В помощь обучающемуся

Максимова Галина Алексеевна

1. Памятка о презентаци

2. Памятка Как написать защитное слово

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_o_prezentatsii.docx21.89 КБ
Файл pamyatka_kak_napisat_zashchitnoe_slovo.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тюменский медицинский колледж»

(ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»)

ПАМЯТКА

«Как составить презентацию»

Тюмень, 2014

 


    Нельзя забывать, что презентация – это сопровождение доклада или выступления, а ни в коем случае не его замена. Поэтому сначала необходимо разработать концепцию выступления, а затем уже браться за составление презентации.
     Для этого постарайтесь ответить себе на следующие вопросы:

  • Какова цель используемой презентации?
  • Каковы особенности слушателей?
  • Какова продолжительность презентации и планируемое содержание?

     

  Презентация - это, по сути, конспект речи. А конспект лучше всего составлять по известному принципу: сказать о чём буду говорить, рассказать о чём хотел рассказать и, наконец, напомнить о чём говорил.

  Презентация состоит из слайдов. Старайтесь придерживаться  принципа: один слайд - одна мысль. Убедительными бывают презентации, когда на одном слайде даётся тезис и несколько его доказательств.

       Титульный слайд должен содержать название презентации, её автора. На втором слайде обычно представлены цели и задачи исследования, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены. Остальные слайды, в идеале, нужно строить по модели: тезис - аргументы - вывод. Выводы всегда должны быть даны ясно и лаконично на отдельном (предпоследнем) слайде.

       Последний слайд должен содержать список ресурсов, как письменных так и интернет источников, причем должны работать гиперссылки.

      Важно учитывать, что НЕЛЬЗЯ на слайдах писать ВСЁ, что вы

собираетесь сказать. На слайды должны попасть только самые

важные тезисы, самые необходимые («говорящие») данные, а также, весьма желательно, графический материал: диаграммы, иллюстрации, фотографии всегда лучше воспринимаются аудиторией.

       Перед презентацией обязательно нужно провести репетицию. На ней вы сможете понять, где могут возникнуть трудности, почувствовать реальный хронометраж презентации, а также исправить замеченные по ходу ошибки.


Полезные советы:

  • Не размещайте на одном слайде сразу несколько блоков зрительной или текстовой информации. Это отвлекает, рассеивает внимание, ухудшает концентрацию.
  • Текст должен контрастировать с фоном, иначе слайд будет плохо читаем

  • Не следует делать слайды слишком пёстрыми и разрозненными по цветовому решению. Это вредит формированию неустойчивых зрительных образов.
  • Использование на слайдах трёх-четырёх цветов благоприятно влияет на концентрацию внимания и улучшает восприятие.
  • При разработке презентации важно учитывать, что материал на слайде можно разделить на главный и дополнительный. Главный необходимо выделить, чтобы при демонстрации слайда он нёс основную смысловую нагрузку: размером текста или объекта, цветом, спецэффектами, порядком появления на экране. Дополнительный материал предназначен для подчёркивания основной мысли слайда.
  • Уделите особое внимание такому моменту, как «читаемость» слайда. Для разных видов объектов рекомендуются разные размеры шрифта. Заголовок слайда лучше писать размером шрифта 22-28, подзаголовок и подписи данных в диаграммах – 20-24, текст, подписи и заголовки осей в диаграммах, информацию в таблицах 18-22.
  • Для выделения заголовка, ключевых слов используйте полужирный или подчёркнутый шрифт. Для оформления второстепенной информации и комментариев – курсив.
  • Чтобы повысить эффективность восприятия материала слушателями, помните о «принципе шести»: в строке – шесть слов, в слайде – шесть строк.
  • Используйте шрифт одного названия на всех слайдах презентации.
  • Для хорошей читаемости презентации с любого расстояния в зале текст лучше набирать понятным шрифтом. Это могут быть шрифты Arial, Bookman Old Style, Calibri, Tahoma, Times New Roman, Verdana.
  • Не выносите на слайд излишне много текстового материала. Из-за этого восприятие слушателей перегружается, нарушая концентрацию внимания.
  • Старайтесь избегать использования слайда «картинка, обтекаемая текстом». Иллюстрацию лучше разместить на отдельном слайде, подписав под ней основную информацию. Текст в этом случае лучше воспринимается на слух.
  • Вставляемые фотографии или картинки должны быть хорошего качества и достаточно большого размера, иначе при растягивании они теряют резкость, чем могут только испортить эффект от презентации.
  • Не следует перенасыщать презентацию спецэффектами. Чрезмерное обилие мигающих, вертящихся и скачущих объектов, посторонних звуков, анимационных картинок отвлекает слушателей и мешает им удерживать внимание на основном содержании выступления.
  • Помните, что анимация используется по минимуму и лишь тогда, когда на ней лежит функциональная нагрузка.
  • С помощью анимации хорошо выделять ключевые слова, цифры, обозначать выводы. Будет лучше, если анимация настроена на выделение цветом, а не на разного рода движения букв на экране.
  • Не следует перенасыщать презентацию спецэффектами. Чрезмерное обилие мигающих, вертящихся и скачущих объектов, посторонних звуков, анимационных картинок отвлекает слушателей и мешает им удерживать внимание на основном содержании выступления.

Желаем успехов!

Научно-методический отдел ТМК



Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области

«Тюменский медицинский колледж»

(ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»)

_____________________________________________________

Памятка студенту

«Как правильно написать и прочесть защитное слово"


Как написать  защитное слово

Из-за страха и неумения выступать с докладом перед  аудиторией можно завалить даже идеально составленную накануне презентацию. Психологи утверждают, что большинство людей боится публичных выступлений даже сильнее, чем смерти. Но безвыходных ситуаций не бывает. В этой части мы собрали ряд рекомендаций, которые, во-первых, помогут преодолеть боязнь публичного выступления, а, во-вторых, помогут избежать самых распространённых ошибок во время прочтения защитного слова.

Итак, самое сложное в написании текста защитного слова – выбрать из 40-60 страниц диплома действительно важную информацию, которая бы полностью отражала проделанную работу.

Рекомендуемый объём текста защитного слова – от 4 до 7 страниц (самый оптимальный объём – 5 страниц), шрифт Times New Roman, 14 размер, одинарный пробел. Так как во время защиты практически все выпускники нервничают, запинаются, забывают элементарные слова, а иногда просто впадают в коматозное состояние, то за 7-10 минут они всё равно не успеют прочесть больше.

Желательно, чтобы доклад начинался стандартным обращением: «Уважаемый председатель государственной аттестационной комиссии, уважаемые члены комиссии и все присутствующие! Тема нашей выпускной квалификационной работы…». Но прежде чем произнести эту фразу, убедитесь, присутствует ли председатель комиссии. Далее идёт название дипломной работы.

Какую информацию из работы стоит включать в защитное слово?

  • актуальность или научный интерес темы исследования;
  • объект и предмет исследования в дипломной работе;
  • цель работы;
  • задачи, которые нужно решить, чтобы достигнуть поставленной цели;
  • общая структура дипломной работы, обусловленная указанными задачами (сколько и какие главы);
  • методологическая база исследования (какие методы применялись в работе);
  • практический материал (указать точное количество исследуемых единиц, источник(и), критерии отбора, способ отбора практического материала, причины выбора данного материала).

Как правило, эта информация может быть взята из введения работы. Нужно постараться уложить это всё в 1,5-2 страницы текста защитного слова. Эта информация является главной, поэтому все эти пункты должны быть максимально чётко сформулированы.

Далее можно коротко описать (1-1,5 страницы) структуру всей работы, попутно представляя результаты теоретического исследования:

  • что было сделано в первой главе дипломной работы. Здесь можно (но не всегда обязательно) привести название главы;
  • выводы, сделанные по первой главе;
  • что было сделано во второй главе и соответствующие выводы.

Далее идёт информация (2-3 страницы) о ходе проведения практического исследования и результатах, полученных в итоге. Обращаем ваше внимание, что членам государственной комиссии, да и всем присутствующим гораздо интереснее услышать именно эту часть доклада. Поэтому она должна быть наиболее объёмной, информационно насыщенной и интересной. Описывая ход практического исследования, можно отразить следующие моменты:

  • цель проведения практического исследования;
  • этапы практического исследования;
  • результаты практического исследования на каждом этапе;
  • примеры;
  • выводы по результатам проведённого практического исследования.

По ходу доклада необходимо ссылаться на рисунки, графики, схемы, таблицы и т. д., которые располагаются на слайдах презентации.

В завершение не забудьте поблагодарить всех присутствующих за внимание. В данном случае вполне уместными будут следующие фразы: «Доклад окончен. Спасибо за внимание».

        В ходе написания текста защитного слова необходимо учитывать ряд существенных моментов.

  • Лучше не писать то, чего не можешь объяснить. Поэтому каждое слово в тексте защитного слова должно быть критически проверено. Если не запоминается какое-то особо сложное определение лучше выписать его на отдельный лист и выделить жирным шрифтом, чтобы в нужный момент было легко его обнаружить.
  • Вводите только те обозначения и понятия, без которых понимание основных идей доклада невозможно. Любое обозначение должно быть объяснено до его первого использования.
  • В тексте защитного слова не должно быть «лишних» фраз и слов. Каждое написанное слово должно подчиняться логике доклада. Каждая фраза должна логично вытекать из предыдущей и подводить к последующей.
  • В самом начале постарайтесь заинтриговать членов комиссии. Укажите на оригинальность выбранной темы, практического материала исследования, на внушительный объём выборки и т. д. Такой ход позволить удерживать интерес аудитории до конца выступления.

Как правильно прочесть защитное слово

        Ниже приводится ряд советов, которые помогут вам представить уже написанный текст доклада в выгодном свете.

Итак, что нужно сделать, чтобы ваше защитное слово «зазвучало»?

  • Первый вопрос, который часто задают студенты - читать или не читать? Конечно же идеальное выступление – это выступление «без бумажки». Если у вас уже есть за плечами богатый опыт публичных выступлений, и вы чувствуете себя на публике как рыба в воде, тогда можете выучить доклад и произнести его свободно без шпаргалки. Всем остальным ответ – конечно же читать.
  • За несколько дней до выступления советуем вам прочитать дома доклад вслух перед зеркалом с секундомером. Скорее всего, с первого раза вам не удастся уложиться в отведённые 7-10 минут. Нужно тренироваться! Попросите своих родственников, друзей или знакомых послушать ваше чтение. Это поможет вам справиться с волнением и, заодно, точно рассчитать время выступления, скоординировать его с презентацией. Обязательно уложитесь в отведённое время. Не превышайте его! В противном случае вас прервут, и общее впечатление от защиты будет испорчено. Учтите, что в домашних условиях доклад читается быстрее, чем в день защиты перед аудиторией, поэтому оставляйте себе про запас 1 – 2 минуты.
  • Текст доклада и текст на слайдах должен быть коррелирован, но не одинаков. Каждой фразе на слайде должно соответствовать некоторое количество связанных предложений. Эти предложения нужно тщательно продумать и включить в текст защитного слова. Не надейтесь на экспромт. Самый хороший экспромт – домашняя заготовка.
  • Ни в коем случае не «бубните себе под нос» монотонным голосом текст доклада. Вспомните, что русский язык богат различными интонационными рисунками, которые нужно умело использовать во время чтения. Скорость доклада должна быть средней, не слишком медленной. Ваш голос и интонация должны заинтересовать аудиторию, а не усыпить. Не забывайте делать паузы, обращаться к аудитории, когда необходимо. Громкость должна быть тоже умеренной. Не заставляйте членов комиссии прислушиваться к вам, но и кричать тоже не следует - не на митинге.

В завершение хочется напомнить, что примерно 60% успеха выпускной квалификационной работы зависит от качества презентации и защитного слова. Поэтому эти два вида работы требуют очень серьёзной и тщательной подготовки.

Удачи!

Научно-методический отдел ТМК