Портфолио

ПОРТФОЛИО

УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ИНФОРМАТИКИ

ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ БЕЛЯЕВОЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon портфолио521.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЛАТОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

РАССКАЗОВСКИЙ ФИЛИАЛ

ПОРТФОЛИО

УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ИНФОРМАТИКИ

ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ БЕЛЯЕВОЙ

  1. Общие сведения

Фамилия, имя, отчество: Беляева Екатерина Алексеевна

Образование: высшее

Какое учебное заведение окончила: Тамбовский государственный институт им. Г.Р.Державина

Год окончания учебного заведения: 2004 г.

Общий педагогический стаж: 10 лет

С какого года работает в данном учреждении: с 2006 г.

Стаж работы в данном учреждении: 9 лет

Должность: учитель

Стаж работы в должности: 9 лет

Предмет: история и информатика

Квалификационная категория/соответствие занимаемой должности:             I квалификационная категория

Год аттестации: 20.10.2013 г.

Дополнительные нагрузки ( кружковая нагрузка, подготовка к ГИА по истории).

  1. Сведения о  курсовой подготовке (за последние 3 года)

Год прохож-дения

Название курса

К-во часов

Место проведения

Дата окончания

2013 г.

«Инновационные подходы к преподованию истории в условия реализации ФГОС»

144 ч.

г. Тамбов

июнь 2013 г.

2014

«Использование инновационных технологий в дополнительном образовании в реализации ФГОС»

72ч.

г. Тамбов

Ноябрь 2014

2015 г.

«Инновационные подходы к преподованию информатики в условия реализации ФГОС»

144 ч.

г. Тамбов

ноябрь 2015 г.

2015 г.

«Реализация ФГОС в современном учебнике Информатики»

областной семинар

г. Тамбов

май 2015 г.

  1. Педагогическая концепция

В настоящее время наше государство переживает интенсивный процесс модернизации, затронувший практически все сферы жизни, в т. ч. и образование.  В этих условиях рядовому учителю важно определить собственные ориентиры педагогической деятельности, соотнеся их с интересами общества и государства.

Современные условия развития общества определяются активным расширением связей нашей страны с другими государствами. Молодому человеку, вступающему в жизнь, необходимо, помимо владения предметом, хорошо знать условия жизни и развития, круг проблем, традиции, обычаи и реалии той страны, язык которой он изучает. Не менее важно формирование вечных общечеловеческих ценностей, которые основываются в первую очередь на патриотизме, бережном отношении к семье, близким; чувстве ответственности за свои поступки. Лишь при условии соединения указанных  двух компонентов наше образование сумеет справиться с миссией подготовки молодого поколения, способного обеспечить социальную стабильность страны. Из этого убеждения я исхожу в определении главных целей своей педагогической деятельности.

Анализ реальной ситуации с учетом основополагающих целей педагогической деятельности и направлений развития школы позволил выделить ряд приоритетных проблем, на решение которых я старалась направить усилия в течение последних лет. Их можно сформулировать следующим образом:

  • развитие и укрепление интереса детей к предмету через их активное участие во внеурочной деятельности;
  • развитие умений решать реальные коммуникативные задачи;
  • раскрытие интеллектуального, творческого, нравственного потенциала каждого ученика;
  • привитие навыков самостоятельной работы;
  • использование новых педагогических технологий и разумного сочетания их с уже используемыми мною методиками;
  • расширение индивидуальной картины мира учащихся за счет приобщения к языковой картине мира носителей изучаемого (немецкого) языка;
  • вооружение учащихся умениями, которые понадобятся им для самообразования.

Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его интересами и возможностями. В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности.

  1. Научно-методическая деятельность

       Образовательное учреждение, где я работаю, – обычная школа с рядовым контингентом учащихся, поэтому возникает проблема существенных различий в уровне подготовки, мотивации к изучению предмета, способностей.  Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. В своей работе  стараюсь слабых учащихся подтянуть до уровня средних, а средних - до уровня хорошистов. Подбираю дифференцированные задания для сильных и слабых учащихся. Пытаюсь  заинтересовать детей в своем предмете, использую дополнительный материал, провожу уроки-соревнования, заочные экскурсии, семинары, консультации, использую приемы составления кластеров и т. д.  Дети с удовольствием работают на таких уроках.

Новый материал часто излагаю с использованием проблемных вопросов, а также практикую самостоятельное изучение детьми нового материала с дальнейшим обменом опытом, мнениями; теорию закрепляю практическими заданиями. По мере возможности на каждом уроке стараюсь использовать наглядные пособия (таблицы, схемы, картины, карточки).  Знание теории  и выполнение письменных работ проверяются систематически.

 Одной из главных задач в обучении является развитие творческих и исследовательских способностей учащихся. На уроках информатики применение компьютеров позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи). При этом они должны научиться четко, формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.

Использование межпредметных связей - одна из наиболее  сложных методических  задач учителя.  Она требует знаний содержания программ и учебников  по  другим  предметам.  Реализация межпредметных связей  в  практике обучения предполагает сотрудничество учителя с учителями химии, физики, посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д. Учитель с учетом общешкольного плана учебно-методической работы  разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей. 

Методика творческой работы учителя включает ряд этапов:

     1) изучение раздела "Межпредметные связи" по каждому курсу  и  опорных  тем  из  программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы;

     2) поурочное планирование межпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов;

     3) разработка  средств  и  методических  приемов  реализации межпредметных связей на конкретных уроках;

     4) разработка методики подготовки и  проведения  комплексных форм организации обучения;

     5) разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении.

Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения  тогда, когда  учитель осуществляет все многообразие их видов.

Виды межпредметных  связей  делятся  на группы, исходя  из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов,  форм организации).

Содержательно- информационные межпредметные связи делятся по составу научных  знаний,  отраженных  в  программах математических курсов, на фактические, понятийные, теоретические, философские.

Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) - это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики,  химии, математики, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях,  процессах и объектах изучения. Так, в обучении математики и химии учителя могут использовать математику для вычисления  химического состава вещества.

Понятийные межпредметные связи - это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование  понятий,  общих  для родственных предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ -пропорции, следствия, движение, масса и т.п.. Эти понятия широко  используются при изучении процессов. При этом они углубляются,  конкретизируются на математическом материале и приобретают обобщенный, общенаучный характер.

Теоретические межпредметные  связи  -  это развитие основных положений общенаучных теорий и законов,  изучаемых на  уроках  по родственным предметам,  с целью усвоения учащимися целостной теории.

Содержание, объем, время и способы использования знаний из других предметов можно определить только на основе планирования. Для этого необходимо тщательное изучение рекомендаций, данных учебными программами в разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме курса, а также изучение учебных планов и материала учебников смежных предметов.

В практике обучения сложились четыре основных способа планирования межпредметных связей - сетевое, курсовое, тематическое и поурочное.

Сетевое планирование. Сетевое планирование имеет форму графика или плана-карты, которые выявляют основные связи разных учебных тем смежных курсов. Такая модель наглядно показывает логику построения смежных учебных предметов, их взаимосвязи, наиболее важные, узловые темы, временные связи в изучении зависящих друг от друга вопросов и т.п. Модель в виде сетевого графика является важным средством управления учебным процессом. Дополнением к сетевому графику служит план-карта, в которой отражается не только последовательность изучения учебных тем, но и комплекс развиваемых понятий в смежных предметах.

Сетевое планирование дает общую канву межпредметных связей в цикле учебных предметов, но недостаточно организует активную познавательную деятельность учащихся. Необходимо планирование методов и форм организации обучения при осуществлении межпредметных связей. Этому способствуют другие способы планирования.

Курсовое планирование. Межпредметные связи рекомендуется использовать в сочетании с внутрипредметными связями. Наличие курсового плана позволяет учителю заранее изучить необходимое для каждой последующей учебной темы содержание смежных курсов.

На основе курсового планирования необходимо провести тематическое планирование межпредметных связей, особенно в узловых учебных целях.

Тематическое планирование. В тематическом плане должна быть отражена логическая структура учебного материала уроков, опорные знания из других курсов и перспективные связи. Общая схема тематического планирования межпредметных связей может быть представлена в форме таблицы.

Данная форма может быть изменена учителем в зависимости от конкретных условий установления межпредметных связей в обучении. Такое планирование создавало у учителя общее представление о том, какие знания и из каких предметов необходимо учащимся повторить к каждому уроку, какие понятия и знания из других предметов следует привлечь к раскрытию основных понятий учебной темы и какие мировоззренческие идеи будут развиваться на основе межпредметных связей. Знания из разных предметов помогали поднять обобщение учебного материала темы на мировоззренческий уровень.

Поурочное планирование. Конкретизация использования межпредметных связей в процессе обучения достигается с помощью поурочного планирования. Поурочный план-разработка показывает, когда, на каком этапе урока и как, какими способами включаются знания из других курсов в изучение нового или закрепление учебного материала. Положительные стороны данной разработки - это формулировка цели и задач урока с учетом межпредметных связей; формулировка конкретных вопросов к учащимся, требующих воспроизведения и применения знаний по физике; определение понятий; наличие мировоззренческого вывода, обобщающего факты и законы математики и физики; включение в домашнее задание вопросов межпредметного содержания.

Составляя поурочные планы, учителю важно знать, что учащиеся уже освоили из необходимых опорных знаний на уроках по другим предметам, согласовать с учителями смежных предметов постановку вопросов и заданий, чтобы избежать дублирования и достигнуть развития общих идей и понятий, их углубление и обогащения. Этому помогает взаимопосещение уроков и изучение составляемых коллегами планов реализации межпредметных связей.

Функции межпредметных связей:

 

Методологическая  функция  выражена в том,  что только на их основе возможно формирование у учащихся  диалектико-материалистических взглядов  на  природу,  современных представлений о ее целостности и развитии,  поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и  методов  с  позиций системного подхода к познанию природы.

 Образовательная функция межпредметных связей состоит в  том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость.

Развивающая функция  межпредметных  связей  определяется  их ролью в  развитии  системного и творческого мышления учащихся,  в формировании их познавательной  активности,  самостоятельности  и интереса к познанию математики. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания.

Конструктивная функция  межпредметных  связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала,  методы и формы организации обучения. 

         Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования,  предусмотреть  развитие  системообразующих идей, понятий,  общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний  из  различных  предметов  в трудовой деятельности учащихся.

         

Межпредметные связи влияют на  состав  и  структуру  учебных предметов. Каждый  учебный  предмет  является  источником тех или иных видов межпредметных связей.  Поэтому  возможно  выделить  те связи, которые учитываются в содержании информатики,  и, наоборот, - идущие от информатики в другие учебные предметы.

         Таким образом,  межпредметность  -  это  современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного  материала целого ряда предметов,  усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации  обучения,  обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

  1. Внеурочная деятельность

Мои ребята принимают активное участие в неделях истории и информатики, в олимпиадах и конкурсах, расширяют свой кругозор, занимаясь самообразованием по моему предмету. Учащиеся с отличающимися возможностями занимаются дополнительно: выполняют задания повышенной сложности. Таким детям на уроках даю задания повышенной сложности. Слабые учащиеся остаются на дополнительные занятия после уроков. Для развития познавательного интереса большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая, умело сочетаясь с учебной работой, ведет к общей цели. Такая работа создает условия для формирования творческих умений, необходимых знаний.

В 2014 – 2015 учебном году я вела занятия объединения дополнительного образования детей «Юный программист», программу которого разработала самостоятельно. Актуальность данной программы заключалась в направленности, способствующей расширению кругозора, развитию эмоциональной сферы

Благодаря всему выше перечисленному за последние годы удалось достичь следующих результатов:

  1. Предметные олимпиады:

п/п

Уровень

Сроки

Мероприятие

Ученики

Результат

1.

муниципальный

2013 г.

муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по информат.

Сундарев А.

2 место

2.

муниципальный

2013 г.

Локарев Д.

3 место

5.

муниципальный

2015 г.

муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по информат.

  1. Конкурсы исследовательских работ обучающихся:

п/п

Уровень

Сроки

Мероприятие

Ученики

Результат

1.

муниципальный

2013 г.

районная научно-практическая конференция школьников «Зеленая планета»

Сундарев А.

2 место

2.

региональный

2012 г.

XVI открытая НПК «Грани творчества»

Худякова Д.

участник

  1. Информационно-образовательная среда

Я стараюсь не останавливаться на достигнутом. Повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации (последний раз - в 2015 году), на районных семинарах, МО, заимствую интересные методические идеи коллег по школе  в ходе семинаров и конференций. Ориентируясь на приоритетные задачи своей педагогической деятельности и план самообразования, знакомлюсь с новой учебно-методической и педагогической литературой,  статьями, публикуемыми в предметных журналах  и газетах («ИЯ  в школе», приложение к газете «1 сентября» и др.).  

Педагогическая деятельность последних лет, прежде всего,  потребовала знакомства с публикациями о новых технологиях обучения, изучения нормативно-организационных и методических основ подготовки к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, читаю научную литературу современных авторов, приобретаю методическую литературу.

Составляю свое поурочное планирование, рабочие программы по предмету в соответствии со стандартом образования.