Индивидуальный план самообразования

Мухаметова Лариса Анатольевна

Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов

Мухаметовой Ларисы Анатольевны

Тема по самообразованию: «Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе посредством интерактивных методов обучения».

Образование: высшее

Педагогический стаж: 28 лет

Цели профессионального развития:

  1. В течение учебного года продолжать внедрять (применять, использовать, изучать) современные технологии, методики для организации учебно-познавательной деятельности, поддержания, сохранения здоровья, повышения качества обучения на  уроке.

2.     Изучить нормативные документы, регламентирующие исполнение требований

                 федерального государственного стандарта второго поколения по математике. 

            3.      Разработать рабочие программы в соответствии с ФГОС НОО.

  1. Обучение внутри учреждения (семинары, консультации,  круглые столы)
  2. Посещение занятий и воспитательных мероприятий у коллег.
  3. Обучение и повышение квалификации.

 

Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС

Литература,

нормативно -правовые

документы

Задачи

использования

литературных

источников

Сроки

 

Форма отчетности

Где, кем и когда

заслушивается отчет о

выполнении

Приказ № 4133 от 17.05. 2012 год Минобрнауки России « Об утверждении федерального

Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

Детальное изучение основополагающего

документа

 

2014г.

 

Выступление

Заседание МО

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Детальное изучение основополагающего

документа

 

2014

 Педагогические советы.

Ведение документации.

Аттестационное тестирование

«Как построить урок в соответствии ФГОС» А.В.Миронов, 2014 г.

Повышение уровня профессионализма в связи с введением новых стандартов.

2014

Планирование уроков,  методические заседания, педагогические советы.

Задачи:

  1. придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  2. повышение мотивации и интереса к учению;
  3. более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  4. развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
  5. формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
  6. обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий,  обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
  7. использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
  8. повышение своего методического уровня.

Ожидаемые результаты самообразования 

  1. Повысить качество преподавания предмета.
  2. Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
  3. Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
  4. создать комплекты педагогических  разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
  5. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
  6. Разработать  дидактические материалы, тесты, видеопособия, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
  7. Результаты работы над темой самообразования  поместить на школьном сайте.

Обобщить опыт по исследуемой теме.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.

Направления самообразования:

  

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и  требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3.Систематически знакомиться со статьями в  журналах и  газете «Первое сентября».

4. Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов

2015- 2016

  регулярно

регулярно

 

регулярно

 

Психолого-педагогическое

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 

 

регулярно

Методическое

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения в начальной школе.

3. Принимать активное участие в работе школьного МО.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке

9. Составить собственную коллекцию видеоприложений для уроков.

9. Проводить открытые уроки для коллег по работе.

10. Выступать с докладами по теме самообразования.

 регулярно

  регулярно

 регулярно

ежегодно

 

 регулярно

 регулярно 

  2014-2019

 2014-2019

согласно   плана МО

 

согласно плана МО

 

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по предметам, педагогике и психологии.

регулярно

 регулярно 

 

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

регулярно

 

 

 

Перспективный план по самообразованию:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2014-2017

1.Пройти курсы повышения  квалификации в 2017 году.

2.Выступление на заседании школьного МО

3.Подписка на методическую литературу

4.Изучение литературы по данной теме.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2014-2018

1.Выступление на заседании школьного МО

 

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2014-2019

1.Выступление на заседании педагогического совета.

2.Открытые уроки на муниципальном уровне.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2018-2019

1.Выступление на заседании муниципального МО по теме

 «Организация внеурочной деятельности на ступени начального общего образования в рамках внедрения ФГОС НОО ».

2. Результативное участие на муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3.Мастер-класс «Эффективное использование системно - деятельностного подхода в подготовке к олимпиадам, конкурсам и конференциям».

4.Консультативная помощь учителям и учащимся. 

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2014-2019

1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок», «Всероссийский фестиваль педагогического творчества», конкурсе «Учитель года».

2.Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте или сообществе.

 

 

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

 Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

 

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Мультимедиа  технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

Учебная исследовательская работа:

1.Включить в план по реализации проектной деятельности в начальной школе и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.

2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.

3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.

  • Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
  • Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей».

4. Участие в системе школьной методической работы:

  • Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
  • Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
  • Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
  • Участие в заседаниях ШМО, педагогических советах.
  • Практические выходы (доклады, рефераты) – на муниципальной секции учителей, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
  • Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.

Литература по теме самообразования

Книги, брошюры

  1. Воровщиков С.Г.   Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-метод. и управленческого сопровождения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 5 за знания, 2010. - 304 с. - (Методкнига). - ISBN 978-5-458292-344.
  2. Конаржевский Ю.А.   Анализ урока. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 336 с. - ISBN 5-901030-26-5.
  3. Конаржевский Ю.А.   Система. Урок. Анализ. - Псков: ПОИПКРО, 1996. - 440 с. - (Управление образованием). - ISBN 5-7522-0006-7.
  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
  6. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272

Статьи

  1. Артемьева Л.Н.   Системный подход к научной деятельности учащихся    // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005.- N3. - С. 52-56.
  2. Асмолов А.Г.   Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования.
  3. Асмолов А.Г.   Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения    // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 11-14.
  4. Атанов Г.А.   Деятельностный подход к проектированию обучения    // Образовательные технологии    // . - 2004.- N2.
  5. Ахвердов А.А.   Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельностной среде    // Методист. - 2008. - № 3. - С. 35-39.
  6. Базовые технологии стандартов второго поколения как основа достижения нового образовательного результата    // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2011. - № 9. - С. 10-15.
  7. Белобородов Н.В.   Технология социального творчества учащихся    // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 226-232.
  8. Бершадский М.Е.   Национальные образовательные проекты и современная психология обучения    // Народное образование. - 2011. - № 9. - С. 185-194.
  9. Боровая Л.   Педагогический опыт: мастерство плюс практика    // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 13. - С. 24-26.
  10. Боровских А.В.   Деятельностные принципы и педагогическая логика    // Педагогика. - 2010. - № 8. - С. 10-19.
  11. Булин-Соколова Е.   Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход    // Учитель. - 2005. - № 3. - С. 63-66.
  12. Валеев Г.Х.   Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода    // Педагогика    // . - 2005.- N5.
  13. Воровщиков С.Г.   Технология проблемно-деятельностной игры    // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 8. - С. 80-96.
  14. Воровщиков С.Г.   Технология проблемно-деятельностной игры    // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 9. - С. 92-104.
  15. Габитова А.А.   Теоретические основы обеспечения преемственности экологического образования    // Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - № 4. - С. 82-84.
  16. Гаврилюк Л.В.   Талантливый человек талантлив во многом?    // Педагогические технологии. - 2008. - № 2. - С. 113-114.
  17. Гайнеев Э.Р.   Деятельностно-компетентностный подход в реализации ФГОС как средство повышения квалификации педагогов профессионального образования    // Методист. - 2013. - № 1. - С. 44-49.
  18. Гриценко Л.И.   Деятельностная основа педагогики А.С.Макаренко    // Педагогика. - 2010. - № 8. - С. 79-84.
  19. Дмитриев С.В.   Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения    // Школьные технологии    // . - 2003.- N6.
  20. Дятлова К.Д.   Системный подход в педагогическом тестировании    // Педагогическая диагностика. - 2005. - № 5. - С.23-30.
  21. Захарова В.А.   Роль информационно-коммуникационных технологий в реализации системно-деятельностного подхода к обучению    // Начальная школа. - 2011. - № 8. - С. 20-23.
  22. Иванов Д.А.   Мысли о педагогике, или С чего начинается школа?    // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 149-152.
  23. Камболов Т.   Новые вызовы времени: системный подход - вот что нужно для воспитания культурных традиций    // Учительская газета. - 2007. - 10. - С. 5.
  24. Кравцова И.Л.   Критериальное оценивание входит в практику отечественной школы    // Народное образование. - 2012. - № 2. - С. 163-168.
  25. Крылова Н.   Ребенок в открытой и закрытой школьной системе    // Народное образование. - 2009. - № 9. - С. 185-192.
  26. Крылова Н.Б.   Педагогика дела: продуктивное учение против аудиовизуального обучения    // Народное образование. - 2012. - № 2. - С. 28-35.
  27. Кудрявцева Н.Г.   Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения    // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 4. - С. 13-27.
  28. Купавцев А.В.   Деятельностная альтернатива в образовании    // Педагогика. - 2005. - № 10. С. 27-32.
  29. Леонтьева О.М.   Деятельностный подход в образовании    // Школьные технологии. - 2007. - № 2. - С. 83-96.
  30. Лисина Л.   Деятельностный подход в обучении    // Учитель. - 2008. - № 4. - С. 69-70.
  31. Львовский В.   Реализация деятельностного подхода при повышении квалификации учителя развивающего обучения    // Начальная школа: изд. дом Первое сентября. - 2004.- N46. - С. 24.
  32. Лямасова Г.   Создаем школу нового поколения    // Учитель. - 2009. - № 4. - С. 35-38.
  33. Лях Ю.А.   Проектирование системы педагогического мониторинга качества обучения на основании деятельностного подхода    // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 1. - С. 23-26.
  34. Марютина Т.М.   Индивидуализация психического развития в контексте системного подхода    // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 3. - С. 44-54.
  35. Митрофанов К.Г., Голубкин И.В., Беликова Ю.И. и др. Проектирование информационно-коммуникационных гуманитарных образовательных ресурсов нового поколения. / К.Г. Митрофанов и др. – М.: МГПУ, 2010.
  36. Панов В.И.   Деятельное (практикоориентированное) образование    // Дополнительное образование    // . - 2003.- N8.
  37. Панова О.В.   Роль социального проектирования в воспитании школьников    // Воспитание школьников. - 2011. - № 8. - С. 31-34.
  38. Петерсон Л.Г.   Механизмы реализации Государственных образовательных стандартов второго поколения на основе дидактической системы деятельностного метода "Школа 2000..."    // Методист. - 2010. - № 1. - С. 6-10.
  39. Петерсон Л.Г.   Непрерывное образование на основе деятельностного подхода    // Педагогика    // . - 2004.- N9.
  40. Петрова О.Г.   Информационно-образовательная среда современной школы как условие реализации ФГОС общего образования    // Информатика и образование. - 2012. - № 9. - С. 18-22.
  41. Погребняк Е.В.   Здоровьесберегающие возможности деятельностного подхода в образовании в аспекте изменения позиции учителя    // Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - № 3. - С. 26-29.
  42. Полякова Н.В.   Перспективные школьные технологии    // Завуч    // . - 2005.- N5. - С. 38-56.
  43. Пономарева Е.А.   Деятельностный подход к формированию системы понятий учебных предметов    // Методист. - 2013. - № 1. - С. 54-57.
  44. Ривкин Е.Ю.   Системно-деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата    // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2013. - № 5. - С. 3-9.
  45. Сайфуллин Ф.А.   Миф о деятельностном подходе    // Школьные технологии. - 2012. - № 2. - С. 172-179.
  46. Сергеев С.Ф.   Теоретико-методологические проблемы педагогики образовательных сред    // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 187-195.
  47. Серебрякова Л.А.   Системно-деятельностный подход как условие формирования ключевых компетенций школьников    // Методист. - 2011. - № 2. - С. 14-17.
  48. Сумнительный К.Е.   Презентация как методическая основа педагогики М.Монтессори    // Методист. - 2012. - № 4. - С. 4-8.
  49. Титова Е.Т.   ФГОС на этапе основного общего образования: первый опыт    // Методист. - 2013. - № 5. - С. 38-43.
  50. Юдин В.В.   Концепция педагогической технологии (элементы теории)    // Педагогические технологии. - 2007. - №1. - С.37--45.
  51. Юсупова Г.Р.   Системный подход к деятельностному повышению квалификации работников образования    // Педагогические технологии. - 2004. - № 4. - С.25-31.
  52. Ярославцева М.   Системный подход к внедрению инновационных технологий    // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2010. - № 7. - С. 8-11.
  53.   63.  Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. —   М.:  Народное образование, 2001. — 272 с.

 

 

Достижения за межаттестационный период

Результаты предметных олимпиад школьников:

- очная республиканская метапредметная олимпиада «Мир вокруг нас», ГАОУ «РОЦ»,  призер, 4 класс, 2016 г;

- очная республиканская олимпиада по математике, ГАОУ «РОЦ», 2 призера, 1 класс, 2017;

- очная республиканская метапредметная олимпиада «Мир вокруг нас», ГАОУ «РОЦ», призер, 1 класс, 2017 г.;

- очная республиканская олимпиада по математике, ГАОУ «РОЦ», победитель, 1 класс, 2018;

- очная республиканская олимпиада по литературному чтению, ГАОУ «РОЦ», 2 призера, 1 класс, 2018 г.;

- очная олимпиада WINKID по математике, ФГАОУ ВО «К(П)ФУ», призер, 1 класс, 2018 г.;

 - муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку,  4 класс, победитель, 2016г.;

- муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике, 3 призера, 4 класс. 2016г.

Результаты участия в НПК:

- XII Региональный конкурс исследовательских работ для младших школьников «Наше наследие», г. Елабуга, призер, 1 класс, 2018 г.;

 - Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников «Открытие», К(П)ФУ, участие, 4 класс, 2016 г.;

 - VӀӀ республиканский конкурс исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке», г. Нижнекамск, участие, 4 класс, 2016 г.;

- Всероссийский конкурс исследовательских  и  творческих работ учащихся «Портфолио» издательского дома «Первое сентября» г. Москва, участие, 4 класс, 2017 г.

Результаты участия в творческих конкурсах:

- Всероссийская игра- конкурс «Русский медвежонок- языкознание для всех», 1 место в РФ,  2 класс, 2014 г;

- Всероссийский конкурс фотографий «Край родной, навек любимый!» в рамках Всероссийской акции гражданско-патриотической направленности «Красная гвоздика», 1 место,  2 класс, 2015 г.;

- I Всероссийский конкурс для детей и подростков «Умные и талантливые»,  номинация «Фотография и видео», 1 место, 3 класс, 2015 г.;

- республиканский конкурс «Литературный Татарстан», призер, 3 класс, 2015 г.;

- республиканский этап Всероссийского конкурса юных фотолюбителей «Юность России», номинация «Репортаж», 3 место, 4 класс, 2017 г.

Результаты участия в профессиональных конкурсах:

- республиканский конкурс «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан», номинация «Инновации в образовании», образовательный проект «Формирование навыков здорового питания у обучающихся 1 – 4 классов на основе системно – деятельностного подхода», участие, 2016г.

- районный конкурс «Калейдоскоп методических идей», 2 место в номинации «Реализация проектов учителями-победителями Гранта «Наш лучший учитель», 2014 г.;

- муниципальный этап республиканского методического конкурса «Развитие познавательных навыков у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании», победитель, 2017 г.;

- международная олимпиада для учителей «Профессиональный стандарт педагога: новые требования к педагогу», призер, 2017 г.;

- международный конкурс педагогического мастерства «Педагог года-2018», финалист, 2018г.

 

Обобщение и распространение педагогического опыта учителя:

- выступление «Обучающие структуры как инструмент повышения эффективности современного урока» на Общероссийском методическом семинаре «Начальная школа как основа формирования умения учиться» для учителей начальных классов, г. Санкт-Петербург, 2016г.;

- мастер-класс ««Способы организации деятельности учащихся на уроке: копилка методических приемов. Фрагменты уроков по математике и русскому языку» в рамках Общероссийского методического семинара «Начальная школа как основа формирования умения учиться» для учителей начальных классов, г. Санкт-Петербург, 2016г.;

- выступление на II Всероссийской научно-практической конференции «Опыт реализации ФГОС в образовательных учреждениях», ФГБОУ высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», г. Сибай, 2014 г.;

- открытый урок по математике «Деление круглых чисел на круглые десятки», 4 класс, на республиканском семинаре заместителей директоров и учителей Школ Превосходства в рамках республиканского проекта « Инновационный потенциал Школ Превосходства Республики Татарстан (распространение лучших практик)», 2016г.;

- мастер-класс «Система оценки планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО» в рамках реализации программы повышения квалификации учителей начальных классов, ГАОУ ДПО ИРО РТ, г. Казань, 2014г.;

- выступление «Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся» на республиканском семинаре «Инновационная деятельность учителя начальных классов: опыт и перспективы» в рамках республиканской инновационной площадки «Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе», г. Казань, 2018г.

- выступление «Формирование УУД на уроках в начальной школе»  на районном семинаре «Реализация ФГОС в начальной школе. Требования к современному уроку»  для учителей начальных классов,  2018г.

 

Публикации:

- сборник  II Всероссийской научно-практической конференции «Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях», Башкирский государственный университет. Доклад на тему: «Система оценки планируемых результатов в условиях реализации  ФГОС НОО», 2014г.;

- сборник Отдела образования Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района РТ  «Первый республиканский конкурс авторских дополнительных программ мастер – классов «Педагог – мастер» (методические разработки), конспект урока математики «Умножение и деление в пределах 100», 3 класс, 2015г.;

- сборник методических разработок МКУ «Управление образования исполнительного комитета» Нурлатского муниципального района РТ «Интерактивные методы обучения – средство активизации познавательной деятельности обучающихся», мастер-класс «Система оценки планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО», 2016г.;

- сборник научно-исследовательских, методических и творческих работ учителей, Общероссийский инновационный проект «Моя Россия», конспект урока «Второстепенные члены предложения. Дополнение», электронная версия, 2017г.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Нурлат Республики Татарстан

 

Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов

Мухаметовой Ларисы Анатольевны

 на 2014-2019 учебный год.

Нурлат, 2014

Тема по самообразованию: «Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе посредством интерактивных методов обучения».

Образование: высшее

Педагогический стаж: 28 лет

Цели профессионального развития:

  1. В течение учебного года продолжать внедрять (применять, использовать, изучать) современные технологии, методики для организации учебно-познавательной деятельности, поддержания, сохранения здоровья, повышения качества обучения на  уроке.

2.     Изучить нормативные документы, регламентирующие исполнение требований

                 федерального государственного стандарта второго поколения по математике.  

            3.      Разработать рабочие программы в соответствии с ФГОС НОО.

  1. Обучение внутри учреждения (семинары, консультации,  круглые столы)
  2. Посещение занятий и воспитательных мероприятий у коллег.
  3. Обучение и повышение квалификации.

Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС

Литература,

нормативно -правовые

документы

Задачи

использования

литературных

источников

Сроки

Форма отчетности

Где, кем и когда

заслушивается отчет о

выполнении

Приказ № 4133 от 17.05. 2012 год Минобрнауки России « Об утверждении федерального

Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

Детальное изучение основополагающего

документа

2014г.

Выступление

Заседание МО

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Детальное изучение основополагающего

документа

2014

 Педагогические советы.

Ведение документации.

Аттестационное тестирование

«Как построить урок в соответствии ФГОС» А.В.Миронов, 2014 г.

Повышение уровня профессионализма в связи с введением новых стандартов.

2014

Планирование уроков,  методические заседания, педагогические советы.

Задачи:

  1. придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  2. повышение мотивации и интереса к учению;
  3. более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  4. развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
  5. формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
  6. обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий,  обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
  7. использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
  8. повышение своего методического уровня.

Ожидаемые результаты самообразования  

  1. Повысить качество преподавания предмета.
  2. Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
  3. Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
  4. создать комплекты педагогических  разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
  5. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
  6. Разработать  дидактические материалы, тесты, видеопособия, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
  7. Результаты работы над темой самообразования  поместить на школьном сайте.

Обобщить опыт по исследуемой теме.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.

Направления самообразования:

  

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и  требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3.Систематически знакомиться со статьями в  журналах и  газете «Первое сентября».

4. Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов

2015- 2016

  регулярно

регулярно

 

регулярно

 

Психолого-педагогическое

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

регулярно

Методическое

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения в начальной школе.

3. Принимать активное участие в работе школьного МО.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке

9. Составить собственную коллекцию видеоприложений для уроков.

9. Проводить открытые уроки для коллег по работе.

10. Выступать с докладами по теме самообразования.

 регулярно

  регулярно

 регулярно

ежегодно

 

 регулярно

 регулярно 

  2014-2019

 2014-2019

согласно   плана МО

 

согласно плана МО

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по предметам, педагогике и психологии.

регулярно

 регулярно 

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

регулярно

 

Перспективный план по самообразованию:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2014-2017

1.Пройти курсы повышения  квалификации в 2017 году.

2.Выступление на заседании школьного МО

3.Подписка на методическую литературу

4.Изучение литературы по данной теме.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2014-2018

1.Выступление на заседании школьного МО

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2014-2019

1.Выступление на заседании педагогического совета.

2.Открытые уроки на муниципальном уровне.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2018-2019

1.Выступление на заседании муниципального МО по теме

 «Организация внеурочной деятельности на ступени начального общего образования в рамках внедрения ФГОС НОО ».

2. Результативное участие на муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3.Мастер-класс «Эффективное использование системно - деятельностного подхода в подготовке к олимпиадам, конкурсам и конференциям».

4.Консультативная помощь учителям и учащимся. 

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2014-2019

1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок», «Всероссийский фестиваль педагогического творчества», конкурсе «Учитель года».

2.Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте или сообществе.

 

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

 Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. 

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Мультимедиа  технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

Учебная исследовательская работа:

1.Включить в план по реализации проектной деятельности в начальной школе и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов. 

2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.

3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.

  • Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
  • Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей».

4. Участие в системе школьной методической работы:

  • Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
  • Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
  • Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
  • Участие в заседаниях ШМО, педагогических советах.
  • Практические выходы (доклады, рефераты) – на муниципальной секции учителей, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
  • Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.

Литература по теме самообразования

Книги, брошюры

  1. Воровщиков С.Г.   Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-метод. и управленческого сопровождения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 5 за знания, 2010. - 304 с. - (Методкнига). - ISBN 978-5-458292-344.
  2. Конаржевский Ю.А.   Анализ урока. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 336 с. - ISBN 5-901030-26-5.
  3. Конаржевский Ю.А.   Система. Урок. Анализ. - Псков: ПОИПКРО, 1996. - 440 с. - (Управление образованием). - ISBN 5-7522-0006-7.
  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
  6. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272

Статьи

  1. Артемьева Л.Н.   Системный подход к научной деятельности учащихся    // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005.- N3. - С. 52-56.
  2. Асмолов А.Г.   Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования.
  3. Асмолов А.Г.   Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения    // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 11-14.
  4. Атанов Г.А.   Деятельностный подход к проектированию обучения    // Образовательные технологии    // . - 2004.- N2.
  5. Ахвердов А.А.   Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельностной среде    // Методист. - 2008. - № 3. - С. 35-39.
  6. Базовые технологии стандартов второго поколения как основа достижения нового образовательного результата    // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2011. - № 9. - С. 10-15.
  7. Белобородов Н.В.   Технология социального творчества учащихся    // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 226-232.
  8. Бершадский М.Е.   Национальные образовательные проекты и современная психология обучения    // Народное образование. - 2011. - № 9. - С. 185-194.
  9. Боровая Л.   Педагогический опыт: мастерство плюс практика    // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 13. - С. 24-26.
  10. Боровских А.В.   Деятельностные принципы и педагогическая логика    // Педагогика. - 2010. - № 8. - С. 10-19.
  11. Булин-Соколова Е.   Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход    // Учитель. - 2005. - № 3. - С. 63-66.
  12. Валеев Г.Х.   Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода    // Педагогика    // . - 2005.- N5.
  13. Воровщиков С.Г.   Технология проблемно-деятельностной игры    // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 8. - С. 80-96.
  14. Воровщиков С.Г.   Технология проблемно-деятельностной игры    // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 9. - С. 92-104.
  15. Габитова А.А.   Теоретические основы обеспечения преемственности экологического образования    // Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - № 4. - С. 82-84.
  16. Гаврилюк Л.В.   Талантливый человек талантлив во многом?    // Педагогические технологии. - 2008. - № 2. - С. 113-114.
  17. Гайнеев Э.Р.   Деятельностно-компетентностный подход в реализации ФГОС как средство повышения квалификации педагогов профессионального образования    // Методист. - 2013. - № 1. - С. 44-49.
  18. Гриценко Л.И.   Деятельностная основа педагогики А.С.Макаренко    // Педагогика. - 2010. - № 8. - С. 79-84.
  19. Дмитриев С.В.   Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения    // Школьные технологии    // . - 2003.- N6.
  20. Дятлова К.Д.   Системный подход в педагогическом тестировании    // Педагогическая диагностика. - 2005. - № 5. - С.23-30.
  21. Захарова В.А.   Роль информационно-коммуникационных технологий в реализации системно-деятельностного подхода к обучению    // Начальная школа. - 2011. - № 8. - С. 20-23.
  22. Иванов Д.А.   Мысли о педагогике, или С чего начинается школа?    // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 149-152.
  23. Камболов Т.   Новые вызовы времени: системный подход - вот что нужно для воспитания культурных традиций    // Учительская газета. - 2007. - 10. - С. 5.
  24. Кравцова И.Л.   Критериальное оценивание входит в практику отечественной школы    // Народное образование. - 2012. - № 2. - С. 163-168.
  25. Крылова Н.   Ребенок в открытой и закрытой школьной системе    // Народное образование. - 2009. - № 9. - С. 185-192.
  26. Крылова Н.Б.   Педагогика дела: продуктивное учение против аудиовизуального обучения    // Народное образование. - 2012. - № 2. - С. 28-35.
  27. Кудрявцева Н.Г.   Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения    // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 4. - С. 13-27.
  28. Купавцев А.В.   Деятельностная альтернатива в образовании    // Педагогика. - 2005. - № 10. С. 27-32.
  29. Леонтьева О.М.   Деятельностный подход в образовании    // Школьные технологии. - 2007. - № 2. - С. 83-96.
  30. Лисина Л.   Деятельностный подход в обучении    // Учитель. - 2008. - № 4. - С. 69-70.
  31. Львовский В.   Реализация деятельностного подхода при повышении квалификации учителя развивающего обучения    // Начальная школа: изд. дом Первое сентября. - 2004.- N46. - С. 24.
  32. Лямасова Г.   Создаем школу нового поколения    // Учитель. - 2009. - № 4. - С. 35-38.
  33. Лях Ю.А.   Проектирование системы педагогического мониторинга качества обучения на основании деятельностного подхода    // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 1. - С. 23-26.
  34. Марютина Т.М.   Индивидуализация психического развития в контексте системного подхода    // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 3. - С. 44-54.
  35. Митрофанов К.Г., Голубкин И.В., Беликова Ю.И. и др. Проектирование информационно-коммуникационных гуманитарных образовательных ресурсов нового поколения. / К.Г. Митрофанов и др. – М.: МГПУ, 2010.
  36. Панов В.И.   Деятельное (практикоориентированное) образование    // Дополнительное образование    // . - 2003.- N8.
  37. Панова О.В.   Роль социального проектирования в воспитании школьников    // Воспитание школьников. - 2011. - № 8. - С. 31-34.
  38. Петерсон Л.Г.   Механизмы реализации Государственных образовательных стандартов второго поколения на основе дидактической системы деятельностного метода "Школа 2000..."    // Методист. - 2010. - № 1. - С. 6-10.
  39. Петерсон Л.Г.   Непрерывное образование на основе деятельностного подхода    // Педагогика    // . - 2004.- N9.
  40. Петрова О.Г.   Информационно-образовательная среда современной школы как условие реализации ФГОС общего образования    // Информатика и образование. - 2012. - № 9. - С. 18-22.
  41. Погребняк Е.В.   Здоровьесберегающие возможности деятельностного подхода в образовании в аспекте изменения позиции учителя    // Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - № 3. - С. 26-29.
  42. Полякова Н.В.   Перспективные школьные технологии    // Завуч    // . - 2005.- N5. - С. 38-56.
  43. Пономарева Е.А.   Деятельностный подход к формированию системы понятий учебных предметов    // Методист. - 2013. - № 1. - С. 54-57.
  44. Ривкин Е.Ю.   Системно-деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата    // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2013. - № 5. - С. 3-9.
  45. Сайфуллин Ф.А.   Миф о деятельностном подходе    // Школьные технологии. - 2012. - № 2. - С. 172-179.
  46. Сергеев С.Ф.   Теоретико-методологические проблемы педагогики образовательных сред    // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 187-195.
  47. Серебрякова Л.А.   Системно-деятельностный подход как условие формирования ключевых компетенций школьников    // Методист. - 2011. - № 2. - С. 14-17.
  48. Сумнительный К.Е.   Презентация как методическая основа педагогики М.Монтессори    // Методист. - 2012. - № 4. - С. 4-8.
  49. Титова Е.Т.   ФГОС на этапе основного общего образования: первый опыт    // Методист. - 2013. - № 5. - С. 38-43.
  50. Юдин В.В.   Концепция педагогической технологии (элементы теории)    // Педагогические технологии. - 2007. - №1. - С.37--45.
  51. Юсупова Г.Р.   Системный подход к деятельностному повышению квалификации работников образования    // Педагогические технологии. - 2004. - № 4. - С.25-31.
  52. Ярославцева М.   Системный подход к внедрению инновационных технологий    // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2010. - № 7. - С. 8-11.
  53.   63.  Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. —   М.:  Народное образование, 2001. — 272 с.

Достижения за межаттестационный период

Результаты предметных олимпиад школьников:

- очная республиканская метапредметная олимпиада «Мир вокруг нас», ГАОУ «РОЦ»,  призер, 4 класс, 2016 г;

- очная республиканская олимпиада по математике, ГАОУ «РОЦ», 2 призера, 1 класс, 2017;

- очная республиканская метапредметная олимпиада «Мир вокруг нас», ГАОУ «РОЦ», призер, 1 класс, 2017 г.;

- очная республиканская олимпиада по математике, ГАОУ «РОЦ», победитель, 1 класс, 2018;

- очная республиканская олимпиада по литературному чтению, ГАОУ «РОЦ», 2 призера, 1 класс, 2018 г.;

- очная олимпиада WINKID по математике, ФГАОУ ВО «К(П)ФУ», призер, 1 класс, 2018 г.;

 - муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку,  4 класс, победитель, 2016г.;

- муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике, 3 призера, 4 класс. 2016г.

Результаты участия в НПК:

- XII Региональный конкурс исследовательских работ для младших школьников «Наше наследие», г. Елабуга, призер, 1 класс, 2018 г.;

 - Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников «Открытие», К(П)ФУ, участие, 4 класс, 2016 г.;

 - VӀӀ республиканский конкурс исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке», г. Нижнекамск, участие, 4 класс, 2016 г.;

- Всероссийский конкурс исследовательских  и  творческих работ учащихся «Портфолио» издательского дома «Первое сентября» г. Москва, участие, 4 класс, 2017 г.

Результаты участия в творческих конкурсах:

- Всероссийская игра- конкурс «Русский медвежонок- языкознание для всех», 1 место в РФ,  2 класс, 2014 г;

- Всероссийский конкурс фотографий «Край родной, навек любимый!» в рамках Всероссийской акции гражданско-патриотической направленности «Красная гвоздика», 1 место,  2 класс, 2015 г.;

- I Всероссийский конкурс для детей и подростков «Умные и талантливые»,  номинация «Фотография и видео», 1 место, 3 класс, 2015 г.; 

- республиканский конкурс «Литературный Татарстан», призер, 3 класс, 2015 г.;

- республиканский этап Всероссийского конкурса юных фотолюбителей «Юность России», номинация «Репортаж», 3 место, 4 класс, 2017 г.

Результаты участия в профессиональных конкурсах:

- республиканский конкурс «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан», номинация «Инновации в образовании», образовательный проект «Формирование навыков здорового питания у обучающихся 1 – 4 классов на основе системно – деятельностного подхода», участие, 2016г.

- районный конкурс «Калейдоскоп методических идей», 2 место в номинации «Реализация проектов учителями-победителями Гранта «Наш лучший учитель», 2014 г.;

- муниципальный этап республиканского методического конкурса «Развитие познавательных навыков у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании», победитель, 2017 г.;

- международная олимпиада для учителей «Профессиональный стандарт педагога: новые требования к педагогу», призер, 2017 г.;

- международный конкурс педагогического мастерства «Педагог года-2018», финалист, 2018г.

Обобщение и распространение педагогического опыта учителя:

- выступление «Обучающие структуры как инструмент повышения эффективности современного урока» на Общероссийском методическом семинаре «Начальная школа как основа формирования умения учиться» для учителей начальных классов, г. Санкт-Петербург, 2016г.;

- мастер-класс ««Способы организации деятельности учащихся на уроке: копилка методических приемов. Фрагменты уроков по математике и русскому языку» в рамках Общероссийского методического семинара «Начальная школа как основа формирования умения учиться» для учителей начальных классов, г. Санкт-Петербург, 2016г.;

- выступление на II Всероссийской научно-практической конференции «Опыт реализации ФГОС в образовательных учреждениях», ФГБОУ высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», г. Сибай, 2014 г.;

- открытый урок по математике «Деление круглых чисел на круглые десятки», 4 класс, на республиканском семинаре заместителей директоров и учителей Школ Превосходства в рамках республиканского проекта « Инновационный потенциал Школ Превосходства Республики Татарстан (распространение лучших практик)», 2016г.;

- мастер-класс «Система оценки планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО» в рамках реализации программы повышения квалификации учителей начальных классов, ГАОУ ДПО ИРО РТ, г. Казань, 2014г.;

- выступление «Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся» на республиканском семинаре «Инновационная деятельность учителя начальных классов: опыт и перспективы» в рамках республиканской инновационной площадки «Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе», г. Казань, 2018г.

- выступление «Формирование УУД на уроках в начальной школе»  на районном семинаре «Реализация ФГОС в начальной школе. Требования к современному уроку»  для учителей начальных классов,  2018г.

Публикации:

- сборник  II Всероссийской научно-практической конференции «Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях», Башкирский государственный университет. Доклад на тему: «Система оценки планируемых результатов в условиях реализации  ФГОС НОО», 2014г.;

- сборник Отдела образования Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района РТ  «Первый республиканский конкурс авторских дополнительных программ мастер – классов «Педагог – мастер» (методические разработки), конспект урока математики «Умножение и деление в пределах 100», 3 класс, 2015г.;

- сборник методических разработок МКУ «Управление образования исполнительного комитета» Нурлатского муниципального района РТ «Интерактивные методы обучения – средство активизации познавательной деятельности обучающихся», мастер-класс «Система оценки планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО», 2016г.;

- сборник научно-исследовательских, методических и творческих работ учителей, Общероссийский инновационный проект «Моя Россия», конспект урока «Второстепенные члены предложения. Дополнение», электронная версия, 2017г.