Статья «Говорим с малышом»

Давтян Арине Аркадьевна

/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_govorim_s_malyshom.odt29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Говорим с малышом»

Роль общения ребёнка раннего возраста со взрослыми

Рекомендация для родителей

        Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации,а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания,формируются практические умения и навыки,вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности,морально — политические и эстетические чувства,складывается характер.

         Общение порождается социальными, общественными и другими потребностями человека,проявляющимися в стремлении выполнять совместную деятельность.

        Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В  процессе общения складываются и реализуются как личные,так и общественные отношения.

        Развития речи ребёнок тесно связано с его общим психическим развитием. В         большинстве  случаев по тому, как ребёнок говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию. Чем раньше  будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Знания,факты, т.е. Информация — материал  мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления.

         Чтобы речь малыша полноценно развивалась, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми.

        Хорошо, если родители занимаются с ребёнком, в частности развитием его речи.

        В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал  удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания,но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

        Расширяя круг  представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различение бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но но и способствовать овладению правильной речью.

        Стараться, чтобы у ребёнка формировались полноценные образы о предметах.  Для этого ребенку нужно получать стимулы извне (зрительные, слуховые, тактильные и т. д.). Делая  что-либо по дому, берите ребенка с собой, делая так, чтобы он видел Ваши действия, одновременно проговаривая названия этих действий.

        В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга,мы активизируем и соседние зоны,отвечающие за речь. Делайте упражения с кистями рук, лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке.  В центре ладони находится очень важная точка — центр развития речи. Кроме того, массируйте пальчики в направлении от кончиков к запястью, растирая их со всех сторон, а затем легко надавливаю на подушечку каждого из них. Затем каждый пальчик несколько раз сгибаю и разгибаю. Делайте так 2-3 минуты ежедневно. Также в раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных  навыков самообслуживания:застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

        Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Нечёткая торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребёнка. Он будет пропускать звуки, «проглатывать» окончания слов.

        Важен эмоциональный контакт с ребёнком и эмоционально выразительный разговор, интонированное чтение сказок, потешек. Почему это важно? Потому что маленький ребёнок, в первую очередь воспринимает интонацию, а уж затем смысл слов. Эмоционально окрашенную речь ему легче воспринимать, так проще запоминаются новые слова.

        Не сюсюкайте с ребёнком (Вместо «Посмотри на этого мишку»,  «Посматли на этюво миську»). Это будет тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Лучше говорите с ласковой интонацией.

        Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для него слово. Это приведёт к тому, что ребёнок бедт стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребёнку, повторяя неправильно произносимые им слова. И не надо стараться указать ребёнку, что это неправильно. Лучше повторить слово за малышом, но произнести его конкретно, даже утрированно, так чётко, чтобы были слышны все звуки. Но произносить надо не орфографически, а орфоэпически. Например: бегемот - «бигимот», носорог - «насарог».

        Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения с близкими людьми и сверстниками. Когда ребёнок начинает говорить (после года) важно вызвать мотивацию к речи или просить, чтобы он произнес слово, повторив за вами название предмета в эмоционально значимой для него ситуации.

        Договаривайте слова, не обрывайте речь на полуслове. Пусть у ребёнка будет образец чистой речи. Замечено, что чаще слышит ребёнок, то потом он и будет воспроизводить в первую очередь, начать говорить.

        Не заменяйте слова на неправильное значение слова (перчатки - «рукавчики», коробка из-под торта - «торт»).

        Называйте вещи своими именами (особенно актуально для детей, которые уже начали говорить и накапливать активный словарный запас). Например, вместо того, чтобы на каждый вид транспорта постоянно говорить ребёнку «бибика или машинка», говорите: машина, легковой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, трактор, экскаватор, грейдер и т. д. Но важно начинать с материала, к которому ваш ребёнок проявляет интерес (может, он любит животных или машины или его интересует бытовая техника).

        Если вам не нравится, что ребёнок употребляет свои искаженные выдуманные квазислова (сюсюкания) (речь идёт о словах, которые он впервые использует), особенно упрямым детям не стоит запрещать их говорить. Тем самым вы только закрепите их в речи ребёнка. Лучше сделать вид, что вы это слово не заметили и перевести разговор на интересную тему для малыша.

        Наглядный материал должен быть реалистичным и не зашумлённым. (Хорошо, если на картинке в детской книжке будет видно, кто изображён: крокодил или динозавр). Не стоит брать книг ( и к игрушкам это также относится), если вы сами понимаете, кто изображён на картинках. Пусть вы и ваш ребёнок сможете чётко определить и назвать все, что нарисовано в книги. Если можно чётко определить предмет, назвав конкретным словом, у ребёнка будет складываться чёткое понятие о предмете.

        Проговаривайте чётко окончание слов, так лучше развивается «чувство языка», а значит, чёткое понимание смысла слов русской речи и владение разными нюансами. И в дальнейшем ваш малыш легче будет усваивать грамматическую сторону языка. А, следовательно, легче будет даваться русский язык в школе.

        Не старайтесь говорить все слова только лишь в уменьшительно-ласкательной форме. Проговаривайте их как в полной (например: курица), так и  в уменьшительно-ласкательной форме (курочка). И не забывайте про синонимы, чтобы обогащать словарь (наседка, клушка, несушка и т. д.). Употребляйте уменьшительно-ласкательные формы адекватно ситуации. Например: малыш насыпет в формочку песочек; а экскаватор высыпает песок.

        Стараться не вставлять в каждую свою фразу бессмысленных восклицаний: ой, какой», ой, какая! Заменяйте эти слова на информативные: желтый, большой, твёрдый и т. д.

        Прежде чем спрашивать у ребёнка, что нарисовано на картинке или что за предмет он наблюдает, сначала расскажите о нём сами. И чем понятнее и нагляднее будет ваше объяснение, тем лучше. Называйте вещи своими именами,  а не заменяйте их на звукоподражания. (Например, одна женщина на детской площадке говорила ребёнку постоянно вместо слова «кошка» - «мяу».)

        Когда играете с малышом в игрушки, вместо указательного местоимения «это» (например, «возьми это, ставь сюда») называйте конкретные существительные для развития пассивного словаря. Например, возьми маленький кубик и поставь его на большой. «Известно, что первые временные связи между предметами и их словесными обозначениями, то есть первичное понимание речи, образуется у детей благодаря совпадению во времени звучания слова, произносимого взрослым, с предъявлением предмета, действия, явления, которые они обозначают».

        В основе современных критериев оценки детских игр и игрушек лежат ценные педагогические и психологические качества игрушки. Существует два типа критериев оценки игр и игрушек.

        Критерии I  группы связаны с безопасностью ребёнка, защитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие. Эти критерии должны применяться, если игрушка:

  • провоцирует ребёнка на агрессивные действия;
  • вызывает у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;
  • провоцируют игровые сюжеты на безнравственность и насилие;
  • вызывает нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящей за рамки возрастной компетенции ребёнка;
  • провоцирует ребёнка на пренебрежительное отношение  к расовым особенностям или физическим недостаткам других людей.

        Критерии II группы связаны с качествами игрушки, направленными на обеспечение развития интеллектуальных, моторных, сенсорных способностей ребёнка:

  • полифункциональность (сочетание различных (обычно двух) функций в одном), способствующая развитию творчества детей;
  • возможность применения игрушки в совместной деятельности;
  • дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;
  • эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развивать творческие способности.

        Таким образом, игрушка для ребёнка должна быть представлена во всём её разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.

                Совместные игры родителей с детьми

        «Выше и ниже» Игра учит сравнивать. Походите с ребёнком по квартире и выясните, какие предметы выше, а какие ниже, чем он. Спросите у малыша:

        «Ты выше, чем стол (шкаф, тумбочка и т. п.)?» Покажите, как сравнить высоту, научите правильно отвечать на вопрос. Если у малыша всё получится, предложите ему так же поиграть с игрушками.

        «Самодельная книга» Эта игра прививает любовь к книгам. Вырежьте вместе с малышом интересные картинки из старых журналов, газет, открыток, буклетов и приклейте их на кусочки картона одинакового размера. Сделайте в картонных листочках дырки и соедините их вместе с помощью ленточки, шнура и нитки. Теперь у вас появилась новая книга, которую вы сделали вместе с ребёнком. Можно книжечку посвятить какой-то теме — природе, животным, мультфильмам. Рассмотрите вместе с малышом картинки в книге, сочините рассказ, который они могли бы иллюстрировать. Попросите ребёнка найти в книжке какую-либо конкретную картинку.

        «Коробки» Данная игра развивает воображение. Соберите Самые различные пустые коробки разного размера: упаковки от круп, соков, обуви, подарков. Разложите их на полу и предложите малышу уложить их так, чтобы получить дом, крепость, башня, машина и т. п. Предложите различные идеи, помогите ребёнку в его экспериментах.

        «Сортируем игрушки» Игра помогает развивать мышление ребёнка. Разложите на полу перед малышом побольше различных игрушек. Начните сортировать, например, по размеру, привлекайте и малыша. Можно сортировать игрушки по цвету или качеству (музыкальные, движущиеся, мягкие). Способ сортировки может подсказать и сам малыш.

        Мамы и папы, играйте и в играх обучайте своих малышей! И вы увидите, какими благодарными учениками и прекрасными соратниками по играм могут быть ваши дети.