Сценарий урока по теме "Биосфера".

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Фатьянова Валентина Александровна

Район

Ленинский

Место работы

МБОУ « Школа №185»

Должность

Учитель географии

 

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Общественные науки

География

Класс

6

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Линия учебников «Полярная звезда»

Тема учебного занятия

Биосфера

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Биосфера – сфера жизни»

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

3-й заключительный урок темы «Биосфера»

Учебная задача

  • Открыть способ …
  • Вовлечь  учащихся  в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную,  рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …
  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Создать условия, при которых ученик продолжит учиться  анализировать , устанавливать причинно – следственные связи на примере взаимосвязей компонентов природы и человека для поиска пути решения экологических проблем на конкретной территории, формировать собственные представления.

 

imageОбобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

 

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

 

 

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся устанавливать взаимосвязи компонентов природы и человека , раскрывать многообразие связей человека с природой, продолжат развивать умения составлять схему и объяснять ее смысл.

Обучающиеся получат возможность представлять информацию в удобной для себя форме: презентация, видеофильм, проект освоения пришкольной  территории

 

 

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся откроют способ отличать причину от следствия, устанавливать причинно – следственные связи, изображать их графически, продолжат формировать умение вести самостоятельный поиск, высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Обучающиеся получат возможность выполнить творческую работу « Взаимодействие компонентов природы на примере обустройства  пришкольной территории»

 

 

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся высказывают готовность вести диалог с другими людьми, осознают ценность сохранения природы на примере конкретной пришкольной территории ,  сформируют представление о значимости сохранения биосферы

Обучающиеся получат возможность для формирования экологического мышления для возможного решения проблемы: что мы конкретно можем сделать для сохранения биосферы.

 

 

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Учащиеся 6 класса

-имеют опыт устанавливания причинно – следственных связей на примере взаимосвязей других оболочек. Например литосферы и гидросферы, гидросферы и атмосферы и т.д.

-знают о разнообразии растительного и животного мира, о сосредоточении живых организмов на границах соприкосновения сфер, о значении биосферы для жизни человека, о уязвимости биосферы;

- могут определять степень воздействия человека на природу;

- могут оценивать действия, направленные на улучшение или ухудшение состояния окружающей среды

 

 

 

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

 

 

Проверка схемы , которая позволяет, оценить умение устанавливать связи компонентов природы между собой и с человеком

Проверка овладения способом отличать причину от следствия, изображать эти связи в виде схемы

Беседа, которая позволяет проверить умение вести диалог, выдвижение  версии решение проблемы: что я смогу сделать для сохранения биосферы на конкретной территории пришкольного участка

 

 

Комментариии учителя

 

 

 

 

       

 

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет – ресурсы

ЭОРы

 

Учебник География 5-6 классы А.И Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина»Просвещение»2016 (линия Полярная звезда»

Т.Миллер «Жизнь в окружающей среде» М., «Прогресс», «Пангея», 1996, Криксунов Е.А. , Пасечник В.В., Сидорин А.П. «Экология» М., «Дрофа»1995

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://geographyofrussia.com

ru.wikipedia.org

Презентация, диск

 

Техническое обеспечение

Проектор, компьютер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

 

Этап урока
Подэтап урока
Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)
Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Предъявление учителем своей индивидуальности
  • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока

 

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)
  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

 

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.
  • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

•    Формулирование цели урока как  прогностической модели ожидаемого результата

•   Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

 

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”

 

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире
  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения

 

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними
  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

 

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях
  • Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

 

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи -  учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

 

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

     

 

 

Сценарий  проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

 

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Невербальный контакт с учащимися (приветственная улыбка).

Призыв улыбнуться друг другу, получая тем самым заряд бодрости, который пригодится в дальнейшей работе.  

Психологически настраиваются на урок.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Читает высказывание С-А Экзюпери: «Утром ты встал, умылся, оделся…и должен убрать свою планету» («Маленький принц»)

-Как вы думаете о чем хотел сказать автор этими словами? О чем пойдет речь на уроке сегодня?

Отвечают на вопрос, что речь пойдет о взаимодействии человека и природы.

1.3. Создание проблемной ситуации

Спрашивает учащихся о том, что конкретно каждый из нас сможет сделать дпя сохранения биосферы, как не разрушить взаимосвязи, которые существуют в природе, при этом получать от нее блага?

Озадачиваются, мотивируются на дальнейшую деятельность.

 

 

 

 

 

 

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Формулирует цель урока: продолжать учиться анализировать, сопоставлять, устанавливать причинно – следственные связи на примере взаимодействия человека и природы,

Говорит о предстоящей работе в группах.

Класс делится на группы.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Организует работу групп.

Строят сотрудничество в группах.

1 группа составляет схему взаимодействия компонентов природы и человека.

2 группа приводит примеры положительного и отрицательного воздействия человека

на

 

 природу.

3 группа пишет эссе на тему : «Биосфера для меня – это…»

4 группа представляет свое понимание законов Барри Коммонера:

- природа знает лучше;

-все связано со всем;

-ничего не дается даром

2.3. Выбор верного

варианта решения, фиксация найденного способа

Заслушивает ответы  групп учащихся

Аргументируют свои ответы

Отработка

открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Делает   вывод о том, что все компоненты природы взаимосвязаны между собой и с человеком. Биосфера дает человеку все необходимое для жизни, а он,  в свою очередь, влияет на биосферу.

Спрашивает о том, что конкретно каждый из нас сможет сделать для сохранения биосферы на конкретной территории школы №185?

Предлагают пути решения конкретной проблемы: посадить деревья и цветы на пришкольной территории

 

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация

     контро                  ля за выполнением учебных действий

Выслушивает ответы учеников, предлагает учащимся создать проект пришкольной территории и самим поучаствовать в благоустройстве путем посадки растений перед входом в школу.

Анализируют правильность выполнения действий по сохранению биосферы на территории школы.

3,2

Ситуация

оценки образовательных результатов

Предлагает учащимся поучаствовать в рефлексии:

-Сегодня на уроке я научился (лась) …

-Было интересно…

- Было трудно…

- Своей работой на уроке я доволен, потому что

- Своей работой я не совсем доволен, т.к. …

Осмысливают процесс решения учебной задачи, свои способности и результаты работы на уроке