Играя развиваюсь

Нестандартные формы работы позволяют мотивировать учащихся на деятельность и увлеченность,развитие интереса к изучаемому вопросу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_uroke_geografii.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры при устном изложении  учебного материала географии

и при работе с учебным текстом

Из опыта работы учителя географии Серковой РИ

Обычно это несложные игры с правилами. В основе подобных игр лежит логическая операция по выделению главного, на кото рой основываются и навыки работы с печат ным текстом, и ориентирование в инфор мационном потоке, и умение составлять план-конспект, реферат. Кроме того, в про цессе игры происходит определенная рабо та по развитию речи. В этом методическом направлении работают следующие игры.

«Три предложения». Ученикам необходимо выслушать (или прочитать отрывок учебного текста) содержание рассказа учителя (или сообщение своего одноклассника) и передать содержание услышанного тремя простыми предложениями в письменной или устной форме. Победитель тот, кто наиболее точно передаст содержание в коротком рас сказе.

«Древо познания». На уроке изучения нового материала учащимся дается задание: по ходу объяснения или при работе с текстом учебника записать на 5 листочках пять разных вопросов и заданий к нему разной степени сложности - от определения термина, констатации факта, описания явления объекта, территории до выявления

причинно-следственных связей. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы могут быть оценены и прикреплены к «древу познания», нарисо ванному на обычном листе ватмана. На следующем уроке при проверке знаний учащиеся снимают любой листок, читают вопрос и отвечают на него.

«Чистая доска». Перед изучением нового материала учитель на доске в произвольном порядке в разных местах записывает вопросы, нумерует их. Перед объяснением предупреж дает учеников, что ответы на вопросы будут содержаться в его рассказе. Как только учащие ся в ходе объяснения учителя находят ответ на определенный вопрос, он стирается с доски. Если ответы даются устно, учитель отмечает, какой ученик и с какого ряда ответил на тот или иной вопрос. Возможен и другой вариант: ученики отвечают на вопросы письменно по ходу объяснения учителя, и после проверки ответов выявляется тот, кто ответил на макси мальное количество вопросов.

«Опорные сигналы». Учащиеся слушают объяснения учителя или работают с текстом учебника, при этом стараются передать содержание услышанного или прочитанного условными символами в виде рисунков, схем. При работе в группе в процессе обсуждения оформляют общий опорный сигнал. Затем опорный сигнал комментируется школьниками.

«Вопрос - ответ». Класс делится на команды (ряды, группы), которые работают по пред ложенному учебному тексту. Команды получают задание: разбить текст на абзацы и к каж дому абзацу составить вопрос любой степени сложности. По окончании работы команды в разбивку задают вопросы соперникам, задача которых ответить на вопрос и сказать, к како му абзацу он относится.

«Найди ошибки». Учащиеся работают с учебным текстом либо индивидуально, либо разбившись на пары или группы. Они должны внимательно изучить содержание текста по теме в течение определенного времени, при этом разрешается делать записи в тетради (по усмотрению учителя). Затем учебники закрываются, учащиеся получают листочки с похожим текстом, но с ошибками, которые им нужно будет найти. Победителем объявлятся группа, которая за определенное время обнаружит и исправит наибольшее количес тво ошибок

«Переводчик». В данной игре школьникам предлагается «перевести» определение какого-либо термина с научного языка на «доступный». Учитель предлагает высказать разные варианты всем желающим.

«Россыпи». Группе предлагается набор бумажных полосок, на которых размешаются по одному предложению из текста, предлагае мого для изучения. Задача: разложить листоч ки в том порядке, в котором изложен текст в учебнике и подготовить его пересказ.

«Шпаргалка». Процесс составления шпаргалки в виде конспекта или опорного сигнала сам по себе дает возможность усвоить изучаемый материал. Учащимся дается задание в произвольной форме законспекти ровать изучаемый материал и «предложить» «шпаргалку» команде-сопернику, которая должна эту «шпаргалку» озвучить.

Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение

географических знаний

В образовательной практике получили достаточно широкое распространение гео графические КВНы, олимпиады, викторины, разнообразные конкурсы, сканворды, крос сворды, чайнворды и прочие игры.

Эти игры не требуют разнообразного и сложного реквизита, да и времени на прове дение подобных игр затрачивается немного, поэтому их можно проводить на любом этапе урока.

«Номенклатурная цепочка». Учащимся предлагается по очереди выходить к доске и на карте показывать изученные географические объекты. Первый ученик называет и показывает один объект, второй, выходя к доске, повторяет название первого объекта и показывает свой объект. Таким образом, «цепочка» удлиняется с каждым вышедшим к доске учеником. При этом тренируется зрительная и слуховая память, внимание детей концентрируется на работе с картой.

«Третий лишний». Учащимся предлагается список объектов, явлений, терминов, кото рые объединены каким-либо общим признаком. Задача - найти лишний. Возможен такой вариант игры, когда такой список составляют сами учащиеся.

«Немая карта». Учащимся предлагаются части контурных карт, на которых изоб ражены отдельные объекты. Задача - определить объект, территорию. Более сложный вариант - не только определить, но и дать его характеристику.

«Узнай по описанию». Учащимся предлагается устное или письменное описание какой-либо территории, явления, объекта. Задача - узнать по описанию, о какой терри тории или о каком явлении идет речь.

«Пойми меня». Одного ученика вызывают к доске, и он получает карточку, на которой написан какой-либо географический термин. Ученик должен дать определение этого тер мина своими словами так, чтобы группа угадала термин.

«Да - нет». Один ученик загадывает географический объект, класс пытается угадать его, задавая вопросы, требующие только одно го ответа: «да» или «нет».

«Ассоциации». По очереди школьники произносят термины, географические названия и тд., связанные определенной ассоциацией (или темой).

«Географические пятнашки». Учащимся предлагается квадрат, разделенный на 9 маленьких квадратиков, в которых записаны даты географических событий. Задача: вос становить даты в восходящем порядке, называя имя мореплавателя, путешественника, землепроходца и открытие.

«Рекламный буклет». Учащиеся составляют рекламное обозрение, т.е. географические описания иллюстрации в произвольной форме: страну, отдельные территории, горо да, природные рекреационные объекты.

«Пятерочка». Первый играющий начинает игру словами: «Я знаю пять морей, заливов, рек, государств, путешественников» и тд., показывая названные объекты на карте. Второй играющий продолжает перечень."

При закреплении и обобщении изученного материала интерес учащихся вызывают нетрадиционные формы уроков, на которых могут быть применены игры. Это уроки-путешествия, пресс-конференции, конкурсы и тд.

Таким образом, использование игровых технологий на уроках предполагает решение следующих задач:

  1. Изучение нового материала, формирование навыков, умений, обобщение и конт роль знаний.
  2. Раскрытие творческих возможностей уча щихся.
  3. Воспитание коллективизма и взаимовы ручки в решении трудных проблем, чувс тва сопереживания.
  4. Взаимообучение.
  5. Формирование практических навыков.

Многие игры предполагают совещатель ный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые ученики, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями.