Главные вкладки

    птицы нашего края

    о птицах нашего края

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока осетинского языка и литературы                 для 3 класса (для учащихся, изучающих осетинский язык как второй)              на тему ,,Уалдзаджы та нам артахтысты цъиута''.

    Учитель: Гатциева А.В.

    Цели и задачи: формирование и развитие способности и готовности учащихся осуществлять общение на осетинском языке в наиболее часто встречающихся в жизни стандартных ситуациях; воспитывать детей в духе любви к Родине; содействовать коррекции логического мышления, связной речи, памяти, активации словаря; учить детей вести диалог, монологическую речь; учить извлечению информации при аудировании и при чтении; обучение соблюдения речевого этикета; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам; способствовать углублению и систематизации знаний учащихся о птицах нашего края; побуждать детей к посильной помощи птицам в зимнее время.

    Планируемые результаты:

    личностные: проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, сострадание, готовность в любой ситуации прийти на помощь;

    метапредметные:

    • регулятивные — планировать решение учебной задачи;
    • познавательные- воспроизводить по памяти информацию для решения учебной задачи;
    • коммуникативные- подбирать внешние характеристики описываемых птиц;
    • предметные- называть птиц по группам( сравнительные характеристики): гнездящиеся, пролётные, осёдлые, зимующие, перелётные;

    Оборудование: карта Северной-Осетии, карты- атласы РСО-Алании, самодельные таблицы :,, Самые, самые...'', ,,Сроки прилета птиц в наш край”, ,,Кто чем питается”, таблицы с названиями перелетных, пролетных, зимующих птиц, магнитофон с записью голосов птиц, компьютер, слайды с птицами, слайды с презентаций, выставка рисунков учащихся ,,Птицы нашего края”, литература о птицах.

    Дидактический материал: контуры птиц , вырезанные из картинок; сигнальные карточки; таблица для записи названий птиц по группам( вспомогательные таблицы висят на разных стенах класса- для периодической смены позы учащихся, для коррекции зрения); корм для птиц.

    Ход урока.

    1. Оргмомент.
    2. Вызов( определение, постановка задач урока).

    а) - Ребята, посмотрите вокруг и догадайтесь, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?( На диске- голоса птиц).

    - Вспомните, какое стихотворение мы учили на прошлом уроке?

    (Стих.Тотрадза Кокаева,, Зарынц цъиута”).

    - Сформулируйте, как называется тема нашего урока.

    (Ученик рассказывает это стихотворение наизусть).

    б) — Сегодня мы больше узнаем о их нелёгкой жизни, и той неоценимой пользе, которую они приносят. А для этого я приглашаю вас в путешествие на острова,, Птичьи''.(Открывается карта Северной- Осетии с обозначениями границ Северо- Осетинского заповедника и Национального парка,, Алании” ).

    в)-До начала нашего путешествия мы проведём словарную работу, ведь нам в пути встретятся и местные жители , и мы им должны показать- чему мы научились на уроках осетинского языка.

    - Вежливо здороваться на осетинском языке, и прощаться.

    (Отвечают 3-4 ученика).

    Словарная работа.

    весна- уáлдзӕг

    раньше- рáздӕр

    страна- бǽстӕ

    гнёзда- áхстӕттӕ

    кукушка- гáкк-гукк

    скворец- сáуцъиу

    ворона- хáлон

    воробей- сырддòнцъиу

    стриж- чъúма

    голубь- бӕлòн

    ласточка- зӕрвáтыкк

    соловей- бýлӕмӕргъ

    синица(трясогузка)- дзывылдар

    орёл- цӕргǽс

    сова- уыг

    сорока- дзӕгъындзӕг

    снегирь- мúтмитгӕнаг

    кавказский тетерев- къуырмáгарк

    чиж- дзылы

    журавль- хърúхъупп

    перепёлка- уǽрцц

    бородач- сáубоцъо цӕргǽс

    пёстрый дрозд- нǽмыгхор

    дятел- хъӕдхòй

    жаворонок- дыгòппон цъиу    

    Региональный компонент.

    В Северной Осетии встречается около 230 видов птиц, большая часть их пролётные, некоторые из них находятся на грани исчезновения.

    Чёрный аист, беркут, бородач, беркут, дрофа, тетерев, дятел, кеклик- куропатка, сапсан- беркут, летучие мыши и т. д.- занесены в Красную книгу России и Северной Осетии, они нуждаются в защите и заботе.

    г)Таблица.

    Зимующие птицы

    Перелётные птицы

    Пролётные птицы

    воробей

    ласточка

    скворец

    дятел

    соловей

    перепёлка

    чиж

    дрозд

    сорока

    стриж

    ворона

    кукушка

    чёрный аист

    жаворонок

    синица

    орёл

    кавказский тетерев

    3. а) - Прислушайтесь к музыке природы. ( Включается музыка).

    - Что вы слышите?

    (- Это птицы поют в весеннем лесу).

    -Назовите лучшего певца в лесу( с опорой на словарь и стенд на стене класса).

    - Какие птицы первыми прилетают в наши края?

    (-Скворцы и синицы- с опорой на словарь и стенд).

    б) Работа в группах.

    Выбрать правильный вариант:

    Ралӕууыд                     Мӕргътӕ ӕртахтысты

           зымӕг.                         □хъарм бӕстӕй.

           □уалдзӕг.                       □ уазал бӕстӕй.

               

    Адӕм кӕнынц

     сӕрдыгон куыстытӕ.

     уалдзыгон куыстытӕ.

                                                        Раздӕр ӕртахтысты

    □булӕмӕргътӕ ӕмӕ зӕрватыччытӕ.

    □сауцъиутӕ ӕмӕ дзывылдартӕ.

    Ирон адӕмы уарзондӕр мӕргътӕ

    □сырддонцъиутӕ.

    □зӕрватыччытӕ.

    Зӕрватыччытӕ аразынц

    □хӕдзӕрттӕ.

    □ахстӕттӕ.

    в)- Как мы назовём птиц, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются к нам?

    ( Перелётные, их можно увидеть в городе Владикавказе и в сельской местности. Замечено, что с каждым годом их становится всё меньше, особенно ласточек.)

    -Почему так, как вам кажется?

    4.- Итак, отправляемся в путешествие по карте по Северной Осетии.

    а) Национальный парк,, Алания''.

    (Презентация о Нацпарке).

    б) Северо- Осетинский Заповедник.

    (Презентация о заповеднике).

    5. Возвращение в город Владикавказ из путешествия.

    - Каких птиц мы чаще всего встречаем во Владикавказе и перелётных, и зимующих?

    - Но не только песни распевают птицы. У них, сейчас весной, бывает очень много забот и хлопот. С раннего утра до позднего вечера работают неугомонные труженики.

    - Чем они заняты?

    (Птицы вьют гнёзда, выводят птенцов и выкармливают их).

    - С какой целью они строят гнёзда?

    - Как вы можете оплатить им за ту неоценимую пользу, которую они приносят?

    ( Развесить как можно больше для них домики, скворечники, кормушки

     на деревьях, подкармливать их, особенно зимой- слайды о зимующих в Осетии птицах).

    -Когда отмечают День птиц?

    - Какой корм можно положить им в кормушки?

    ( Семечки, крупы, хлеб, сало, семена сорных трав).

    Игра,, Накорми птиц''. ( На кормушке закреплены контуры зимних птиц. Надо насыпать им соответствующий корм с опорой на таблицу).

    6. -Вот и закончилось путешествие по островам ,, Птичьи''.

    -Пора подвести итоги.

    Обобщение.

    • На какие группы можно разделить птиц, обитающих в наших краях?
    • Какие из птиц немногочисленны и охраняются законом?
    • Чему нас учит материал уроков о птицах?

    7. Знакомство с выставкой книг и журналов о птицах.

    8. Рефлексия.

    • Поднять сигнальную карточку:

    если урок понравился- зелёную;

    если не понравился- красную;

    не знаю- жёлтую.

    9. Учитель: продолжить предложение...

    Сегодня я занимался...

    Мне понравилось( не понравилось)...

    Мне стало понятно...

    Я задумался над тем, что...

    У меня возникло желание...