Пушкинские дороги

Для проведения классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon puteshestvie_v_pushkinskiy_peterburg_3.ppt1.84 МБ
Microsoft Office document icon pushkinskie_dorogi.doc60 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Путешествие в Пушкинский Петербург ” .

Слайд 2

Содержание: Введение. 1. Жители Петербурга начала XIX века. 2. Петербургская стихия. 3. Духовная и культурная жизнь Петербурга. 4. «Военная столица». 5. Литературные салоны. 6. Последнее пристанище поэта. Заключение.

Слайд 3

Цели работы: ознакомиться с культурными традициями начала XIX века, с особенностями быта пушкинской поры; проследить, как отражается жизнь Петербурга в творчестве А.С.Пушкина; познакомиться с работами художников начала XIX века.

Слайд 4

Два десятилетия XIX века получили наименование пушкинской эпохи. С Пушкиным вошёл в отечественную литературу и новый герой, сразу ставший одним из самых значительных её героев, - город Петербург, город с императорским двором, парадами, чиновными особами и обывателями. Введение Набережная Невы у Летнего сада. Раскрашенная литография.1820-е гг.

Слайд 5

Жители Петербурга начала XIX века Всех жителей Петербурга начала XIX века можно было разделить на тех, для кого улицы города были лишь пространством между особняками, дворцами, канцеляриями, и тех, для кого сама улица была и дворцом, и особняком, и канцелярией. Господа по улицам проезжали. Иногда верхом, чаще в колясках, каретах. Щеголь в дрожках. Литография по рисунку А. О. Орловского. 1820-е гг.

Слайд 6

Между тем простой народ на улицах жил. В большинстве своём это были “лица крестьянского звания”, приехавшие в город на заработки. Часто они ночевали, и обедали, и развлекались, и вели беседы с приятелями, и работали на улице. На Неве. Обед грузчиков. Акварель К. И. Кольмана. 1820-е гг.

Слайд 7

Жизнь в Петербурге для пришлого мужика начиналась с поиска работы. Существовало несколько “рынков”, где предлагали свои услуги специалисты едва ли не любой профессии. Плотники и каменщики собирались у Сенной площади. Сенная площадь. Раскрашенная литография А. П. Брюллова. 1822 г.

Слайд 8

Федор Неелов. Вид окрестностей С.-Петербурга (Охта). 1804 г. Слева церковь Св. Троицы Среди деревенских, населявших Петербург, особое место занимали жители Охтинской слободы. Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробуждён. Встаёт купец, идёт разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтинка спешит.

Слайд 9

Привилегированные слои населения предпочитали жить в центре города. Самым аристократическим районом считались Невский проспект, улицы Миллионная, Большая и Малая Морские, Большая и Малые Конюшенные, набережные Дворцовая, Английская, Гагаринская… Невский проспект. Вид от Аничкова моста. Литография. 1830-е гг.

Слайд 10

Петербургская стихия. 7 ноября 1824 года на площади у Большого театра. Картина Ф. Я. Алексеева. По мере того, как город строился, мостовые его набережных и улиц всё выше поднимались над уровнем реки. Сильные наводнения случались в среднем не реже, чем раз в десять – пятнадцать лет. И были, вероятно, одной из самых отличительных черт петербургской жизни.

Слайд 11

Наводнение, случившееся в Петербурге 7 ноября 1824 года, осталось памятным для последующих поколений не только потому, что было самым мощным и разрушительным в истории города, но и потому, что попало в пушкинскую поэму “Медный всадник”. Осада! Приступ! Злые волны, Как воры, лезут в окна. Чёлны С разбега стёкла бьют кормой. Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, брёвны, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам! Петербургское наводнение 7 ноября 1824 года. Гравюра 1820-е гг.

Слайд 12

Духовная и культурная жизнь Петербурга. В Петербурге было лишь два места, которые в равной мере посещали представители всех сословий. Это церковь и театр. Главным общегородским храмом стал Казанский собор. К концу 1810-х – начале 1820-х г. набожность была в большой моде при русском дворе. Вид Казанского собора в Петербурге. Картина Ф. Я. Алексеева. 1810-е гг.

Слайд 13

Петербургский Большой Театр. Раскрашенная литография К. П. Беггрова. Зрительный зал. Гравюра С.Ф. Галактионова по рисунку П. П. Свиньина. 1820-е гг. Конец 1810-х – начало 1820-х годов было временем небывалого, страстного увлечения театром. Волшебный край! там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин… Театр уж полон, ложи блещут; Партер и кресла, все кипит; В райке нетерпеливо плещут; И, взвившись, занавес шумит.

Слайд 14

«Военная столица» Парады и смотры императорской гвардии были зрелищем впечатляющим. Парады устраивались лишь в торжественных случаях – в день рождения императрицы, на крещение, в годовщину вступления российских войск в Париж, по случаю приезда иностранных монархов. Смотры проводились регулярно . Парад на Царицыном лугу в 1831 году. Картина Г.Г. Чернецова. 1831-1837 гг.

Слайд 15

14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Акварель К. И. Кольмана. 1820-е гг. Площади Петербурга были не только местом смотров и парадов гвардейских полков, но и местом восстаний. Самое крупное - 14 декабря 1825 года. На вопрос Николая I , где был бы Пушкин, если бы 14 декабря оказался в столице, поэт ответил: «…все мои друзья были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога».

Слайд 16

Литературные салоны После восстания на Сенатской площади именно литературные салоны стали средоточием уцелевших общественных сил. Собрание у В.А. Жуковского. Картина Г.К.Михайлова, А.н.Мокрицкого и др. 1834-1835 гг. В гостиной Олениных. Акварель неизв. Художника. 1820-е гг. Где разговор найду непринужденный, Блистательный, веселый, просвещенный… («Краев чужих неопытный любитель»)

Слайд 17

А. А. Дельвиг В.П. Лангер. 1830г . П. А. Плетнев П.Т.Борисполец. В. А. Жуковский П.Ф.Соколов с оригинала К.П.Брюллова. 1837 В. Ф. Одоевский В.А.Тропинин.1831 Пушкин и литераторы его круга постоянно собирались у А.Н.Оленина, А.А.Дельвига, П.А.Плетнева, В.А.Жуковского, В.Ф.Одоевского, Е.А.Карамзиной.

Слайд 18

Торжественный обед у А.Ф.Смирдина по случаю переезда его магазина и библиотеки в новое помещение. Акварель А.П.Брюллова.1832г. Из всех отраслей промышленности Петербурга быстрее прочих развивалась полиграфия - отрасль, без которой был немыслим самый “просвещенья дух”. Особое место среди столичных книгопродавцов пушкинского времени принадлежит А. Ф. Смирдину. Он систематически издавал сочинения Пушкина с 1827 по 1835 год.

Слайд 19

Набережная реки Мойки, 12. Дом, где была последняя квартира А.С.Пушкина Гостиная Кабинет поэта Нигде в Петербурге не ощущается присутствие поэта с такой пронзительной силой, как в его последней квартире, ныне превращенной в музей. Именно сюда стекались «все классы петербургского народонаселения», чтобы проститься с великим поэтом. По словам И.И.Панаева, «это было похоже на народную манифестацию, на очнувшееся вдруг общественное мнение». Последнее пристанище поэта

Слайд 20

Неизъяснимая поэзия таится в старых, «петербургских» уголках города… Где-то в глубине сада, за поворотом улицы они возникают, неожиданные и трогательные встречи… Словно листаешь отлитые из бронзы и чугуна, высеченные на мраморе страницы истории России, ее великой культуры. С первозданной свежестью звучат в памяти строки Пушкина… Д. Гранин

Слайд 21

Список литературы: А.М.Гордин . “Пушкинский Петербург” . Издательство “Художник РСФСР” Ленинград 1974 год. А.М.Гордин, М.А.Гордин . Серия “Былой Петербург”; “Пушкинский век: Панорама столичной жизни . ” Издательство “Пушкинского фонда” Санкт-Петербург 1999 год. В.И.Даль . “Толковый словарь живого великорусского языка” в четырёх томах. Издательство “Русский язык” Москва 1978 год. А.М.Прохоров - главный редактор. “Большой энциклопедический словарь . ” Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”; Санкт-Петербург "Норинт" 1997 год. А.С.Пушкин . Полное собрание сочинений в 10-ти томах. Издательство Академии наук СССР . Москва 1949 год.



Предварительный просмотр:

Сценарий

классный час в форме театрализованного утренника

«Пушкинские дороги»

Аудитория: смешанная (ученики 1,5,11 кл.)

Место проведения: актовый зал

Оформление сцены:

В правом углу стоит стол, на нем подсвечник, чернильница, перо лист бумаги. Вокруг стола три стула. На полу здесь же домотканые дорожки. В глубине сцены, в левом углу стоит лавка, покрытая покрывалом.  В глубине, по центру стоит искусственное дерево. С двух сторон сцены выставки с иллюстрациями по сказкам Пушкина.

Ход мероприятия:

Звучит  классическая, спокойная музыка. Музыка микшируется. Выходит Рассказчик и под музыку говорит.

Рассказчик:  А.С.Пушкин. Он приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека,

который не знал бы замечательные произведения этого великого поэта.  Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему не ослабевает. Стихи и сказки его становятся нам ближе, дороже, нежнее. Сегодня наш праздник посвящен А.С.Пушкину.

Выходят ученики из-за кулис. Читают стихотворение А.Плещеева «Памяти Пушкина».

1.                        Мы чтить тебя привыкли с детских лет.

И дорог нам твой образ благородный,

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

2.                        Бессмертен тот, чья муза до конца

   Добру  и красоте не изменяла.

    Кто волновать умел людей сердца

    И в них будить стремленье к идеалу;

  1. Кто сердцем чист средь пошлости людской,

Средь лжи, кто верен правде оставался

И кто берег ревниво светоч свой,

Когда на мир унылый мрак спускался.

  1. И все горит нам светоч тот

Все гений твой пути нам освещает;

Чтоб духом мы не пали средь невзгод

О красоте и правде он вещает.

  1. Все лучшие порывы посвятить

Отчизне  ты зовешь нас из могилы;

В продажный век, век лжи и грубой силы

Зовешь добру и истине служить.

  1. Вот почему, возлюбленный поэт;

Так дорог нам твой образ благородный;

Вот почему неизгладимый след

Тобой оставлен в памяти народной!

Рассказчик:           Дороги Пушкина. Проселочные дороги, размытые осенью; пыльные

летом; теряющие в снежной мгле; весенние большие похожие на реки. Дороги вечного странника, вечного путника. А начиналось все также как и у всех с дороги детства.    

Звучит лейтмотив, по который на сцену из-за кулис выходят няня, маленький Пушкин, две девочки-крестьянки и мальчик. Дети садятся на авансцену и за стол. Няня вяжет, дети играют. Музыка микшируется. На сцену из-за кулис выходит

юноша.

Юноша:                 «Я сам не рад болтливости своей.

                                Но с детских лет люблю воспоминанье,

Ах! Умочу ль о мамушке  моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце в старинном одеянье,

Она духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня.

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы!

От ужаса не шалахнусь, бывало,

Едва дыша прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

Маленький Пушкин:   (подходит к няне обнимает ее за шею)

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно,давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах

И дремлят поминутно спицы

В твоих натруженных руках

Глядишь в забытые ворота

На черный отдаленный путь

Тоска, предчувствуя,заботы

Теснят твою всечастно грудь.

Няня:                (обращаясь к мальчику, сидящему на полу)

                 - Напиши, дружочек, батюшке моему, Александру Сергеевичу .

(мальчик встает, садится за стол, берет перо имитирует письмо, няня диктует)

«Любезный друг мой, Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все Ваши милости я. Вам всем сердцем благодарна. Вы у меня беспристрастно в сердце и в уме, и только засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Приезжай поскорей, ангел мой. Всех лошадей на дорогу. Целую Арина Родионовна.»

Маленький Пушкин:           - Няня расскажи сказочку.

На сцену выходит мальчик читает)

Мальчик:        У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом,

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

(на сцене появляется кот ,выходит из-за кулис, движется очень плавно)

Кот:               Там чудеса,там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит,

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка там на  курьих ношках

Стоит без окон,без дверей,

Там лес идол видений полны,

Там  о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из волн выходят ясных,

И с ними дядька их морской,

Там королевич мимоходом

Пленяет  грозного царя,

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря,

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит,

Там ступа с бабою Ягой

Идет, бредет сама собой

Там царь Кощей над златом чахнет,

Там русский дух…Там Русью пахнет

Мальчик:     И там я был и мед я пил,

У моря видел дуб зеленый,

Под ним сидел и кот ученый

Свои мне сказки говорил

Одну  я помню: сказку эту

Поведаю я свету…

Няня:  -  Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого;

             подслушал он однажды разговор трех сестер…

(на сцену из –за кулис выходят три девочки в русских костюмах, садятся на лавку. Крестьянская девочка, сидящая на авансцене читает)

Девочка:      Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

(в разговор вступают девицы)

1 девица:      - Кабы, я была царица,-

,-То на весь крещенный

Приготовила б я пир.

2 девица:     - Кабы, я была царица

Говорит ее сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна.

3  девица:    - Кабы, я была царица,-

Я б для батюшки царя

 Родила  богатыря.

Девочка:       Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь стороны той государь.

Во все время разговора

Он стоял позади забора,

Речь последней по всему

Полюбилася ему

(Из-за кулис выходит царь Салтан, направляется к девицам)

Царь:           Здравствуй, красная девица,-

Будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября

Вы ж голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха.

(Герои уходят. Звучит лейтмотив)

Рассказчица:     - Специально  для детей Пушкин сказки не сочинял, но все сказки стали

                               любимы детьми. Он перенес в них  чудесные и живые образы народной

фантазии: золотую рыбку, царевну лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. Нередко сказку наполняют чудеса, а какие давайте вспомним.

Викторина по сказкам Пушкина.

А ну-ка продолжите начатую мной строчку:

1. Три девицы под окном…./пряли поздно вечерком/

2.      Ветер по морю гуляет…/кораблик подгоняет/

3.         Ель в лесу,под елью белка

Диво право не безделка –

Белка песенки поет…/да орешки все грызет/

4.Жил старик со своею старухой

   У самого синего моря:

   Они жили…/в ветхой землянке/

5. Стал он кликать золотую рыбку

    Приплыла к нему рыбка спросила…/чего тебе надобно старче/

6 Свет мой зеркальце скажи,

    Да всю правду доложи…  /я ль на свете всех милее, всех румяней, и белее/

7. У Лукоморья дуб зеленый…/златая цепь на дубе том и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом/

                  - А теперь самое сложное задание. Постарайтесь ответить на мои вопросы.

  1. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидаться с отцом. царем Салтаном?/комар, муха, шмель/
  2. Какую песню пела Белка при честном народе7 /во саду ли в огороде/
  3. Чей это портрет? Высока, стройна, бела и умом и всем взяла,но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива?
  4. К кому обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? /месяц, солнце,ветер/
  5. За какую плату согласился работать Балда у попа? /в за три щелчка тебе по  лбу/
  6. Сколько лет рыбачил старик? /33 года/
  7. Сколько раз кидал  старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку? /3 раза/
  8. Из какой сказки слова ? сказка ложь, да в ней намек,добрым молодцам урок. /о золотом петушке/

- Первые иллюстрации к сказкам Пушкина появились ещё при жизни поэта. Некоторые  сказки легли в основу прекрасных музыкальных произведений. Одно из них «Полет шмеля» известный русский композитор Римский – Корсаков написал к опере «Сказка о царе Салтане». Я предлагаю его сейчас послушать.

Звучит «Полет шмеля» ком. Римский-Корсаков

- В  ветхом доме в Михайловском   длинными, зимними вечерами няня рассказывала сказки маленькому поэту сказки.

Выходит девочка.

Девочка:         Не гаснул долго огонек

В уютной няниной избушке

И слушал, слушал няню Пушкин

Катилась сказка, как клубок

Смеялся Пушкин, говоря:

«Какая прелесть эти сказки»

Звучит лейтмотив

Рассказчица:    -  Зимой из своих поместий приезжало в Москву все окрестное

        дворянство, почти в каждом доме гремела музыка, давались балы.

                                     Пушкин любил балы, маскарады, дружеские обеды.

Там будет бал, там детский праздник.

Куда ж поскачет мой проказник?

С кого начнет он? Все равно:

Везде поспеть не мудрено!

Звучит музыка менуэта. Исполняется менуэт. Три пары, разного возраста. После танца на сцену поднимаются дети.

  1. В сказках все бывает,

В сказках – чудеса,

Спящая царевна, девица – краса,

Золушки и принцы, ведбмы,короли,

Чудо совершиться если веришь ты

  1. Мертвая царевна  проснулась не спроста

Ей людская верность счатье принесла.

Потому что миром правит доброта.

Людям помогает светлая мечта.

  1. Сказка нас научит зло как победить,

Как сврагами сладить, счастье как добыть.

Нам всегда помогут добрые друзья

Будут рядом биться верные сердца.

Дети исполняют песню  «Дорога добра» из к-ма «Маленький Мук», муз. М.Минкова, сл.Ю. Энтина.

Рассказчица:  - Вот  если бы сейчас поэт увидел иллюстрации художников,

                            великолепные рисунки детей и взрослых, услышал, как дети читают,        

                            инсценируют его необыкновенные сказки, я думаю он очень обрадовался

бы тому что его поэзию любят все от мала до велика, вся Россия. Ценят ее как память о наших предках, бабушках и дедушках, простых крестьянках. Сказки поэта берегли, передавали из поколения в поколения, из уст в уста неторопливо и спокойно, будто плели кружево.

Читая Пушкина – мы с полным правом можем гордиться тем, что мы – дети страны, давшей миру одного из самыз великих поэтов – Александра Сергеевича Пушкина.

Читайте его сказки и стихи, передавайте их подрастающему поколению.