Экологический проект: "От семечка к семечку". Воспитатель: Видякина Н. И.

Видякина Надежда Ивановна

Экологический проект: "От семечка к семечку". Воспитатель: Видякина Н. И. Описание моей работы, проведенной с детьми средней группы по посадке и выращиванию цветов и овощей.

Экологическое воспитание значимо с позиций личностно ориентированного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательном учреждении, оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, эмоции и волю ребенка дошкольного возраста.

Современное образование требует от педагогов ДОУ применения в образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, которые помогли бы ребенку овладеть необходимыми знаниями и навыками поведения в природе. Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Данный метод позволяет педагогу включать ребенка в разнообразные виды продуктивной деятельности для овладения новыми знаниями о природе: в поисковую и исследовательскую деятельность, в творческую и продуктивную. Помогает комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта «От семечка к семечку».

Цель проекта: развитие интереса к  исследовательско - творческой деятельности у детей в процессе выращивания растений в  огороде на подоконнике и высадке цветов в клумбы.

Задачи:

Обобщить и расширить знания дошкольников о том, что растение – живое; об условиях, необходимых для его жизнедеятельности; об изменениях  во внешнем виде растения, происходящих в процессе его роста и созревания (появляются и растут корни, листья, плоды и т.п.).

Стимулировать познавательную активность.

Развивать аналитическое мышление, умение находить причинно-следственные связи.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

Закреплять трудовые  умения и навыки в уходе за растениями.

Участники: воспитатели и дети средней группы «Почемучки», родители.

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Вид проекта: групповой.

Этап проектной деятельности: подражательно-исполнительский.

Продолжительность проекта: долгосрочный (март – октябрь).

Ожидаемые результаты.

1. Дети научатся сажать и ухаживать за растениями, растущими на огороде, познакомятся с условиями их содержания.

2.  Появятся знания и представления о росте растений в комнатных условиях как в контейнере с почвой,  так и в стакане с водой.

3. Обогатится словарный запас по теме проекта, появится опыт коммуникативного общения при партнерских взаимоотношениях, появится навык свободного общения с людьми.

Презентация проекта родителям группы: форма проведения – родительское собрание.

Актуальность.

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет  жизни. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для  исследовательско-творческой  деятельности детей.

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение и самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении природы. И кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен осознавать последствия своих действий, иметь свои представления о законах природы. Поэтому важно с раннего возраста научить ребенка трудиться в природе, беречь ее,  а взрослые должны поддержать и развивать интерес к открытиям и создать необходимые условия.

Предмет исследования: Огород на подоконнике.

Объект исследования:  Растения: лук, помидоры, петуньи, бархатцы.

Этапы реализации проекта:

организационный - февраль

основной – февраль- сентябрь

итоговый – первая неделя октября

План реализации проекта.

Организационный этап.

-Подбор художественной литературы: стихи и загадки, пословицы и поговорки, рассказы и сказки об овощах, экологические сказки. Подбор раскрасок на тему: «Что растет на грядке».  Подбор картин  и иллюстраций о растениях, растущих в огороде, о труде взрослых по уходу за ними.

-Беседа с родителями  «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике».

-Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе».

-Выбор растений, для выращивания в группе на подоконнике.

-Приобретение посадочного материала: лук, семена бархатцев, петуньи.  Приготовление емкостей для посадки, земли.

-Подбор орудий труда, необходимых в процессе работы на огороде, в клумбах.

Исследовательский этап:

-Мультимедийный просмотр «Виды бархатцев, петуньи».

-Рассматривание лука и семян бархатцев, петуньи.

-Посадка лука в землю, в стаканчик с водой.

 -Посадка семян бархатцев, петуньи.

 -Цикл наблюдений за посадками (сравнение, анализ).

-Рассматривание рассады помидора.

-Регулярный  уход за посадками (обеспечение светового и теплового режима, полив, рыхление почвы).

Рассматривание натуральных образцов овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).

 -Проведение дидактических игр: «В лесу, в поле, в огороде? », «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть? », «Разложи семена», «Вершки и корешки», «Найди по описанию».

-Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях.

-Беседы о том, как выращивают  растения в теплице и оранжереях.

-Проведение с детьми подвижных игр: «Танец растений», «Цепочка», игра – хоровод «Цветы».

Заключительный этап.

Сбор семян бархатцев, плодов помидора. Беседа с детьми о достигнутых результатах. Выставка рисунков.

Презентация проекта детям и родителям группы. Форма проведения – родительское собрание.

Описание проекта.

    Работа по усвоению первоначальных представлений социальных отношений осуществляется в повседневной жизни путем участия в коллективных мероприятиях. На основе взаимодействия со сверстниками и взрослыми развиваются собственные позиции, оценки.

    Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности, в нашем случае проект на тему «От семечка к семечку».  Наш проект,  основываясь на лично – ориентированный подход к обучению и воспитанию,  развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки хозяйственно-бытового труда в природе,  формирует навыки сотрудничества и повышает уровень речевой активности через взаимодействия с воспитателями,  родителями, детьми.

   В основе проекта «От семечка к семечку» лежит исследовательский поиск в различных направлениях (способность к началам анализа, синтеза, самооценки, наблюдениям), а также стремление к совместной  творческо-исследовательской  деятельности детей, педагогов, родителей. Участвовать в проекте приглашались и родители. Многие из них по собственной инициативе подключились к работе: приобретали необходимый материал,  вместе с детьми ставили эксперименты  дома (выращивали лук в контейнере и в воде), смастерили клумбы для цветов на участке нашей группы.

     Работа в рамках проекта способствовала формированию коммуникативных навыков, умению сотрудничать детей и взрослых  при достижении единых задач в уходе за огородом на подоконнике и в цветниках. Возникающие спорные вопросы по ходу эксперимента дети задавали своим родителям, воспитателям, а затем высказывали свои мнения в группе.

      В качестве объекта исследований были выбраны растения: лук, помидоры, бархатцы, петуньи.

   В проекте были соблюдены правила этапности создания проекта.

    Первоначально подобрали материал, информацию в книгах, журналах, интернете, а также оповестили родителей о начале реализации нашего проекта.

    Освежили в памяти полученные знания об овощных культурах и навыках ухода за ними. Вспомнили и условия выращивания овощных культур, продолжили знакомиться с трудом взрослых, которые работают на земле, выращивая продукты питания. Мы очень дружно с ребятами включились в работу по выращиванию культур: сеяли семена, пикировали их, поливали, рыхлили землю, наблюдали, убирали сорняки, общались.

  Дети активно делились информацией и новыми знаниями между собой. В ходе проекта проводили ряд исследований, как в группе, так и дома. У лука, который рос в воде, хорошо были видны корни и можно было наблюдать за ростом не только зеленых перышков растения, но и корней.

Дети узнали много  нового о растениях, растущих на подоконнике,  и осознали, что их объекты исследования - живые, что они  не могут жить сами по себе, они обитают в определенной среде и их  жизнь зависит от многих факторов.

        Для успешной реализации проекта потребовалось оснащение экологической зоны группы. Были приобретены и изготовлены дидактические игры: «В лесу, в поле, в огороде? », «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть? », «Разложи семена», «Вершки и корешки», «Найди по описанию», а также материал и оборудование для опытов и занятий по данной теме.

     Заключительным мероприятием проекта явился  просмотр с детьми презентации «От семечка к семечку», беседа о полученных результатах и выставка рисунков по данной теме. Мы надеемся, что дети нашей группы никогда не станут рвать и топтать цветы в клумбах, ценя красоту природы и труд людей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

От семечка к семечку Долгосрочный экологический проект с детьми средней группы. Воспитатель: Видякина Н. И.

Слайд 2

Садим лук

Слайд 3

Посеяли бархатцы и петуньи

Слайд 4

Первые росточки

Слайд 5

Пикировка рассады

Слайд 7

Рыхление и полив

Слайд 8

Первые помидорчики

Слайд 9

Первый цветок

Слайд 10

Высадка рассады

Слайд 11

Первый цветок петуньи

Слайд 12

Уход за клумбами

Слайд 13

Наша гордость

Слайд 14

Собираем семена

Слайд 15

Наш урожай