"Современные технологии взаимодействия ДО с родителями воспитанников"

Константинова Людмила Егоровна

Для воспитателей детских садов общеразвивающего вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад выступления на  педсовете на тему «Современные технологии взаимодействия ДО с семьями воспитаннико»

1 слайд.

Для начала рассмотрим понятие «технология». Определение «технологии и педагогической технологии»

Технология-это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (из Толкового словаря)

Педагогическая технология -это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса(Б.Т.Лихачев)

2 слайд.

В настоящее время в современном Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна стать в нашем обществе не просто ценностью, а новой национальной идеей.

Этот вывод особенно важен для системы дошкольного образования, где роль взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников выдвигается на передний план. От согласованных действий педагогов и родителей, в конечном счете, зависит качество воспитания, обучения и развития детей. 

4 слайд

В законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу с 1 сентября 2013 года (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.) в ст. 44, п. 1. записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

1 января 2014г. был принят Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования.

5 слайд

В соответствии с ФГОС ДО детский сад обязан:

  •  информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также об образовательной программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
  •  обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  •  обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  •  создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение и в ряде других нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении». Так в главном нормативном документе, на который опирается современная нормативно-правовая база системы дошкольного образования –«Концепции дошкольного воспитания», обозначены ориентиры на установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, сотрудничество и взаимодействие педагога и родителей. В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении указано, что родители являются участниками образовательного процесса наряду с педагогическими работниками.. Признание приоритета семейного воспитания, новизна отношений семьи и дошкольного учреждения определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка

6 слайд

Рассмотрим определение понятий «Взаимодействие» «Сотрудничество», «Партнерские отношения»

Взаимодействие- представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляетсяна основании социальной перцепции и с помощью общения.Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения,которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия,зависят от отношений людей,от положения взаимодействующих.

Сотрудничество-это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи,педагогов и родителей являются партнерские отношения-это определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей, в основе которых лежат следующие принципы:

7 слайд

  • Равноправие партнеров при принятии решений, выбор путей решения на основе доверия и компромисса;
  • Уважение и взаимный учет интересов, толерантность к позиции партнера;
  • Заинтересованность сторон в сотрудничестве.Единый подход(родителей и педагогов) к процессу(воспитания);
  • Добровольность принятия взаимных обязательств;
  • Ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.

 Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа сродителями». Хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. 

Анализ нормативно-правовых документов ипсихолого-педагогической литературы показывает, что на протяжении многих лет идет поиск разнообразного содержания, форм, методов и средств взаимодействия. На сегодняшний день, задача детского сада - родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными участниками встреч и помощниками воспитателя. Для этого необходимо активно использовать инновационный подход к работе с родителями.

8 слайд

Цели и задачи взаимодействия:

Цели взаимодействия:

Включение родителей в образовательный процесс ДОУ;

Объединение усилий по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста;

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Задачи:

Установить партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников;

Создать атмосферу взаимопомощи, эмоциональной поддержки, общности интересов педагогов и родителей;

Знакомить родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и  семье ,а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании детей;

Информировать друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения и о возможностях детского сада;

Привлечь родителей к участию в мероприятиях, организованных в детском саду.

9 слайд

3. Педагогические условия взаимодействия:

 Взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки и соответствующего руководства.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги ДОУ, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе.

 Формирование позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективного развития и образования каждого ребенка должно строиться на следующих основных условиях взаимодействия педагога с родителями:

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

 Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного общения с родителями.

Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  • Преемственность согласованных действий.

 Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов (по словам В.А. Сухомлинского) заключается в том, «...как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Взаимопонимание семьи и детского сада – этого единого пространства, объективной реальности – состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности».

  • Индивидуальный подход к каждой семье.

 Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.

  • Сотрудничество, а не наставничество

 Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать  собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  • Тщательная подготовка к каждому мероприятию.

 Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

  • Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

10 слайд

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные (таблица 1).

Таблица 1.Традиционные формы работы с родителями

Традиционные формы

Содержание

Коллективные

групповые родительские собрания, конференции, круглые столы

Индивидуальные

педагогические беседы с родителями, цель которых – обмен мнениями по тому или иному вопросу

Наглядно-информационные

записи на аудио- и видеоносители бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки

Таблица 2.Нетрадиционные формы работы с родителями

 

 

Нетрадиционные формы

 

 

Содержание

 

 

Задача

 

Информационно-аналитические

 

социологические срезы, опросы, «почтовый ящик»

 

установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми, основываясь на общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации

 

Досуговые

 

совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия

 

установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми

 

Познавательные

 

собрания, групповые консультации и др. на основе диалога, искренности и отказа от критики

 

ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков

 

Наглядно-информационные

 

информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация минибиблиотек и др.

 

ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения

 

Заключение:

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.Взаимодействиедошкольного учреждения с семьей будетэффективнее, еслинетрадиционные формы взаимодействияДОУ и семьи будут использоваться в комплексес традиционными.

Литература:

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – Изд-во Политиздат, 1985.
  2. Арнаутова Е.П., Иванова Е.М. Общение с родителями: зачем, как? – М., 1993.
  3. Воспитание ребенка в семье. Вопросы теории и методики. – М., 1979.
  4. Воспитателю о работе с семьей. Пособие для воспитателя детского сада. / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М., 1989.
  5. Детский сад и семья. / Под ред. Т.А.Марковой. – М., 1986.
  6. Жуковская В.И. Беседы о воспитании. – Минск, 1969.
  7. Захарова Л.Н. Растут в семье папа и мама. – М., 1986.
  8. Ковалева Л.Е. Микроклимат в семье. – М., 1979.
  9. Крупина И.В. Основы семейного воспитания. / Под ред. Т.И.Пидкасистого. – М., 1996.
  10. Макаренко А.С. О воспитании в семье. – М., 1983.
  11. О воспитании дошкольников в семье. / Под ред. Т.А.Марковой, Л.Ф.Островской. – Изд-во АПН, 1963.
  12. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М., 1986.
  13. Титоренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.: Минск, 1987.