Элементы занимательности как средство пробуждения интереса к физике

Минебаева Ирина Геннадьевна

Нежелательной тенденцией в процессе обучения является нарушение меры рационального и эмоционального.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элементы занимательности как средство пробуждения интереса к физике

Предметное содержание познавательной потребности связано главным образом со стремлением обучающихся к овладению знаниями, способами их добывания и применения.

  Для формирования познавательной потребности как важнейшего условия развития познавательной активности важно ориентироваться на определенные критерии.

  1. Увлеченность изучением нового материала на уроке: а) фактами, сведениями; б) вопросами по фактам, сведениям, с привлечением других знаний; в) этим же вопросом, но с привлечением теоретических обоснований; г) глубокое увлечение познаванием закономерностей,  явлений, процессов.
  2. Занятия по предмету в свободное время: а) из газет, журналов, книг школьник отбирает занимательные сведения, но не пытается их обосновать; б) читает газеты, журналы, отбирает систематически материал по интересующему разделу; в) читает книги по интересующим разделам.
  3. Отрицательная реакция на перерыв в познавательной деятельности: а) на отсутствие в учебном материале сведений занимательного характера; б) на отсутствие в учебном материале сведений по интересующему разделу; в) нам отсутствие в учебном материале возможностей теоретического поиска, проникновения в сущность процессов, явлений.
  4. Выбор из числа заданий карточки, обеспечивающий разный характер деятельности: а) репродуктивный; б) сравнительный; в) поисковый.
  5. Стремление к выполнению заданий необязательного характера: а) связанных с наблюдениями, поисками фактического материала; б) связанных с обоснованием примеров; в) связанных с углублением теоретического материала.
  6. Обращение к учителю с вопросами, выходящими за рамки содержания программы: а) расширяющими знание фактического материала; б) уточняющими те или иные понятия по интересующему разделу; в) углубляющими теоретические представления.
  7. Активность при решении учебных проблем: а) участвует в решении вопросов, не требующих длительного теоретического поиска; б) активен при решении проблем, содержащих сведения из интересующего раздела; в) активен при решении большинства проблем, но увлекается больше теоретическим поиском.
  8. Качество знаний: а) владение фактическим материалом предмета, но часто успевает лишь посредственно, в зависимости от способностей и мотивов учения; б) знает основной материал предмета в пределах программы; в) обнаруживает глубокое понимание материала сверх программы.

Теоретические исследования показывают, что в воспитании познавательной потребности ведущую роль играет учитель. Его знания, отношения к делу и обучающимся, методическое мастерство – все это во многом определяет успех в формировании интереса школьников к знаниям.

   Воспитание стойких познавательных интересов, имеет огромную побудительную силу, что заставляет человека активно стремиться к познанию, активно искать способы и средства удовлетворения возникающего у него «жажда знаний».

   В процессе учения школьников важно не только сформировать интерес, но и удержать, закрепить его на всех этапах учебного познания. В психологии различают эпизодический и стойкий интерес. Первый возникает и сохраняется лишь в процессе конкретной деятельности; после ее прекращения он угасает. Стойкий же интерес характеризуется тем, что он становится уже чертой личности, побуждает к деятельности интересующей человека области даже в тех случаях, когда условия для этого неблагоприятны. Именно стойкий интерес играет основную роль в поддержании и развитии познавательной активности.

   Познавательный интерес начинается с элементарного любопытства. В дальнейшем он может перерасти в любознательность, а на высшей ступени развития – в привычку.

   При формировании познавательных интересов необходимо опереться на возрастные особенности обучающихся.

   Поддержание познавательной активности обеспечивается сформированным постоянным интересом. Постоянный интерес к учению и создает условие, при котором внутренние усилия школьников совпадают  с внешними воздействиями учителя, что и обеспечивает оптимальный уровень активности.  

 Именно интерес – наиболее действенный мотив учения. ( А. Энштейн)

   Наличие интереса к изучаемому предмету повышает внимание школьников, облегчает понимание рассматриваемых вопросов и, следовательно, способствует получению более прочных знаний.

   Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех обучающихся невозможно и, наверное не нужно. Важно, чтобы всем обучающимся на каждом уроке физики было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке – физике.

   В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно  состоит в том, что, используя свойства предметов и явлений вызывает у обучающихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции обучающихся, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от из знаний, способностей и интересов.

   В своей работе стараюсь использовать те приемы занимательности которые дают положительный эффект в обучении и связаны с основной темой уроков.

   Изучение на уроках основополагающих открытий в физике немыслемо без исторического анализа событий, без рассмотрения жизни и деятельности выдающихся ученых. Обращаясь к событиям прошлых времен, судьбам крупнейших исследователей, то обучающиеся с большим вниманием и интересом воспринимают, а их знания становятся более глубокими и прочными.

   Исторический материал можно подать обучающимся в самых разнообразных формах. Ознакомить школьников с идеями классиков в их современном толковании, изучить принцип действия экспериментальных установок и приборов, дать  анализ творческого пути ученого. Но главное не упустить интересные и забавные эпизоды из жизни ученых-физиков, что сделает преподавание физики привлекательнее, живее.  Когда выдающийся ученый со своими поступками, привычками, со своей судьбой как бы приходит из прошлого и через свои открытия рассказывает о своей работе, то все это оказывает на ребят огромное эмоциональное воздействие. Именно эти моменты закладывают основы увлеченности и устойчивого интереса к физике.

   Проиллюстрирую это конкретным примером. К теме «Рентгеновские лучи» в 11 класс. Показывая портрет Вильгельма Конрада Рентгена, кратко сообщаю основные этапы его жизни и деятельности и особенно останавливаюсь на его известном открытии Х- лучей.

   Использование художественных текстов на занятиях по  физике оказывается эффективным, если цитируемые тексты связанными с конкретными вопросами курса физики, отражают основной, а не второстепенный или дополнительный материал, имеют высокие художественные достоинства: яркость, убедительность, выразительность, должны быть краткими, лаконичными, способствовать созданию положительной мотивации к изучению физики.

   Например в 7 классе при изучении темы «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело» использовать фрагмент из поэмы Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»:

Мимо бревно суковатое плыло,

Сидя и стоя, и лежа пластом,

Зайцев с десяток спасалось на нем.

«Взял бы я вас – да потопите лодку!»

Жаль их, однако, да жаль и находку-

Ф зацепился багром за сучок

И за собой бревно поволок…

Дается задание: «Оцените, при каком минимальном объеме бревна зайцы могли на нем плыть. Значение необходимых величин задайте сами».

   Следует учитывать на уроках физики различные литературные жанры. Это пословицы, загадки, сказки, произведения поэзии.

Пословицы- краткие изречения, выражающие законченную мысль и обобщение многовековой опыт народа. Они ценны для изучения физики тем, что представляют в афорической форме наблюдения за природными явлениями и житейскими ситуациями, а также народные приметы.

        « Оттого телега запела, что давно дегтю не ела».

       « Гроза застала в поле – садись на землю»

Зачитав текст, обучающимся предлагаю ряд вопросов: «О каком физическом явлении (понятии, законе) говорится?», «Каков физический смысл?», «Верна ли пословица с точки зрения физики?»

   Применяя групповую форму работы: разбив класс на две команды одной выбирать и зачитывать пословицы, другой – объяснять их физический смысл.

   Дети любят отгадывать загадки, но на уроках физики загадки – редкие гостьи. Загадка – это «краткое иносказательное описание предмета, предполагаемое для разгадывания». Для этого нужно быть весьма наблюдательным и сообразительным, уметь сопоставлять, находить общее в разном. Загадка способствует развитию образного видения явлений природы. Загадка помогает увидеть красоту окружающего мира: подчеркивая особенность предмета, явления, она заставляет более внимательно взглянуть на него, увидеть красивое в этом предмете или явлении.

     «Раскрашенное коромысло через реку повисло» (радуга)

   Краткость и ритмичность формы, емкость содержания, яркая образность и шутливый колорит загадок позволяет возбудить с их помощью интерес учеников к изучению конкретных вопросов.

   Сказки обладают большим воспитательным потенциалом, поскольку несут в себе мудрость доброту и красоту, столь необходимые людям.

   Физические явления играют в сказках немаловажную роль. Тот, кто законы природы, часто торжествует победу, а кто не знает терпит поражение. В одних сказках физические явления изображаются точно и правдиво, в других – с поэтическим преувеличением, фантазией. Приводя текст сказки, следует сформировать соответствующие вопросы, например:

   В беларусской сказке «Бортник» человеку нужно достичь другого берега реки. «Но как ее перейти? Глубоко, и плавать он не умеет. Подумал, рассудил бортник, ухватил себя за волосы, да как рванет – так и перебрался через реку»

 Вопрос: можно ли таким способом перебраться на другой берег реки?

   Отбирая материал, стремлюсь, чтобы отрывок был интересен с точки зрения физики и связанные с тем или иным физическим явлением вопросы и задачи, органические связанные с их содержанием. Материал подобен по следующим разделам – « Механика», «Оптика», «Тепловые явления», «Колебания и волны». Урок в форме – сказка- необычна для ребят, и они всегда воспринимают его с большим интересом, сопереживают герою сказки и вместе с тем повторяя сконцентрированный в содержании урока учебный материал по теме.

   Поэзия – это стихотворная, ритмически построенная речь, отличающаяся изяществом. Большой интерес представляет рассмотрение стихов под углом зрения из связи с физикой. При этом можно обнаружить много удивительного в хорошо известных явлениях природы. При чтении стихов целесообразно  обсудить вопрос о том, какой образ вызвало конкретное физическое явление у поэта. Например,  поэтические фразы связанные с тенью:

      «Мечты находят, исчезают,

     Как тень на утренней заре».( А.С. Пушкин)

    «И в полдень тень лежит у ног,

   Как очарованный зверек».(В.В. Хлебников)

Зачитав эти строки, можно предложить обучающимся придумать свои образы, ассоциирующиеся с тенью или другими физическими явлениями.

   Использование фрагментов из литературных произведений, могут быть разными: формулировка урока, «оживление» объяснения нового материала, повторение и закрепление знаний, проверка усвоения знаний.

   Большое место в жизни школьников занимают игры. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться,    мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись,  дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. Такие упражнения могут стать мостиками, по которым дети переходить от одного вида деятельности к другому. Помогут и в дозировке трудоемкой работы. По теме «Электромагнитные явления» предлагаю задание «Расшифруйте» пропуски букв в названиях аппаратов и устройств, в которых применяются этектромагниты:

.е.е..а.

.е.е

.е.а..т..

П….м..й  .р.н

Или «Опознай героя».В качестве героя выступает работа электрического тока, и нужно среди всех приведенных ниже формул найти те, по которым можно ее вычислить:

G=It,  U= IR,    R=pl/s,  A= Ug,    A= IUt

   Игры- задания как приобщение к делу выполняются как деловые взаимоотношения учителя с классом. Например игра «Веришь – не веришь». Обучающимся раздаются карточки (листки цветной бумаги) – красную и зеленую: произношу правильные и не правильные с физической точки зрения предложения; обучающиеся должны поднять красные карточки, если фраза не верна, и зеленые карточки, если верна. Фразы ( для примера)

  Жидкость (или газ) предает давление во все стороны одинаково;

  Атмосферное давление всегда равно 760 мм рт.ст.;

  Архимедова сила направлена вниз.

   Задания для творческого самоутверждения – это игровые упражнения, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат. Творческая активность является непременным условием игровых заданий упражнений, на уроках связанных с повторением и закреплением материала.  Довольно простой и полезный ее вид – составление и разгадывание учебных кроссвордов. Эта работа вызывает у обучающихся интерес, она требует от них понимания физического смысла величин, знание фактического материала, определений, единиц физических величин, примеров из техники, истории науки.

   Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делают процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

   Физика – научная основа техники. Предмет физика предоставляет большие возможности для ознакомления обучающихся с физическими принципами главных отраслей производства, с технологией многих процессов и организаций труда.

   В современных условиях можно выделить ведущие отрасли техники, использующие закономерности физики в качестве своей научной базы, как энергетика; машиносторение; контрольно-измерительная техника; техника устройств, регулирующих и направляющих производственные процессы (автоматика, радио, электроника, кибернетика); транспорт (автомобильный, воздушный, железнодорожный, водный, газо-и бензо-нефтепроводы); связь (телефон, телеграф, телевидение).

   В физике имеют непосредственное отношение также отдельные области технологии (механические, термические и электрические способы обработки металлов, обработка металлов давлением и с помощью различного рода излучений). Не следует забывать об использовании физики в военном деле, специально выделяя время для рассмотрения военно прикладных вопросов.

    Отбирая технический материал, руководствуюсь следующими принципами.

   Технические сведения, должны быть доступны для усвоения обучающихся и должны быть связаны с программным материалом, углублять и конкретизировать курс физики.

   Технические сведения должны знакомить с главными отраслями современной техники, тенденциями ее развития, с сущностью важных технологических процессов, принципов действия приборов и установок.

   Использовать и окружающий обучающихся «бытовой» материал. Наука и техника сейчас глубоко проникает в жизнь и быт каждой семьи. С радио, телевидением, различными электроприборами, видами транспорта. Этот материал доступнее обучающимся. Он кроме того, приучает их «видеть физику вокруг нас», является одним из средств связи обучения с жизнью и развивает у обучающихся любознательность и любовь к физике.

  Использую следующие пути и средства:

  1. Объяснение различных практических применений физических явлений и законов. Например: поясняя, архимедову силу, учитываю при построении кораблей и летательных аппаратов (стратостатов, дирижаблей), реле.
  2. Демонстрирую, действующие модели технических устройств (двигатель внутреннего сгорания, манометр,…)
  3. Демонстрирую видеофрагменты физико-технического содержания, например «Тепловые машины», «условия плавания тел», «применение конденсаторов».
  4. Организую самостоятельные наблюдения в быту, на транспорте, и изготовление моделей.
  5. Решаю задачи с производственно-техническим содержанием.
  6. Провожу лабораторные работы по изучению физических приборов, технических устройств и свойств материалов.
  7. Организую внеклассное чтение научно-технической литературы. Что расширит кругозор обучающихся, способствует выявлению их склонностей и интересов, оказывает помощь в выборе профессии.

Общепризнано, что  преподавание физики в средней школе должно опираться на учебный  эксперимент, который включает демонстрационные опыты, лабораторные работы и физический практикум. Цели эксперимента – формировать умения и навыки применять знания на практике, использовать приборы, владеть экспериментальным методом исследования, способствовать пониманию роли наблюдений, гипотез, теоретических выводов и экспериментов в научном познании.

   Основные методические требования к эксперименту. Научная достоверность. Показ опыта, в котором наблюдаемый эффект безошибочно может быть объеснен исследуемым явлением.

  Доступность. Демонстрации, должны быть доступны пониманию и органически связаны с учебным материалом урока. Наглядность. Это предполагает хорошую видимость и убедительность показ основного и главного в изучении явления. Например, при электризации можно воспользоваться рядом опытов: притягивание эбонитовой палочкой, потертой о сукно; кусочков бумаги или полосок «султана», притяжение гильзы из фольги.

   В целях охраны здоровья и предупреждения несчастных случаев в кабинете физики необходимо соблюдать правила безопасного труда.

   Я считаю, что эти приемы не потеряли актуальности и в наши дни. Ведь разнообразие применяемых приемов занимательности позволяет полнее учесть особенности мышления, опираясь на которые можно достичь лучших результатов в обучении физики.

   К занимательному материалу используемого на уроке следует предъявить требования.

  1. Занимательный материал должен привлекать внимание ученика и направлять мысль на поиск ответа. Он должен требовать направленной деятельности воображения в сочетании с умением использовать полученные знания.
  2. Занимательный материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать познавательную активность учащихся, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями. Привлекая занимательный материал, следует ставить перед учениками вопросы: «Как?», «Почему?», «Отчего?».
  3. Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям обучающихся, уровню их интеллектуального развития.
  4. Желательно, чтобы выбираемый материал для урока, соответствовал увлечениям обучающихся. Во-первых позволяет формировать интерес к физике через имеющийся интерес к предмету, во-вторых помогает сделать увлекательным повторительно-обобщающие уроки, на которых ученики приводят примеры использования физических законов в интересующих их областях.
  5. Занимательный материал на уроке должен не требовать большой затраты времени, быть ярким, эмоциональным моментом урока.

Место занимательности на уроке может быть различным.

Обычно занимательность связана с элементами неожиданности, в ней привлекает новизна материала. Поэтому уместно использовать занимательность при создании проблемной ситуации. Используя занимательные опыты, сообщение фактов, поражающих неожиданностью, странностью.

Занимательность может быть использована при объяснении нового материала. Здесь ее применение неоднозначно. Прибегая к ней как к своеобразной разрядке при объяснении большого по объему или трудного материала.

Занимательность служит эмоциональной основой для воспитания наиболее трудных вопросов изучаемого материала. Большую роль играют сведения  из истории науки, легенды, факты, произведения художественной литературы, отрывки, имеющие физические ошибки. Перед обучающимися поставить цель найти ошибку и правильно объяснить явление.

С целью повышения интереса обучающихся при решении задач полезно предлагать школьникам самим составлять задачи в интересной форме (стихотворение, загадка, рассказ …). Очень нравятся экспериментальные задачи, сформулированные в занимательной форме.

Занимательные приемы могут быть использованы при закреплении знаний и даже при опросе . С этой целью интересно организовать игры на уроке.

   Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод: использование занимательности дает на уроке надежный эффект, если правильно понимать занимательность как фактор, положительно влияющий на психические процессы, и ясно осознавая цель использования занимательность в данный момент.

   Естественно, что для успешного получения знаний обучающимися и развития их познавательных стремлений занимательность должны применять на уроке обязательно в сочетании с другими дидактическими средствами

 

Литература

Т.И. Шамова. Активизация учения школьников. Научно-методический журнал «Физика в школе» №7, 2001

В.М. Букатов. Хрестоматия игровых приемов. Москва «Первое сентября», 2001

А К. Маркова Формирование мотивации учения М. «Просвещение», 2005

С.А. Тихомирова. Гуманизация физического образования.  Научно-методический журнал «Физика в школе» №6, 2010