Инновационная деятельность на базе КФУ
Направление инновационной деятельности:
Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования «Обеспечение реализации системно- деятельностного подхода на уроках ФГОС НОО»
Тема: Распространение и внедрение инновационного педагогического опыта учителя в образовательных программах профессионального образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Моя малая родина»
Примечание: перед данным уроком была организована экскурсию в сельскую библиотеку, где ребятам рассказали о деревнях, которые входят в состав Альшиховского поселения, вместе с детьми сделали фотографии достопримечательностей сел. Проведены занятия – введение в проект, дома учащиеся совместно с родителями собирали информацию, материал, консультировались с учителем, создали свои проекты «моя малая родина». На данном уроке проводится отчёт о проделанной работе.
- Авторы проекта
- Название проекта
- Краткая аннотация проекта
- Цели
- Планируемые результаты деятельности
- Вопросы проекта
- Учебные мероприятия
- Выполнение проекта
- Технологическая карта урока
Авторы проекта
Ученики 1 класса
Классный руководитель: Петрова ИП.
Название проекта
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
Краткая аннотация проекта
У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться. Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом, городом…
Ребята 1 класса под руководством учителя и при непосредственном участии своих законных представителей – родителей, получили возможность рассказать о своей малой Родине, поделиться интересными историями.
Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота, входит в программу внеурочной деятельности «С чего начинается Родина?»». Проект - это попытка объединить единой целью не только основных участников общеобразовательного процесса учителей - учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения - родителей.
В проекте принимают участие учащиеся 1 класса, в которое входят учащихся 3 сел- Альшихово, Тингаш, Мулланур Вахитов, В результате выполнения проекта учащиеся создадут: проект , в котором будут представлены фотографии с родным уголком, где ребята любили проводить, самые запоминающиеся места для них, что в их понимании считается малой родиной. Данный проект ориентирован на выполнение ФГОС, входит в программу 1 класса по окружающему миру,а именно, направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации внеурочной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие.
Ребёнок, который будет знать историю своего села, города, края, памятников культуры, архитектуры, никогда не совершит акта вандализма. Он просто будет знать им цену.
Он прислушается к своим родным, близким, которые объясняют ему, что такое Любовь к Родине, Отчизна, родной дом, Семья.
Цели:
-продолжить знакомство с новым видом работы – проектом; его компонентами и способами проектной деятельности; расширять знания о своём родном селе; способствовать воспитанию чувства гордости за свою малую Родину, воспитывать любовь к своей родине и посёлку, развитие наблюдательности, умение выступать с рассказом, оценивать результаты собственного труда и труда своих одноклассников.
Планируемые результаты деятельности
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
Личностные:
- готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
- умение продуктивно работать в команде, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения;
- умение действовать в интересах группы;
- умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;
- умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды
Метапредметные - умение работать с информацией– умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
- умение оценить степень успешности своей деятельности;
- умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
Предметные:
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
- кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края
Вопросы проекта
История посёлка
Достопримечательности посёлка
Подборка рассказов , стихов, пословиц
Фотографии природы
Учебные мероприятия
Подбор материала об истории, о культурно – исторических и памятных местах нашего поселка, сбор подбор фотографий, стихов и других литературных произведений. Работа. с различными информационными источниками.
Выполнение проекта
Подготовительный этап
- Выявление знаний детей о том, что они знают о своей малой родине
- Постановка проблемы.
- Определение целей и задач проекта.
- Формирование творческих групп:
- выявление у детей знаний осуществлялось посредством беседы;
Основной этап
- Формирование групп учитывая место рождения и проживания. .
- Работа с различными информационными источниками.
- Составление плана работы на каждую группу с распределением обязанностей.
- Обсуждение и отбор собранного материала, необходимого для создания продуктов проектной деятельности учащихся.
Заключительный этап
- Представление готового продукта проектной деятельности учащихся:
- проект «Моя малая Родина»
Технологическая карта урока
Тему урока: Проект «Моя малая Родина»
Тип урока: урок - обобщение ( в рамках урока по окружающему миру)
Цели урока: Образовательные:
-развивать умение работать над проектом в его завершающей фазе - отчете; расширять знания о родном поселке;
-способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.
Способствовать воспитанию чувства гордости за свою малую родину.
Формировать УУД:
- личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной речи.
- познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов, составлять ответы на вопросы.
Оборудование: фотографии с видами уголков посёлка, деревень ( лес, поле, пруд и др.), презентации «Наша Родина – Россия», «Альшиховское поселение».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | Комментарии |
1.Организацион-ный этап (1-2 мин) | - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее. | Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место. | ||
2. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Сегодня у нас необычный урок и посвящён он самому важному в жизни каждого человека. Послушайте песню и скажите, о чём мы будем с вами сегодня говорить. Это – В течение месяца мы работали над проектом, который мы назвали … Сегодня мы подводим итог вашей работы. -Как же будет называться тема нашего проекта? -- Какую цель ставим? | - Родина. - « Моя малая Родина» - « Моя малая Родина» (Расширять знания о родном селе). | (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). | Слайд 1 Дети слушают музыку Слайд 2 Тема прописана на доске. Слайд3 |
3. Обобщение и систематизация знаний. | Наша Родина огромна и прекрасна. Я подготовила для вас фотографии, изображающие красоту нашей необъятной Родины. Посмотрите, как она прекрасна. Я начну фразу, а вы продолжите… Наша Родина называется – Россия … Как из песни слово, Березок юная листва Кругом леса, поля и реки, Раздолье, русская душа. -Как мы еще называем нашу страну? - Столица нашей Родины… -О чем эти строки? Белый цвет – березка. -Какие ещё символы государства вы знаете? - Что такое гимн? -В каких случаях его исполняют? -Как его слушают? -В нашей стране проживают люди разных национальностей -А все вместе мы -
- Молодцы! Роса состоит из росинок, | Дети рассматривают фотографии, делятся впечатлениями. -Россия Российская Федерация -Москва -О флаге -Герб, гимн -Торжественная песня В торжественных случаях -Стоя -Татары, башкиры, чуваши, русские… -Россияне | Уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Умение составлять ответы на вопросы (Познавательные) | Слайд4-10 Презентация « Наша Родина – Россия». Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Звучит гимн (Дети стоя слушают) |
4.Защита проекта | -Но у каждого россиянина есть свой милый сердцу уголок – малая родина. - Что мы Родиной зовем? - Я просила вас узнать, как произошло слово «Родина?» - Что вы узнали?
- В ходе работы над проектом вы собрали большой материал. И сегодня мы сделаем итоговый отчет . все материалы мы поместим на ватман и защитим наш проект. -Конечно же, невозможно не любить наш родной край, красоту нашей природы. Но есть в окрестностях поселка места, которые вам особенно дороги, любимы. -Родная природа (интересные фотографии) | - В толковом словаре говорится, что слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян РОДА. Родители, родня, родственники, родичи, -Место, где родились, живем 1 ученик Когда говорят о России, Я вижу свой Татарстан Березки стоят молодые Зеленый платок, тонкий стан. 2 ученик Куда бы по белому свету Дороги тебя не вели Ты сыном останешься этой Богатой и хлебной земли. Дети представляют и защищают свою работу. Наша родина называется Россия. Среди просторов нашей большой страны есть и самый любимый и дорогой для нас милый уголок, где мы с вами живем. Это место самое дорогое для нас. Это наше село Альшихово. Она расположена на реке Карла. В нашем селе живут славные добрые люди. Люди хранят память о тяжелых страницах в судьбе нашей Родины. В селе есть церковь,клуб, больница, магазины,мечеть.школа, садик,сельский совет и много домов, где мы живем со своими семьями. Нашему селу 344 года.Здесь вместе очень дружно живут чуваши, татары и русские. Мы любим свое село. Моя деревня называется Мулланур Вахитов. Это татарская деревня. В деревне есть мечеть, магазины, клуб,памятник воину,ферма. Мы живем очень дружно. В деревне есть известные люди, среди них Исхакова Фания аппа. Она заслуженный работник культуры Республики Татарстан.. Моя деревня называется Тингаши. Я люблю свое село. Здесь много домов, живут вместе чуваши, татары и русские. Здесь есть клуб, садик, памятник воину,магазин,мечеть.Мне нравится мое село. Дети читают стих-я Малая Родина Мы бы нищими стали, пожалуй, «Родная земля» Холмы, перелески, | Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности « родина», Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Личностные УУД: Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России. | Слайд 15 Дети читают стихотворения Дети вместе с учителем начинают делать проект. Просмотр видеоролика «Альшиховское поселение» Дети читают стихи |
6. Рефлексия | — Что такое проект? — Какой теме посвящен наш проект? — Оцените свои достижения на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.) | Отвечают на вопросы учителя. Исполнение песни «Родина у каждого своя» | Уметь оформлять свои мысли в устной речи (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | |
7. Итог урока | Как вы, думаете, можно считать нашу работу оконченной? - И в заключении, я хотела бы, чтобы мы вместе прочитали эти строки: Малая Родина В родимом краю и березки другие И душистей сирень, зеленей тополёк. Много мест на земле, только в нашей России Может каждый по сердцу найти уголок Спасибо! | Ответы детей | Личностные УУД: Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль. |
Предварительный просмотр:
Отчет по инновационной деятельности учителя начальных классов МБОУ «Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ» Петровой Ирины Петровны.
Система образования в нашей стране вступила в эпоху фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием перехода к непрерывному образованию, новым концептуальным подходом к разработке и использованию технологий обучения. Реализация многих из стоящих перед системой образования задач невозможна без использования современных методов, а также средств информатизации.
Работая учителем начальных классов, ставлю перед собой, в первую очередь, задачи формирования личности, вооружённой ключевыми компетенциями, так как особую значимость в современное время приобретает овладение обучающимися социально-личностных компетенций, среди которых выделяю следующие:
1. Личностная, которую рассматриваю как потребность в самопознании, саморазвитии, самоактуализации. Главным определяю готовность к самостоятельной работе, умение планировать и организовывать деятельность; готовность к постоянному саморазвитию, умение выстраивать стратегии личного развития и обучения.
2. Коммуникативная - умение строить межличностные отношения, работать в группе, конструктивно разрешать конфликтные ситуации и уважать точку зрения другого по данному вопросу.
3. Информационная - владение информационно-коммуникационными технологиями и Интернет-технологиями, понимание возможностей их применения.
За период моей работы в начальном звене были опробованы различные приёмы применения современных технологий (методик):
- Проектная технология. Даёт мне возможность обучения проектированию как общеучебному универсальному умению. В результате формируются навыки исследовательской деятельности.
- Обучение в сотрудничестве. Развиваю навыки мыслительной деятельности, актуализирую полученные опыт и знания. Каждому ученику даю возможность работать в индивидуальном темпе. В результате у учащихся повышается ответственность за результат коллективной работы.
- ИКТ-технология. Повышаю качество наглядности на уроке, снижаю трудоёмкость процесса контроля, использую ЦОР в образовательном процессе. Это позволяет мне повысить мотивацию и интерес к предмету, сформировать умение школьников ориентироваться в информационном пространстве.
- Рейтинговая технология. Даёт возможность открыто оценить деятельность ученика на уроке, обеспечивает связь с практикой и средним звеном с целью дальнейшей адаптации учащихся.
- Рефлексивная технология. Включает рефлексию учащимися своего учебного опыта своей деятельности в процессе занятия.
Определены те, которые позволяют достигнуть наибольшего положительного эффекта при изучении разделов учебного предмета, повторении, подготовке к государственной (итоговой) аттестации.
Применяю на уроках компьютерные презентации. При подготовке к урокам использую ресурсы сети Интернет. Помимо этого, ученики с удовольствием соглашаются помочь в создании презентаций. Ребята учатся самостоятельно работать с информацией: осуществляют её поиск, обрабатывают при размещении на слайдах, а также демонстрируют результат своей работы в классе. При использовании компьютерных презентаций реализуются принцип интерактивности, что позволяет повысить эффективность занятия.
Важное значение имеют обучающие программы, благодаря которым обеспечивается реализация следующих педагогических целей: демонстрация учебного материала, тренинг по теме, тестирование, диагностика и коррекция знаний.
За много лет работы в начальных классах у меня наработана система подготовки обучающихся к успешной работе в классе, участие в олимпиадах, сформирован банк электронных и бумажных материалов: тесты, электронные сборники, компьютерные презентации, перечень тематических сайтов.
При проведении факультативных занятий, консультаций сочетаю информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии с технологиями направляющего текста, интерактивного обучения и работы с информационным текстом. Технология проведения дополнительных занятий строится на принципах дифференциации.
Сочетаю работу по обобщению и систематизации материала с выявлением и проработкой базовых пробелов в знаниях. Это позволяет достаточно быстро сориентировать обучающихся в актуальном материале и постепенно формировать структуру базовых знаний.
Считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий в учебном процессе позволяет обеспечивать качественное, доступное образование каждому обучающемуся, формировать положительную мотивацию к предмету, создавать условия для социального развития школьника, наиболее полного раскрытия возможностей и способностей каждого ученика, развития его индивидуальности, подготовка выпускника, способного быстро адаптироваться в изменяющемся социуме.
Я, создала свой сайт, который успешно функционирует, на нём опубликована вся необходимая информация.
С целью повышения квалификации участвую в вебинарах.
Участвовала в подготовке к реализации ФГОС НОО образования: посетила и участвовала в едином методическом дне, разработала рабочие программы по всем предметам начальных классов с 1 по 4 кдассы, по которым сейчас работаю.
Мои учащиеся 2 класса ведут портфолио, в которое заносят свои индивидуальные достижения. Постоянно проводят его анализ.