Конкурсные материалы участника регионального конкурса "Учитель года 2016"

Лебедева Екатерина Николаевна

Конкурсные материалы участника регионального конкурса "Учитель года 2016"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Родничок»» городского округа город Шарья Костромской области Воспитатель Лебедева Екатерина Николаевна

Слайд 2

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Родничок»» городского округа город Шарья Костромской области Лебедева Екатерина Николаевна, воспитатель Что-то в груди теснится: Х очется разбежаться и, С ловно большая птица, В лазурное небо вжаться. И в радуге искупаться, И облаком утереться, И без конца восхищаться, Ч то есть этот мир Детства!

Слайд 3

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Родничок»» городского округа город Шарья Костромской области «Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Слайд 4

«….дети любят искать, сами находить . В этом их сила» А. Энштейн . Основная идея опыта: включить ребенка в исследовательскую деятельность и научить его рациональному варианту поиска информации. Актуальность работы определяется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в области «Познавательное развитие», направлена на решение у детей дошкольного возраста познавательных интересов, формирование исследовательской деятельности, развитие любознательности и активности.

Слайд 5

Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний. Главное достоинство применения этого метода заключается в том, что в процессе эксперимента: дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. развивается речь. формируется самостоятельность, целеполагание , способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Слайд 6

Цель: развитие познавательной активности и способностей детей в процессе экспериментирования. Задачи : Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Развивать у детей познавательные способности. Развивать мышление, речь. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов .

Слайд 7

Для реализации поставленных задач созданы условия для экспериментирования : лаборатория: разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки т. учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; сотрудничество и целенаправленная работа с родителями;

Слайд 9

Ожидаемые результаты: В результате деятельности у детей повысилась познавательная активность детей при работе с природными объектами и явлениями. дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи. у детей заметно повысилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения, анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения. дети самостоятельно могут проводить элементарные опыты и эксперименты .

Слайд 10

Экспериментирование «Свойства камня» Опыт «Почему не тонут корабли» Опыт «Волшебное мыло» Опыты «Песочная радуга»

Слайд 11

Опыт «Как обнаружить воздух»» Опыт «Волшебная бумага» Опыт «Где спрятался воздух» Опыт «Мокрый песок»

Слайд 12

Опыт со льдом «Свойства льда» Мастер-класс для педагогов «Радуга в воде» Мастер-класс «Сказка на песке»



Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Лебедевой Екатерины Николаевны, воспитателя

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №18 «Родничок»» городского округа город Шарья Костромской области

«…дети любят искать, сами находить.

В этом их сила»  

А. Энштейн.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Исходя из которых, составлен желаемый портрет выпускника дошкольной образовательной организации, одним из пунктов портрета является: “Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе”.

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.      Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья.

В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности.

Поэтому исследовательская активность наиболее ярко проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное познание и исследование объектов окружающего мира. Известный отечественный психолог А.Н. Поддьяков выделяет деятельность экспериментирование в качестве основного вида поисковой деятельности детей, претендующей, по мнению ученого, на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.

Я считаю, что деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, познавательную активность.

Актуальность моей работы определяется федеральным образовательным стандартом дошкольного образования в области «Познавательное развитие», направлена на решение у детей дошкольного возраста познавательных интересов, формирование исследовательской деятельности, развитие любознательности и активности.

Цель: развитие познавательной активности и способностей детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  • Развивать у детей познавательные способности.
  • Развивать мышление и речь.
  • Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Для реализации поставленных задач мною созданы условия для экспериментирования:

  • развивающая предметно – пространственная среда - одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное формирование познавательной активности детей. Это лаборатория, где находится все необходимое для работы по экспериментированию: разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики, различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки и др.
  • взаимодействие детского сада и семьи - не менее важное условие для развития познавательной активности дошкольника.

    На мой взгляд, высоких результатов можно достигнуть благодаря выстроенной и слаженной системе работы, включающей в себя создание предметно – развивающей среды в образовательном учреждении, взаимодействие с коллегами и родителями.

      Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников. Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности. Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. После проведения собраний, консультаций родители вместе с детьми стали проводить опыты дома. Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями. Работу с родителями я осуществляла как через традиционные формы взаимодействия (консультация, собрание, день открытых дверей, практикумы и т.д), так и нетрадиционные («Семейный досуг», «КВН», «Вечер вопросов и ответов»).

       Организуя детское экспериментирование, я пришла к выводу о необходимости составления перспективного плана и разработки дополнительных конспектов по экспериментированию, с учетом деятельностного подхода. Наблюдая за детьми, я определила объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составила перечень занятий, и игр по экспериментированию по следующим разделам:  жидкость, свойства воды, воздух и его свойства, условия необходимые для жизни растений, твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса, свет: отражение света, источники света, цвет: что такое радуга, смешение цветов, звук, магнетизм: магнит и его свойства, увеличительное стекло.

В настоящее время   я использую проектную деятельность по развитию познавательной активности в  экспериментальной деятельности, благодаря которой происходит связь детского экспериментирования с другими видами детской деятельности, у детей формируется целостное представление о мире.

Одними  из требований к содержанию разрабатываемых мною занятий является их ориентация на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, субъект – субъектные отношения, создание проблемного поля,  активная деятельность детей и мотивации деятельности. Занятия проводятся с небольшими подгруппами (от 7 до 12 детей), что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника, возможность установления обратной связи и учета продвижения каждого ребенка.

       Безусловно, процесс развития и познавательной активности дошкольников тесно связан с реализацией его потребности в игре. Поэтому для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются мною от имени сказочного героя – Каркуши. Она маленькая, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого». Кроме того, для активизации и большей мотивации использую ИКТ технологии. Использование ИКТ – инструментов дает мне возможность формировать более точные представления детей о том предмете, который мы изучаем. Презентации, слайд – фильмы, виртуальные путешествия возможные с использованием ИКТ, создают  тем самым многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить и усовершенствовать образовательную деятельность.

В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №18 «Родничок» городского округа город Шарья Костромской области

Лебедева Екатерина Николаевна

Эссе «Моя педагогическая философия»

«Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины»

К. Д. Ушинский

Я работаю воспитателем в престижном, современном, на мой взгляд, детском саду. Мой педагогический стаж всего 1,5 года.  Много на земле различных профессий: инженера и врача, лётчика и шофёра, токаря и лесовода. Все даже перечислить трудно. И каждая из этих профессий по-своему привлекательна, интересна, каждая важна, необходима людям.

Давно принято считать, что воспитатель – сеятель, что он призвал "сеять разумное, доброе, вечное". Но что и как из посеянного вырастет? Ответ на этот вопрос остается в тени. А ведь важно, как взрастить посеянное. Знания, опыт, житейская мудрость – вот семена вдохновенного сеятеля. Даже не сеятеля, а садовника. Вспомните, как поражает упрямое, настойчивое стремление тонкой, хрупкой травинкой пробиться сквозь грубую почву, порой сквозь асфальт. Так и человеческая духовность стремится пробиться сквозь грубую коросту меркантильного времени, жестких антигуманных социальных приоритетов. Как все живое питается солнцем, так любовью, милосердием, состраданием живет душа. Трудно вырастить интеллектуала с богатым внутренним миром и прекрасной душой. Воспитатель – это "знаток + артист + врач". Знания – сила, артистизм в крови у воспитателя должен быть. Смогу ли я стать садовником – мастером, а дети моими первыми цветами - воспитанниками? И вообще, как же становятся воспитателями?

В детстве я не отличалась рвением к знаниям. Я не играла в школу, где можно быть учителем. Не играла в детский сад, где можно исполнить  роль воспитателя. Любимым развлечением для меня была сюжетно-ролевая игра «Дочки - матери». Мне по душе проявлять заботу, милосердие, сострадание. В детстве, когда играла с куклой, часто представляла, что ей холодно, тогда я прижимала ее к себе еще сильнее, успокаивала, баюкала, и теплее одевала. Почему я представляла именно это, не знаю. С возрастом детское восприятие уходит, и приходит более серьезное, взрослое понимание мира.

Окончила школу. Поступила в Шарьинский педагогический колледж. Выбор профессии не был случайностью. Нет, я не думала, что я хочу преподавать в школе или работать в детском саду. В первую очередь я думала о своих будущих детях. Вы скажете, такого не может быть! В 16 лет думать о детях? Но уверяю вас- это так. Я часто задавала себе вопросы:

- Как правильно воспитывать ребенка?

- Как правильно отвечать на его вопросы?

- Как развивать?

И таких вопросов возникало много.  Я не могла найти на них ответы.

Таким образом, и определилась моя будущая профессия. Конечно, было страшно ехать в другой город. Страшно от того, что ничего не знаешь, ни город, ни людей. Но мы все знаем что: «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию» К. Д. Ушинский.

        По специальности я учитель начальных классов, что являлось затруднением при работе в дошкольном учреждении. Тяжело работать без знаний теорий и методик. Тогда я поступила на курсы профессиональной переподготовки. Получила знания и диплом в соответствии с должностью: «Воспитатель детей дошкольного возраста».

        Переступив, порог детского сада уже в роли воспитателя я испытывала неуверенность. Неуверенность в самой себе: а смогу ли я? Спустя какое - то время я узнала детей, коллег. Становилось все легче, доступней, интересней. Не думала, что эта деятельность будет нравится мне на столько сильно. Могу с уверенностью сказать, что я люблю свое дело, свою работу, своих воспитанников. Работа помогает мне самореализоваться,  развиваться и идти в ногу со временем, так как нет ни одного педагога, который бы не стремился к самосовершенствованию.

        Сегодня я понимаю, что родители доверяют мне самое ценное, что есть в их жизни – это ребенок. Поэтому нет ничего важнее, чем воспитывать в себе дисциплину и ответственность. Я благодарна родителям за доверие и понимание. Часто произношу слова одобрения и похвалы детям  и рада за детей даже тогда, когда успехи воспитанника более чем скромны. Ведь это воспитывает у ребенка уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг более твердым.

Воспитание детей - процесс очень интересный, безумно увлекательный, но в тоже время сложный и ответственный. Моя задача - подобрать особый ключик к каждому ребёнку, раскрыть его индивидуальный внутренний мир, понять, хорошо ли ему в данный момент и попробовать изменить ситуацию в лучшую сторону. В мире нет одинаковых детей. Все дети уникальны. Мои воспитанники активно принимают участие в конкурсах, акциях, занимая призовые места.

Воспитатель должен любить свой труд, и результат принесет удовольствие. Я согласна с высказыванием Максима Горького «Когда труд-удовольствие, жизнь хороша! Когда труд – обязанность, жизнь - рабство!».Стремлюсь работать с полной отдачей! Помнить - дети наше достоинство, наше будущее.

Таковы мои педагогические убеждения. Может, они очень просты? И это неудивительно, ведь мой педагогический стаж невелик. Но что я твердо усвоила за это время – это то, что мастерство воспитателя - не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, неудачами и открытиями. Сегодня с уверенностью могу сказать, что первые цветочки – мои дети подготовительной группы выходят в большую жизнь с запасом знаний, которые я им смогла дать во время совместной деятельности, творчества, игры. И я могу уже назвать себя воспитателем, пока не мастером, конечно, но воспитателем!  

Закончить свое эссе хочу словами В.Г. Белинского: «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь». К этому должен стремиться каждый, кто работает с детьми. К этому стремлюсь и я!