Консультация для педагогов

Николаева Луиза Александровна

Здесь будут размещены консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по физическому развитию детей№34 «Крепыш» города Новочебоксарска

                 

                        Консультация для педагогов по теме:

                  «Блоки Дьенеша, как средство развития

                 логического  мышления у дошкольников»

                                     Подготовила:

                                                                  воспитатель

Николаева Луиза Александровна

           

  г. Новочебоксарск 2020  г.

    Процесс обучения и воспитания детей в детском саду направлен на всестороннее развитие ребенка. Одна из важнейших задач развития ребёнка - это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

   Наша задача - помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка.

    В современной реальности информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема развития человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логику мысли, умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.

     Поэтому одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников, особенно важным, на наш взгляд, является формирование логического мышления дошкольников.

        Задачи развития логических способностей на этом этапе таковы:

• Развивать знаково-символическую мыслительную деятельность (дети работают меньше с натуральными изображениями предметов, больше с их символическими изображениями, схемами, знаками, в том числе цифрами).

• Совершенствовать у детей такие умения, как:

- умение сравнивать, классифицировать, строить предположения и доказывать их;

- систематизировать предметы по 2–3 признакам, совершать сериации 10 и более предметов, разница между которыми незначительна;

- вести анализ объекта или явления при минимальной помощи педагога;

- отслеживать закономерности, прогнозировать результат своей деятельности.

       К концу старшего дошкольного возраста, дети могут делать следующие логические операции: сравнение, абстракция, обобщение, анализ и синтез.

        Возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности логического мышления умения, можно используя дидактический материал «логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.

     Осуществление этих задач возможно при наличии богатой предметно-развивающей среды в группе.

      Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду. Нельзя обойтись без дидактических пособий. Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:  а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);  б) трёх цветов (красный, синий, желтый);  в) двух размеров (большой, маленький);  г) двух видов толщины (толстый, тонкий).  Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками:  формой, цветом, размером,  толщиной.  В наборе нет ни одной  одинаковой фигуры   Давайте вспомним, что же входит в дидактическое пособие «Логические Блоки Дьенеша». Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); б) трёх цветов (красный, синий, желтый); в) двух размеров (большой, маленький); г) двух видов толщины (толстый, тонкий). Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) трёх цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками:

формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Во многих играх с логическими  фигурами используются карточки с символами свойств:  цвет - обозначается пятном; форма - контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный); величина - силуэт домика (большой, маленький); толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий); зачеркнутые символы – отрицание какого-либо свойства фигуры.  Также в играх с логическими фигурами могут быть использованы альбомы.   Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Цвет – обозначается пятном; форма – контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный); величина – силуэт домика (большой, маленький); толщина – условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий); зачеркнутые символы – отрицание какого-либо свойства фигуры. Также в играх с логическими фигурами могут быть использованы альбомы.

Задачи использования логических блоков в работе с детьми:

      • Способствовать развитию у дошкольников логического и комбинаторного мышления, аналитических способностей, формировать начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

      • Развивать умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два, три или четыре свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

     • Дать первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

     • Развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, речь, творческое воображение и умение детей креативно мыслить.

    • Развивать способность к моделированию и конструированию, умение использовать блоки Дьенеша в качестве предметно-схематической модели во всех видах деятельности.

    • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Давайте рассмотрим, какие же задачи можно решать, используя Логические Блоки Дьенеша. (прочитать по одной строчке).

Я, думаю, со мной согласятся все присутствующие здесь педагоги, что при решении всех этих задач, развитие ребенка будет всесторонним.

Логические Блоки Дьенеша можно использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога. Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, персонажами. Весь комплекс игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок должен встать. Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Каждую игру можно использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога. Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, персонажами.

Весь комплекс игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок должен встать. Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Каждую игру можно использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога. Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, персонажами.

Свою работу с Блоками Дьенеша, мы начали со среднего возраста. В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые качественные изменения в развитии восприятия, чему способствует освоение детьми 4—5 лет некоторых сенсорных эталонов (формы, цвета, размерных проявлений). Материалы и пособия «Логические Блоки Денеша», позволили организовать разнообразную практическую деятельность детей: пересчитать, соотнести, сгруппировать, упорядочить.

       Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Для детей постарше предлагались игры на разбиение на группы по свойствам, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др. Логические блоки помогали ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными для общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или».

       

      Формы организации работы с логическими Блоками Дьенеша.

  1. Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

  2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры, экспериментирование, моделирование и др.).

  3. Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

     Можно использовать следующие формы организации работы с логическими блоками с дошкольниками:

1.НОД. Игры с логическими блоками используются в образовательной деятельности как часть занятия для закрепления знаний и представлений дошкольников; также можно использовать сюжетно-игровые занятия по ФЭМП, полностью основанные на играх с блоками Дьенеша.

2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (игры развивающие, подвижные, сюжетно – ролевые; экспериментирование, познавательно-исследовательская деятельность, моделирование сказок, развитие и усвоение навыков звукового анализа слова и т.п.)

 

  Ведущая педагогическая идея состоит в том, что для того чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания и умения использования блоков Дьенеша и карточек-схем к ним применительно к новым обстоятельствам.

     Отбирая методы и приёмы, мы, как воспитатели, всегда помним, что в основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтому при использовании блоков Дьенеша преимущество всегда отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, а также экспериментированию, решению творческих и проблемных задач в практической деятельности.

Логические приемы как средство формирования логического мышления дошкольников в процессе действий с блоками Дьенеша – это сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие – можно применять во всех видах деятельности в ДОУ.

  Педагогические возможности блоков Дьенеша очень велики.  Использование логических блоков развивает все стороны личности ребёнка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей дошкольного возраста, способствует развитию логического мышления детей Педагогические возможности блоков Дьенеша очень велики. Использование логических блоков развивает все стороны личности ребёнка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей, формируя при этом логическое мышление.

Педагогические возможности блоков Дьенеша очень велики.

Использование логических блоков развивает все стороны личности ребёнка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей, формируя при этом логическое мышление.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию №34 «Крепыш»

Консультация для педагогов  на тему:

«Значение театрализованной игры для речевого развития»

Подготовила: Николаева Л.А., воспитатель

первой квалификационной категории

г. Новочебоксарск, 2019 г.

      Велико значение театрализованной игры для речевого развития. Одним из важных приобретением ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти и информации. Другими словами, речь это многообразная деятельность. Овладение связной и монологической речью, является высшем достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи (лексической, грамматической, фонетической). Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. К сожалению в современном мире живое общение детям все чаще заменяет компьютер и телевиденье. И эта тенденция постоянно растет следствии чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

     

      Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).

Театрализованные игры (М.Д. Маханева) - это игры-представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки)), т.е. воссоздаются конкретные образы.

      В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроением героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. При этом действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще нужно воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

           C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\slide-34.jpg

 В этом поможет театрально-игровая деятельность, которая позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность и в результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражает свое отношение к добру и злу. Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать и анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Этот способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанного с ним, совершенствованию речи.

Подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка. Совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Любимые герои становятся образцами для подражания. Многие из детей в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, не решительность, испытывают сложность при общении со сверстниками и взрослыми. В речи используются короткие и простые предложения. Эмоционально раскрепостить ребенка, снять зажатость, развить связную речь можно через театрализовано-игровую деятельность.

     Работа проводится в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

      На подготовительном этапе необходимо создать условия для театрально-игровой деятельности (изготовить экрана, сделать картонные фигурки или атрибутов персонажей). Это дает возможность каждому ребенку принять участие в театральной деятельности и решить несколько сопутствующих задач. А именно развитие мелкой моторики рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи, развитие творческих способностей, содействие эстетическому воспитанию, развитие ловкости и умения управлять своими движениями, концентрировать свое внимание на одном виде деятельности. Подготовка к театрализации включает в себя выразительное чтение литературного произведения, знакомство с инсценировкой (о чем она? какие события и герои в ней главные?), знакомство с героями инсценировки (где они живут? как выглядит их дом? какова их внешность? какая на них одежда и манера поведения?), художественное описание мести проходимого действия инсценировки, анализ события описанного в произведении. Формирование у детей интереса к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом приняв на себя определенную роль. Распределение роли и работа над ролью, составление словесного портрета героя. Работа над текстом (почему герой так говорит? о чем он в это момент думает?). Работа над сценической выразительностью, работа над характером роли и работа над согласованием движений с речью, интонацией, мимикой и характером роли.

На основном этапе собственно процесс детского творчества проходит показ театральной постановки одногруппникам, где дети меняются ролями. На заключительном этапе после того как дети в совершенстве овладевают навыками драматизации они показывают изученные сказки детям всех возрастных групп и родителям.

Работа над театрализацией способствует развитию и коррекции всех  психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию выразительности речи. Так же ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх, вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе и эти качества очень пригодятся в школе. Таким образом, можно сделать вывод, что театральная деятельность играет важную роль в развитии связной речи, увеличении словарного запаса, улучшении интонационной выразительности речи, в развитии монологической и диалогической речи, а также развиваются творческие способности детей, повышается познавательная активность детей, повышается эмоциональная комфортность детей



Предварительный просмотр:

«Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения»

У педагога есть прекрасная возможность: научить детей.

«В одно мгновенье — видеть вечность,

Огромный мир — в зерне песка.

В единой капле — бесконечность,

И небо в чашечке цветка».

Уильям Блейк

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\235ab2f6-1982-59f5-a101-09057435eadd.jfif

      Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.     Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.

           Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни

 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

          Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада. Поэтому каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность.

Что необходимо знать?

     Педагогам необходимо знать правила дорожного движения для пешеходов, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность.

А также необходимо знать и требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и в транспорте.

• Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут, взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.

• Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети».

Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе. Воспитатели проводят с детьми тематические занятия в группах.

        Целесообразно также организовать обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекая личный опыт детей, случаи из жизни.

Необходимо рассмотреть три вида ситуаций:

• Опасных для самих детей, если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора.

• Опасных для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи).

• Ситуации, связанные с падением, травмами.

В результате беседы дети должны твёрдо усвоить следующие правила:

• На велосипеде (роликовых коньках) можно кататься только по тротуару; нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора.

• Катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры предосторожности (сбавлять скорость, объезжая маленьких детей, женщин с детьми, пожилых людей) в случае ушиба или травмы при падении с велосипеда, самоката нужно зразу обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой помощи.

Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями.

Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения:

1. Наблюдения.

2. Экскурсии.

3. Целевые прогулки, во время которых дети изучают на практике правила для

пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные

знания.

Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах - для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно. Поэтому особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий.

Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно-

транспортного травматизма, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения.

Рекомендации воспитателям старшей группы:

Необходимо организовывать целевые прогулки один раз в месяц.

- Улица:

• правила поведения на улице;

• наблюдение за движением транспорта;

• наблюдение за работой водителя;

• прогулка пешехода;

• переход;

• перекресток;

• наблюдение за работой светофора;

• наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;

• прогулка к автобусной остановке.

- Знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Полученные детьми знания на занятиях, на экскурсиях и целевых прогулках, необходимо закреплять в разных видах деятельности, организовывать и обогащать предметно-развивающую среду группы.

Развивающая среда в старшей группе:

 Макет: разные виды перекрёстков

Запрещающие и предписывающие знаки, жесты регулировщика.

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: жезл, фуражки, шапочки-машины.

Дидактические игры«Умные знаки»«Какие бывают машины»«О чём говорит…»«Скажи, что запомнил»«Хорошо – плохо»«Что изменилось?».

Художественная литература: Н. Носов ««Кирюша попадает в переплёт».

Заключение:

Основной целью работы педагога – дать детям знания, привить навыки правильного поведения на улицах и на дорогах, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и на дороге. А положительным результатом своей работы педагога будет, являться отсутствие дорожно-транспорного травматизма у детей дошкольного возраста.

УВАЖАЕМЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ, ПОМНИТЕ!

Ребёнок учится законам дорог, беря пример с Вас!

Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге!

Берегите ребёнка!

Старайтесь сделать всё возможное, чтобы оградить его от несчастных случаев на дороге!




Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей " Организация прогулок в зимний период"

   

   

  Игровая площадка детского сада зимой – это прекрасное место для оздоровительных прогулок на свежем воздухе.

       Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

        Такие дети бодры, реже болеют простудными заболеваниями. Если в теплое время года ребята много бегают, прыгают, играют с мячом, катаются на велосипеде, то в холодное время их активность снижается. Тяжелая одежда и обувь, ветер, мороз, снег ограничивают движения, поэтому воспитателям следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной активности дошкольников зимой. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся: более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система.

     Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

       Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют ее улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги.

Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к малой родине.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после ужина. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

Составные части прогулки:

Наблюдение;

Игровая деятельность;

Индивидуальная работа;

Самостоятельная деятельность детей.

Наблюдения.

    Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью.       Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными детьми. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям.

     В планах указываются объект или тема наблюдения, цель проведения наблюдения :

- наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т.д.);

- наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т.д.);

- наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за транспортом и т.д.).

Подвижные игры. 

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит от погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду.

Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств.

Кроме этого организуются игры:

игры-эстафеты

сюжетные подвижные игры

игры с элементами спорта

сюжетные подвижные игры

народные игры

хороводные

спортивные упражнения.

индивидуальная работа.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, сбегание с пригорков.

На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п.

    Самостоятельная деятельность детей.

Для эффективного проведения прогулок необходимо создать условия и для самостоятельной деятельности детей. Следует выносить дополнительный выносной материал, который будет служить целям закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, а так же даст возможность тренировать наблюдательность детей, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы.

Достаточное количество игрового материала сделают прогулку более насыщенной и интересной.

Перечень инвентаря для самостоятельной двигательной деятельности на прогулке:

- ледянки

- кегли

- санки для детей

- санки для кукол

- флажки разные

- корзинки и носилки для снега

- султанчики разные

- печатки разной формы

- палочки для рисования на снегу

- ведёрки, лопаточки для снега

- метелки

- атрибуты для подвижных и сюжетно – ролевых игр

- лыжи

-оборудование для экспериментов

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб.

Таким образом, правильно организованная прогулка детей, создание условий для двигательной активности на зимних участках, сложенная работа педагогического персонала может дать следующие результаты:

- снижение заболеваемости;

- повышение двигательной активности детей на прогулке;

- развитие познавательного интереса у детей.

Итак, взрослым следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной активности детей в зимнее время.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ - ЗАБОТА ОБЩАЯ»

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Программа по безопасности жизнедеятельности включает в себя 5 разделов:

I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.

II раздел. Ребёнок и природа.

III раздел. Ребёнок дома.

IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.

V раздел. Ребёнок на улицах города.

1. «Ребенок и другие люди», в котором дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.

2. «Ребенок и природа». Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.

    Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

     С детьми старшего дошкольного возраста организовываются опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к «грязной» воде. С младшими детьми показываем опыт со снегом.

     

  Необходимо объяснять детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.

3. «Ребенок дома» – пожароопасные предметы, острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях.

 Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

• предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);

• предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож);

• предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах

    Воспитатель объясняет, что предметами первой группы могут пользоваться, только взрослые, детям нельзя. Здесь, уместны прямые запреты. Ребенок, ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам.

4. «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» – изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т. д. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни

5. «Ребенок на улице» – правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, если ребенок потерялся, ориентирование на местности.

    Воспитатель знакомит детей с правилами поведения на улицах города: рассказывает о правилах дорожного движения; объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города: беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.

       Воспитатель рассказывает детям о том, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»).

Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Объясняет, что означает каждый знак, разыгрывает дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.

Необходимо познакомить детей с правилами езды на велосипеде и самокате. Знакомит детей с правилами поведения в транспорте.

Говорить и проводить беседы на темы безопасности с детьми (можно не более 20–25 минут).

Расширять знания детей по безопасности при помощи дидактических игр и пособий, специально подобранных по теме «безопасность».

Проводить ежедневные «минутки безопасности», включая их в различные занятия и другие режимные моменты.

Закреплять с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.

Включать в занятия каламбуры, песни, стихи, загадки по данной теме.

Учить детей убирать за собой рабочее место и игрушки. Порядок в своей комнате дома и в группе детского сада – не только для чистоты, но и для безопасности.

    Физически развивать ребенка – это один из факторов, который влияет на поведение ребенка в опасной ситуации (развивать силу, ловкость и выносливость).

     Учить ребенка отвечать на вопросы уточняющего характера («А что ты будешь делать, если ты заблудился в лесу или потерялся в магазине?».

Использовать произведения детской художественной литературы, в том числе и специальной, для моделирования детям правил безопасности жизнедеятельности.

          Использовать ролевые игры – например «Юные медработники». Это направление обучает детей элементарным приёмам оказания первой медицинской помощи (позвать взрослых, приложить холод и т. п.).

«Юный пожарник». А это направление обучает детей правилам поведения при пожаре. Ребенок должен суметь объяснить место пожара, что горит, с кем он находится, свою фамилию и суметь назвать свой домашний адрес).

Выучить с детьми номера телефонов экстренных служб«101» – пожарная служба; «102» - полиция»; «103»-скорая медицинская помощь; «112» – общая экстренная служба.

Итак, можно сделать выводы, что для проведения НОД по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”,  можно использовать разнообразные методические приемы:

• беседы,

• эксперименты,

• наглядность,

• сюжеты из жизни,

• художественные произведения,

• игры,

• рисование на различные темы.

Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.