Консультация на тему: Консультация для родителей и воспитателей

Хамидуллина Гульнара Рифовна

"Дидактические игры и упражнения  для развития логики и мышления у детей от 2 до 5 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_i_vospitateley.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и воспитателей

«Дидактические игры и упражнения для  развития логики и мышления

 у детей от 2 до 5 лет».

     Важность развития логического мышления у ребенка, наверно ни у кого не вызывает сомнений. Чем лучше малыш научиться видеть закономерности, составлять последовательности логические цепочки, группировать и обобщать, тем успешнее он будет усваивать не только курс математики, но и другие дисциплины в школе.

      В три-четыре года уместны простые игры и занимательные упражнения, цель которых – как можно раньше начать формирование у ребенка классификационных навыков. Выполняя задания предлагаемого комплекса, малыш учиться выделять общие и отличительные признаки. Эти навыки имеют первостепенное значение для развития всех мыслительных операций.

     Предлагаем вам некоторую часть игр. Играя, Вы не только тесно общаетесь с ребенком, но и помогаете ему развиваться. Желаем удачи.

Игра «Разноцветные кружочки».

Цель: знакомство с цветами, геометрическими фигурами.

Игровой материал: цветные круги разных размеров.

Описание игры. Надо нарезать из цветной бумаги кружочки большие и маленькие. Вырезать круги из цветной бумаги можно в присутствии ребенка, все время поясняя ему свои действия. Для начала можно взять три цвета: желтый, синий, зеленый. Затем начнем складывать парочки, проговаривая: «Большой зеленый кружочек и маленький зеленый кружочек. Большой синий кружочек и маленький синий кружочек…»

 Для контроля можно попросить ребенка самостоятельно найти парочку, например, к большому синему кружочку. Необходимо проверять, усвоил ли ребенок понятие «большой», запомнил ли цвет, правильно ли нашел пары.

Задания для контроля могут быть разные:

- найти пару к маленькому желтому кружочку;

-  найти пары ко всем большим кружочкам;

- сложив неправильные пары, попросить исправить ошибку.

Теперь можно добавить средний кружок и другие цвета. Из трех кружочков можно конструировать фигурки, например снеговика. Причем на разных занятиях снеговиков можно строить из различных цветов. После того как ребенок научился различать цвета, можно дать контрольное задание:

- сложить красного снеговика;

- найти  пару для среднего зеленого кружочка;

- найти все коричневые кружочки.

Игра «Пропавшая игрушка»

 Цель: научить распознавать цвета, тренировка внимательности.

Игровой материал: различные игрушки.

Описание игры. Нужно взять несколько игрушек, поставить их перед ребенком в ряд, рассмотреть, перечислить. Потом попросить малыша отвернуться и в этот момент убрать одну игрушку. Повернувшись, ребенок должен ответить, какой игрушки нет. Развивая внимание и память, можно вспомнить цвета и формы. Например: посадить трех зайцев разного цвета, тогда для правильного ответа ребенок должен сказать «Нет зайчика такого-то цвета». В следующий раз положить разные фигуры.

Упражнение «Разноцветные сундучки»

 Цель: нахождение соответствия по цвету.  

 Игровой материал: 3 картинки с одинаковыми по размеру сундучками, но разными по цвету (синий, красный, зеленый).  

Описание упражнения. Вы показываете ребенку картинки с сундучками и просите найти в комнате те вещи, которые можно положить в эти сундучки. Например, вы показали красный сундучок и просите ребенка показать красные вещи и красные игрушки. Ребенок, выполняя задание, должен прокомментировать свои действия: «В красный сундучок я положу красную пирамидку, красный шарф, красный мяч…». Данное упражнение проводится аналогично с сундучками других цветов.

Упражнение «Цветные забавы»

  Цель: знакомство с цветами,  нахождение соответствия по цвету.  

 Игровой материал: емкость, различные предметы и игрушки разного цвета.

Описание упражнения.  Выберите любой цвет и сложите в емкость несколько предметов этого цвета. Попросите малыша достать любой из них. Обязательно называйте цвет, когда просите передать ту или иную вещь, не забудьте поблагодарить ребенка. Когда вы почувствуете, что ребенок хорошо запомнил этот цвет, положите в емкость предметы двух цветов.  

Упражнение «Спрячь мышку»

 Цель: группировать предметы по цвету.

Игровой материал: «домики» - книжечки – 5 листов белой бумаги складываются пополам, на лицевой стороне вырезается круглое отверстие, эта же сторона окрашивается в один из цветов (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый), здесь же внутри круглого отверстия рисуются мышки; вкладыши – 5 листов половинного размера, окрашенных в те же цвета.

Описание упражнения. Перед ребенком кладется «домик». Затем вы даете пояснения, что мышки живут в норках, но скоро появится кошка и мышку нужно спрятать (вложить в книжку вкладыш соответствующего цвета). Если неправильно подобрать вкладыш, кошка узнает, где живет мышка. Дети выполняют задание, при этом проговаривая: «Для зеленой норки – зеленая дверка».

Упражнение «Сложи картинку»

 Цель: развивать пространственные отношения.

Игровой материал: возьмите простые картинки (например, лейка, машина, зонтик) и разрежьте их пополам.

Описание упражнения. Вы предлагаете ребенку по образцу сложить изображение из двух частей. Если необходима ваша помощь, сложите картинку вместе, потом предложите сложить картинку самостоятельно. Обязательно ребенок должен назвать предмет, который у него получился при складывании картинки.

Упражнение «Угадай, что?»

 Цель: учить по описанию, находить нужный предмет, закрепить в речи названия цветов и величины.

Игровой материал: 2 куклы, разные по размеру, 3 мяча разного размера, кубики разных цветов, 3 полоски разной длины, ширины, 3 картинки домиков, разной по высоте.

 Описание упражнения. Можно предложить несколько вариантов данного  упражнения.

Вариант 1. Можно показать ребенку кукол и рассказать историю: «Жили – были куклы Катя и Света. Катя - большая кукла, а Света – маленькая. Угадай кто Катя, а кто Света».

Вариант 2. Положите перед ребенком три мяча. Попросите показать большой мяч, потом попросите не большой и не маленький. Ребенок должен догадаться и показать средний.

  Вариант 3. Перед ребенком кладут кубики разных цветов. Вы предлагаете ребенку показать не красный и не синий. Ребенок показывает и говорит: «Это зеленый кубик».

    Вариант 4. Перед ребенком кладут 3 полоски разных по длине. Просите показать не короткую и не длинную. Малыш показывает и проговаривает: «Полоска средней длины».

Вариант 5. Для данного упражнения выкладываются полоски разной ширины и спрашивают: «Какая полоска самая толстая? Какая самая тонкая? Покажи полоску не тонкую и не толстую». Ребенок обязательно должен проговаривать, какие полоски он показывает.

Вариант 6. Положите перед ребенком 3 картинки с нарисованными домиками, разной по высоте. И задайте вопрос: Какой дом самый высокий? Покажи дом не высокий и не низкий.

И самый важный совет: помогайте ребёнку во всех играх и упражнениях!

И пусть веселым и удивительным будет ваш путь по ступенькам знаний!