Культурно- досуговая деятельность в детском саду

Кульурно-досуговая деятельность в детском саду
В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняя его значимым содержанием, а в итоге формируются основы общей культуры. Следовательно, надо учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстановить свои духовные и физические силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия. Культурно-досуговая деятельность ребенка должна стать постоянной заботой взрослых. Она осуществляется как в дошкольном учреждении и дома, так и в специализированных учреждениях.
Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество. Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать её, а после затраченных усилий – отдыхать. Отдых можно подразделить на активный и пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов, размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участке, подвижные игры и т.д.
Виды отдыха:
· самостоятельные занятия физическими упражнениями;
·  работа на территории детского сада;
· спортивный отдых;
· игры со снегом, песком и водой;
·  прогулки;
·  беседа со взрослым;
· игровая деятельность;
· чтение книг;
·  просмотр диафильмов, мультфильмов и др.;
· рассматривание иллюстраций в книжном уголке;
· прослушивание сказок, песен, мелодий. 
Развлечения – носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.
Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. Особую роль играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей.
В практике работы дошкольных учреждений используют три вида развлечений: дети являются только слушателями или зрителями, дети – непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети. 
По содержательной направленности развлечения можно классифицировать:
· театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, плоскостной театр, фланелеграф и др.);
·  познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников; обычаев и традиций родной страны; экологические;
· спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования и эстафеты;
· музыкально – литературные концерты.
К развлечениям относятся шутки, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы. 
Виды развлечений:
· концерты: тематические, музыкально-литературные и др.; 
· народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.;
· познавательные вечера: КВН и викторины;
·  спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы и др.;
·  театрализованные представления: кукольный театр, инсценирование сказок, мюзиклы, оперы и др.;
· забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки и др.;
· просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей.  
Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Деятельность в праздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада.
Виды праздников:
· народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;
· государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;
· международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
· православные: Рождество Христово, Пасха, Троица и др.;
· бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;
· праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник «Мыльных пузырей», «Оригами» и др.
При организации праздников как особого вида культурно-досуговой деятельности следует соблюдать принципы, характерные для русской праздничной традиции, - душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие творческих сил, состояние всеобщей гармонии.
Программу праздника составляют так, чтобы в нее можно было внести изменения. Она обсуждается на педагогическом совете, выбирается ведущий, обдумывается размещение детей и оформление помещения.
Структура праздника: танцы (народные, бальные, современные); пение (хоровое, сольное, дуэт); художественное слово; инсценирование стихов, сказок; постановка пьес; шутки, репризы, сюрпризы; игры; игра на детских музыкальных инструментах; оформление зала; привлечение родителей.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники, управляемая самой личностью. Именно в процессе самообразования развивается личность ребенка, раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы. Самообразование происходит в свободное время, осуществляется под руководством взрослых и может быть опосредованным или прямым. Оно во многом зависит от предметно-развивающей среды. Взрослым необходимо формировать у них интерес к новым знаниям, умение их «добывать», умение доводить дело до конца, упорство, навыки самостоятельной и совместной работы, уважение к мнению других детей.
При организации самообразования как вида культурно-досуговой деятельности мы исходим из следующих положений.
· При организации самообразования важно исходить из того, что нужно помочь ребенку на основе принципа развивающего обучения.
· Формируя навыки самостоятельной деятельности, воспитатель должен научить ребенка оценивать свои вопросы и затруднения как повод для обращения к собственным возможностям, постепенного осмысления необходимости создания в сотрудничестве со взрослым нового способа действия.
· Деятельность, связанная с самообразованием, носит творческий характер.
· С целью формирования этой деятельности необходимо развивать творческое воображение.
Виды самообразования.
· Игры: компьютерные, деловые, сюжетно-ролевые, настольные.
· Коллекционирование различных предметов, хобби.
· Экспериментирование.
· Самодеятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность.
· Познавательные беседы.
· Экскурсии: в парк, в лес, по историческим местам, местам боевой и трудовой славы.
· Посещение музеев, выставок, театров, цирка, зоопарка др. 
Творчество – тоже рассматривается как культурно-досуговая деятельность ребенка.  Обычно чем культурнее человек, тем разнообразнее его досуг, который он использует не только для отдыха, самообразования, но и для творческой деятельности.
У всех детей есть способности. Дошкольники от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда обладают необходимыми навыками и умениями, поэтому следует создавать необходимую творческую проектировочную среду.
На развитие творчества детей большое влияние оказывает организация занятий в студий, в детском саду: художественной, театральной, музыкальной и др. Основная цель этих занятий – обеспечить каждому дошкольнику уверенность в своих возможностях и способностях. Этому способствует доступность и посильность заданий, четкое поэтапное объяснение, установка на необходимость получения знаний и навыков, взаимосвязь учебного материала и интеграция искусств, создание проблемно-поисковых ситуаций, а также реализация на практике индивидуального подхода.
Развитие творческого потенциала ребенка – это длительный процесс, который направлен на формирование его личности в целом, поэтому творческие задания должны способствовать развитию восприятия, мышления, воображения.
Модель учебного занятия с детьми в студии включает в себя следующие этапы: начало занятия и постановка задач, обдумывание плана действий, создание произведения, подведение итогов.
Выводы.
Все перечисленные виды досуговой деятельности очень интересные, разнообразные и доступные для маленьких детей. Каждый ребенок – это, прежде всего личность, обладающая своим характером, способностями, интересами, а также богатым внутренним миром. И задача взрослого помочь ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид культурно-досуговой деятельности.
Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. Особую роль играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей.