ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ

Ворошилова Валентина Викторовна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Конструирование из строительного материала»

Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями строительного материала, малыш получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов), координации движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.

В конструировании существует возможность для развития творческой стороны интеллекта – эти игры моделируют творческий процесс, создают свой микроклимат. Они долго не надоедают, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению. Вместе с тем, как в любой игре, в конструировании существуют правила, которых родители должны придерживаться.

1. Родители должны помнить о первом впечатлении от игры. Очень важно как вы представите малышу новую для него игрушку. Если вы на виду у ребенка откроете крышку и с грохотом опрокинете на стол кубики, то можете быть уверены – любимым занятием малютки в дальнейшем станет не строительство «башенок» и прокладывание «дорожек», а примитивное выкидывание кубиков из коробки или сбрасывание их со стола. Гораздо правильнее будет, если вы подведете малыша к уже лежащим в беспорядке кубикам и вместе с ним начнете их убирать. Или будете доставать кубики из коробки аккуратно один за другим и сразу же начнете делать какую-нибудь постройку, привлекая по возможности малыша к совместным действиям.

2. Избегайте очень подробных и подсказывающих объяснений и показов, например: «Поставь кубик на кубик – вот так! (Ребенок ставит.) Теперь возьми еще кубик – вот так! ( Ребенок ставит.) Еще кубик!» При таком способе подачи малыш может возвести очень сложную постройку, но сделает он это чисто механически, без активного усвоения нужных умений и навыков. Результаты окажутся непрочными, и самостоятельно малыш строить не научится, так как развиваться будут только исполнительские способности, а более важная сложная сторона – творческие способности – останется на примитивном уровне.

3. Бывают дети очень застенчивые, или обидчивые, или неуверенные в своих силах, боязливые. Таким детям очень важен результат. Играя с ними вы не только можете, но и просто обязаны давать дробные пояснения, использовать подсказывающие приемы, действовать вместе с ребенком (положив свою ладонь на его ручку сверху) так, чтобы у малыша появилась уверенность в собственных силах.

4. Для малыша очень важно не только построить, но и поиграть с постройкой, и вы должны показать ему, как это можно сделать. Этот момент называется «обыгрыванием». Например, построив домик, надо помочь малышу поставить в домик матрешку, либо куколку, либо зайчика, которые «будут там жить». Но игрушку малыш получает только тогда, когда постройка сделана. Это побуждает малыша добиваться результата.

5. Занятия с одним и тем же содержанием надо повторять до тех пор, пока не будет выработан прочный самостоятельный навык построения. Чтобы ребенку не наскучило делать одно и то же, надо предлагать малышу новые игрушки для обыгрывания или брать строительный материал другого цвета, размера.

6. При проведении игр со строительным материалом недопустимо менять по своему усмотрению последовательность проведения игр, так как последовательность предполагает нарастание степени сложности конструктивных задач, ставящихся перед ребенком, а именно – постепенный переход от простого к сложному.

Вывод.

Игры со строительным материалом и различными конструкторами помогут вашему ребенку развивать:

· мелкую моторику;

· пространственную ориентацию – представление о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга;

· воображение;

· творческие способности;

· узнать много нового;

· совершенствовать элементарные технические умения;

· активизировать словарь.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Тема: «Осень»

  1. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Поговорите о приметах осени: стало холодно, часто идут дожди, стало меньше жуков и бабочек, улетают птицы, в садах и огородах убирают овощи и фрукты.
  2. Учим ребенка образовывать уменьшительные существительные. Предложите ребенку поиграть в игру: «Назови ласково», например: солнце – солнышко. Слова для игры: лужа, лист, туча, дождь, дождинка, капля, ветер.
  3. Упражняем ребенка в подборе глаголов. Помогите ребенку подобрать глаголы к предмету, который вы называете. Например: дождинка что делает? – падает. Слова для игры: ветер, листочек, ветка, дождь, солнце.

Тема: «Овощи».

  1. Проговорите с ребенком названия овощей. Поговорите ним о том, что овощи растут в огороде на грядках или в поле. Урожай в полях и огородах убирают осенью. Расскажите и покажите ребенку, что можно готовить из овощей.
  2. Учим ребенка образовывать форму множественного числа существительных. Предложите ребенку поиграть в игру: «Один и много». Например: луковица – луковицы. Слова для игры: репа, кабачок, огурец, помидор, морковка, картофелина.
  3. Учим ребенка правильно использовать в речи местоимения. Предложите поиграть в игру: «Мой - моя». Например: луковка чья?- моя. Кабачок чей? – мой. Слова для игры: помидор, картошка, свекла, морковка, огурец, лук.

Тема: «Фрукты».

  1. Расскажите ребенку о том, что фрукты растут в саду на деревьях, их убирают осенью. Произнесите вместе с ним названия фруктов. Проверьте, запомнил ли ребенок названия. Расскажите и покажите, что вы делаете из фруктов.
  2. Отработайте произношение прилагательных: красный, желтый, зеленый, круглый, мягкий, сочный, сладкий, вкусный, ароматный. Помогите ребенку подобрать существительные к этим прилагательным. Например: Яблоко какое? – Красное. Каким оно еще может быть? Слова для игры: лимон, груша, апельсин, слива, абрикос.
  3. Упражняем ребенка в образовании формы родительного падежа имен существительных. Предложите ребенку закончить предложения названиями фруктов. Например: Яблоко. На дереве нет чего? …яблока. Слова для игры смотри во 2 задании.

Тема: «Грибы».

  1. Побеседуйте с ребенком о том, что в лесу растут грибы. Они растут под деревьями, во мху и в траве. Поговорите о том, какие части есть у гриба (шляпка, ножка), зачем люди их собирают, как называют людей, которые ходят за грибами, что из грибов можно сделать.
  2. Упражняем ребенка в образовании формы родительного падежа имен существительных. Предложите ребенку поиграть в игру: «Чего нет». Например: гриб, нет чего? – гриба. Слова для игры: боровик, лисичка, пень, тропинка, дерево, мухомор.
  3. Упражняем ребенка в правильном употреблении падежных окончаний. Поиграйте в игру: «закончи предложение словом БОРОВИК. Например: В лесу растет что? – Боровик. Я не нашла ни одного чего? Наклонилась к чему? Полюбуюсь чем? Друзьям расскажу о чем?

Тема: «Ягоды»

  1. Выясните, название каких садовых ягод знает ваш ребенок. Обратите его внимание на цвет и форму ягод, на то, как они растут, какой имеют вкус. Обогащайте речь ребенка прилагательными: красный, синий, мягкий, сочный, сладкий, кислый, полезный, ароматный, душистый. Закрепите в речи ребенка глаголы: собирать, мыть, сушить, варить, готовить. Поговорите с ребенком о том, что можно из ягод сварить варенье, джем, компот, повидло.
  2. Упражняем ребенка в образовании формы множественного числа имен существительных. Предложите ребенку поиграть в игру «Чего много?», например: малины – много малины. Слова для игры: смородина, крыжовник, вишня, черешня, клубника, ягода.
  3. Обучаем ребенка изменению глаголов. Поиграйте с ребенком в игру «Попроси друга». Например: вари – он (что делает?) варит. Слова для игры: рви, клади, суши, неси, мешай, помогай, перебирай, мой, пей, ешь.

Тема: «Кошка с котятами»

  1. Предложите ребенку поговорить о таком домашнем животном, как кошка. Объясните, почему это домашнее животное, какую пользу приносит, как называются детеныши кошки. Поговорите о том, чем покрыто её тело, чем она питается, что любит делать.
  2. Учим ребенка правильному согласованию слов в предложении. Предложите ребенку закончить предложение словом КОТ. Например: Спит на диване (кто?) КОТ. Позвала хозяйка (кого?)… . Дала молочка (кому?)… . Поиграла (с кем?) … . Прочитала книжку (о ком?)… .
  3. Обучаем ребенка образовывать уменьшительные имена существительные и прилагательные. Например: кошка – кошечка, белая – беленькая. Пушистая, мягкая, теплая, добрая, легкая, лапа, хвост, ус, ухо, шерсть, коготь, морда.

Тема: «Зима»

  1. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Закрепите основные признаки зимы.
  2. Попросите ребенка закончить фразу, ответив на ваш вопрос. Например: На что похож синий лед? Синий лёд похож на стекло. Вопросы:

На что похож белый снег? На что похожа прозрачная сосулька? На что похожа лёгкая снежинка?

  1. Упражняем ребенка в умении подбирать относительные прилагательные. Например: Если утром мороз, то утро какое? (Морозное.) Вопросы:

Если горка изо льда, она какая? Если одежду носят зимой, она какая?

Если дорога из снега, значит она какая?

Тема: «Собака со щенками»

  1. Предложите ребенку поговорить о домашнем животном собаке. Объясните, почему это домашнее животное, какую пользу приносит, как называются детеныши собаки. Поговорите о том, чем она питается, что любит делать, чем отличается от кошки.
  2. Продолжаем учить ребенка правильному согласованию слов в предложении. Предложите ребенку закончить предложение словом ЩЕНКИ. Например: Бегут по комнате (кто?) ЩЕНКИ. Мячик заинтересовал (кого?)… . Понравился ботинок (кому?)… . Коврик свернулся (за кем?)… . Что-то я не вижу (кого?)… . Спят (кто?), а коврик на (ком?) на … .
  3. Учим ребенка образовывать форму повелительного наклонения глагола. Предложите сделать это ребенку по образцу. Например: сидеть – сиди. Бегать, спать, стоять, служить, лаять, гулять, петь, ловить.

Тема: «Корова с теленком»

  1. Поговорите с ребенком о корове. Объясните, почему это домашнее животное, какую пользу приносит, как называется детеныш коровы. Поговорите о том, чем она питается, какие части тела есть у коровы. Объясните ребенку пользу молочных продуктов, выясните, какие молочные продукты знает ребенок.
  2. Продолжаем учить ребенка правильному согласованию слов в предложении. Предложите ребенку закончить предложение словом ТЕЛЯТА. Например: Пришли на поляну (кто?) ТЕЛЯТА. Садятся мухи (на кого?) на… . Очень щекотно (кому?)… . Кружатся мухи (над кем?) над… . Ветер отогнал мух (от кого?) от… . Нет мух (на ком?) на… .
  3. Продолжаем учить ребенка образовывать уменьшительные существительные. Предложите поиграть в игру: «Скажи ласково», например: Корова – коровушка. Слова для игры: теленок, трава, пастух, молоко, сметана, кефир, творог, масло, мороженое, шоколад, сыр, каша.

Тема: «Лошадь и жеребенок»

  1. Поговорите с ребенком о лошади. Объясните, почему это домашнее животное, какую пользу приносит, как называется детеныш лошади. Поговорите о том, чем она питается, какие части тела есть у лошади.
  2. Продолжаем учить ребенка правильному согласованию слов в предложении. Предложите ребенку закончить предложение словом ЖЕРЕБЯТА. Например: Убежали от мам (кто?) ЖЕРЕБЯТА. Не видят мамы (кого?) … . Подлетел жук (к кому?) … . Зажужжал (над кем?)… . Беспокоятся мамы (о ком?) … .
  3. Продолжаем упражнять ребенка в образовании множественного числа существительных. Поиграйте с ребенком в игру: «Один-много». Например: голова – головы. Слова для игры: грива, хвост, нога, глаз, копыто, ухо.

Тема: «Заяц и зайчата»

  1. Поговорите с ребенком о зайце. Объясните, что дикие животные живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье. Вспомните с ребенком название детенышей зайца. Побеседуйте с ребенком о том, как он зимует. Объясните, что на зиму у зайцев вырастает теплый густой мех, что зайцы на зиму меняют цвет шкурки, что зимой им трудно добывать пищу, трудно спасаться от холода.
  2. Продолжаем упражнять ребенка в образовании множественного числа существительных. Поиграйте с ребенком в игру: «Один-много». Например: зайчиха – много зайчих. Слова для игры: заяц, зайчонок, лапа, нос, усы, хвост, уши, ветка, кора, глаза.
  3. Продолжаем учить ребенка правильному согласованию слов в предложении. Предложите ребенку закончить предложение словом ЗАЙЧАТА. Например: Скачут по дорожке (кто?) ЗАЙЧАТА. Не видно за кустами (кого?)… . Повстречались мы с другими (кем?)… . Показали вкусную травку (кому?)… . Долго вспоминали (о ком?)… .

Тема: «Птицы».

  1. Попросите ребенка назвать некоторых птиц, вспомнить основные признаки птиц, которые

отличают их от животных.

  1. Продолжаем учить ребенка образовывать уменьшительные существительные. Поиграйте в

игру «Назови ласково». Например: перо – перышко. Слова для игры: гнездо, птенцы,

крыло, клюв, лапка, пушинка.

  1. Упражняем ребенка в образовании множественного числа существительных. Предложите ребенку поиграть в игру «Один - много». Например: гнездо – гнезда. Слова для игры:

Птенцы –; крыло –; перо –; кормушка –; птенец –; лапка –; клюв –.

Тема: «Петушок с семьей»

  1. Побеседуйте с ребенком о домашних птицах. Объясните, почему петух и курица домашние птицы, какую пользу приносят, как называются птенцы у курицы и петуха. Поговорите о том, чем эти птицы питаются, какие есть у них части тела, чем птицы отличаются от животных
  2. Продолжаем учить ребенка правильному согласованию слов в предложении. Предложите ребенку закончить предложение словом КУРИЦА. Например: Во дворе гуляет (кто?) КУРИЦА. Нет пестрее (кого?) … . Зовет хозяйка(кого?) … . Принесла она зерна (кому?) … Прибежали цыплята (с кем?) с … . Хорошо заботится хозяйка (о ком?) о … .
  3. Упражняем ребенка в образовании множественного числа существительных. Предложите ребенку поиграть в игру «Один - много». Например: петух - петухи. Слова для игры:

Птенец –; крыло –; перо –; кормушка –; курица –; лапка –; клюв –.

Тема: «Весна»

  1. На прогулке понаблюдайте с ребенком приметы весны. Обратите внимание на то, что небо стало выше, солнце светит ярко и пригревает, началась капель, повисли сосульки, появились проталины, веселее запели птицы.
  2. Учим ребенка образовывать уменьшительные существительные. Предложите поиграть в игру: «Скажи ласково», например: лист – листик. Слова для игры: сосулька, трава, солнце, ручей, проталина.
  3. Учим ребенка образовывать форму множественного числа имен существительных. Предложите ребенку поиграть в игру: «Один - много», например: лист – листья.

Слова для игры: сосулька, ручей, проталина, почка, кораблик.

Тема: «Лиса с лисятами»

  1. Поговорите с ребенком о лисе. Объясните, что это дикое животное живет в лесу. Лисы сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье. Вспомните с ребенком название детенышей лисы. Побеседуйте с ребенком о том, как она зимует. Объясните, что на зиму у лис вырастает теплый густой мех, что зимой они меняют цвет шкурки, что зимой им трудно добывать пищу, трудно спасаться от холода.
  2. Продолжаем учить ребенка правильному согласованию слов в предложении. Предложите ребенку закончить предложение словом ЛИСА. Например: Мелькает за кустами (кто?) ЛИСА. Хочется мышку поймать (кому?) … . Мышка прячется в норке (от кого?) от … . Следит из норки (за кем?) за … . Видит из норки (кого?) … .
  3. Продолжаем учить ребенка образовывать уменьшительные существительные. Предложите поиграть в игру: «Скажи ласково», например: лиса – лисонька. Слова для игры: хвост, морда, уши, лисята, шерсть, рыжая, пушистая, хитрая.

Тема: «Волк и волчата»

  1. Поговорите с ребенком о волке. Объясните, что это дикое животное живет в лесу. Волки сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье. Вспомните с ребенком название детенышей волка и название его жилища. Побеседуйте с ребенком о том, как он зимует. Объясните, что на зиму у волка вырастает теплый густой мех, что зимой им трудно добывать пищу, трудно спасаться от холода. Объясните, почему волков называют санитарами леса.
  2. Продолжаем учить ребенка правильному согласованию слов в предложении. Предложите ребенку закончить предложение словом ВОЛК. Например: Вышел на охоту (кто?) ВОЛК. Все звери бояться (кого?) … . Хочется поймать зверюшку (кому?) … . Трудно быть (кем?) … . Все говорят, что злой (кто?) … .
  3. Учим ребенка преобразованию глаголов по образцу. Объясняем ребенку, что волчица будет делать то же самое, что делает волк. Например: волк пришел и волчица пришла. Слова для игры: волк поел, волк поспал, волк побежал, волк сел, волк отдохнул, волк завыл, волк вырыл яму, волк ждал, волк ушел.

Тема: «Медведь и медвежата»

  1. Поговорите с ребенком о медведе. Объясните, что это дикое животное и живет в лесу. Медведи сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье. Вспомните с ребенком, как называются детенышей медведя. Побеседуйте с ребенком о том, как медведь зимует. Объясните, что на зиму медведь ложится в берлогу до самой весны. Поэтому ему летом и осенью приходится хорошо кушать, чтобы накопить много жира. Жир поможет медведю перезимовать.
  2. Продолжаем учить ребенка правильному согласованию слов в предложении. Предложите ребенку закончить предложение словом МЕДВЕДИЦА. Например: Идет по лесу (кто?) МЕДВЕДИЦА. Хочется кушать (кому?) … . Увидели пчелы (кого?) … . Не хотят отдавать мед (кому?) … . Следят (за кем?) … .
  3. Продолжаем учить ребенка образовывать уменьшительные существительные. Предложите поиграть в игру: «Скажи ласково», например: мишка - мишенька. Слова для игры: лапа, морда, медвежонок, толстый, шерсть, мягкий, пушистый, медовый.

Тема: «Цветы».

  1. Поговорите с ребенком о том, что такое цветок, что у цветка есть корень, стебель, листья и цветы. Почему одуванчик и ветреницу называют первоцветами, какую пользу они приносят для людей и насекомых. Объясните, почему нельзя уничтожать цветы.
  1. Упражняем ребенка в образовании множественного числа существительных. Предложите ребенку поиграть в игру «Один - много». Например: корень – корни, много корней. Слова для игры: стебель –, лист –, лепесток –, стебелёк –, листок –, цветок -.
  2. Продолжаем учить ребенка образовывать уменьшительные существительные. Предложите поиграть в игру: «Скажи ласково», например: корень – корешок. Слова для игры можно взять из задания №2.

Тема: «Насекомые»

  1. Выясните, названия каких насекомых знает ребенок. Вспомнить, для чего насекомые нужны, чем питаются, какие части тела у них есть.
  2. Учим ребенка согласовывать существительное с числительным. Предложите поиграть в игру «Посчитай до 5», например: жук - один жук, два жука, три жука, четыре жука, пять жуков. Слова для игры: Бабочка, стрекоза, пчела.
  3. Продолжаем учить ребенка правильному согласованию слов в предложении. Предложите ребенку ответить на вопросы, например: Кто это? Жук.

Нет кого? Вижу кого? Играю с кем? Убегаю от кого? Расскажу о ком?

Предложите ответить на вопрос словами: бабочка, стрекоза, пчела.

Тема: «Деревья» (Ёлка, береза).

  1. Выясните, названия каких деревьев знает ваш ребенок. Повторить отличительные признаки ели и березы.
  2. Предложите ребенку ответить на вопросы, распространив их дополнениями, например: Что растет на елке? – На елке растут ветки, иголки, шишки. Кто спрятался под елкой? (Это могут быть любые дикие животные.) Что растет на березе? Кто спрятался под березой?
  3. Продолжаем учить ребенка образовывать уменьшительные существительные. Предложите поиграть в игру: «Скажи ласково», например: елка - елочка. Слова для игры: береза, ветка, иголка, шишка, сережка, смола,

Тема: Зимующие птицы.

  1. Попросите ребенка вспомнить название зимующих птиц, закрепить, почему они называются зимующими, какой корм они находят зимой, как им помогает человек. Обратите внимание ребенка на части тела птиц: голову, хвост, крылья, перья.
  2. Упражняем ребенка в умении согласовывать числительное с существительным. Предложите поиграть в игру: «Посчитай до 5», например: одна ворона, две вороны, три вороны, четыре вороны, пять ворон. Слова для игры: Снегирь, воробей, сорока, синица.
  3. Продолжаем упражнять ребенка в умении использовать в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы. Предложите поиграть в игру: «Назови ласково», например: воробей маленький, а воробьи какие?– воробьи маленькие. Слова для игры:

Синица быстрая, снегирь пухлый, сорока белобокая, черная ворона, сизый голубь.

Тема: «Домашние животные»

  1. Выясните, названия каких домашних животных знает ваш ребенок. Объясните, что животные называются домашними потому, что они живут у человека и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. Побеседуйте с ребенком о том, какую пользу приносят животные.
  2. Продолжаем упражнять ребенка в умении использовать в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы. Предложите ребенку игру: «Назови ласково», например: корова – коровушка. Слова для игры: лошадь, кошка, собака, свинья, баран, коза, корова.
  3. Упражняем ребенка в образовании множественного числа существительных. Предложите ребенку поиграть в игру «Один - много». Например: корова – коровы. Слова для игры: лошадь, овца, коза, свинья, баран, кошка, собака.

Тема: «Детёныши домашних животных»

  1. Попросите ребенка назвать детенышей домашних животных, которые он знает.
  2. Учим ребенка использовать существительные в родительном падеже. Предложите ребенку поиграть в игру: «Кто от мамы убежал?», например: от кого убежал котенок? – Котенок убежал от кошки. Слова для игры: Щенок, козленок, жеребенок, теленок, поросенок.
  3. Продолжаем работу по обучению ребенка образованию уменьшительно-ласкательных существительных. Поиграйте с ним в игру «Назови ласково», например: котенок – котеночек. Слова для игры можно взять из задания №2.

Тема: «Дикие животные».

  1. Выясните, знает ли ваш ребенок диких животных, живущих в наших лесах. Объясните, что дикие животные живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье. Вспомните с ребенком названия детенышей диких животных. Побеседуйте с ребенком о том, как зимуют дикие животные. Объясните, что на зиму у них вырастает теплый густой мех, что зимой им трудно добывать пищу, трудно спасаться от холода.
  2. Упражняем ребенка в умении согласовывать числительное с существительным. Предложите ребенку игру: «Посчитай до 5», например: одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Слова для игры: белка, заяц, волк, медведь, еж.
  3. Продолжаем работу по обучению ребенка образованию уменьшительно-ласкательных существительных. Предложите ребенку поиграть в игру «Назови ласково». Например: белка – белочка. Слова для игры можно взять из задания №2.

Тема: «Домашние птицы»

  1. Поговорить с ребенком о том, почему птиц называют домашними, чем они отличаются от животных, какую пользу приносят.
  2. Помогите ребенку назвать семьи домашних птиц. Например: Петух – курица, цыплёнок.

Гусь –, селезень –, индюк –.

  1. Выучите с ребенком, кто как голос подаёт? Например: Петух – кукарекает.

Курица –, утка –, гусь –, индюк – , цыплёнок –.