«Роль семьи в формировании речи детей старшего дошкольного возраста»

Жуланова Софья Вальдеровна, воспитатель МБДОУ № 233 г. Кемерово

Тема: «Роль семьи в формировании речи детей старшего дошкольного возраста»

Очевидно, что для успешного обучения ребёнка  в школе необходима хорошо развитая речь. Однако родители не всегда знают, как же эту речь развивать. Как избежать возможных проблем и помочь своему ребёнку стать успешным?

       Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития крохи на самотёк. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы и папы. Вот и получается, с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говориться, чтобы справиться с врагом, его нужно «знать в лицо», поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.

             Типичные проблемы развития речи дошкольника:

1.     Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2.     Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3.     Замусоривание речи сленговыми словами, употребление нелитературных слов и выражений.

4.     Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

5.     Неспособность построить монолог: например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

6.     Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7.     Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,  громкость голоса и темп речи.

8.     Плохая дикция.

Какую работу с родителями осуществляем по данной теме:

 

·        Индивидуальные беседы и консультации;

·        Передвижная библиотека книг;

·        Передвижная картотека стихов , потешек, скороговорок.

·         Передвижная игротека словесных и дидактических игр;

·        Рекомендации родителям по пройденному материалу.

 

Для решения задач речевого развития детей в целом, развития культуры речи можно рекомендовать родителям осуществлять работу с детьми дошкольного возраста по следующим направлениям:

 

1.Создание для ребенка развивающей среды

·        Дети должны иметь возможность ежедневно получать информацию об окружающем мире;

·        Родителям необходимо рассказывать детям интересные истории о разнообразных фактах и событиях;

·        Нужно учить общаться со сверстниками и взрослыми.

2.Формирование словаря

·        Ознакомление  с расширяющимся кругом предметов на различных этапах освоения предметного мира;

·        Обогащать словарь детей на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни;

·        Ознакомление с природой и социальной действительностью;

·        Введение в словарь новых слов, обозначающих качества, свойства, и отношения, синонимов, антонимов, сравнений и т.д.;

·        Использование в словарной работе произведений детских писателей, картин, пословиц, поговорок, загадок;

·        Осознание детьми слова как единицы языка;

·        Использование лексических упражнений;

·        Сочетание словарной работы с разными видами деятельности дете

 

 

3.Звуковая культура речи.       

·        Словесные игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения («Угадай, что звучит», «Скажи, кто так кричит», «Кто топает?» );

·        Знакомство с терминами «звук», «буква», «слово»;

·        Предупреждение и исправление ошибок в звукопроизношении;

·        Развитие фонетического слуха;

·        Работа над произносительной стороной речи, над речевым дыханием, темпом, ритмом, силой голоса дикцией;

·        Использование речевого дидактического материала ( дидактические игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, стихи, потешки, считалки);

4.Грамматический строй речи

·        Использование дидактических игр и упражнений  в формировании грамматически правильной речи;

·        Использование повседневного общения в преодолении трудностей освоения детьми грамматических норм родного языка;

·        Обучение словообразованию с помощью суффиксов (снег-снежинка – снежный – снеговик - подснежник);

·        Обучать детей изменять слова по падежам, согласовывать в роде и числе ( игра «Чего не бывает?», «Кого мы искупаем?» и т.п.);

·        Учить образовывать глаголы;

·        Упражнять в понимании и употреблении предлогов пространственного значения.

       5.Связная речь

·        Развитие ситуативной и контекстной речи;

·        Развитие диалогической речи дошкольников через следующие формы работы: разговор с детьми, вопросы и ответы детей, беседы;

·        Развитие монологической речи: обучение рассказыванию об игрушке, предмете, по картинам, рассказы детей из собственного опыта ( «Рассказ о моем домашнем питомце», «Учимся рассуждать» и т.п.)

 

 6.Приобщение детей к литературному творчеству

·        Книжный уголок в доме;

·        Чтение и рассказывание детской литературы;

·        Ознакомление детей с поэзией;

·        Ознакомление детей с фольклором;

·        Ознакомление детей с книжной иллюстрацией;

·        Просмотр диафильмов на темы сказок и рассказов

7. Подготовка к обучению грамоте

·        Упражнения по делению слов на слоги;

·        Упражнения по развитию речи детей и формированию по составлению предложений.

 

   Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи.