Работы учащихся
Предварительный просмотр:
Выступление
10 июля 2010 г. исполнилось 200 лет со дня основания Шереметевского странноприимного дома, в настоящие время НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского и освящение домового храма во имя Троицы Живоначальной.
Странноприимный дом графа Н.П. Шереметева— одно из красивейших зданий Москвы, выдающийся образец русского классицизма XVIII-начала XIX вв. Но это не только ценнейший памятник архитектуры допожарной Москвы. Это памятник благотворительности и милосердия, традиции которого продолжаются и в наши дни Научно-исследовательским институтом скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, история которого неразрывно связана с историей Странноприимного дома.
Шереметевы – древний русский боярский род, ведущий свое начало, как и Романовы, от Андрея Кобылы, упомянутого в летописи 1347 года.
Шереметевы первые в России получили графский титул, данный Петром I в 1706 году генерал-фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву.
В 1743 году княжна Варвара Алексеевна Черкасская стала женой графа Петра Борисовича Шереметева. В приданое, Шереметевым перешли огромные владения князей Черкасских, в том числе земли у Сретенских ворот и Останкино с Марьиной рощей. Так Шереметевы стали богатейшей фамилией в России, соперничающей с Юсуповыми. А ещё в приданое Шереметеву перешли крепостные крестьяне князей Черкасских, в их числе и родители Прасковьи Жемчуговой.
Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова родилась 31 июля 1768 года в семье крепостного кузнеца. В семь лет девочка была взята на воспитание в подмосковную усадьбу Шереметевых – Кусково. Прасковья хорошо пела, её готовили для службы в крепостном театре Шереметевых. Она научилась играть на клавесине и арфе, говорила по-итальянски и по-французски.
Дебют Прасковьи Ковалёвой, получившей псевдоним Жемчугова, на сцене театра состоялся в 1779 году. Он сыграла роль служанки в опере Гретри «Опыт дружбы». Вскоре она начинает играть главные роли в театре. Блестящая актриса и певица, обладающая прекрасными драматическими данными и лирическим сопрано, Жемчугова стала настоящим украшением театра графа Николая Петровича Шереметева – страстного любителя искусства.
Между актрисой и графом вспыхнули чувства, который привели к тому, что в ноябре 1801 года влюблённые тайно обвенчались в церкви Симеона Столпника в Москве. Николай Шереметев дал вольную всей семье Ковалёвых и Прасковье Ивановне, которая стала официально графиней Шереметевой
Однажды граф заметил, что Прасковья подозрительно часто стала исчезать из дома по утрам, и он решил её выследить. Оказалось, она тайком посещала Сухаревку, где толпились нищие, чтобы подать им милостыню. И тогда граф, уступая просьбе своей подруги, решил построить на Сухаревке Странноприимный дом для «облегчения страждущих» и отдал под него свои Черкасские огороды.
Закладка здания состоялась в 1792 году, в нем планировалось разместить богадельню на 100 человек, больницу на 50 человек и домовый Храм Живоначальной Троицы.
Первоначальный проект составил ученик и родственник Василия Баженова архитектор Е.С. Назаров. Центром здания стала домовая Троицкая церковь, освященная в память о разобранной одноименной церкви князей Черкасских. От нее полукругом расходились два крыла так, что здание имело вид подковы: в одной части располагалась больница, в другой — богадельня, разделяемые церковью.
В 1803 г. графиня Шереметева умерла от чахотки, и в память о супруге Н.П. Шереметев поручил архитектору Джакомо Кваренги перестроить странноприимный дом, придав ему облик дворца. Левое крыло занимала двухэтажная богадельня, правое — больница, а разделяла их Троицкая церковь, отделанная заново по чертежам Кваренги. По мысли графа Шереметева, «вокруг церкви помещаются все облагодетельствованные — увечные, старые и больные, получая через богослужение нравственное утешение и объединение». Храм был отделан мрамором и зелёным уральским камнем в итальянском стиле и расписан знаменитым итальянским мастером Доменико Скотти; интерьер украсили горельефы «Избиение младенцев» и «Воскрешение Лазаря», исполненные Г.Т. Замараевым.
Остаток жизни Н.П. Шереметев посвятил памяти любимой супруги и заботам о страждущих. Помимо странноприимного дома, он строил храмы и больницы в Москве, Петербурге, Ростове. Открытие странноприимного дома и освящение Троицкой церкви должно было состояться 23 февраля 1809 г. — в день памяти графини и в год столетия Полтавской битвы, в которой сражался дед основателя. Однако незадолго до назначенной даты, 2 января, Н.П. Шереметев умер от простуды. Согласно последней воле графа, его похоронили рядом с женой в Петербурге, в простом гробу, раздав все деньги, положенные на достойное погребение, нищим.
Открытие странноприимного дома было приурочено ко дню рождения Н.П. Шереметева и состоялось на следующий год, 28 июня 1810 г., при огромном стечении народа всех чинов и сословий.
Первый параграф устава странноприимного дома гласил: «Оказывать помощь бедным и убогим, не спрашивая роду и племени».
Шереметевы оставались попечителями странноприимного дома до 1917 г. и даже при собственных стесненных обстоятельствах считали делом фамильной чести содержать больницу.
Вскоре Странноприимный дом переименовали в Шереметевскую больницу, которая стала памятником обоим супругам..
Революция ликвидировала название «Странноприимный дом» и предала забвению имя графа Шереметева, однако уникальная история больницы продолжилась. В 1919 году здесь открылась Московская городская станция скорой помощи. Изъятие ценностей не миновало и Троицкий храм. 20 апреля 1922 года отсюда увезли более семи пудов серебра, золотой крест, бриллианты, жемчужную ризу и в тот же год закрыли его, так как по закону все домовые храмы подлежали упразднению.
А в 1923 году по приказу наркома здравоохранения Н.А. Семашко в Шереметевской больнице был устроен Институт травматологии и неотложной помощи, который позже стал называться НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Основоположник неотложной хирургии никогда не работал в этом здании, имя было присвоено по роду его научной деятельности. Тут впервые начали оказывать квалифицированную помощь пострадавшему еще на пути в больницу. Оттепель» началась с приходом гениального русского хирурга С.С. Юдина, которого за необыкновенные, виртуозные руки сравнивали с С.В. Рахманиновым. Это был врач-легенда, при котором институт стал «хирургической Меккой».
В 1945 году Юдин подал идею реставрации исторического здания и бывшего храма, чтобы «раскрыть гениальные архитектурные творения Кваренги», и сам участвовал в работах. Особый восторг у него вызвала та самая легендарная фреска Скотти в куполе, на сей раз чудом сохранившаяся под штукатуркой. Он отдал свою Сталинскую премию на реставрацию живописи домовой Троицкой церкви, в которой создавали музей медицины. В январе 1992 г. была зарегистрирована община храма во имя Троицы Живоначальной при Институте скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, настоятелем прихода назначен известный московский священник Алексий Грачев, врач-педиатр по образованию (1959-1998).
В 2001 г. постановлением правительства Москвы странноприимный дом было решено реставрировать и восстановить первоначальный облик здания времен графа Н.П. Шереметева. В домовом храме, который вернули Православной Церкви, были восстановлены иконостас, барельефы, колоннада из белого мрамора и подкупольная фреска. В связи с празднованием 200-летия странноприимного дома сотрудники НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского установили по архивным документам и планам территории точное местонахождение первоначальной Троицкой церкви князей Черкасских.