"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Кузнецова Людмила Тимофеевна
  • «Начинающий журналист»
  •     Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
  • ü  Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • ü  Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • ü  Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • ü  Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
  •    Результат проектной деятельности курса «Начинающий журналист»– личностно или общественно значимый продукт:  макет, рассказ, доклад,   газета, электронный альбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, учебно-исследовательская работа.
  • Программа «Начинающий журналист» создана на основе нормативно-правовых документов, регулирующих  ФГОС ООО в лицее.   Курс входит в раздел  учебного плана «Внеурочной деятельности», направление -  «Общеинтеллектуальное, проектно-исследовательская деятельность».   В соответствии с учебным планом МАОУ «Лицей №2»  на проектную деятельность в 5-7 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 35 часов в год  внеурочной деятельности . Газета «Зеркало»
  • В муниципальном автономном образовательном учреждении – лицее №2  много лет выпускается школьная газета «Зеркало». В чем ее уникальность? В том, что газету в далеком 1996 году решили издавать сами дети, побывав на республиканском фестивале «Проба пера» и завоевав Диплом II, а в 2016 году она отметит свое 20-летие.
  • Газета – спутник ребят, она способна взволновать, зажечь, повести за собой. Сила газеты – в ее авторском коллективе. За 20 лет через нее прошли 11 редакций (это более 500 человек) и каждый 10 гимназист в течение года высказал свое мнение на страницах газеты. Сейчас в газете «Зеркало» продолжают работу 12 редакция.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

МАОУ «Лицея №2»

_______/Языкова Г.Н/

«___» ________201   г.

«Согласовано»

Зам. Директора по УВР МАОУ «Лицея №2»

____/Сулейманова З.Я./

«___» ________201   г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «Лицея №2»

__________ /Сафина Г.З/

Приказ №  

от  « ___» __________201  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

для учащихся 5- 6-7-го классов

«Начинающий журналист»

(общеинтеллектуальное направление,

проектно-исследовательская деятельность)

                         

Период освоения рабочей программы – 3 год (2015 – 2018 уч.г)

Составитель: Кузнецова Л.Т.

Пояснительная записка

  1. Нормативно-правовые и инструктивно-методические основания

   Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-7 класса «Начинающий журналист»

 (общеинтеллектуальное направление, проектно-исследовательская деятельность) составлена на основе следующих нормативных документов:

 - Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании»;

- Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);

- Закона Российской Федерации от 25.10.1991г. №1807-1 (ред. 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации»;

- Закона Республики Татарстан  (от 08.07.1992 №1560-XII) «О государственных языках Республики Татарстан и других языках Республики Татарстан»;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (далее ФГОС ООО). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №  03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Фундаментального ядра содержания общего образования: М.»Просвещение», 2009

- Методического пособия «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли». М.: «Просвещение», 2011

- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М.: «Просвещение», 2010.;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.

- Учебного плана МАОУ - лицея №2

  1. Общие цели и задачи программы внеурочной деятельности

          Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности. 

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

 Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы  общего образования.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы.  

 

  1. Цель и задачи курса «Начинающий журналист»

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности на примере создания газеты, написание своих статей.

        Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска на примере написание своих статей;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность,
  • развивать  коммуникативные навыки (партнерское общение);
  • формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) на примере написание своих статей;
  • формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

  1. Общая характеристика и особенности  внеурочной программы

«Начинающий журналист»

    Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.   

    Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в коллективной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

         Результат проектной деятельности курса «Начинающий журналист»– личностно или общественно значимый продукт:  макет, рассказ, доклад,   газета, электронный альбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, учебно-исследовательская работа.

              Проведение любого проекта требует планирования. Этапы работы над проектом могут быть следующими:

I. Подготовительный этап: учащиеся обсуждают тему с учителем, устанавливают цели, учитель знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.
1. Выбор темы и целей проекта (учащиеся ставятся в проблемную ситуацию, проводится беседа, анкетирование и т. д.).
2. Определение количества участников проекта, состава группы.

II. Планирование работы: учащиеся вырабатывают план действий, учитель высказывает свое мнение, определяет сроки работы (поэтапно).
1. Определение источников информации.
2. Планирование способов сбора и анализа информации.
3. Планирование итогового продукта (формы представления результатов).
4. Установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов.
5. Распределение обязанностей среди членов группы.

III. Исследовательская деятельность: учащиеся проводят исследования, осуществляя сбор информации и решая промежуточные задачи; учитель наблюдает, косвенно руководит деятельностью школьников, координирует отдельные этапы проекта. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников; сравнение и анализ полученной информации и т. д.

IV. Результаты и выводы: учащиеся анализируют информацию, оформляют результаты; учитель наблюдает, при необходимости дает советы.

V. Представление готового продукта: учащиеся отчитываются о проделанной работе, полемизируют, делают выводы; учитель слушает, задает вопросы в роли одного из участников проекта. Представляются результаты работы. Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.

VI. Оценка процесса и результатов работы: учащиеся принимают участие в оценивании (коллективное обсуждение, самооценки); учитель оценивает  усилия школьников, качество проекта согласно критериям, высказывает свое мнение относительно возможного продолжения работы по выбранному направлению.

Проект — это «пять П»: Проблема – Планирование – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Специфика курса.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей  приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. 

 Группы умений, которые формирует курс:

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
  • социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
  • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
  • рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

  1. Место внеурочной программы «Начинающий журналист»в учебном плане.

Программа «Начинающий журналист» создана на основе нормативно-правовых документов, регулирующих  ФГОС ООО в лицее.   Курс входит в раздел  учебного плана «Внеурочной деятельности», направление -  «Общеинтеллектуальное, проектно-исследовательская деятельность».   В соответствии с учебным планом МАОУ «Лицей №2»  на проектную деятельность в 5-7 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 35 часов в год  внеурочной деятельности .

  1. Формы  организации учебного процесса по внеурочной деятельности.

      Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность  включает проведение  наблюдений, виртуальных экскурсий, интервью, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. 

 В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

типовые занятия (объяснения и практические работы),

групповые исследования,

игры-исследования,

творческие проекты.

  1. Основные методы и технологии.

           Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение,  коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

          Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ различного уровня, участие в конкурсах СМИ

         Технологии, методики:

  •         уровневая дифференциация;
  •         проблемное обучение;
  •         поисковая деятельность;
  •         информационно-коммуникационные технологии;
  •         здоровьесберегающие технологии;

  1. Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
  • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        
  • с уроками литературы: изучение авторских стилей, литературоведческие термины;
  •  с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        
  • с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов.

  1. Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы «Начинающий журналист»

Предметные результаты

В результате работы по программе курса учащиеся научатся выделять:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • правила классификации и сравнения,
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
  • правила сохранения информации, приемы запоминания.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
  • работать в группе;
  • работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  и  другими учебными пособиями;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

IХ.  Личностные   и   метапредметные результаты

Личностные

У школьников  будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность научиться  формированию:

  • собственной внутренней позиции на уровне положительного отношения к лицею, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные

Ученик научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

Ученик научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                                      5 класс (35 часов)

Введение

Журналистика, как отдельная дисциплина. Цели и задачи журналистики.

I. Теоретический блок .

Способы мыслительной деятельности

Что такое проблема (на примере материалов статей)

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы ( проблемных вопросов) и изменении собственной точки зрения на примере материалов статей.

Понятия: проблема, объект исследования.

Как мы познаём мир (на примере публикаций)

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира через тексты публикаций Опыты. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Удивительный вопрос (на примере публикаций).

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово» в текстах .Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Учимся выдвигать гипотезы (на примере материалов)

Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе.  Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия на примере текстов  . Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Источники информации для исследования текстов.

Информация. Источники информации (…….).

Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

                             Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

Выбор темы исследования по темам.

Классификация и выбор тем: «Главный  герой – какой он? Тезисный план. Текст, скобки, курсив. Стилистическое использование звукописи.», «Знакомство с омоформами, омофонами, омографами.», «Работа над тезисами составление плана. Конспект. Антитеза. Оксюморон. Лексическое единство антонимов.», «Ономастическое пространство».  Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

  Цели и задачи исследования. 

 Отличие цели от задач.  Постановка цели исследования по выбранной теме (по темам). Определение задач    для достижения поставленной цели.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Методы исследования. Мыслительные операции.

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные  операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.  Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.

Практические задания во теме проекта: “Назови все особенности жанров”, “Неизвестное об известном”.

Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.

 

Сбор материала для исследования и написания статей.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (план, выписка цитат, обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Анализ и синтез выбранной темы исследования. Суждения, умозаключения, выводы .

Мыслительные  операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.

Практическое занятие,  направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы на примере выбранной темы исследования.

Обобщение полученных данных.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.

II. Практический блок.

 Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты:

«Главный  герой – какой он? Тезисный план. Текст, скобки, курсив. Стилистическое использование звукописи.», «Знакомство с омоформами, омофонами, омографами.», «Работа над тезисами составление плана. Конспект. Антитеза. Оксюморон. Лексическое единство антонимов.», «Ономастическое пространство».  

Планирование работы по выбранной теме исследования.

Составление плана работы над проектами. Определение  предмета  и методов исследования в работе над проектом.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта (….).

Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации.

Работа на компьютере –  структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.

                       III.  Мониторинг исследовательской деятельности учащихся  

Подготовка к защите проектов.

Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.  Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Защита проектов по темам. 

Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.

Способы преодоления трудностей.  

Конференция.  Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

 Анализ проектно-исследовательской деятельности.

                                                    Тематическое  планирование

п/п

Наименование тем

Количество
часов

Введение (2 ч.)

1.

Организационное занятие выборы главного редактора, технического редактора.

1

2

Что такое проект. Введение.

Журналистика, как отдельная дисциплина

1

I. Теоретический блок  (13 ч.)

Способы мыслительной деятельности (6 ч.)

3

Что такое проблема (на примере подобранного материала)

1

4

Как мы познаём мир (на примере подобранного материала)

1

5

Удивительный вопрос (на примере подобранного материала)

1

6-7

 Учимся выдвигать гипотезы (на примере подобранного материала)

2

8

Источники информации для исследования текстов

1

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 7 ч.)

9

Выбор темы исследования на примере подобранного материала

1

10

Цели и задачи исследования (на примере подобранного материала)

1

11

Методы исследования. Мыслительные операции.

1

12-13

Сбор материала для исследования

2

14

Анализ и синтез выбранной темы исследования. Суждения, умозаключения, выводы

1

15

Обобщение полученных данных.

1

II. Практический блок ( 14 ч.)

Мы  -  исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты ( 11 ч. )

16-19

Планирование работы по выбранной теме исследования

4

20-21

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию (на примере подобранного материала учащимися 5-6 классов).

2

22-23

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

2

24-26

Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление презентации.

3

Исследуем отобранный материал ( 3 ч.)

27

Журналистика, как отдельная дисциплина

1

28-29

Сравнительный анализ текстов

2

III.     Мониторинг исследовательской деятельности учащихся  ( 6 ч.)

30-31

Подготовка к защите проектов по темам.

2

32-35

Защита исследовательских проектов по темам.

4

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Наименование раздела.

Тема занятия

Кол-во ча-сов

Планируемые результаты

Цели

Характеристи-ка деятельности учащихся

дата

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Введение (2 ч.)

1

Организационное занятие выборы главного редактора, технического редактора. План работы на 2015-2016 учебный год. Стилистика как лингвистическая дисциплина. Цели и задачи стилистики.

1

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия

Познавательные: оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, проект, исследование, вывод и т.п

Коммуникативные: задавать вопросы по существу; учитывать разные мнения, стремиться к координации.

Цель: знакомство с наукой «Стилистика», погружение в атмосферу начжура, развитие интереса к творчеству поэта

Просмотр презентации,

беседа

2

Что такое проект. Что такое тема и основная мысль «Здравствуй, родная школа». Орфоэпия. Нормы ударения и произношения

1

Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся.

Беседа

Презентация исследовательских работ учащихся.

I. Теоретический блок  (13 ч.)

Способы мыслительной деятельности (6 ч.)

3

Что такое проблема

1

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- проявлять познавательную инициативу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи

Познавательные:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдение, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Коммуникативные:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Беседа

Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

4

Как мы познаём мир (на примере подобранного материала)

1

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.

Игры на внимание.

5

Удивительный вопрос (на примере подобранного материала)

1

Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово».

6-7

Учимся выдвигать гипотезы (на примере подобранного материала).

2

Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

Беседа, работа в парах, тренинг

Игра «Найди причину».

8

Источники информации для исследования текстов

1

Цель: знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

Оформление списка использованных электронных источников.

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 7 ч.)

9

Выбор темы исследования  на примере подобранного материала

1

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

10

Цели и задачи исследования (на примере сказок А.С.Пушкина)

1

Цель: уметь ставить цели и определять задачи исследования.

Практика

11

Методы исследования. Мыслительные операции.

1

Цель: знать о методах исследования, уметь проводить исследования с использованием различных методов.

Практика

Анкетирование

Эксперимент

12-13

Сбор материала для исследования

2

Цели: Знать правила и способы сбора материала.

Уметь находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

 Практика

14

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

1

Цель: развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.

Практика, работа в группах

15

Обобщение полученных данных.

1

Цели: Знать способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

II. Практический блок ( 14 ч.)

Мы  -  исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты ( 11 ч. )

«Тема  исследовательской работы «В поисках прекрасного …» (Творчество художников – иллюстраторов детских книг)», «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира.», «Сюжеты и герои русских народных сказок», «Художники - иллюстраторы», «Герои авторских сказок в иллюстрациях».

16-19

Работа над проектами Планирование работы по теме исследования

4

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Познавательные:

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- обобщать;

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- соблюдать корректность в высказываниях

Цели: составление плана работы над проектами . Определение  предмета  и методов исследования в работе над проектом.

Беседа, исследовательская работа в группах

20-21

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию (на примере подобранного материала учащимися 5-6 классов).

2

Цели: знать, как составить анкету, опрос. Уметь провести анкетирование, опрос, взять  интервью

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

22-23

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

2

Цели: уметь работать в библиотеке с каталогами, отбирать необходимую литературу по теме проекта.  и составлять список литературы по теме исследования.

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

24-26

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

3

Цель: уметь работать на компьютере, синтезировать материал, создавать презентации

Практика

Исследуем тему на примере подобранного материала ( 3 ч.)

27

Журналистика.

1

Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло.

Выраз. чтение, сочинение сказки, обсуждение в группах

28-29

Сравнительный анализ видов жанров

2

Цель:  реализовать полученные знания в практической деятельности.

Практика

III . Мониторинг исследовательской деятельности учащихся  (6 часов)

30-31

Подготовка к защите проектов по темам

2

Регулятивные:

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- Составляют план и последовательность действий;

- Осознают качество и уровень усвоения.

Познавательные:

- строить логическое рассуждение,  включающее установление причинно-следственных связей;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие,  событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, и др.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- аргументировать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно  полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу  “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.

Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

32-35

Защита исследовательских проектов по темам

4

Конференция.  Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

 Анализ проектно-исследовательской деятельности.

Конференция

Тематическое планирование для 6-7 классов

раздел

тема

К-во часов

теория

практика

всего

I.

Журналистика как вид деятельности и профессия.

38

13

51

1.1

Профессия - журналист

9

2

11

2

Виды средств массовой информации

4

3

7

1.3

СМИ и мы. Взаимодействие с аудиторией.

10

4

14

1.4

Этико-правовые основы деятельности журналистов

8

2

10

1.5

Экономика и маркетинг СМИ

7

2

9

II.

Речевая культура журналиста.

34

22

56

11.1

Культура устной речи.

9

14

23

11.2

Культура письменной речи.

13

3

16

П.З

Редактирование.

12

5

17

                                           Содержание программы

  1. Журналистика как вид деятельности и профессия.

Профессия – журналист.

Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Журналистика: призвание, ремесло, профессия.Диагностика. Составление резюме по плану.

Значение журналистики в современной жизни.Проблемы современной журналистики.

Из истории журналистики. Прошлое, настоящее, будущее.

Психология журналистского труда и творчества.

Способы познания действительности.Факторы, формирующие систему профессиональных обязанностей журналиста.Состав профессиональных обязанностей журналиста.

Виды средств массовой информации.Пресса.Электронные СМИ.Типы СМИ.Ухтинские СМИ.

СМИ и мы.

 Взаимодействие с аудиторией.Типы аудитории.Этапы исследования аудитории.Типы выборки и рейтинг.Опрос.Анкетирование.

Формы взаимодействия с аудиторией.Убеждение как форма воздействия на аудиторию.Внушение.Формирование стереотипов.Другие формы воздействия на аудиторию.

Этико-правовые основы деятельности журналистов.Права журналиста.Обязанности журналиста.Нарушение прав журналиста.Цензура.Нарушения, допускаемые журналистами.Мораль и история кодекса профессиональной этики журналиста.Внутренняя этика журналистской компании.Журналист и чужой авторский материал.

Экономика и маркетинг СМИ.Изучаем рынок и потребителей информации.Факторы определения цен.

Слоган.Виды рекламы.Развлекательные игры.Интеллектуальные игры.

  1. Речевая культура журналиста.

Культура устной речи.Факторы, от которых  зависит успех устного выступления.Сбор информации.Риторические каноны.Совершенствуем дикцию.

Правила дискуссии.Уловки спорящих сторон.Этапы дискуссии в СМИ.Дискуссия единомышленников.Конфликтный диалог.Культура письменной речи.

Правила создания текста.Типы письменной речи.Повествование.Описание.Рассуждение.Критерии оценки текста.

Объем фоновых знаний аудитории.Правильность речи журналиста.Чистота речи журналиста.Тропы.Стилистические фигуры.Типичные речевые ошибки.Мир в словарях и мир словарей.Редактирование.Виды чтения текста.Виды правки текста. Правка-вычитка. Правка-сокращение. Правка-обработка.Правка-переделка.Логические ошибки.Фактические ошибки.Грамматические ошибки.Стилистические ошибки.Правила преобразования текста.Корректурные знаки.

                                                       

                                                         Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

• роль СМИ в современной жизни и ориентироваться в огромной массе периодических изданий, отличать качественный журналистский текст от непрофессионального;

• особенности профессии журналиста, об этике поведения, о его правах и обязанностях;

• виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);

• структуру текста (заголовок, смысловые части);

• основные жанры журналистики и их особенности

• принципы оформления материала.

Учащиеся должны уметь:

• оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и грамотно её

защищать;

находить и анализировать источники информации;  составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования, тексты для выступления перед камерой;

• отснять репортаж; составлять фоторепортаж

• выполнять разного вида исследовательские работы;

• выполнять творческие работы разных жанров.

• использовать персональный компьютер, периферийные устройства в журналистской деятельности.

                                      Поурочное планирование для учащихся 6-7 классов

Кол.ч

дата

Тема

I.

Журналистика как вид деятельности и профессия

1.1

Профессия - журналист

1.

Вводное занятие. Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Журналистика: призвание, ремесло, профессия.

2

Диагностика. Составление резюме по плану

3.

Значение журналистики в современной жизни.

4.

Проблемы современной журналистики.

5.

Из истории журналистики. Прошлое, настоящее, будущее.

6.

Психология журналистского труда и творчества.

7.

Способы познания действительности

8.

Факторы, формирующие систему профессиональных обязанностей журналиста.

9.

Состав профессиональных обязанностей журналиста.

10.

ПЗ «Журналистика как форма информационной деятельности»

11.

ПЗ «Профессиональные качества журналиста»

1.2

Виды средств массовой информации.

12.

Пресса.

13.

Электронные СМИ

14.

Типы СМИ

15.

Ухтинские СМИ

16.

ПЗ «Пресса»

17.

ПЗ «Электронные СМИ»

18.

ПЗ «Типы СМИ»

1.3

СМИ и мы. Взаимодействие с аудиторией.

19.

Типы аудитории

20.

Этапы исследования аудитории

21.

Типы выборки и рейтинг

22

Опрос

23.

Анкетирование

24.

Формы взаимодействия с аудиторией

25.

ПЗ «Наша аудитория»

26.

Убеждение как форма воздействия на аудиторию

27.

Внушение

28.

Формирование стереотипов

29.

Другие формы воздействия на аудиторию

30.

ПЗ «Воздействуем на аудиторию»

31.

ПЗ «Воздействуем на аудиторию»

32.

ПЗ «Воздействуем на аудиторию»

1.4

Этико-правовые основы деятельности журналистов.

33.

Права журналиста.

34.

Обязанности журналиста.

35.

Нарушение прав журналиста

36.

Цензура

37.

Нарушения, допускаемые журналистами

38.

Мораль и история кодекса профессиональной этики журналиста

39.

Внутренняя этика журналистской компании

40.

Журналист и чужой авторский материал

41.

ПЗ «С законом не шутим»

42.

ПЗ «Этику не нарушаем»

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

 Литература для учителя:

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.  321с.

  1. Гузеев В.В.         Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

  1. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.

  1. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2

  1. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005-  345с.

  1.  Савенков А.И.  Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е изд.,  - Самара:    Издательство «Учебная литература», 2005.

  1.  Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д.  М.: Директор школы, 1998, № 3-   256с.        

  1. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе  [Текст]: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

Литература для  обучающихся:

  1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-е изд.,  - Самара:    Издательство «Учебная литература», 2005.

  1. А.В.Горячев, Н.И. Иглина  "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008

  1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Интернет-  ресурсы:

  1. * Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ 
  2. * Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html 

  1. * А.Ликум - Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._

  1. * Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

  1.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ 

Оборудование и обеспечение программы

         

        компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор

     Критерии оценивания проектов - презентаций

Одним из видов творческой работы по литературе является проект, выполненный в форме электронного альбома или презентации, составленных в программе PowerPoint, поэтому при составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки – все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы;

Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка

Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

    В школьный журнал оценка не заносится.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Азбука журналистики

Слайд 2

Информация - это всё. «Владеющий информацией владеет миром» Журналистика - это общественная деятельность по сбору, обработке, хранению и периодическому распространению актуальной социальной информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение и т.д.) Этико-правовые основы деятельности журналиста. С законом не шутим Этику не нарушаем

Слайд 3

Профессиональные качества журналиста Объективность (говорить только правду) Беспристрастность (констатировать факт и, только исходя из него, давать оценку происходящему. Ваше личное отношение к факту не должно выражаться) Принципиальность (как гражданин и личность журналист имеет право на собственную точку зрения) Толерантность (пренебрежение чужим мнением не только показатель отсутствия уважения к человеку, но и более длинный путь к подлинной сути вещей) Коммуникабельность (умение устанавливать контакты и связи, общаться) Оперативность (работа с информацией не терпит промедления) Грамотность (владение нормами того языка, на котором журналист говорит и пишет)

Слайд 4

Виды средств массовой информации Газета (венецианская монета gazette - столько стоил рукописный лист, распространяемый в Венеции) - оперативно передаёт информацию о событиях различных сфер жизни. Газеты имеют различные форматы и тиражи. Журнал (лат. diurnal is – ежедневный) - анализирует факты, выявляет причинно-следственные отношения между ними, на основе чего создается целостная картина действительности.

Слайд 5

Электронные СМИ Радио – информация рассчитана на слуховое восприятие. Текст должен быть доступен и понятен слушателю. Речь радиожурналиста должна быть грамотной и внятной. Телевидение – объединяет в себе возможности аудиального и визуального восприятия информации. Тележурналист должен не только грамотно и внятно говорить , но и быть телегеничным. Электронная пресса – возникла в сети Интернет. Объеденяет в себе возможность получать и аудиовизуальную, и текстовую информацию. Выходит очень оперативно. Электронная пресса «клоны» «гибриды» «оригиналы» сетевые версии предлагают информацию проекты, изначально возникшие в традиционных СМИ трад. СМИ и собственную Сети и не имеющие прототипов среди трад. СМИ

Слайд 6

Типы СМИ (в зависимости от аудитории) Общественные Региональные Местные Женские Мужские Молодёжные Детские Семейные Профессиональные Религиозные и т.д.

Слайд 7

Основные виды сбора информации Работа с документами Наблюдение Общение с людьми Пресс-конференции «Круглые столы»

Слайд 8

Структура журналистского текста Все начинается с заголовка Лид Основная часть Подпись

Слайд 9

Основные публицистические жанры Заметка Репортаж Интервью Статья Фельетон Очерк Рецензия Эссе Отчет

Слайд 10

Редактирование Из чего складывается редактирование Учимся видеть ошибки Никуда без корректуры

Слайд 11

Как сделать газету продаваемой Экономика и маркетинг СМИ Изучаем рынок и потребителей информации Проводим опрос аудитории (учеников, учителей и родителей): «Какая информация им нужна?» Продвигаем СМИ Анализируем другие издания. Придумываем рекламный слоган для своего СМИ, развлекательные и интеллектуальные «игры», определяем цену.

Слайд 12

Проект. Разработать проект школьной (или молодежной) газеты (теле- или радио передачи): Определение аудитории (старшеклассники, вся школа, старшеклассники и учителя, учителя и родители, школа и близлежащий район и т.д.) Определение целей и задач с учетом аудитории и конкурентоспособности Название рублик с учетом аудитории, целей и задач Объём (время для передачи или количество полос в газете), расположение рублик и особенности оформления с учетом целей и задач Предполагаемый источник доходов Способы продвижения на рынок (рекламный слоган, рекламная акция, объявления и т.д.)

Слайд 13

Номер газеты Дизайн газеты Формат и объем Графическая модель Создаем макет Оформляем заглавную часть Колонтитулы и плашка

Слайд 14

Вставляем текст и иллюстрации Делим полосы на колонки Оформляем заголовочный комплекс Выбираем шрифт Размещаем фотографии Дополнительные графические средства

Слайд 15

Ресурсы: Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. В помощь начинающим журналистам. Голушкова Е.А. Практическая стилистика на уроках русского языка. Гуревич С.М. Номер газеты. Дизайн школьных газет и журналов. Дубина Н. Дизайн. Колесников. Стилистика и литературное редактирование. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. Лепилкина О.И Азбука журналистики. Лукина М.М. Технология интервью. Материалы журнала «Журналист». Работы студентов института им. Наяновой. Скоробогатько В. Школа дизайна. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Шостак М.И Журналист и его произведение.



Предварительный просмотр:

«Этот манящий космос»

        Откровенно говоря, я предпочитаю ходить пешком.

        Конечно, слов нет, на машине может быть быстрее, на поезде безопасней, на самолете интересней. Но всю свою беззаботную жизнь я хожу пешком, ну нравится мне это дело. Люблю дышать свежим воздухом, люблю наблюдать за лицами прохожих, люблю слушать шелест листьев или хруст снега. Но суть не в этом.

        Недавно, буквально пару месяцев назад, у нас в городе какой-то депутат проводил конкурс, в котором участвовали не то, что все жители города, активно участвовала вся республика. Собственно, главным призом конкурса был бесплатный полет в космос. Как вы уже должны были догадаться по названию рассказа, я – обычный, простой, худощавого телосложения, высокого роста, учившийся в школе на тройки и подрабатывающий официантом, студент, выиграл главный приз. Конкурс длился месяц и в день, когда оглашали результаты конкурса, я и вовсе позабыл о нем.

        Это было обычное утро пятницы. Я, как и всегда, пошел в университет, поглядывая на лица прохожих. Уже в самом начале пути я заподозрил что-то неладное. Взгляды прохожих были устремлены на меня и выражали недовольство. Поначалу я подумал, что что-то не так с моей одеждой. Три раза перепроверив, что со мной все в порядке, я дошел до университета. Но и тут началось что-то неладное: все меня поздравляли, осыпали непонятными вопросами про космос и все начали со мной общаться, дружить, что было крайне необычно для меня. Я всегда ходил один и единственным моим другом был мой брат Тимур. Тимур – автомеханик, спортивный, веселый и дружелюбный парень, у него-то как раз и было много друзей. Придя домой с необычайно веселым настроением, меня встретил почтальон и отдал письмо, раскрыв которое, я увидел надпись жирным шрифтом: «Вы выиграли два билета на полет в космос».

Тогда-то все и стало на свои места. Сказать, что я был рад – ничего не сказать. Спросите у любого мальчишки, кем он хочет стать в будущем. Девять из десяти вам ответят – космонавтом.

        5 ноября, когда только выпал первый снег, мы с Тимуром прибыли на космодром, где нас ждала наша ракета. Мы были потрясены ее размерами. Не дав проверить наше здоровье, мы сели в ракету и нам пожелали удачи, причем с таким выражением лица, будто видят нас в последний раз. Я захотел было выйти, но было уже поздно. Не успела ракета тронуться, я сразу же «вырубился» и очнулся в постели. Напротив меня сидел брат и долго-долго рассказывал о луне, о красоте Земли, о невесомости и о всей красоте и удивительности космоса.

        После полета я понял, что космонавтом стать очень тяжело и к каждому полету нужно тщательно готовиться. Через неделю я оправился. И сразу же начал заниматься спортом.

        Короче говоря, я предпочитаю ходить пешком.

Булат Гафаров