птицы нашего края

о птицах нашего края

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока осетинского языка и литературы                 для 3 класса (для учащихся, изучающих осетинский язык как второй)              на тему ,,Уалдзаджы та нам артахтысты цъиута''.

Учитель: Гатциева А.В.

Цели и задачи: формирование и развитие способности и готовности учащихся осуществлять общение на осетинском языке в наиболее часто встречающихся в жизни стандартных ситуациях; воспитывать детей в духе любви к Родине; содействовать коррекции логического мышления, связной речи, памяти, активации словаря; учить детей вести диалог, монологическую речь; учить извлечению информации при аудировании и при чтении; обучение соблюдения речевого этикета; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам; способствовать углублению и систематизации знаний учащихся о птицах нашего края; побуждать детей к посильной помощи птицам в зимнее время.

Планируемые результаты:

личностные: проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, сострадание, готовность в любой ситуации прийти на помощь;

метапредметные:

  • регулятивные — планировать решение учебной задачи;
  • познавательные- воспроизводить по памяти информацию для решения учебной задачи;
  • коммуникативные- подбирать внешние характеристики описываемых птиц;
  • предметные- называть птиц по группам( сравнительные характеристики): гнездящиеся, пролётные, осёдлые, зимующие, перелётные;

Оборудование: карта Северной-Осетии, карты- атласы РСО-Алании, самодельные таблицы :,, Самые, самые...'', ,,Сроки прилета птиц в наш край”, ,,Кто чем питается”, таблицы с названиями перелетных, пролетных, зимующих птиц, магнитофон с записью голосов птиц, компьютер, слайды с птицами, слайды с презентаций, выставка рисунков учащихся ,,Птицы нашего края”, литература о птицах.

Дидактический материал: контуры птиц , вырезанные из картинок; сигнальные карточки; таблица для записи названий птиц по группам( вспомогательные таблицы висят на разных стенах класса- для периодической смены позы учащихся, для коррекции зрения); корм для птиц.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Вызов( определение, постановка задач урока).

а) - Ребята, посмотрите вокруг и догадайтесь, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?( На диске- голоса птиц).

- Вспомните, какое стихотворение мы учили на прошлом уроке?

(Стих.Тотрадза Кокаева,, Зарынц цъиута”).

- Сформулируйте, как называется тема нашего урока.

(Ученик рассказывает это стихотворение наизусть).

б) — Сегодня мы больше узнаем о их нелёгкой жизни, и той неоценимой пользе, которую они приносят. А для этого я приглашаю вас в путешествие на острова,, Птичьи''.(Открывается карта Северной- Осетии с обозначениями границ Северо- Осетинского заповедника и Национального парка,, Алании” ).

в)-До начала нашего путешествия мы проведём словарную работу, ведь нам в пути встретятся и местные жители , и мы им должны показать- чему мы научились на уроках осетинского языка.

- Вежливо здороваться на осетинском языке, и прощаться.

(Отвечают 3-4 ученика).

Словарная работа.

весна- уáлдзӕг

раньше- рáздӕр

страна- бǽстӕ

гнёзда- áхстӕттӕ

кукушка- гáкк-гукк

скворец- сáуцъиу

ворона- хáлон

воробей- сырддòнцъиу

стриж- чъúма

голубь- бӕлòн

ласточка- зӕрвáтыкк

соловей- бýлӕмӕргъ

синица(трясогузка)- дзывылдар

орёл- цӕргǽс

сова- уыг

сорока- дзӕгъындзӕг

снегирь- мúтмитгӕнаг

кавказский тетерев- къуырмáгарк

чиж- дзылы

журавль- хърúхъупп

перепёлка- уǽрцц

бородач- сáубоцъо цӕргǽс

пёстрый дрозд- нǽмыгхор

дятел- хъӕдхòй

жаворонок- дыгòппон цъиу    

Региональный компонент.

В Северной Осетии встречается около 230 видов птиц, большая часть их пролётные, некоторые из них находятся на грани исчезновения.

Чёрный аист, беркут, бородач, беркут, дрофа, тетерев, дятел, кеклик- куропатка, сапсан- беркут, летучие мыши и т. д.- занесены в Красную книгу России и Северной Осетии, они нуждаются в защите и заботе.

г)Таблица.

Зимующие птицы

Перелётные птицы

Пролётные птицы

воробей

ласточка

скворец

дятел

соловей

перепёлка

чиж

дрозд

сорока

стриж

ворона

кукушка

чёрный аист

жаворонок

синица

орёл

кавказский тетерев

3. а) - Прислушайтесь к музыке природы. ( Включается музыка).

- Что вы слышите?

(- Это птицы поют в весеннем лесу).

-Назовите лучшего певца в лесу( с опорой на словарь и стенд на стене класса).

- Какие птицы первыми прилетают в наши края?

(-Скворцы и синицы- с опорой на словарь и стенд).

б) Работа в группах.

Выбрать правильный вариант:

Ралӕууыд                     Мӕргътӕ ӕртахтысты

       зымӕг.                         □хъарм бӕстӕй.

       □уалдзӕг.                       □ уазал бӕстӕй.

           

Адӕм кӕнынц

 сӕрдыгон куыстытӕ.

 уалдзыгон куыстытӕ.

                                                    Раздӕр ӕртахтысты

□булӕмӕргътӕ ӕмӕ зӕрватыччытӕ.

□сауцъиутӕ ӕмӕ дзывылдартӕ.

Ирон адӕмы уарзондӕр мӕргътӕ

□сырддонцъиутӕ.

□зӕрватыччытӕ.

Зӕрватыччытӕ аразынц

□хӕдзӕрттӕ.

□ахстӕттӕ.

в)- Как мы назовём птиц, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются к нам?

( Перелётные, их можно увидеть в городе Владикавказе и в сельской местности. Замечено, что с каждым годом их становится всё меньше, особенно ласточек.)

-Почему так, как вам кажется?

4.- Итак, отправляемся в путешествие по карте по Северной Осетии.

а) Национальный парк,, Алания''.

(Презентация о Нацпарке).

б) Северо- Осетинский Заповедник.

(Презентация о заповеднике).

5. Возвращение в город Владикавказ из путешествия.

- Каких птиц мы чаще всего встречаем во Владикавказе и перелётных, и зимующих?

- Но не только песни распевают птицы. У них, сейчас весной, бывает очень много забот и хлопот. С раннего утра до позднего вечера работают неугомонные труженики.

- Чем они заняты?

(Птицы вьют гнёзда, выводят птенцов и выкармливают их).

- С какой целью они строят гнёзда?

- Как вы можете оплатить им за ту неоценимую пользу, которую они приносят?

( Развесить как можно больше для них домики, скворечники, кормушки

 на деревьях, подкармливать их, особенно зимой- слайды о зимующих в Осетии птицах).

-Когда отмечают День птиц?

- Какой корм можно положить им в кормушки?

( Семечки, крупы, хлеб, сало, семена сорных трав).

Игра,, Накорми птиц''. ( На кормушке закреплены контуры зимних птиц. Надо насыпать им соответствующий корм с опорой на таблицу).

6. -Вот и закончилось путешествие по островам ,, Птичьи''.

-Пора подвести итоги.

Обобщение.

  • На какие группы можно разделить птиц, обитающих в наших краях?
  • Какие из птиц немногочисленны и охраняются законом?
  • Чему нас учит материал уроков о птицах?

7. Знакомство с выставкой книг и журналов о птицах.

8. Рефлексия.

  • Поднять сигнальную карточку:

если урок понравился- зелёную;

если не понравился- красную;

не знаю- жёлтую.

9. Учитель: продолжить предложение...

Сегодня я занимался...

Мне понравилось( не понравилось)...

Мне стало понятно...

Я задумался над тем, что...

У меня возникло желание...