Консультации для родителей

                Физическое развитие ребенка в домашних условиях
 
    И мамы, и папы хотят, чтобы их дети был ловкими, сильными, спортивными. Конечно, во многом это зависит от природных данных ребенка, но большую роль в физическом развитии играет и то, насколько много уделяют ему внимания родители.
 
    Важно с детства приучать ребенка к физкультуре так, чтобы ежедневные занятия доставляли ему радость и удовольствие. Даже если он не вырастет чемпионом, регулярные занятия помогут ему избежать многих проблем со здоровьем, стать жизнерадостным и активным. Занятия можно и нужно начинать уже с младенческого возраста, это поможет малышу не только развиваться лучше физически, но и интеллектуально, ведь на первом году жизни физическое и интеллектуальное развитие неразрывно связаны между собой.
 
 
 
Правила проведения занятий
 
     Необходимо помнить и выполнять правила проведения занятий, чтоб они действительно пошли на пользу и не навредили вашему малышу.
 
1.    Перед началом занятий обязательно проконсультируйтесь с врачом. Практически в каждой поликлинике есть массажный кабинет и кабинет лечебной физкультуры. Пусть врач ЛФК или опытный массажист осмотрит вашего ребенка, скажет, на что следует обратить внимание, покажет специальные упражнения, подходящие именно для него (одному ребенку, возможно, понадобится выполнять комплекс упражнений, направленный на укрепление определенных групп мышц, а другому - наоборот, на расслабление и снятие тонуса).
 
2.    Занятия и интенсивность нагрузки должны учитывать возраст и уровень физического развития ребенка. Форсированная нагрузка не только не будет способствовать физическому развитию, но, наоборот, приведет к ухудшению здоровья ребенка, причем проблемы могут появиться не сразу, а в более старшем или даже зрелом возрасте. С ребенком нельзя проделывать то, к чему он физически не готов.
 
3.    Увеличивайте нагрузку и продолжительность занятий постепенно. Начните с пяти - десяти минут и доведите время занятия до 40 -60 минут ежедневно.
 
4.    Следите за состоянием ребенка во время занятий, ни в коем случае не допускайте переутомления. Лучше позаниматься три раза по 15 минут в течение дня, чем один раз 45 минут.
 
5.    Занятия должны проводиться через час после или за полчаса до еды.
 
6.    Если у ребенка плохое самочувствие, повышена температура, следует отменить занятия.
 
7.    Не заставляйте ребенка, если малыш не настроен на занятия, их следует отложить на какое-то время и предложить ему позаниматься чуть позже.
 
8.    Желательно, чтобы занятия проходили в игровой форме.
 
9.    В комнате, где вы занимаетесь, должно быть свежо, её следует хорошо проветрить или оставить открытой форточку.
 
10.  Упражнения должны быть подобраны таким образом, чтоб гармонично развивались все группы мышц.
 
11.  Чередуйте активные упражнения с упражнениями на расслабление.
 
12.  Всегда одобряйте и хвалите вашего малыша, даже если что-то получается не сразу - ваша поддержка и уверенность в его силах ему просто необходимы.
 
 
 
Спортивные снаряды из обычных вещей
 
     Хорошо, если в квартире нашлось место хотя бы для небольшого спортивного комплекса. Но, к сожалению, не всегда это возможно. И тогда на выручку приходит фантазия. Она позволит превратить в спортивные тренажеры самые обыкновенные вещи.
 
Диванные подушки
 
      Мамы не всегда поощряют естественное желание детей попрыгать на диванах. А вот прыгать с диванов можно разрешить. Положите вниз вместо гимнастических матов старые подушки от кресла или дивана, ненужный матрас. Мягкие подушки защитят малыша от ушибов, и будьте уверены - ваш ребенок получит просто море удовольствия, а польза от прыжков для развития физических качеств несомненна - они улучшают работу вестибулярного аппарата, помогают развить координацию, силу и ловкость.
 
Полоса препятствий
 
        Поиграйте с ребенком в полосу препятствий, состоящую из матраса или ковровой дорожки и нескольких стульев. Придумывайте свои варианты прохождения «полосы препятствий» в зависимости от длины комнаты и подручных материалов. Пусть ребенок проползает вдоль коврика, затем перелезает через стул, проползает под следующим стулом, а из журнального столика, накрытого одеялом, получится прекрасный тоннель. Играйте вместе с Вашим ребенком, ползайте, лазайте, показывайте пример - уверена, вы сами получите от этого массу положительных эмоций.
 
Массажные дорожки
 
        Известно, что массаж стоп очень полезен не только для профилактики плоскостопия, но и для решения проблем всего организма, ведь при этом виде массажа оказывается воздействие на рефлекторные зоны и биологические активные точки стопы. В спортивных магазинах можно приобрести специальную массажную дорожку или сделать её своими руками. Мама-рукодельница может сшить дорожку, заполнив её горохом, фасолью, гречкой. Такая дорожка будет укреплять ножки, развивать тактильную чувствительность и, активизируя рефлекторные зоны, оздоравливать ребенка. Самый простой массажный коврик легко сделать из игольчатого массажера - аппликатора Кузнецова. Накройте массажер тонким одеялом или покрывалом, и ваш коврик для ног готов!
 
Но только перед тем, как вы предложите коврик для занятий ребенку, попробуйте сами походить по нему. Если иголки будут слишком острыми - положите на него покрывало потолще, а если иголочки, наоборот, почти не будут чувствоваться, накройте их чем-нибудь потоньше. Для того, чтобы коврик получился «в самый раз» достаточно постелить на аппликатор теплую байковую пеленку. А для того, чтобы сделать хождение по коврику еще более интересным, добавьте его в полосу препятствий.
 
Большая мягкая игрушка
 
       Такая игрушка (возможно даже и не одна) наверняка найдется. Чаще она просто пылится в углу комнаты, заботливо подаренная кем-то из друзей, или используется на диване вместо подушки. Мои дети придумали для своей метровой плюшевой собаки новое применение со спортивным направлением - через неё так здорово прыгать и лазать! А о том, как полезны прыжки для физического развития детей мы уже говорили - они укрепляют мышцы и суставы, развивают ловкость и координацию, улучшают работу вестибулярного аппарата.
 
 
 
Собираем мини-спорткомплекс
 
 
 
       Вы очень хотите, чтобы у вашего ребенка был хотя бы небольшой спортивный уголок, но в вашей квартире слишком мало места даже для колец и шведской стенки? Или покупка детского спорткомплекса не укладывается в семейный бюджет? Расскажу вам о том, как я нашла выход из этой ситуации. Наш «спорткомплекс» обошелся нам менее чем в 1000 рублей, а доставленную радость и пользу от занятий для детей невозможно оценить!
 
      Итак, для начала выберем в спортивном магазине нужный инвентарь. Обычно все детские спортивные комплексы имеют разную комплектацию, и большинство снарядов можно докупать отдельно. То есть, ваш спортивный уголок может быть оснащен полным набором снарядов, за исключением базовой шведской стенки. Вы можете купить кольца, веревочную лестницу, «тарзанку», качели, трапецию, канат и даже боксерскую грушу.
 
      Затем отправляемся в хозяйственный магазин и приобретаем там два или три (в зависимости от того, сколько креплений имеют выбранные вами снаряды) прочных стальных достаточно загнутых крючка вроде одежных. Там же покупаем длинные саморезы (в количестве, равном числу отверстий в крючках). Саморезы должны быть длинными для того, чтобы они вкручивались не только в верхний плинтус, но и в стену, и крючки держались как можно прочнее.
 
     Весь уголок будет располагаться в дверном проеме. Поэтому выберите наиболее удобный для занятий проем. Для начала вам придется заняться измерениями: один крючок (на него можно будет повесить канат, тарзанку или другие снаряды, крепящиеся на одну петлю) нужно будет разместить прямо по центру проема. Два других крючка следует прикрепить на равных расстояниях от центра, при этом расстояние между ними должно быть не уже перекладин лестницы, если она будет в вашем комплекте, и не слишком близко к боковым косякам (лучше по ширине лестницы) - на них вы будете вешать лестницу, кольца, трапецию. На ровной поверхности верхнего плинтуса отметьте точки в местах, куда вы будете вкручивать саморезы, и сделайте отверстия дрелью. Очень важно, чтобы отверстия были сделаны симметрично относительно центра, иначе пользоваться уголком будет небезопасно. Теперь остаётся только установить крючки и спорткомплекс готов! Вешайте кольца, лестницу или трапецию, «тарзанку» или качели, меняйте спортивные снаряды так часто, как пожелает ваш ребенок. Пожалуй, единственный недостаток такого спортивного уголка - невозможность повесить несколько снарядов одновременно. Зато он компактный, подойдет для любой квартиры и обойдется дешевле целого комплекса. Для того, чтобы обезопасить детей во время занятий, постелите им старый матрас вместо мата и не оставляйте их без присмотра. Еще одно большое достоинство такого спортивного уголка - возможность быстро убрать или приподнять снаряды, пока дети не занимаются на них. Благодаря этому вы можете быть спокойны, что ребенок без вас не залезет на лестницу и не свалится оттуда в то время, пока вы заняты своими делами и не контролируете его.
 
 
 
 
 
«Не ждите, что ваш ребенок будет таким,как вы или таким, как вы хотите. Помогите ему стать собой».
 
(«Десять заповедей для родителей»)
 
 
 
Рекомендации по подготовке ребенка к посещению
 
детского сада.
 
 
 
Убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания. Любые ваши колебания он использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
 
 
 
1. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад.
 
2.Проходя мимо детского сада,  с радостью напоминайте ребенку,  как ему повезло — скоро он сможет ходить сюда.   Рассказывайте родным и близким в присутствии малыша о   своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
 
3.Расскажите   ребенку   о   режиме   детского   сада. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чащевы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в детский сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать  после  прогулки,   куда складывать  свои  вещи,   кто  ему  будет  помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать.хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
 
4.Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому   он может обратиться за помощью, как он это сможет   сделать.
 
5.Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, услуги другим детям.
 
6.Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим  количеством детей и взрослых сможет построить отношения! Помогите ему в этом. Познакомьтесь с
другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Тане, Саше, Сереже. Поощряйте обращение ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
 
 
 
Знаете ли вы, что чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
 
7.Будьте снисходительны и терпимы к другим. Совершенных людей нет. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
 
8.В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
 
9.В период адаптации эмоционально поддерживайте   малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда происходит что-то новое,   всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой.   У тебя все получится».
 
10.Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас.
 
11.Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду  может потребоваться некоторое время. Рассчитывайте свои силы,   возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи    будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
 
12.Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли
 
13.Если вы продолжаете испытывать потребность в контакте со        специалистами - педагоги и психологи детского сада ждут вас.
 
 
 
   Двери нашего детского сада  всегда открыты для  родителей, и мы очень рады совместному сотрудничеству с вами в воспитании и развитии детей. Мы предлагаем вам различные формы сотрудничества:
 
- консультации специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, медсестры, );
 
 - консультации педагогов:  музыки, физкультуры,  воспитателей групп;
 
 - родительские собрания, неформальные встречи в нашем детском саду, участие в подготовке и проведении наших тематических и праздничных утренников.
 
 
 
Памятка для родителей
 
 
 
        Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций:
 
·  Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу.
 
·  Установите четкие требования к ребенку, будьте последовательны в их предъявлении.  
 
·   Будьте терпеливы.
 
·  Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
 
·  Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
 
·  Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
 
·  Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).
 
·   Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов.
 
 
 
Давайте простые, понятные объяснения.
 
·   Спрашивайте у ребенка «Что ты делаешь?»      На вопрос: "Почему ты это делаешь?" он ответит, когда подрастет.
 
·   Каждый день читайте малышу.
 
·   Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления.
 
·  Занимайтесь с малышом совместно творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте...
 
·  Поощряйте любопытство.
 
·  Не скупитесь на похвалу.
 
·   Радуйтесь вашему малышу!
 
 
 
 
 
Уважаемые родители!
Если ваш ребенок все еще с трудом расстается с вами по утрам 
и испытывает отрицательные переживания, предлагаем вам 
несколько советов, как наиболее безболезненно оставлять 
малыша утром в группе:
 
 
 
·       скажите ребенку уверенным, доброжелательным тоном, что вам пора идти, поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не задерживаясь;
 
·   продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе;
 
·   скажите ребенку, как он может определить время, когда вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда), но тогда уж будьте точны;
 
·   попрощавшись, уходите не оборачиваясь.
 
 
 
Вы обязательно заметите  через несколько дней, как  снизится эмоциональное напряжение во время утренних расставаний с ребенком.
 
 
 
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
 
 
 
Для того чтобы Ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, который предлагает детский сад, чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим Вас о сотрудничестве в период его адаптации в ДОУ.
 
    В детском саду ребенку нужно привыкнуть:
 
    - к новым взрослым людям, которые будут о нем заботиться;
            - к  новой обстановке, помещениям, мебели, игрушкам;
            -к обществу своих сверстников;
            - к новому распорядку дня.
 
Вашему ребенку будет проще привыкать ко всему этому постепенно.
 
Первые дни желательно приводить ребенка в 9.00 (предварительно накормив его завтраком) и забирать домой в 12.00.
 
Если ребенок достаточно легко адаптируется к новому для него укладу жизни, Вы можете оставлять ребенка в детском саду для дневного сна. В первую, вторую неделю просим забирать ребенка вскоре после дневного сна.
 
Дома в адаптационный период нужно относиться к малышу более терпимо и внимательно. Если что-либо волнует Вас в связи с детским садом, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь всеми опасениями с сотрудниками нашего учреждения.
 
Просим Вас рассказать воспитателю и психологу о ребенке как можно больше - все, что Вы считаете особенно важным.
 
 
 
Мы всегда  готовы прислушаться ко всем Вашим пожеланиям.
 
Желаем Вам удачи!
 
 
 
 
 
Советы и рекомендации
 
 
 
             ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЕЙ.                          
 
 
 
1.  Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким как, ты хочешь.        Помоги ему стать не тобой, а собой.
 
2.  Не думай, что ребенок твой: он Божий.
 
3.  Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
 
4.  Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
 
5.  Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. Потому что у него еще нет привычки.
 
6.  Не унижай.
 
7.  Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь и не делаешь.
 
8.  Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
 
9.  Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
 
10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.                            
 
 
 
 «Чтобы ребенок слушался» - советы А.С. Макаренко.
 
   Чтобы ребенок Вас слушался, нужно следить  за тем, чтобы Ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:
 
-            Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похоже и на упрашивание.
 
-            Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком трудного напряжения.
 
-            Оно должно быть разумным, т.е. не должно противоречить здравому смыслу.
 
-            Если распоряжение отдано, то оно должно быть обязательно выполнено.
 
-            Там, где Вы должны требовать, никаких теорий не должны разводить, а должны требовать и добиваться выполнения Ваших требований.
 
 
 
Как воспитывать у ребенка самостоятельность.
 
 Следует    предлагать   ребенку   самому  сделать что-то  очень интересное: постирать кукле белье и свои носочки и порадоваться, какими они становятся чистыми; самому сложить книжки на полке – сказки со сказками, а раскраски с раскрасками; самому убрать игрушки, самому построить «гараж» и поставить туда все машины. Можно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть  его интересу к самостоятельным действиям,  и   громко  радоваться  вместе с ним всему,  что  он   делает   «сам»,  но   не  делать за него.
 
 
 
Чтобы ребенок рос трудолюбивым, нужно:
 
 
 
1.          Дать ребенку постоянное поручение, за которое он должен нести ответственность в семье.
 
2.          Научить его правильно выполнять поручение, терпеливо разъяснять, советовать, показывать, помогать ему  в работе.
 
3.          Добиваться того, чтобы ребенок начатое дело доводил до конца.
 
4.          Вызывать у ребенка чувство удовлетворения, дать ему почувствовать радость труда, успеха в работе.
 
5.          Внимательно оценивать его работу, поощрять за старание.
 
6.          Рассказать ребенку о своей работе и товарищах по работе.
 
7.          Не наказывать ребенка за плохую или неправильно сделанную работу. Дать ему возможность самому исправить допущенные ошибки и просчеты.
 
 
 
Как   формируется  личность:
 
Что  нужно  и  чего  нельзя  делать  в  процессе  воспитания  человека? 
 
Если  ребёнка  постоянно  критикуют
 
-            он  учится  ненавидеть.
 
Если  ребёнок  живёт  во  вражде
 
-            он  учится  агрессивности.
 
Если  ребёнка  высмеивают
 
-            он  становится  замкнутым.
 
Если  ребёнок  растёт  в  упрёках
 
-            он  учится  жить  с  чувством  вины.
 
Если  ребёнок  живёт  в  терпимости                       
 
-            он  учится  принимать  других.
 
Если  ребёнка  подбадривают
 
-            он  учится  верить  в  себя.
 
Если  ребёнка  хвалят
 
-            он  учится  быть  справедливым.
 
Если  ребёнок  растёт  в  безопасности
 
-            он  учится  ценить  себя.
 
Если  ребёнок  растёт  в  атмосфере 
 
понимания  и  дружелюбия
 
-            он  учится  находить  любовь  в  этом  мире.
 
  
 
Что  нужно  и  чего  нельзя  делать  в  процессе  воспитания  человека?
 
 
 
Чтобы  воспитать  человека, нужно:
 
-   Принимать  ребёнка  таким,  каков  он  есть,  чтобы  при  любых  обстоятельствах  он  был  уверен  в неизменности  вашей  любви  к  нему.
 
-   Стремиться  понять  о  чём  он  думает,  чего  хочет,  почему  ведёт  себя  так,  а  не  иначе.
 
-   Внушать  ребёнку,  что  он  всё  может,  если  только  поверит  в  себя  и  будет  работать.
 
-   Понимать,  что  в  любых  проступках  ребёнка  следует  винить  прежде  всего  себя.
 
-   Не  пытаться  «лепить»  своего  ребёнка,  а  жить  с  ним  общей  жизнью:  видеть  в  нём  личность, а  не  объект  воспитания.
 
-   Чаще  вспоминать,  какими  были  вы  в  возрасте  вашего  ребёнка.
 
-   Помнить,  что  воспитывают  не  ваши  слова,  а  личный  пример.
 
 
 
            И  нельзя:
 
-   Рассчитывать  на  то,  что  ваш  ребёнок  будет  самым  лучшим  и  способным.  Он  не  лучше  и  не хуже,  он  другой,  особенный.
 
-   Относится  к  ребёнку  как  с  Сбербанку,  в  который родители  выгодно  вкладывают  свою  любовь и  заботу,  а  потом  получают  её  обратно  с  процентами.
 
-   Ждать  от  ребёнка  благодарности  за  то,  что  вы  его  родили  и  выкормили, - он  вас  об  этом не  просил.
 
-   Использовать  ребёнка  как  средство  для  достижения  пусть  самых  благородных  (но  своих) целей.
 
-   Рассчитывать  на  то,  что  ваш  ребёнок  унаследует  ваши  интересы  и  взгляды  на  жизнь  (увы, они  генетически  не  закладываются).
 
-   Относиться  к  ребёнку  как  к  неполноценному  человеку,  которого  родители  могут  по  своему усмотрению  лепить.
 
-   Перекладывать  ответственность  за  воспитание  на  воспитателей.
 
                                          
 
Игры для развития речи
 
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря усилиям.
В настоящее время, к сожалению, нечасто можно встретить ребенка с богатым словарным запасом и правильно построенной речью.
Родители зачастую не придают большого значения речевому развитию дошкольника, а он, в свою очередь, усваивает родной язык только благодая телевизионным программам и разговорной речи окружающих. 
Для того чтобы избавить ребенка от существующих проблем и подготовить его к поступлению в школу, необходимо проводить с ним различные упражнения, а также разнообразить его речевую практику. Существует несколько наиболее распространенных nриемов, о которых мы расскажем ниже.
 
 
 
      Артикуляционная гимнастика
 
 
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппапата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
 
 
 
Тема "Овощи"
 
1. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью
 
Поочередно загибать пальцы.
 
Сколько rpядок в оrороде?
В оrороде у Федоры
Растут на грядках помидоры, 
А на грядке у Филата 
Mнoro разноro салата.
У бабушки Феклы 
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса 
Очень мноro есть редиса.
У Маши и Антошки 
Две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять
Поможем урожай собрать.
 
***
Повторяй за мной зарядку.
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква - вот, а вот - томат.
Здесь - капуста, здесь - салат, 
Тмин, картошка, артишок 
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы, 
Будем есть мы до весны.
(Е. Карельская)
 
 
 
 
 
2. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием
 
Высматриваем огурцы. Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперед вниз выдох носом). «Посмотрим, будет ли дождик». Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).
 
Что мы видим слева, а что - справа? Посмотреть направоувидеть «арбуз», посмотреть налево - увидеть «дыню». Поворачивать голову в стороны: налево (вдох носом) - прямо (выдох ртом); направо (вдох
 
ртом) - прямо (выдох носом).
 
3. Мимические упражнения
 
Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.
Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала.
Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.
 
4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
 
Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»): 
а) без нажима языком на нижнюю челюсть;
б) с сильным нажимом - подталкиванием языком нижней челюсти вперед.
 
5. Упражнения для rуб и щек
 
Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести» ).
 
Толстячки - худышки.
Изобразить овощи на грядкe. Арбузы, тыквы, кочаны капусты - «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие - «худышки».
 
6. Упражнения для языка
 
Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким». языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
Игра «Я - не Я». Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку» и т. д. Дети отвечают: «И я, И яl» или «Не я, не яl».
 
7. Развитие физиолоrическоrо дыхания
 
Игровое упражнение «Арбуз». Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как арбуз (под счет до «трех»). Выдох живот втянуть (похож на ямочку).
 
8. Развитие речевоrо дыхания и гoлoca
 
Разговоры овощей. Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».
Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.
 
9. Речевая зарядка
 
«Ох! Ох! Ох!» - ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!» Огорченные овощи. Морковь: «ОЙ! ОЙ! ОЙ! Меня никто не выдергивает!» Картофель: «ОЙ! ОЙ! Ой! Меня никто не копает!» 
 
      
 
Интервью
 
 
Данное упражнение направлено на то, чтобы обучить ребенка давать четкие развернутые ответы и строить правильные диалоги. С помощью этого интересного для большинства детей занятия можно научить малыша формулировать вопросы, выражая в них главную мысль.
Проводить занятия подобного рода можно с ребенком в возрасте от 4 лет. Для этого 
следует предложить ему сыграть в игру: взрослый должен быть известным человеком (врачом, писателем, музыкантом, актером), а ребенок - журналистом, который берет у него интервью. Перед началом игры следует вместе с малышом подготовить список вопросов. У ребенка следует спросить, что интересует именно его?
Во время упражнения развивается память, появляются социальные навыки, совершен- ствуется словарный запас и умение вести диалог. Ребенок должен научиться: задавать вопросы так, чтобы тот, у кого он берет интервью, давал ему развернутый полный ответ. 
Также можно поменяться с ребенком ролями и взять интервью у него.
 
 
 
Чтение и пение колыбельных
 
 
Для того чтобы речевое развитие ребенка проходило правильно, необходимо читать ему вслух, например на ночь.
Читать надо четко, с хорошим произношением и эмоциональной окраской.
Чтение и пение колыбельных развивают память, обогащают словарный запас, развлекают и одновременно успокаивают ребенка.
Потешки и колыбельные песни обладают положительной эмоциональной окраской, поэтому так нравятся детям.
 
 
 
Беседа по картинке
 
 
Данное упражнение превосходно развивает связную контекстную речь и предназначено для детей в возрасте от 3 до 6 лет.
Основной проблемой детей дошкольного возраста является использование исключительно ситуативной речи, которая уместна только для детей до 3 лет. Начиная с этого возраста, ребенок должен стараться строить отвлеченную речь, которая не связана только с предметом или ситуацией, и знакомиться с основами грамматики.
Для выполнения упражнения необходимаяркая сюжетная картинка. Проводить данное занятие желательно во время складывания мозаики или чтения книжки. Необходимо . заинтересовать ребенка и втянуть его в диалог, используя фразы типа "Как ты думаешь?", "А как бы ты поступил?" и т. д. Также следует использовать как можно больше вопросов ( "где?", "кто?", "зачем?", "откуда?", "почему?" и др.). В том случае, если ребенок не может или затрудняется построить ответ или отвечает односложными предложениями, следует показать ему, как можно ответить. При этом надо стараться делать это так, чтобы у малыша не возникало ощущения скучного занятия или урока. Не стоит забывать о поощрении ребенка, когда он самостоятельно строит сложные предложения.
Эта игра поможет малышу познакомиться,с основами грамматики. Частые занятия по этой схеме учат ребенка правильно и,сознательно строить предложения, используя при этом многочисленные наречия, сложные союзы и вопросительные слова.
Надо сказать, что ребенок может научиться правильной речи только в том случае, если будет осваивать новые речевые средства, которые поступают в основном из речи окружающих.
 
Загадки
 
 
Данное упражнение подходит для детей в возрасте от 3 до 7 лет и направлено на разностороннее развитие их устной речи и обогащение словарного запаса. Также игра формирует предметно-образное мышление, способность к обобщению и анализу, умение делать выводы и выделять основные признаки предметов. Зачастую в загадках присутствуют многозначные слова, с помощью которых ребенок познает переносные и вторичные значения некоторых знакомых слов.
Игра развивает у ребенка интерес к рассуждениям и доказательствам своей точки зрения. Для этого надо сказать ребенку, что без доказательства и рассуждений можно прийти к неправильным выводам.
Для того чтобы рассуждения ребенка были развернутыми и глубокими, следует обратить его внимание на указанные в загадке признаки. Например, загадка "Красная девица сидит в темнице, коса - на улице". Если ребенок не может догадаться, следует обратить его внимание на род (в этой загадке - женский, значит, отгадкой не может быть предмет мужского рода), а также на цвет, его оттенок и т. д.. В зависимости от загадки.
 
 
 
"Что бы это значило?"
 
 
Данное занятие подходит для детей от 5 до 7 лет и направлено на совершенствование и развитие фантазии, логического мышления и навыков устной речи.
Taкжe игра показывает, насколько в устной речи важны эмоциональная окраска и интонации, с помощью которых можно ее выразить. Надо объяснить малышу, что зачастую смысл фразы можно понять только по тону и настроению говорящего.
Суть упражнения заключается в том, чтобы ребенок объяснил, что может значить то или иное выражение. Для этого подходят разнообразные фразеологизмы, а также пословицы и поговорки, так как они содержат в себе, помимо основной идеи, яркую эмоциональную окраску (грусть, осуждение, поощрение, злость и т. д.). Следует попробовать вместе с ребенком понять, что могут значить такие выражения, как "повесить нос", "проще пареной репы", "бить баклуши" и пр.
 
"Большой - маленький"
 
 
Задание подходит для детей в возрасте от 2,5 до 5 лет. Оно направлено в основном на увеличение словарного запаса ребенка, знакомство с синонимами (прилагательными, глаroлами, наречиями, причастиями, союзами и т. д.).
Для занятия необходима книжка с картинками. В продажё имеются специальные книги с текстами и заданиями, которые помогают ребенку лучше разобраться в новых определениях слов.
В процессе игры следует рассматривать картинки и задавать ребенку вопросы. 
 
 
 
 
 
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
 
·         Любая двигательная активность помогает глазкам малыша лучше работать. Заставляйте ребенка больше бегать, прыгать, играть в подвижные игры. Занятия спортом тоже пойдут ему на пользу.
 
·         Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь если ребенок сидит с "кривой" спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.
 
·         Не допускайте, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел перед телевизором или компьютером. При этом помните, что сидеть перед экраном лучше всего не сбоку, а прямо напротив. Нельзя также смотреть телевизор в темной комнате, так как глаз вынужден будет постоянно менять фокус и напрягаться, адаптируясь к свету. Это может привести к достаточно неприятным последствиям.
 
·         И еще один важный момент: для тренировки зрения малышу полезно играть с яркими, подвижными игрушками, которые вертятся, прыгают и катаются.
 
·         Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз. Превратите это в ежедневную увлекательную игру!
 
Гимнастика для глаз ребенка
 
Если ребенок трет ладошками глазки и жалуется на усталость, проведите с ним несложную гимнастику для глаз.
 
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно секунд 5.
Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.
В среднем темпе сделать 3-4 круговые движения глазами вправо, затем влево.
Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.
Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.
 
 
 
Удачи Вам и Вашим детишкам, радости и здоровья!