности можно развить. Но один самый важный талант дается каждому. Этот талант - жажда познания. Ваш малыш с первых месяцев жизни открыт для обучения: он ловит звуки, следит за яркими цветными предметами, трогает руками игрушки. Он не только слушает и смотрит, но уже и запоминает ваш голос, музыку, стихи, картины окружающего мира.

Наконец он научился говорить, и наступило время многочисленных вопросов. "Почему снег тает?", "Почему бабушка с палочкой?"... Мама разговаривает по телефону, встретила подругу, просто занята своими мыслями. "Отстань! Надоели твои глупые вопросы", - раздраженно реагирует родительница и тем самым перекрывает самый главный источник знаний для любимого ребенка. Малыш понимает одно: когда он спрашивает о том, что его сейчас интересует, мама сердится. Он будет спрашивать все реже и реже, лучик света познания (просвещение - от слова "свет") может померкнуть... Пройдет совсем немного времени, и эта же мамаша будет жаловаться, что сыну "ничего не интересно", не признаваясь себе, что сама убила в ребенке жажду познания.

РГ: Первые проводники в мир знаний для своих детей - именно родители?

Крайникова: Конечно. Воспитание ребенка - не простой, но радостный труд. Вы растете вместе с ним, развиваетесь, стараетесь быть примером во всем. Вам необходимо его уважение. Значит, ваша жизнь - постоянное стремление вперед.

РГ: Существует много рецептов того, как подготовить ребенка к учебе, есть даже специальные курсы для малышей. Казалось бы, в школу первоклассник пришел во всеоружии: читает, пишет, рисует, даже с компьютером управляется. Почему же рано или поздно большинство школьников теряет интерес к урокам?

Крайникова: Причин много. Вот некоторые из них. Как правило, интерес пропадает в подростковом возрасте, когда самым важным в жизни человека становится не учеба, а социализация. Другими словами, человека больше всего волнует вопрос: нравится или не нравится он сверстникам? Ребята приходят в школу главным образом для того, чтобы общаться. В этот период наступает кризис сознания ребенка, который связан с революционными изменениями в его организме. Спокойно переживают этот неспокойный возраст ребята, подготовленные к труду всей своей предыдущей жизнью. Те, кто с самого раннего возраста знает, что мир полон удивительных и увлекательных вещей. Те, кто умеет творить.

Правильно ли считать учителя виновником плохой учебы ребенка? Учитель действительно способен заглушить ростки интереса к своему предмету, если он злой, глупый, равнодушный, ненавидит детей, не уважает родителей. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок получил хорошее образование, ищите Учителя. Не все так безнадежно, уверяю вас. Достойных учителей, профессионалов, много.

О страхе школьников

Часто ребенок не испытывает радости от познания потому, что не видит результата своей работы. Хорошая работа должна вознаграждаться. Порой школьник после напряженного труда получает заслуженную желанную "тройку", а родители недовольны: они рассчитывали на "пять". У каждого есть свой уровень развития, надо только объективно оценить его. Понять, действительно ли ваш ребенок не способен к математике или ему просто лень решать задачки.

Но если школьник взял планку: справился с ленью или напряг силенки и решил-таки трудную задачу, он достоин похвалы. Сейчас во многих семьях применяют, так сказать, материальное поощрение за оценки. С одной стороны, вы как будто платите за проделанную работу, но с другой - воспитываете корыстного человека, который когда-нибудь ответит вам, заболевшему, одряхлевшему, на просьбу о помощи: "А что мне за это будет?"

Талантливый педагог Шалва Амонашвили, когда ему задали вопрос о правомерности материального поощрения в семье, не cмог скрыть возмущения: "Образование, возможность развития, становление Человека - это большая ценность. Надо ли опошлять ее деньгами!"

Что для вашего ребенка важнее - деньги или ваше хорошее отношение? Ответ зависит от того, насколько благополучна ваша семья. Ведь похвала - это тоже искусство. За что хвалить, какими словами или просто благодарной улыбкой, с какой интонацией? Если малыш будет счастлив, когда вы в восторженных выражениях оцените его хороший поступок, то у подростка ваш восторг вызовет досаду. Здесь нужен более тонкий подход. Косвенная похвала может быть выражена как радость от того, что вот вы устали, думали, что вам еще и мусор выносить, готовить, приводить в порядок квартиру (в зависимости от того, какой подвиг совершил ваш ребенок), а теперь сможете просто отдохнуть. Не бойтесь, что он не почувствует вашу радость, вашу благодарность. Дети очень внимательны.

Помните, что создание ситуации успеха для каждого ребенка - необходимое условие развития волевых качеств. Успешный человек уверен в своих силах, он способен на большие дела, ему свойственно радостное отношение к жизни. Развитые способности к творчеству, к познанию, уверенность в успехе своей деятельности - вот качества, которые должны воспитать родители, чтобы никогда не услышать от своего школьника страшных слов: "Не хочу учиться!"

Источник: www.rg.ru



Предварительный просмотр:

21 принцип хорошего воспитания глазами ребенка

Пятилетний Саша, сын читательницы Psychologies Ольги Журавской, ходит в подготовительный класс американской школы. Через месяц после начала занятий Ольга получила памятку от учительницы, написанную от лица ребенка. Она удивилась, перевела и прислала нам. Мы думаем, что здесь сформулированы главные принципы воспитания, пусть и неожиданным образом. А вам есть что добавить?

1. Не балуй меня, ведь я знаю, что ты не обязана исполнять каждое мое желание.

2. Не бойся быть со мной прямолинейной.

3. Не давай мне привыкать к плохим привычкам. Отвыкать от них мне будет еще тяжелее.

4. Не заставляй меня чувствовать себя так, будто мое мнение не имеет значения. В такие моменты я начинаю вести себя еще хуже. Ты должна знать об этом.

5. Не поправляй меня в присутствии других людей. Я лучше воспринимаю информацию, когда ты делаешь замечание с глазу на глаз.

6. Не заставляй меня чувствовать себя так, будто мои ошибки – это страшные преступления.

7. Не защищай меня все время от последствий моих поступков. Я должен научиться понимать, что у действий бывает противодействия.

8. Не обращай внимания на мои мелкие придирки, иногда мне просто хочется пообщаться с тобой.

9. Не расстраивайся слишком сильно, когда я говорю, что ненавижу тебя, – я не ненавижу тебя, а бунтую против твоей власти.

10. Не повторяй все по сто раз, а иначе я буду делать вид, будто оглох.

11. Не давай опрометчивых обещаний. Я расстроюсь, если ты их не выполнишь.

12. Не забывай, что пока я еще не могу вдумчиво объяснить то, что чувствую.

13. Не требуй от меня правды, когда сердишься. От страха я могу случайно обмануть тебя.

14. Не будь непостоянной, меня это сильно портит.

15. Не оставляй мои вопросы без ответов. Я все равно пойду искать ответы, но в другом месте.

16. Не говори, что мои страхи – неважные. Они очень важные, совсем не мелкие, и мне становится еще страшнее, когда ты этого не понимаешь.

17. Не притворяйся совершенной и не совершающей ошибок. Я расстроюсь, когда пойму, что это не так.

18. Не думай, что извиниться передо мной – ниже твоего достоинства. Когда извиняешься, если не права, ты учишь меня поступать так же.

19. Не забывай, что я быстро расту. Тебе придется перестраиваться очень часто.

20. Не запрещай мне экспериментировать. Без этого я не могу развиваться. Так уж, пожалуйста, делай на это скидку.

21. И последнее – помни, что я не могу вырасти счастливым человеком, если меня не любят дома сильно-сильно. Но ты это знаешь и так!

Источник: Psychologies



Предварительный просмотр:

Дети, взрослые, образование и Теория поколений

Теория Поколений изучает два больших вопроса:

  • ценности
  • цикличность в событиях и явлениях,   влияющих на формирование ценностей.

Один цикл, длительностью примерно 80 лет (в истории длительность цикла бывает от 75 до 100 лет), образуют периоды формирования четырех поколений. Например, закончился цикл Молчаливое –Беби-Бумеры –Х –Миллениум, который шел с 1923 по 2003 года. Начинается  новый цикл развития для ряда вопросов.

Для каждого периода поколенческого цикла характерные свои стратегические вопросы-выборы. Сейчас в 2003- 2023 годах, как и раньше в 1923 – 1943 года, когда формировалось Молчаливое поколение, наиболее важные стратегические вопросы касаются нового определения «что такое хорошо и что такое плохо», «хорошего образования», «ликбеза по новым наукам, технологиям и укладу жизни», а также сопровождающих их вопросов – «как взаимодействовать с разными людьми», «как общаться детям и взрослым». Заявленные сейчас в обществе выборы и правила не работают, по некоторым из них пока совсем неясно как действовать. Эти стратегические выборы проявляется в статьях, в книгах, в законах, в публичных дискуссиях, и включают точки зрения разных поколений как в России, так и в мире. Важно, что именно сейчас по этим вопросам будут определены ключевые направления развития на следующие 80 лет. И потом, лет через 80-90 лет начнутся новые дискуссии, приняты новые правила и решения.

Что это значит? Фактически у нас есть 5-8 лет на определение посылов, смыслов и внедрения принятых решений. В это время важно помнить о том, что за этим процессом надо следить, даже лучше в нем участвовать, ведь это то, в чем будем жить мы, наши дети, внуки, города , регионы, страна.

Рассмотрим некоторые из этих стратегических вопросов более подробно

  1. «Хорошее образование».

Мы все видим яркие дискуссии, высказывание диаметрально противоположных позиций, принятие и внедрение неоднозначных решений в образовании в России. Аналогично в Бразилии, Великобритании, США, Швеции и других странах. Вопросов много. Например, как одновременно найти время для огромного потока новых знаний по новым предметам и для этических разговоров в школе, ведь выполнение домашних заданий даже в начальной школе занимает 2-3 часа в день? Или как выбрать, чему именно теперь учить по биологии, физике, химии в курсе образовательной школы? Вообще, учить ли предметам или, как Финляндия, ориентироваться на обучении по темам ? Должны ли все дети освоить 3D печать и понимать нанотехнологии? Надо ли в школе осваивать, как приготовить здоровую еду, починить розетку или мобильный телефон? Я не говорю о гуманитарных науках – где тоже идут дискуссии и о литературе, и об истории, и о количестве иностранных языков, которыми должен владеть уважающий себя человек.

Изменения в образовании касаются не только школы, они касаются всей системы развития и жизни человека. Просто в школе вопросы более яркие, более заметные и быстрее затрагивающие всех нас. Но трансформация идет и в колледжах, и в университетах, она все больше касается взрослых — их обучения совершенно новым профессиям и переобучения. Ответы здесь формулируются более четко: так, на Форсайт-флоте в России в мае этого года работа одной группы была посвящена теме «Развития университета третьего поколения» — новой роли университета в жизни людей, городов, развитии наук и технологий, решении задач.

С этой системной трансформацией и ответом на сложные вопросы о «хорошем образовании» нас ждет приход новых хороших учителей как в школы, так и в университеты. Быть учителем снова станет уважаемо и интересно, мы опять увидим Учителей с большой буквы. Возможно, многие из нас займутся преподаванием в зрелом возрасте, обладая достаточным опытом не только в университетах, но и в колледжах, и в школах.

  1. «Ликбез по новым наукам, технологиям и укладу жизни».

С ликбезом по новым наукам в чем-то проще, поэтому часть вопросов решается, – появляются фаблабы, открываются лаборатории, начинает снова активизироваться кружковое движение, в школе принимают, что новым наукам надо учить, да и сама жизнь наталкивает поколение Z на освоение новых технологий. Чего не хватает сейчас? Ресурсов. Нет учебников, нет интересных экспериментов, которые можно проводить в школе, оборудования для них. Нужно много классных учителей по предметам, связанным с науками. В целом в России с этим вопросом проще с точки зрения восприятия, одобрения в обществе.

  1. «Что такое хорошо и что такое плохо»:

Здесь много вопросов непроговорено, и нам нужны публичные обсуждения, дискуссии на множестве площадок. Например,

  • Кто такой хороший современный ребенок? Что он знает, что умеет делать, как себя ведет в обществе, к чему стремится?
  • Как такой хороший современный человек? И снова: что он знает, что умеет делать, как себя ведет в обществе, к чему стремится?
  • Определение границ и правил общежития– Что не делает «хороший человек» в современном мире. Это касается новых правил общежития, в том числе с учетом технологий и устройств, которыми пользуются практически все. Например, из простого – «хороший человек» не оставляет включенным звук мобильного телефона в помещении или кинотеатре или «хороший человек» не покупает неэкологичные продукты и сервисы, а старые устройства заменяет на новые, более энерго-эффективные и оставляющие меньший след на планете.
  1. «Как общаться детям и взрослым»

Эти изменения затрагивают большую группу вопросов, связанных с одобряемыми форматами взаимодействия взрослый–ребенок, причем в разных вариантах: с родителями, с дедушками-бабушками, с учителями. Тут дискуссия становится более эмоциональной, людям договориться сложнее, т.к. все из нас в своем роде являются экспертами по данным вопросам и каждый высказывает свое мнение.

Вдобавок мы высказываем свою позицию под влиянием ценностей поколений. Переживают и хотят лучшего в этом взаимодействии представители всех поколений. Но поскольку в оценке и вариантах действий в сложившейся ситуации разные поколения считают правильными разные методы, решения, описывают их разным языком, делают акцент на разных деталях– то начинаются яркие поколенческие споры. Отличная иллюстрация этого процесса — появившаяся на днях колоритная дискуссия между Беби-Бумером Денисом Драгунским, который написал в очерке о воспитании поколения Z и взаимодействии c ним бабушек-дедушек-родителей-детей в Gazeta.ru(http://www.gazeta.ru/comments/column/dragunsky/6742769.shtml) , и пограничником поколения Беби-Бумер-Х Марком Розиным, который рассказал о своем взгляде на воспитание и восприятие поколения Миллениум и поколения Z в Снобе (http://snob.ru/profile/29546/blog/93611). Оба взгляда правильные, но они очень поколенчески разные. Да и поколения, которые описываются в них – тоже разные. И реакции возникают разные на них: например, от представителей поколения Х я слышала комментарии по поводу бебу-бумерских доводов Д.Драгунского: «он откровенно все передергивает», «мне не нравится». И размышления по поводу позиции М.Розина, что «у родителей слишком высокие ожидания от самих себя».

Что делать, чтобы эти стратегические выборы были сделаны быстрее, правильнее, заботливее и чтобы были учтены интересы и волнения разных поколений? Решать вопросы, сотрудничая в межпоколенческих командах. В данном случае – на уровне страны и разных отраслей, и разных регионов. Слушая разные поколения, понимая, что именно они хотят сказать и подчеркнуть. Собирать всех вместе. Научиться ценить эту разнопоколенческую команду: и новую молодежь Миллениумов, и таких умных детей-Z, и Иксов в возрасте 30-40 лет, и Беби-Бумеров, и представителей Молчаливого поколения. Это значит, что в области взаимодействия детей, взрослых, образования решения найдутся и воплотятся только вместе. Помните главное, стратегические решения по этим направлениям будут работать следующие 80 лет! Так что надо взять ответственностью.

Автор: Евгения Шамис.



Предварительный просмотр:

«Хочется верить, что наши дети спасут мир»

 «Что оказалось важным лично для меня в разговоре о поколениях: Если говорить про Y и Z (дети) в целом, то я сделала вывод, что мне точно нужно больше работать над собой, над своим восприятием, нежели возмущаться и раздражаться. Это проще в плане эмоций и более продуктивно. Более того, есть чему учиться и у тех, и у других. Здесь, вероятно, есть ограничения в плане научения, тем не менее.

Об игреках, поняла, что:

  • не стоит возмущаться по поводу отношения к работе (как правило, после 18:00 на работе остаются совсем не игреки, мы же и в выходные читаем почту/пишем письма, и в отпусках не отпускаем работу);
  • не стоит их  уверенность принимать за наглость. Они скорее для нас, вечно сомневающихся в себе, пример в этом отношении;
  • нужно менять стиль коммуникации. Время диктует «твиттерианский» формат сообщений. Коротко о главном.

С детишками еще интереснее – памятуя, например, о своем весьма небогатом детстве, об одежде, которую донашивала за двумя-тремя двоюродными братьями-сестрами, я одно время просто без конца покупала для дочерей одежду, а потом убивалась потому что она отвергается ( т.к. не нравится —  кто бы мне дал в свое время выбирать!) или не ценится — пачкается,  портится.

Теперь очевидно, что  не нужно перегибать палку в плане покупок, и самое главное понять, что  они растут в условиях избыточного выбора, и одним платьишком больше, одним меньше, — не страшно.

Пожалуй, одно из самых трудных — принять ситуацию с отношением к чтению. Не озадачивалась этой проблемой глобально, но подозреваю, что дети стали читать меньше. Это меня конечно расстраивает. Для меня книга — святое, умение работать с текстом — как «Отче наш». Все студенчество просидела в Ленинке. Сейчас вроде как это и не обязательно.

Зато очень очень обнадеживает прогноз относительно склонностей Z  к наукам и искусству. Я делаю сейчас все возможное, чтобы например для старшей дочки наука стала родом занятий, у нее, как мне кажется, к этому определенная склонность есть. Она запросто может позвонить мне в рабочее время и вполне серьезно спросить, зачем люди живут. Уже год она занимается  Го, довольно сложную и для взрослых игру.

Вообще дети сейчас удивительные, иногда дочь так аргументировано отказывает мне в моих родительских наставлениях и поручениях, что ничего как согласиться с ней, мне не остается. Хочется верить, что наши дети спасут мир»

                                                                                                      Автор: Людмила Шавлохова