Внеурочная деятельность

Фомичёва Наталья Викторовна

Внеурочная деятельность по физике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

городского округа города Райчихинска Амурской области

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

городского округа города Райчихинска Амурской области

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей математики и физики 28.08.2017, протокол

№ 1.

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

МОАУ СОШ № 15

_________________Н.В.Морозова

30.08.2017

УТВЕРЖДАЮ.

Директор

МОАУ СОШ № 15

__________В.В.Неценстрик

30.08.2017 г.

 ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИКУ»

ДЛЯ 5 КЛАССА

                                                                                 Составитель: Н.В. Фомичёва

2017

  1. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

 

В результате изучения данного курса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, материя, взаимодействие;
  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, температура;

уметь 

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, способы теплопередачи, простейшие электромагнитные явления, световые явления;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных, световых явлениях;
  • уметь решать простейшие качественные задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

Результаты освоения курса

Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих компетенций:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на занятии.
  • Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе знакомства с новым явлением.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы-опоры, ПК, учебный текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

34 часа (1 час в неделю)

 

Тема 1. Введение. (З ч.)

Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Физические измерительные приборы. Л.р. «Определение цены деления измерительного прибора». Физика и техника.

Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества. (4ч.)

Строение вещества. Молекулы. Как распространяются запахи? Диффузия.

Почему трудно разорвать трос? Взаимодействие молекул. Агрегатные состояния вещества.

Тема 3. Взаимодействие тел. (10ч)

Механическое движение. Как быстро мы движемся? Когда мы движемся вокруг Солнца быстрее - днем или ночью? Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса. Что тяжелее -1кг железа или 1кг ваты? Плотность.

Л.р. «Измерение массы тела на весах».

Сколько весит тело, когда оно падает? Сила. Вес. Невесомость.

Почему звезды не падают? Явление тяготения. Сила тяжести.

Деформация. Виды деформации. Как мы ходим? Сила трения.

Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов. (6ч)

Почему заостренные предметы колючи? Давление твердых тел.

Закон Паскаля. Почему на большой глубине пловец испытывает боль в ушах?

Давление в жидкости. Атмосферное     давление. (Как     мы      пьем?     Сухим из воды). Измерение атмосферного давления.

Приборы для измерения давления. Море, в котором нельзя утонуть? Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Тема 5. Работа и мощность. Энергия. (2ч.)

Работа и мощность. Энергия. Виды энергии.

Тема 6. Механические колебания и волны. Звук. (5ч.)

Колебания в природе, в быту и в технике.

Л.р. «Измерение периода колебаний».

Механические волны.

Курьезы слуха. Звук. Источники звука. Высота тона. Громкость звука.

Эхо со дна моря. Как разыскивать эхо. Методы измерения расстоянии до тел солнечной системы.

Резерв – 3 часа

  1.  Тематическое планирование

№ темы

                            Название темы

Общее

кол-во часов

Лабораторные и практические работы

1

Введение.

3

1

2

Тела и вещества.

4

3

Взаимодействие тел.

10

1

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

7

5

Работа. Мощность. Энергия.

2

6

Механические колебания и волны. Звук.

5

1

7

Резерв

3

  1. Календарно-тематическое планирование курса

дата

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Тема 1. Введение. (Зч.)

13.09

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1

20.09

Физические измерительные приборы.

1

27.09

Л.р. «Определение цены деления измерительного прибора».

1

Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества. (4ч.)

4.10

Строение вещества. Молекулы.

 

1

18.10

Как распространяются запахи? Диффузия.

1

25.10

Почему трудно разорвать трос? Взаимодействие молекул.

1

1.11

Агрегатные состояния вещества.

1

Тема 3. Взаимодействие тел. (10ч)

8.11

Механическое движение. Как быстро мы движемся?

1

15.11

Когда мы движемся вокруг Солнца быстрее - днем или ночью?

1

29.11

Явление инерции.

1

6.12

Взаимодействие тел. Масса.

1

13.12

Что тяжелее -1кг железа или 1кг ваты? Плотность.

1

20.12

Л.р. «Измерение массы тела на весах».

1

27.12

Сколько весит тело, когда оно падает? Сила. Вес. Невесомость.

1

10.01

Почему звезды не падают? Явление тяготения. Сила тяжести.

1

17.01

Деформация. Виды деформации.

1

24.01

Как мы ходим? Сила трения.

1

Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов. (7ч)

31.01

Почему заостренные предметы колючи? Давление твердых тел.

1

7.02

Закон Паскаля.

Почему на большой глубине пловец испытывает боль в ушах?

1

14.02

Давление в жидкости

1

28.02

Атмосферное давление. (Как мы пьем? Сухим из воды). Измерение атмосферного давления.

1

7.03

Море, в котором нельзя утонуть? Плавание тел.

1

14.03

Приборы для измерения давления.

1

21.03

Архимедова сила

1

Тема 5. Работа и мощность. Энергия. (2ч.)

28.03

Работа и мощность.

1

4.04

Энергия. Виды энергии.

1

Тема 6. Механические колебания и волны. Звук. (5ч.)

18.04

Колебания в природе, в быту и в технике

1

25.04

Л.р. «Измерение периода колебаний».

1

16.05

Механические волны.

1

23.05

Эхо со дна моря. Как разыскивать эхо

1

30.05

Защита проектов

1

 



Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

городского округа города Райчихинска Амурской области

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

городского округа города Райчихинска Амурской области

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

учителей математики и физики 28.08.2018,

протокол №1

_____Китаева М.В.

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

МОАУ СОШ № 15

_________________Н.В.Морозова

30.08.2018

УТВЕРЖДАЮ.

Директор

МОАУ СОШ № 15

__________В.В.Неценстрик

30.08.2018 г.

 ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИКУ»

ДЛЯ 6 КЛАССА

                                                                                 Составитель: Н.В. Фомичёва

2018

  1. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения данного курса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: теплопроводность, конвекция, кипение, плавление, электризация, магнитное поле, электрическая цепь, электромагнитные волны, отражение, преломление, дисперсия.
  • смысл физических величин: давление, масса, температура, сила тока, напряжение.

уметь 

  • описывать и объяснять физические явления: способы теплопередачи, плавание тел, простейшие электромагнитные явления, световые явления, звуковые явления;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, силы тока, напряжения;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных, световых, звуковых явлениях;
  • уметь решать простейшие качественные задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

Результаты освоения курса

Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих компетенций:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на занятии.
  • Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе знакомства с новым явлением.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы-опоры, ПК, учебный текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

35 часа (1 час в неделю)

Тема 1. Введение. (2 ч.)

Что изучает физика. Физические измерительные приборы.

Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества. (3ч.)

Строение вещества. Молекулы. Л.р. «Мерный стаканчик на кухне. Измерение объёма жидкости». Агрегатные состояния вещества.

Тема 3. Механические явления. (6ч.)

Механическое движение. Как быстро мы движемся? Взвешиваем тела. Масса тела. Принцип действия кухонных весов. Л.р. «Измерение массы тела на весах». Динамометр. Зачем точить ножи? Давление. Необычные свойства уксуса и аспирина. Реактивное движение.

Тема 4. Тепловые явления. (6ч.)

Почему нагреваются ручки кастрюли? Теплопроводность. Как нагревается вода? Конвекция. Почему шумит чайник? Кипение. Температура. Как тает масло? Плавление. Как передвигается водомерка?

Тема 5. Электромагнитные явления. (12ч.)

Почему зимой магнитятся волосы? Электризация. Откуда ток в розетке?  Проводники и диэлектрики. Электрическая цепь. Простейшие электрические приборы.  Л/р «Сборка простейшей электрической цепи». Л/р «Измерение силы тока в цепи». Л/р «Измерение напряжения на концах резистора». Из чего делают магниты на холодильник? Почему вращается стрелка компаса? Магнитное поле. Как работает микроволновая печь? Электромагнитные волны.

Тема 6. Световые явления. (3ч.)

Почему мы видим тёмные, светлые и цветные поверхности. Почему ложка «преломляется» в стакане?  Радуга из стакана с водой.

Тема 7. Звуковые явления. (3ч.)

Источники звука. Почему комар пищит, а шмель жужжит? Как разыскать эхо?

III. Тематическое планирование

№ темы

                            Название темы

Общее

кол-во часов

Лабораторные и практические работы

1

Введение.

2

2

Первоначальные сведения о строении вещества

3

1

3

Механические явления

6

1

4

Тепловые явления

6

5

Электромагнитные явления

12

3

6

Световые явления

3

7

Звуковые явления

3

IV. Календарно-тематическое планирование курса

дата

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Тема 1. Введение. (2ч.)

7.09

Что изучает физика.

1

14.09

Физические измерительные приборы.

1

Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества. (3ч.)

21.09

Строение вещества. Молекулы.

1

28.09

Л.р. «Мерный стаканчик на кухне. Измерение объёма жидкости».

1

5.10

Агрегатные состояния вещества.

1

Тема 3. Механические явления. (6ч.)

19.10

Механическое движение. Как быстро мы движемся?

1

26.10

Взвешиваем тела. Масса тела.

1

2.11

Принцип действия кухонных весов. Л.р. «Измерение массы тела на весах».

1

9.11

Динамометр.

1

19.11

Зачем точить ножи? Давление.

1

30.11

Необычные свойства уксуса и аспирина. Реактивное движение.

1

Тема 4. Тепловые явления. (6ч.)

7.12

Почему нагреваются ручки кастрюли?

Теплопроводность.

1

14.12

Как нагревается вода? Конвекция.

1

21.12

Почему шумит чайник? Кипение.

1

28.12

Температура.

1

11.01

Как тает масло? Плавление.

1

18.01

Как передвигается водомерка?

1

Тема 5. Электромагнитные явления. (12ч.)

25.01

Почему зимой магнитятся волосы? Электризация.

1

1.02

Откуда ток в розетке?

1

8.02

Проводники и диэлектрики.

1

16.02

Электрическая цепь.

1

22.02

Простейшие электрические приборы.

2

1.03

Л/р «Сборка простейшей электрической цепи».

1

15.03

Л/р «Измерение силы тока в цепи».

1

22.03

Л/р «Измерение напряжения на концах резистора».

1

29.03

Из чего делают магниты на холодильник?

Магнитное поле.

1

5.04

Почему вращается стрелка компаса?

1

19.04

Как работает микроволновая печь?

 Электромагнитные волны.

1

Тема 6. Электромагнитные явления. (3ч.)

26.04

Почему мы видим тёмные, светлые и цветные поверхности. Отражение света.

1

3.05

Почему ложка «преломляется» в стакане? Преломление света.

1

10.05

Радуга из стакана с водой. Дисперсия света.

1

Тема 7. Звуковые явления. (3ч.)

17.05

Источники звука.

1

24.05

Почему комар пищит, а шмель жужжит?

1

31.05

Как разыскать эхо?