Учебно – методический комплекс дополнительной образовательной программы «Природа и фантазия»

Симонова Галина Владимировна

Фитодизайн в разных его формах появился на земле одновременно с человеком разумным. В России он имеет глубокие корни в народном творчестве, традициях и обрядах. Вятский край всегда имел и имеет сейчас своих мастеров поделок – из капо-корня, плетения из соломки, лозы и бересты, любителей букетов из живых и засушенных цветов. Творческая работа с природным материалом, ребенок приобретает как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке он учиться видеть неповторимую красоту, художественный образ. На занятиях дети знакомятся с историей древнего искусства аранжировки цветов: учатся составлять композиции из растительного пуха и плоско засушенных растений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка инструментов к работе

Инструменты и приспособления наши главные помощники при работе с природными материалами.

Вам понадобятся ножницы, пилка - ножовка, нож, коловорот, лобзик, пинцет, напильник, буравчик, молоток, шило, острогубцы, тиски, точильный камень и много другое. Но конечно, не все сразу. Всё зависит от того, с каким материалом вы будете работать.

Особое внимание обратите на подготовку рабочего места. Порядок на нем поддерживайте всегда один и тот же: прямо перед собой должна лежать подкладная доска или картон (чтобы не поцарапать стол), тут же материал для работы. Справа от себя держите инструменты, слева - дополнительные приспособления (клей ПВА, кисточку и т.п.) книгу или образец. Имейте мягкую тряпочку, чтобы вытирать инструменты и изделия во время работы, а так же по её окончанию.

Никогда не заменяйте один инструмент другим, предназначенным совсем для другой цели, для других видов работ. От этого инструменты портятся.

Сразу же научитесь работать инструментами другими приспособлениями только по назначению: ножницами режут, пилой пилят, шилом прокалывают, буравчиком и сверлом сверлят, гвоздем пробивают, напильником и надфилем затачивают и стачивают, шлифовальной бумагой шлифуют, в тисках зажимают.

Режущий и колющий инструмент держите так, что бы он в случае соскальзывания с обрабатываемого материала не поранил вам руки: в направлении только «от себя».

Особенно внимательными будьте при прокаливании шилом желудей, каштанов и орехов.

Не отвлекайтесь.

Обрабатываемый материал держите левой рукой, а инструменты правой.

Не работайте так, чтобы руки находились на весу, без опоры на стол. Начинайте сверлить и прокалывать отверстия почти без нажима, чтобы не поранить руки и не испортить материал.

Храните инструменты всегда в отведенном для него месте и обязательно в чистом виде.

Иголки и булавки держите в закрытой игольнице. Проверяйте, все ли иглы и булавки вы убрали на место после работы. Всегда знайте, сколько их было.

Для приклеивания мелких деталей изделия пользуйтесь вместо кисточек спичками без серных головок. Серные головки счищайте ножиком. Заготовленные для работы спички всегда храните в коробочке.

Сохраняйте маленькие кусочки ткани, цветной бумаги и проволоки. Они могут пригодиться вам для отделки готовых изделий и композиций.

Природный материал не требует особенной подготовки к работе, но его нужно обязательно правильно хранить. Его, например, не следует держать в полиэтиленовой пленке, а нужно иметь для этого бумажные пакеты, картонные коробочки или мешочки из ткани. В пластмассовых или металлических упаковках можно хранить хорошо вымытые и высушенные ракушки и камушки, тополиный пух, пушинки одуванчика, перья.



Предварительный просмотр:

Заготовка, засушивание и хранение природного материала

Можно с полной определенностью сказать, что именно природа является источником вдохновения и кладовой рабочего материала для творчества. Мир растений на нашей планете огромен и разнообразен, и вполне достаточно будет тех, которые произрастают в вашей местности, для того чтобы начать заниматься творчеством. Но при любой возможности во время поездок и путешествий все время тянемся сорвать что нибудь и засушить. Поэтому лучше все время ходить и ездить с толстым томиком.

Еще хочется сказать о том, что, когда я начала заниматься флористикой, появились необходимость и желанно узнать названия растений, для этого пришлось штудировать их определители.

Для составления букета годится практически все: цветы, плоды, ветки, стебли, корни, кора, семена, спилы веток, чешуйки шишек и сами шишки, береста и т. д. Все это дает нам природа.

Растения нужно собирать, когда сойдет роса. Необходимо следить, чтобы растительный материал был абсолютно сухим, так как на месте водных капель образуются бурые пятна. Если собираете во время дождя, что, конечно, не желательно, но вот так бывает, то дома необходимо поставить в вазу с водой — для просушки лепестков. А затем уже раскладывать для сушки. Может получиться так, что листья примут совершенно неожиданные цвета после сушки.

При сборе материала надо помнить о том, чтобы не нанести вред природе.

Сбор окончен. Следующий этап работы - самый ответственный - обработка и сушка растений. Вначале он покажется довольно трудоемким и кропотливым, но с приобретением навыков становится не сложным.

Листья, травы, декоративные ветки засушиваются следующим образом:

Лист тонкой бумаги (газеты) складывается пополам или дважды - это прокладка. Затем берется полгазеты или четверть и складывается пополам - это закладка. В закладки растения помещаются не очень плотно друг к другу. На толстый картон или фанерную дощечку укладывается прокладка, а на нее помещается закладка с растениями и закрывается
опять прокладкой (или несколькими, в зависимости от растительного материала). Можно заложить 5-6 закладок. Все это сверху также закрывается фанеркой или плотным картоном. Подготовленный материал помещается под пресс. В  настоящее время флористы используют для этих целей специальные прессы, состоящие из двух досок: нижняя - с двумя стержнями с нарезанной на них резьбой и верхняя — с отверстиями для стержней. Верхняя доска прижимается к нижней «барашками» или гайками. Таким образом сжимаются закладки с прокладками. При засушивании под прессом свежей листвы обязательна ежедневная замена отсыревшей прокладки, а старые растения просушиваются на солнце, батареях или проглаживаются утюгом. Закладки не меняют до конца сушки. Однако сами растения перекладывать в новую сухую газету не рекомендуется (можно только грубые, и то один раз). Тонкие цветки и листья вообще не открывают до конца сушки. Чтобы сочные стебли (тюльпан, нарцисс, дицентра) сохранили окраску, перед закладкой в гербарий их надо разрезать лезвием бритвы или острым ножом продольно, а сердцевину выскоблить. Толстые или деревянистые стебли (лук, гвоздика, гербера, роза) просто разделяют пополам. Плотные, кожистые, сочные листья, а также яркие осенние хорошо сушить, проглаживая горячим утюгом через бумагу.

В сухую погоду растения сохнут три-четыре дня, при влажной - дольше.

При сушке цветов и листьев не следует прибегать к утюгу, так как растения от этого теряют в цвете.

Горячим утюгом сушат только очень толстые сочные листья рогоза, ириса, лилий, магнолий, фикуса, ландыша, камыша и других подобных растений.

Гладят листья через газету до полного их высыхания. Нужно следить за тем, чтобы растения не были пересушенными, потому что они могут стать ломкими или изменить свою окраску.

Цветы утюгом не сушат. Исключение составляет василек, который можно сушить утюгом. Делается три-четыре закладки, и примерно в течение часа они проглаживаются утюгом (сильно нагревать утюг не следует). Как только лепестки станут сухими, прекращается проглаживание, остальная часть василька сохнет сама по себе. При такой сушке василек сохраняет свой цвет и живет долго.

У таких пышных цветов, как астры, георгины, пионы, розы, стебли и листья засушиваются отдельно. С цветочных головок удаляются все зеленые части, кроме тех, что непосредственно держат лепестки. Медицинским пинцетом ряд за рядом лепестки приподнимают и прокладывают между ними тонкие слои ваты. Обработанный цветок (или три-четыре) помещают в закладку под пресс.

Для сохранения яркости и чистоты цвета прокладки в первые несколько суток меняют два раза. Часть лепестков кладут и засушивают отдельно под грузом 5-10 кг.

Пионы разрезаются (разрываются) на 4-8 частей, прокладываются также ватой и засушиваются. В дальнейшем из таких частей можно легко и быстро монтировать целые цветы.

При засушивании осенних георгин нужно выбрать экземпляры, у которых как можно больше распустилось лепестков. При этом сама середина цветка удаляется и заполняется ваткой. Дальше лепестки рядами приподнимаются, прокладываются тонким слоем ваты и весь цветок с лицевой и обратной стороны покрывается ватой.

Тюльпаны можно сушить отдельными лепестками (удаляя середину), а потом монтировать цветок. Лепестки сушат, как листья, а если сушить цветок тюльпана целиком, ему нужно дать подвянуть.

Розы сушат отдельными лепестками, а если целыми, то полностью увядшими.

У воронкообразных цветов (гладиолусы, мак, калы, колокольчики и др.) воронку заполняют ватой, изолировав ею все отвороты лепестков. Положенный сверху груз не должен превышать 2-3 кг, при большей нагрузке лепестки обесцвечиваются.

Ромашки, герберы, однолетние георгины, ноготки и другие подобные цветы кладут на газету стеблем вверх, лепестки вокруг плодоножки полностью закрывают валиком из ваты, сушат в закладках с прокладками под грузом не менее 15 кг.

Ветки люпина, дельфиниума со множеством цветков на них разрезают острым ножом от основания до верхушки, несколько подвяливают

и закладывают под пресс. Сушат в закладках с прокладками под грузом 10-15 кг.

Особенно трудно засушить нежные белые и розовые лепестки. Их помещают в белую закладку или между бумажными салфетками без рисунка и часто меняют газеты, между которыми они расположены.

Автор для закладок всех цветов и растений использует исключительно белую, мягкую бумагу, легко впитывающую влагу, а не только для засушки нежных белых и розовых лепестков. Делать закладки из газет не рекомендуется, так как напечатанный текст часто остается на засушенных
растениях.

Различные мелкие полевые и лесные цветки, необходимые для создания миниатюр и пейзажей, засушивают целиком. Незабудки, лютики, болиголов, тысячелистник, цветущую рябину, цветки жасмина и черемухи укладывают в газетную закладку вместе с веточкой, накрывают газетными
прокладками, картоном (фанерой) и сушат под прессом не менее 15-20 кг.

Листья также кладут на газету, сразу же придавая им нужную форму - изгибают, заворачивают край и т. д., накрывают слоем сухих газет и сверху помещают груз. Большинство осенних листьев, например дикого винограда, яблони, явора, боярышника, чабреца, бодана, хорошо сохраняют яркую, красивую окраску. Листья каприфоли используют для имитации неба, дальних гор, синеющей полоски леса на горизонте. Белую, серую, серо-голубоватую окраску имеют с нижней стороны листья серебристого тополя, осенней малины, мать-и-мачехи, остролистного клена, девясила. Листья клена обыкновенного бывают разных цветов и оттенков, что позволяет создавать прекрасные фоны для ком-
позиций. Лучше засушивать мягкие и полые стебли растений, например одуванчика. Гибкие, длинные, они легко принимают требуемый изгиб. Сушат их под грузом 10-15 кг. Газеты меняют два-три раза. В первый день после закладывания цветов для сушки газеты обязательно дважды меняют, так как причиной побурения лепестков и листьев является влага, которую они в себя вбирают.

После засушки растения становятся достаточно прочными, и из них
можно вырезать элементы различной конфигурации. Раньше так же засушивали растения в гербарной сетке. В настоящее время основная масса флористов ею не пользуется.

Хранение материала

Засушенный материал хранится в закладках, вата снимается с каждого цветка по мере необходимости. Чтобы легче было ориентироваться в накопленном материале, закладки укладывают в картонные папки, которые пронумеровывают, и составляют опись по видам. Затем в блокноте или тетради делают оглавление, заносят туда каждую папку (журнал) с указанием растений.

Папки кладут горизонтально одна на другую. Периодически надо проверять, не завелась ли в папках моль или другие насекомые.

Заготовив материал, можно приступать к работе.


Предварительный просмотр: