Круглый стол

Камалова Ляйсан Рафисовна

 

Круглый стол "Самообразование и ее роль в работе молодых специалистов".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЦЕЛИ:

 - Раскрыть роль самообразования в работе учителя;

- Привлечь учителей (как молодых специалистов, так и опытных педагогов) к работе над собой (самосовершенствованию);

- Научить находить индивидуальный подход к ученикам с помощью психологии.

СОДЕРЖАНИЕ

 1. Организация работы учителя по самообразованию

 2. Роль наставничества

 3. Памятка для молодого учителя

4. Анкета для молодых специалистов

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Эффективность повышения квалификации учителя зависит от соблюдения трёх основных принципов: систематичности, непрерывности и обязательности.

Одним из основных принципов является принцип непрерывности пополнения и совершенствования знаний в системе докурсовой, курсовой и послекурсовой переподготовки, требующей от учителя постоянного творчества, неустанной работы мысли.

Докурсовая подготовка реализуется через выполнение специальных заданий и является важным звеном в обеспечении непрерывности докурсовой и курсовой подготовки.

Докурсовые задания даются на основе выясненных пробелов в знаниях учительских кадров с учётом содержания программы курсовой переподготовки.

Выполнение докурсовых заданий даёт возможность учителю заняться самообразованием, т, е. работой над выполнением индивидуальной темы.

Наиболее ответственным этапом в работе учителя по самообразованию является выбор темы; для молодых, начинающих свою деятельность и для опытных, стремящихся к анализу, обобщению того позитивного положительного опыта, который они накопили в течение многих лет работы и подготовили для ведения самостоятельного исследования.

Важнейшим моментом в этом деле является правильная, системная поэтапная постановка работы над самообразованием или индивидуальной темой учителя, связанной с развитием профессионального мышления учителя.

Вторым этапом работы учителя над темой является составление плана, в котором даётся разработка тех вопросов, которые будут им изучаться как в теоретическом, так и в практическом плане. Важно, чтобы эти вопросы учитель сформулировал сам до изучения источников. Такой подход интересен тем, что создаёт условия для сравнения, сличения тех замыслов, которые сложились у учителя, с теми которые реализованы у автора источников, а также лучше помогает войти в проблему, вызвать интерес и вступить в дискуссию с автором, выработать свою гипотезу, т. е. предполагаемое решение данного противоречия. Такая работа над гипотезой поможет учителю развить его прогностическую, профессиональную, мыслительную деятельность.

В целом, данный подход к изучению тем не только расширяет кругозор и педагогическую эрудицию учителя, но и даёт ему «ключ» для планирования, проведения и обобщения собственной методической работы как аналитически-исследовательской.

Обратите внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть авторские дипломные, курсовые и рефераты по данной тематике. Если нужной Вам работы не оказалось - ее можно заказать

Особенное внимание надо уделять работе с литературными источниками, проведению опытно-экспериментальной работы, анализу и наблюдению положительного опыта других, обобщению собственного опыта работы, анализу результатов работы над индивидуальной темой, а также оценке эффективности полученных результатов.

При планировании самообразовательной работы, знание теории своего предмета должно быть одним из главенствующих. При проведении собеседований необходимо тактичное и тонкое выявление истинного знания учителем своего предмета. Ведь каждый учитель считает, что он хорошо подготовлен в этом плане, т.к. слабое знание преподаваемого предмета может осознаваться учителем как унижающим по достоинство. Между тем контрольные работы, проводимые на курсах повышения квалификации, свидетельствуют о слабой теоретической подготовке некоторой части учителей, что говорит о необходимости серьёзной работы учителя в этом направлении. К сожалению, эти вопросы часто выпадают из поля зрения руководства. Следует чаще заслушивать отчеты учителей об их работе над повышением своего профессионального уровня, периодическом повышении своих научно-теоретических и психолого-педагогических знаний.

Неплохо, если в школе, районе будут проводиться научно-практические конференции, конкурсы на лучшее знание теории предмета, профессионального мастерства.

Сегодня, когда бурными темпами обновляется и совершенствуется вся система образования, настойчиво ведутся поиски наиболее эффективных и результативных приёмов обучения, необходимо обеспечить непрерывность образовательной работы педкадров. Учитель должен систематически работать над собой, над пополнением своей методической копилки.

Самообразование учителя должно быть организовано таким образом, чтобы вся его деятельность как можно быстрее получила практический выход в повышении качества знаний учащихся и уровня их воспитанности.

Самообразование должно быть самоуправляемым. Подготовку и руководство самообразованием осуществляют райгорметодкабинеты, школьные предметные комиссии и методобъединения, директор школы. При этом чтобы самообразование было целенаправленным, предметным следует изучать работу учителей, качество знаний, умений и навыков учащихся по предметам, выявлять недостатки и причины их породившие, намечать пути их устранения. Именно в это время следует ориентироваться на те вопросы дидактики, психологии, теории воспитания, которые помогут полнее раскрыть содержание проблемы, над которой должен работать учитель, группа учителей или весь педагогический коллектив.

Некоторые опытные педагоги считают, что им уже не нужно работать над собой. Это неправильно. Самообразование сегодня необходимо любому педагогу - и начинающему потому, что он еще многого не знает, и опытному- потому что он многое уже забыл.

Педагогической общественностью горячо поддерживается творческий поиск учителей-новаторов Шаталова и Амонашвили, Волкова и Ильина, Лысенковой и Щетинина, других их коллег, а также основные идеи созданной ими педагогики сотрудничества.

Новаторский опыт не должен предполагать полное его усвоение и применение на практике. Но знакомство с новаторским опытом во время самообразовательной работы - обязательно, так как новаторский опыт значительно активизирует творческую инициативу учителя, поиски им наиболее результативных приёмов обучения.

Учителем не рождаются. Учителем становятся, если в школе хорошо будет организована самообразовательная работа, если методическая служба будет работать эффективно, целенаправленно и самое главное - без сбоев.

Из каких же основных направлений складывается организация самообразовательной работы. Целесообразны следующие:

Первое - это повышение идейно-политического уровня знаний учителя.

Второе - глубокое изучение учителем нормативных программных документов, определяющих пути дальнейшего развития образования в России.

Третье - Углубление и расширение знаний учителя по специальности.

Четвёртое - ознакомление учителя с успехами и достижениями в науке и технике, искусстве, литературе.

Пятое - расширение знаний и опыта учителя в области психологии, педагогики, дидактики, частных методик.

Шестое - периодическое ознакомление учителя со всеми новинками и достижениями в области педагогики и методики преподаваемого предмета, передового педагогического опыта работы.

Самообразование каждого учителя осуществляется обычно по индивидуальному плану, составленному на весь год и утверждённому директорам школы. В нём кроме планирования трёх основных направлений - повышение идейно-политического уровня, профессионального и культурного уровня, указывается и проблема, над которой учитель будет работать в течение года или ближайших 2-3 лет.

Приступая к работе по закреплённой проблеме, каждый педагог сначала составляет по ней библиографию, охватывающую труды учёных, методистов. Чтение и краткое конспектирование этой литературы дают возможность сопоставить мнения учёных по изучаемому вопросу, обобщить их, сделать свои выводы. Итогом работы должно стать написание реферата, выступление с докладом на заседании методобъединения.

Самообразовательная работа должна включать и взаимопосещение уроков, обсуждение рабочих планов, развёрнутых конспектов занятий, проведение открытых уроков, отражающих деятельность учителя по избранной им теме.

Самообразование учителя, выбор путей и методов должны определяться желаниями самого учителя и необходимостью восполнения недостатков в знаниях, методах. Учитель сам должен решить, по какой теме он думает усовершенствовать своё образование, какие исследования, эксперименты он планирует провести в течение учебного года.

РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА

В самообразовательной работе важное значение приобретает работа с молодым специалистом.

Как правило, молодой специалист относительно хорошо разбирается в теории, но слабо владеет педагогической техникой. И чем лучше будет поставлена педагогичная самообразовательная работа с молодым специалистом, тем быстрее из него вырастит хороший педагог. Общеизвестно, что трудности начинающих учителей связаны, прежде всего, с решением воспитательных задач и с дисциплинированием учащихся на уроке. Многие молодые специалисты, хорошо подготовленные, теоретически не умеют передать учащимся знания, т. к. не могут учесть их индивидуальные и групповые особенности, плохо владеют активными методами объяснения (создание проблемных ситуаций, постановка вопросов, стимулирующих поисковую активность и самостоятельность учащихся). Встречаются факты, когда молодой учитель ведёт урок вроде бы и правильно, часто с применением всего арсенала наглядных пособий, но учащиеся остаются пассивными. Что больше всего способствует преодолению этих трудностей?

В первую очередь - самостоятельное изучение научно-методической литературы и деловое сотрудничество с опытными коллегами-наставниками. Наиболее сложившимися формами методической работы с молодыми специалистами является наставничество, школа молодого учителя и консультации по узловым вопросам учебно-воспитательного процесса. Выбор форм и методов работы с молодыми специалистами зависят от многих факторов, но все они вместе взятые должны обеспечить решение определённого круга вопросов, содержание которых остаётся постоянным в любом педагогическом коллективе:

1. Обеспечить управление факторами, влияющими на процесс производственной адаптации молодых специалистов

2. Развивать потребности молодого специалиста постоянно совершенствовать свою работу.

3. Привлекать доброжелательное внимание педагогического коллектива к достижениям новичка.

4. Глубоко изучать личные и профессиональные качества молодых специалистов.

5. Организовать постоянное сотрудничество между опытными и молодыми специалистами.

6. Способствовать формированию индивидуального стиля деятельности молодого специалиста.

7. Выработать навыки в необходимости постоянной самообразовательной работы, в научной организации труда.

Самообразование - первое звено в системе непрерывности. Другими формами в системе непрерывности педагогических кадров являются: метод объединения, семинары- совещания или краткосрочные курсы, курсы повышения квалификации.

Активное участие во всех формах методического совершенствования профессионального мастерства должно быть обязательным для каждого учителя.

ПАМЯТКА ДЛЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ 

1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия.

Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс и убедитесь, все ли ребята готовы к уроку. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило всё меньше времени.

2. Начинайте и ведите урок энергично, в темпе, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.

3. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуации, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Обеспечивайте дозированной нагрузкой и тех ребят, у которых неустойчивое внимание, кто отвлекается. Предупреждайте попытки нарушить рабочий ритм урока.

4. Обращайтесь несколько чаще с просьбами и вопросами к тем ученикам, которые могут заняться на уроке посторонними делами.

5. Каждый урок стремитесь начать по-новому. Обеспечивайте разнообразие методов и приёмов обучения и внедрения тех, которые обеспечивают наибольшую результативность, т. е. оптимизацию урока, применяйте интерактивные методы.

6. Проводите не только объяснения, но и самостоятельные работы учащихся с использованием ТСО и наглядных пособий.

7. Варьируйте этапы урока. В старших классах в зависимости от темы урока и подготовленности учащихся практикуйте проверку домашнего задание проводить после объяснения нового материала. Шире используйте современные формы урока: лекции, семинары, зачёты, уроки-диспуты, уроки-дискуссии. Используйте коммуникативную основу в проведении урока, интерактивные методы.

8. Практикуйте не только фронтально-коллективную форму организации обучения, но в группах.

9. Придавайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Скажите ученику свою оценку, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

10. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса, группы и отдельных учеников. Пусть ученики испытывают чувства удовлетворения от результатов своего труда. Неплохо отметить и практическую значимость полученных знаний.

11. Удерживайтесь от излишних замечаний, соблюдайте педагогический такт.

12. При дисциплинировании учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не даёт Вам пользы, а скорее вредить. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.

Памятка для молодых специалистов с точки зрения психологии

"Правила поведения и общения учителя в СОШ"

Старайтесь:

Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.

Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.

Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.

Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.

Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.

Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

"Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.

Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.

Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

Не скупитесь на похвалу.

Не создавайте конфликтных ситуаций.

Следите за внешностью и поведением.

Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

Любить ребенка таким, каков он есть.

Уважать в каждом ребенке личность.

Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

Анкета молодого специалиста

1. Почему Вы выбрали профессию учителя? Чем она для Вас привлекательна?

2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?

3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?

4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы учител?

8. Что Вас привлекает в работе коллектива:

новизна деятельности;

условия работы;

возможность экспериментирования;

пример и влияние коллег и руководителя;

организация труда;

доверие;

возможность профессионального роста.

9. Что Вам хотелось бы изменить?



Предварительный просмотр:

Самоанализ мастер – класса

Тема: Самообразование и ее роль в работе молодых специалистов.

Цель и задачи:

- Раскрыть роль самообразования в работе учителя;

- Привлечь учителей (как молодых специалистов, так и опытных педагогов) к работе над собой (самосовершенствованию);

- Научить находить индивидуальный подход к ученикам с помощью психологии.

       Сегодня требования времени таковы, что необходима переориентация обучения не только детей, но и педагогов. Что касается учеников, вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. К этому надо подходить с точки зрения психологии. В моей работе с педагогами рассматривались все аспекты этой науки. Было проведено тестирование на тему «Любишь ли ты учиться?»(т.е. самосовершенствоваться, работать над собой) и проведен тренинг на выявление личности учителя, на его лидерские качества.

       Эта работа заинтересовала всех присутствующих молодых специалистов. Они осмысленно и активно включились во всю предложенную мною работу.

Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого участники ставят для себя цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентностные характеристики личности (информационные, коммуникативные, социальные, продуктивные).

Молодые специалисты (учителя) были достаточно активны, заинтересованы, они видели конкретную цель и её реализацию. Они остались довольны, что показывает «калейдоскоп настроения», который был предложен в начале мастер-класса и в конце.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Круглый стол «От молодого специалиста к успешному педагогу. Работа над темой по самообразованию» МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 2

Тест «Любите ли Вы учиться?» 1.Вы прогуливаетесь по парку. Что больше привлечет ваше внимание: а) новое кафе; б) неизвестные вам цветы; в) ничего, главное - подышать свежим воздухом. МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 3

2.Знаете ли вы сегодня больше, чем 5 лет назад: а) нет, у меня не было времени заняться своим образованием; б) многое пришло с жизненным опытом; в) конечно, ведь необходимо быть в курсе происходящих событий. МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ» Тест «Любите ли Вы учиться?»

Слайд 4

3.Можете ли вы назвать имя актера, изображенного на фото: а) конечно, это Шон Коннери; б) не имею представления; в) может быть, это Роджер Мур. МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ» Тест «Любите ли Вы учиться?»

Слайд 5

4.Насколько легко вы привыкаете к новому окружению и новым людям: а) без труда и нахожу это крайне интересным; б) должно пройти какое-то время; в) у меня с этим большие проблемы. МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ» Тест «Любите ли Вы учиться?»

Слайд 6

5.Хотели бы вы увидеть Великую Китайскую стену: а) очень, но у меня нет денег на путешествие в Китай; б) нет, меня Китай не интересует; в) возможно, когда-нибудь. МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ» Тест «Любите ли Вы учиться?»

Слайд 7

6.Вы покупаете или берете регулярно почитать книги на определенную тему: а) да, если меня что-нибудь особенно заинтересовало; б) нет, у меня практически не остается времени для чтения; в) да, книги для меня - уход от серых будней МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ» Тест «Любите ли Вы учиться?»

Слайд 8

7.Вам кто-то о чем-то рассказывает. Умеете ли вы читать по глазам: а) если постараюсь; б) да; в) нет, мне это ни к чему МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ» Тест «Любите ли Вы учиться?»

Слайд 9

Ключ Номер вопроса Вариант ответа А Б В 1 1 2 3 2 3 1 2 3 2 3 1 4 2 1 3 5 2 3 1 6 1 3 2 7 1 2 3 МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 10

Оценка результатов 7-11 баллов. Вы очень способный и стремитесь учиться дальше, если бы этому не препятствовали нехватка свободного времени, дети, хозяйство, партнерство. Попробуйте иначе организовать свое время и подключите к этому других. 12-16 баллов . Вы идете по жизни с открытыми глазами и каждый день познаете нечто новое. Из всего вы извлекаете для себя нечто полезное. Продолжайте и дальше в том же духе! 17-21 балл . Скорее всего вы предпочтете уютный вечер у телевизора любому образовательному курсу. Но подумайте, сколько существует прекрасных вещей, которые проходят мимо вас. А ведь узнать о них, может быть, полезным делом. МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 11

САМООБРАЗОВАНИЕ – образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в стационарном учебном заведении. (Педагогический словарь. И.А. Каиров. Академия педагогических наук. Москва, 1960 г.) МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 12

САМООБРАЗОВАНИЕ (англ. self-education) – образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности. (Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.) МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 13

САМООБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ – основная форма повышения педагогической квалификации, заключающаяся в усовершенствовании знаний и обобщении опыта путем целеустремленной самостоятельной работы (Педагогический словарь. И.А. Каиров. Академия педагогических наук. Москва, 1960 г.) МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 14

Зачем нужно самообразование? Необходимость самообразования диктуется: - самой спецификой педагогической деятельности; - постоянно изменяющимися условия педагогического труда; - возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 15

Цели самообразования повышение профессиональной компетентности; расширение педагогических и психологических знаний; углубление знаний по методике учебных предметов; овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики; повышение общего культурного уровня учителя. МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 16

Цели самообразования адаптация педагогической деятельности, осознание целей и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания; обучение и развитие, формирование основ педагогического мастерства. МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 17

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования. МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 18

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 19

Функции самообразования экстенсивная ориентировочная компенсаторная саморазвития методологическая коммуникативная сотворческая омолаживания психологическая (и даже психотерапевтическая) геронтологическая МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 20

Принципы самообразования - непрерывность, - целенаправленность, - единство общей и профессиональной культуры, - взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, - перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др. МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 21

Формы самообразования специальная образовательная подготовка; повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период); индивидуальная самообразовательная работа. МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 22

Система самообразовательной работы текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности; - овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта. МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 23

Общие принципы и рекомендации по самообразованию Профессиональное самоопределение Ценность информации От контекста к информации Критичность Платформа

Слайд 24

Поэтапность работы 1-й год - выбор темы; - актуальность; - учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов; тесная связь с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений. - постановка целей и задач по выбранной теме по самообразованию, знакомство с ППО, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; фиксация библиографии по данной теме. Выступление с сообщением на МО МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 25

Как правильно сформулировать тему: Изучаемый процесс Предмет исследования Условия Изучение Исследование Развитие Формирование Становление Воспитание Анализ Разработка Организация Влияние и т.п. Познавательные способности Познавательная активность Умения что-то делать Личностные качества Любознательность Самостоятельность Наблюдательность и т.п. На уроках На внеклассных занятиях В процессе изучения чего-либо В процессе знакомства с чем – либо В игровой деятельности и т.п. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме: Например: «Развитие познавательной активности у младшего школьника на уроках русского языка» МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 26

Как правильно сформулировать тему: 2. Формулировка темы по схемам: ¨ ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО ¨ ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО ¨ Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО Например: «Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста» «Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста» «Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей 5-6 классов» МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 27

Определение актуальности и новизны исследования Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания школьников? Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, которая будет достигнута в результате выполнения работы. Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности. МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 28

Формулирование цели исследования Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы. Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей … школьного возраста» Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей … школьного возраста. МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 29

Содержание деятельности исследования Частичный предмет деятельности Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п. Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п. МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ» Формулирование задач исследования Ответьте на вопрос: Что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение? Схема формулирования задач

Слайд 30

Поэтапность работы 2-й год выборка теоретического материала; формирование научной основы будущей работы; подбор методов практической части. Выступление с докладом на педсовете. МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 31

Поэтапность работы 3-й год - адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов; мониторинг, анкетирование. Выступление на РМО, семинаре. МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 32

Поэтапность работы 4-й год - создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации. Выступление на районных конференциях, открытые уроки. МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 33

Поэтапность работы 5-й год систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы, рецензирование руководителем ШМО, - подготовка к выступлению. формы представления результатов самообразования МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 34

Преимущества использования современных ИКТ • Интернет –дешевый источник информации; • Интернет позволяет обмениваться опытом; • позволяет эффективно и наглядно вести документацию; • компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов. МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 35

Формы самообразования с помощью ИКТ 1. Дистанционные курсы 2. Дистанционные конференции 3. Дистанционные конкурсы 4. Дистанционные эвристические олимпиады 5. Дистанционная педпрактика 6. Всероссийские дистанционные предметные недели 7. Педагогические форумы МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 36

http://edu.1september.ru/ - Педагогический университет «Первое сентября» http://future4you.ru/ - портал Национальной образовательной программы "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ" http://www.fpk.mgppu.ru/ - Факультет Повышения Квалификации http://www.eidos.ru/courses/ - Центр дистанционного образования «Эйдос» http://pedsovet.su/ - Педсовет. Сообщество взаимопомощи учителей http://edu.of.ru/distantobr/ - Российский общеобразовательный портал МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 37

Результат самообразования повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования; разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям; создание комплектов педагогических разработок; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме). МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 38

Формы представления результатов самообразования Выступление на районной конференции, открытые уроки, представление собственного педагогического опыта выступление на РМО, мастер-классы для педагогов. доклад защита исследовательской работы показ воспитанниками новых форм взаимодействия в процессе обучения брошюра, листовка, буклет открытое занятие проведение семинара обучения коллег новым методикам практикум (тренинг) лекция МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 39

Содержание папки по самообразованию (ведется в течение нескольких лет) 1. Лист - титульный (тема, педагог, начало и окончание работы над темой самообразования). 2. Актуальность выбранной темы. 3. Цели, задачи работы. 4. Что используется в работе над этой темой (дидактические игры, приемы и методы, наглядность и т.п.), используемая литература при работе над данной темой. 5. Диагностика и выводы по данной теме, корректирующая группа - если она есть, а также задачи и план работы с этой группой. 6. Конспекты занятий, методических выступлений, докладов, проведенные за данный период и планы на будущее. МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 40

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»

Слайд 41

МОУ ДОВ «Веневский ИМЦ»