Подготовка к экзаменам

Ерхова Татьяна Андреевна

Полезные ссылки для подготовки к экзамену:

http://ege.sdamgia.ru    Решу ЕГЭ  - образовательный портал
Каталоги прототипов экзаменационных заданий с решениями, система тестов-тренажеров для подготовки к экзаменам. Учитель может сгенерировать тесты самостоятельно и оценивать результаты учеников.
 
https://oge.sdamgia.ru    Решу ОГЭ - обучающая система Дмитрия Гущина
Тысячи заданий с решениями для подготовки к ОГЭ−2017 по всем предметам. Система тестов для подготовки и самоподготовки к ОГЭ.
 
http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege    Открытый банк заданий ЕГЭ
Задания ЕГЭ по различным предметам. Нормативно-правовые документы. Демоверсии, спецификации, кодификаторы.
 
http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge    Открытый банк заданий ОГЭ
Задания ОГЭ по различным предметам. Нормативно-правовые документы. Демоверсии, спецификации, кодификаторы.
 
http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2015/04/153_23.htmlОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОГ КРЮКОВОЙ М.А. В ПОМОЩЬ УЧЕНИКУ И УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ И ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,тесты, тексты, понятия,упражнения, аргументы и др.
 
 
http://ege.edu.ru/ru/index.php (есть тестирование)
 
http://5-ege.ru/predlozheniya-s-prichastnym-oborotom (много практических материалов)
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 Наш внутренний мир – это хрупкий мир. Любые впечатления от увиденного или услышанного могут оставить след в душе. Я с ужасом смотрю на сегодняшние события,  происходящие в мире. Меня поражает то, что в мирное время не утихают выстрелы, гремят взрывы, погибают дети. Я считаю, что люди, которые берут в руки оружие в мирное время, бесчеловечны, жестоки, лишены моральных принципов. Их действия разрушают материальные, культурные и, самое главное, духовные ценности. Я могу только сопереживать и сочувствовать тем, кто пострадал от подобной жестокости.

1) Внутренний мир – это мир, в котором таится что-то сокровенное, личное. Например, у меня есть друг, застенчивый, скромный, который вел личный дневник. В него он записывал свои мысли, переживания. Однажды его мама прочитала информацию из дневника. Этот поступок обидел, опечалил моего друга, ведь дневниковые записи – это часть внутреннего мира, в которую не стоит вторгаться

.

Выбор – главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных. Человек часто оказывается в ситуации выбора: профессии, института, любимого человека и друзей, мировоззрения… Ему приходится отдавать предпочтение одним ценностям и нормам, отвергая другие.

2) Спросите у любого человека: как он выбирал свою будущую профессию? Вряд ли кто-то внятно сможет обосновать свой выбор. Скорее всего, вы услышите, что так получилось, что родители посоветовали, что папа был военным, и я пошел по его стопам, что с другом за компанию и т. д. Другими словами, для большинства выбор профессии необдуманный, зачастую, спонтанный шаг.Выбор профессии должен быть планомерным, детально обдуманным. Согласитесь, что, выбирая дело, на ближайшее будущее, а может быть и на всю жизнь, не стоит торопиться. (про свою профессию).

2) Очерк, посвящённый русскому поэту И. Д. Рождественскому, В. Астафьев назвал «Учитель». Он считал Игнатия Дмитриевича своим наставником, сыгравшим решающую роль в его выборе профессии. Преподаватель русского языка и литературы привил будущему писателю любовь к чтению, уважение к слову, жажду творчества. Известный рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро» вырос из его школьного сочинения о летних каникулах, высоко оценённого учителем.

2) Главный герой рассказа В. Железникова «Космонавт» определился в выборе будущей профессии: он решил стать пилотом космического корабля. Княжин серьёзно готовится: внимателен на уроках, посещает всевозможные кружки. Выявленная близорукость чуть не убила мечту мальчика, но учитель подсказал, что полететь в космос можно инженером или врачом. Хорошо, когда у человека ясная цель в жизни!

Нравственный выбор - это осознанно принятое человеком решение, выбор между любовью и ненавистью, доверием и недоверием, совестью и бесчестием, верностью и предательством, долгом и совестью, между личным убеждением и общественным мнением, между добром и злом. Он зависит от степени человеческой нравственности. Человек для себя решает, готов ли он пожертвовать комфортом удовольствием ради другого человека.

2) В повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» нравственный выбор героя приводит к гибели любящей его девушки. Эраст безрассудно влюбляется в Лизу, не думая о том, что она человек не его круга. Однако герой не выдерживает испытания любовью: он проигрывает в карты все свое состояние и, чтобы поправить дела, женится на богатой вдове.

2) Герой рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» выбирает обман. Отдав собранную землянику на общее «съедение», он набил туесок травой, только сверху прикрыл её ягодой. С этим туеском бабушка поехала в город на базар и невольно обманула покупательницу. Этот выбор приносит Вите страдания: ему стыдно перед бабушкой, перед односельчанами.

2) "Евгений Онегин". Признание Онегина в любви, стало для Татьяны, по - прежнему любившей его, испытанием . И она совершила свой нравственный выбор- осталсь верна мужу.

Доброта- это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.

2) Только став взрослым, главный герой повести В. Распутина «Уроки французского» понимает, что учительница иностранного языка учила его не только своему предмету, но и преподала ему уроки доброты. Понимая, что её ученик голодает, Лидия Михайловна прислала мальчику посылку якобы от его матери, а потом стала играть с ним в «пристенок», чтобы на выигранные деньги он мог покупать кружку молока.

2) Герой В.П. Астафьева обманул бабушку, набив туесок травой вместо земляники. На вырученные от продажи ягоды деньги Катерина Петровна обещала купить ему пряник конём. На базаре городская дама обнаружила обман. Витя страдал от стыда, плакал. А бабушка все равно купила ему пряник, потому что любила его и простила. Она преподнесла внуку настоящий урок доброты.

Драгоценные книги- это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, становятся путеводной звездой, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности, формируют мировоззрение, определяют идеалы.

2) Для меня драгоценными книгами являются книги детства, например, сказки А. С. Пушкина. Они научили меня доброте, дружбе, преданности. Эти произведения не только расширили мои представления об окружающем мире, но и во многом определили мои идеалы. 

2) Книги- мои друзья. Хорошая книга никогда не обидит, а наоборот, поддержит, развеселит, заставит задуматься. Книга может не только дать пищу для размышлений: есть книги, для общения с Богом, есть для вдохновения, есть для развлечения.

2) Среди прочитанных мною за последнее время книг я как наиболее яркую отметил бы трилогию М. Горького “Детство”, “В людях” и “Мои университеты”. Меня глубоко взволновала история детства Алеши Пешкова, мальчика, прошедшего через столько испытаний. Большое значение в жизни Алеши имели книги. Они помогли ему познать красоту и огромность мира. Я считаю, что у героя Горького можно учиться, как надо читать книги. Алеша сам научился отличать хорошую книгу от плохой повторным прочтением.

Дружба - это близкие отношения двух людей, основанные на общности интересов, привязанности друзей. Настоящая дружба не знает ни зависти, ни подлости, ни предательства, но она знает, что такое взаимопонимание, прощение, верность.

2) Дружбу следует отличать от приятельства. Они внешне сходны, а по существу резко отличаются друг от друга. Приятели, добрые знакомые - это чаще всего люди, связанные общностью места и времени. Есть приятели в школе, в доме, соседи на даче. Но родство душ здесь не обязательно. Глубоко и прозорливо описал А.С. Пушкин приятельство и видимость дружбы Онегина с Ленским. Друзья от делать нечего - это не настоящие друзья. И мы знаем, чем кончилась видимость дружбы между Онегиными Ленским.

2) Я думаю, во имя дружбы иногда нужно попытаться простить. На свете нет идеальных людей, и каждый из нас может оступиться, совершить ошибку. Моя лучшая подруга (друг) когда-то очень сильно меня обидела. Мне долго не удавалось простить её (его). Но, поняв, как она (он) страдает от угрызений совести, поставив себя на её (его) место, я решил(а) забыть обиду. Это один из тех моих поступков, которыми я горжусь. Теперь наша дружба стала ещё крепче.

2) А в повести Владимира Железникова «Чучело» Лена Бессольцева прощает предателя Димку Сомова, хотя когда-то сильно пострадала из-за его подлости. Девочка отказывается мстить, поступая не только как благородный человек, но и как настоящий друг.

Жизненные ценности - это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни. Список всех жизненных ценностей огромен.В целомосновные жизненные ценности человека могут быть сгруппированы: личная жизнь и отношения, дело, бизнес или работа, собственное развитие.

2) Главный герой комедии Д.И. Фонвизина Митрофан не получил от родителей должного воспитания. Среди его жизненных ценностей отсутствуют такие, как стремление к труду и учению, почитание родителей, уважительное отношение к старшим. Слишком поздно господа Простаковы увидели «достойные плоды» своего воспитания: их сын вырос тунеядцем и паразитом, платящим родителям грубостью и неблагодарностью.

2)Жизненные ценности главного героя поэмы М. Лермонтова «Мцыри» становятся понятными нам из его исповеди. Он отвергает жизнь в кротости и смирении, тишине и покое. Юноша с пламенным сердцем тоскует по человеческим страстям, мечтает о родине, о свободной жизни, полной тревог и борьбы.

2) Жизненные ценности семьи Гриневых из повести А. Пушкина «Капитанская дочка» – доброта, честность, любовь и милосердие. Андрей Петрович Гринев является примером для сына. Он не терпит праздности, гордится тем, что никто в его роду не поступился своей совестью, и наставляет сына, отправляя его на службу: «…Береги платье снову, а честь смолоду». Петруша Гринев хорошо усвоил урок отца, нигде не отступает от чести помалодушию или по страху.

Материнская любовь - это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от  опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка. Это любовь и к другим детям. Это объясняется тем, что материнское сердце как бездонная чаша нежности, заботы, внимания, в которой есть место для любви ко всем детям.

2) В литературе есть немало примеров слепой материнской любви.  Единственной отрадой и надеждой госпожи Простаковой в комедии Д. Фонвизина «Недоросль» является сын Митрофанушка. Свою любовь к нему она сравнивает с любовью собаки к щенятам. Простакова не понимает вреда чрезмерной опеки и попустительства сыну, из которого она воспитала тунеядца и паразита, и он платит ей грубостью и неблагодарностью.

2) В годы испытаний сила материнской любви воплощается в героическую стойкость и внутреннее, осознанное мужество. Героиня повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» Рита Осянина идёт на войну, потому что погиб её муж-пограничник, и теперь она должна защитить от врага и своего сына, и весь род человеческий, и всю планету.

2) Произведение Тургенева "Воробей", когда мама-воробьиха бесстрашно защищала своего малыша от собаки. С жалобным писком она пыталась отогнать пса от ее ребенка. Это истинная любовь, которая присуща всему живому. Эта любовь сильнее смерти.

2) История, которая тронула меня до глубины души: в одном из Японских городов произошло обрушение здания. Под этими руинами нашили женщину, которая со всей силы прижала к себе своего сына и прикрыла его своей спиной. Ребенок выжил, а мать погибла от многочисленных травм.

Настоящее искусство - это творческое изображение жизни в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям. У каждого человека свое понятие о настоящем искусстве. Для одних истинное искусство - это театр, для других - живопись, для третьих - кинематография. Некоторые люди не видят ничего прекрасного в том, что другие считают божеством и ставят на высшую ступень мирового искусства. Но и те и другие правы, именно поэтому и существует так много видов искусства. Каждый человек называет настоящим искусством те вещи, в которых видит то, что ему нравится.

2) Главный герой повести В. Короленко «Слепой музыкант» обретает силы в музыке. С её помощью он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам. Музыка наполнила жизнь слепого юноши смыслом и подарила подлинное счастье жить настоящей, полноценной жизнью.

2) У меня тоже есть в жизни страсть - фотография. Увлекаясь этим видом искусства, я получаю огромное удовольствие. Когда я беру в руки фотокамеру, я чувствую себя счастливой, ведь фотоискусство для меня - это не просто фиксация памятных моментов, это возможность проявить свои творческие способности и фантазию.

2) У каждого вида искусства свой материал. У писателя — слово, у скульптора — мрамор, у архитектора — камень, а у художника — краски. С помощью этих материалов мастера-творцы создают произведения искусства. Самые замечательные работы великих художников хранятся в музеях, галереях. Недавно мне удалось посетить настоящий дворец русского искусства — Третьяковскую галерею в Москве. Там моему взору открылось великое множество картин .Их краски не тускнеют со временем. Картины продолжают радовать и вдохновлять людей.

Неуверенность в себе - это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. В целом, неуверенность - очень плохая черта характера, способная стать причиной массы неприятностей Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать. Неуверенные в себе люди беспокоятся о том, что подумают о них другие, и заранее ориентированы на разочарование и недоверие. Неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение. Ему приходится подстраиваться под других людей и принимать решения, полагаясь на их советы, не принимая в учет собственную точку зрения.

2) В романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» неуверенность в себе Грушницкого вызвана зависимостью от чужого мнения. Подчинившись компании драгунского капитана, он соглашается «проучить» Печорина и вызвать его на нечестную дуэль. В результате разоблачения Грушницкий оказывается убитым.

2) В рассказе А. Чехова «Толстый и тонкий» неуверенность в себе одного из персонажей вызвана его более низким социальным положением, чем у бывшего одноклассника, с которым они случайно встретились на вокзале. Автор показывает, как радость от встречи и непосредственность общения «тонкого» сменяются благоговением и подобострастием, лишь только он услышал, что «толстый» дослужился до тайного советника.

Сила духа - это дно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды. Сила духа должна воспитываться родителями и школой с детства, потому что именно она помогает преодолевать жизненные трудности.

2) Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа «Судьба человека». Андрея Соколова отличает стойкость, терпение, чувство человеческого достоинства. Страшные испытания выпали на его долю, но сила духа помогла ему победить горе, не ожесточиться и начать жизнь сначала, усыновив сироту.

2)Ратный труд простого бойца в годы Великой Отечественной войны показал А. Твардовский в поэме «Василий Тёркин». Собирательный образ главного героя вобрал в себя распространённые черты характера русского солдата: силу духа и самоотверженность, смелость и находчивость, оптимизм и любовь к Родине. Тёркин участвовал в боях, не думая о героизме, рисковал жизнью, был ранен, терпел смертельную усталость «не ради славы, ради жизни на Земле».

2) Сильным духом человеком можно назвать Робинзона Крузо, главного героя романа Д. Дефо. Вырванный из цивилизации, оторванный от людей, он 28 лет проводит на необитаемом острове. Робинзон не теряет оптимизма: растит хлеб, изготавливает глиняные горшки, шьёт одежду, строит лодку, разводит коз и т.д. Это и помогло ему не утратить человечности и сохранить надежду на спасение.

Взаимовыручка - это оказание друг другу  помощи, поддержки  в трудной ситуации, взаимная, обоюдная помощь, поддержка, выручка в каком - либо деле. Каждый из нас может оказаться в ситуации, когда ему нужна помощь, когда он сам не может справиться со своими проблемами.   В основе взаимовыручки лежит принцип "ты - мне, я - тебе".  Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, рассчитывает на ответные действия с твоей стороны. В основе взаимовыручки может быть как собственная выгода, так и благие намерения.

2) Настоящий пример взаимовыручки продемонстрировала собака из Британии. Драма разыгралась на быстрой речке. Лодку, в которой сидели два пса, подхватило волной и понесло к опасным порогам. Животные жалобно выли, предчувствуя скорую гибель. Хозяева ничего лучше не придумали, как снять происшествие на видео. Вдруг в воду бесстрашно кинулся лабрадор, поборол течение, ухватился зубами за привязь и вытянул лодку на берег.
2)Пример спортивной взаимовыручки подарила миру Олимпиада в Сочи. Мы все прекрасно помним, как в одном из эпизодов во время лыжных гонок представитель сборной Канады выручил нашего лыжника.
Антон Гафаров повредил лыжу при падении в мужском спринте. Второе падение напрочь вывело инвентарь из строя – на ноге спортсмена болтались две палки, скреплённые какой-то прокладкой, совсем не напоминающей лыжу.
Недолго думая, на выручку нашему спринтеру пришёл один из тренеров сборной Канады, которым оказался американец Джастин Уодсворт, отдавший нашему соотечественнику запасную лыжу, предназначавшуюся канадцам. 

Счастье –это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится.

2) В повести Л. Толстого «Детство» описывается тот период жизни человека, который по праву считается самым счастливым. Беззаботная и безмятежная пора, запомнившаяся ролевыми играми: «представления сцен из Робинзона», воображаемое плавание на рыбную ловлю или охота с палкой на плече вместо ружья, а зимой – катание на «тройке лошадей». В детстве ты можешь побывать кем угодно и где хочешь, богатое воображение поможет тебе в этом.

2)«И жили они долго и счастливо», – так можно сказать о главных героях «Повести о Петре и Февронии Муромских». Для супругов, причисленных позднее к лику святых, счастье заключалось в служении Богу и людям, гармонии семейной жизни, любви и верности друг другу.2) «А счастье было так возможно…» – с горечью говорит главная героиня романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Для Татьяны Лариной счастье заключается в любви и возможности быть вместе с любимым человеком. Но несколько лет назад её избранник не захотел потерять свободу, а теперь она дорожит честью мужа и остаётся верна долгу замужней женщины.

Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу. Человечность – это то бесценное качество, которое делает нас настоящими людьми. Оно заключается, прежде всего, в умении сострадать, сочувствовать. В современном мире человечность, к сожалению, теряет актуальность. Стремясь лишь к удовлетворению собственных потребностей, многие из нас становятся чёрствыми, эгоистичными, равнодушными к чужому горю. А ведь без человечности немыслима внутренняя красота, утрата которой ведёт к духовному убожеству.

2)М. Шолохов «Судьба человека». В рассказе повествуется о трагической судьбе солдата, ко- торый во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

2) Истории знакомы трогательные примеры милосердия на войне. В литературе их тоже много. Но что делать, когда это чувство становится неуместным, и его вытесняют другие – патриотизм и ненависть к врагу? Об этом повествует произведение Кондратьева «Сашка». Русский солдат не в силах выполнить приказ командира и убить немецкого пленного. Перед ним такой же человек, как и он. Расстрелять его – спасти собственную жизнь, но поступить не по совести. Сюжет разворачивается таким образом, что Сашке не приходится совершать преступление ни против Родины, ни против своей совести. Но читатель ни минуты не сомневается, как именно поступил бы герой повести Кондратьева, если бы советский офицер не изменил своего решения.

2) Главная героиня повести Железнякова «Чучело» – изгой среди своих сверстников. Пострадала она в результате предательства своего друга.

Несмотря на этот неблаговидный поступок и жестокость своих одноклассников, сердце девочки не ожесточилось. Она не потеряла самообладания и оказалась выше мести и других низменных человеческих чувств.

Самовоспитание – это сознательное отношение к собственной жизни, своим мыслям и планам и прежде всего - к собственным действиям.
Большинство великих людей добивались побед и славы, работая над собой, побеждая свои недостатки и развивая лучшие качества. Во все времена и эпохи была актуальной проблема нравственного самосовершенствования. еятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

2) Серьезно занимался самовоспитанием А. П. Чехов. В одном из писем своей супруге - О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович писал: «Ты... завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр. и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает...»

2) Л. Н. Толстой в юношеском возрасте заводит дневник, отмечает в нем свои недостатки, составляет планы самовоспитания и самообразования на различные сроки, описывает ход работы над собой, анализирует ошибки; намечает новые, общие и частные планы самовоспитания.

2) Живший две тысячи лет назад Демосфен был невероятно застенчивым и косноязычным. Его речь понимали с трудом. В результате долгих и упорных упражнений он стал величайшим оратором Греции.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение 15.3 . Готовимся к ОГЭ по русскому языку

Слайд 2

Задание 15.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему : «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 3

Задание 15.3. Критерии оценивания

Слайд 4

Задание 15.3. Критерии оценивания

Слайд 5

Это важно! В формулировке задания 15.3. предлагает привести один пример-аргумент из текста, а второй – из опыта. Однако в критерии С 3 К2 указано, что максимальный балл – 3 – выставляется также за два примера-аргумента из прочитанного текста.

Слайд 6

15.3. Композиция сочинения

Слайд 7

Способы толкования значения слова 1 – объяснение путём описания существенных признаков предмета: Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. 2 – описание значения путём указания на важные признаки предмета (действия, явления), его целевое назначение, особенности его употребления (описательный способ): Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. 3 – объяснение путём перечисления слов-синонимов или синонимичных сочетаний: Гуманность – человеколюбие, отзывчивость. 4 – объяснение нового слова путём отсылки к известному слову (часто к однокоренному): Благородство – см. благородный. Благородный – высоконравственный, самоотверженно честный, открытый.

Слайд 8

Способы толкования значения слова 1. Перечисление основных признаков, составляющих понятие. Доброта – это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 2. Перечисление синонимов. Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность. 3.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие. Человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости.

Слайд 9

Вступление. Толкование значения слова Слово «человечность» обозначает одно из важнейших качеств человека: стремление помочь тому, кто оказался в беде, не обижать окружающих словом или делом, уважать человеческое достоинство.

Слайд 10

Комментарий Я считаю, что в наше время это одно из самых важных слов: люди часто думают только о себе, о своей выгоде, забывая о том, что окружающие нуждаются в доброте и заботе. Каждый хочет, чтобы в нем видели и уважали человека.

Слайд 11

Логический переход. Пример из текста В тексте А.И. Куприна можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Доктор Пирогов совершил человечный поступок, когда помог семье Мерцаловых , оказавшейся на грани нищеты, причём сделал это очень тактично, не обидев бедняков высокомерием. Не случайно рассказ назван «Чудесный доктор». Герой совершает чудо человечности, спасая людей своей заботой.

Слайд 12

Логический переход. Пример из опыта Проявления человечности мы часто встречаем и в повседневной жизни. Например, не так давно мои родители перечисляли деньги для беженцев из Украины, потому что хотели помочь людям, оказавшимся в страшной беде.

Слайд 13

Вывод Таким образом, «человечность» - это одно из тех слов, которые учат нас уважать людей, помогать им. Проявляя человечность, каждый из нас становится чище и лучше - становится настоящим Человеком.

Слайд 14

Сочинение 1 по тексту П.Васильева « Уродина » Я думаю, красота − это люди, природа, произведения искусства. Вокруг нас много красивых вещей. В тексте П.Васильева описывается случай с мальчиком, который хотел помочь больной бабушке, а её внучка даже не заметила, что бабушка больна. В моей жизни тоже был такой случай: один мой знакомый очень спешил на футбол и даже не заметил, что его дедушке требуется помощь, поэтому его увезли в больницу. Это был некрасивый поступок. Таким образом автор призывает нас быть внимательным к людям.

Слайд 15

Оценивание сочинения

Слайд 16

Сочинение 2 по тексту П.Васильева « Уродина » Красота – это различные признаки, свойства предмета или человека, которые заставляет нас восхищаться. Например, в тексте Павла Васильева девушка «редкой красоты» оказывается чёрствым, равнодушным, эгоистичным человеком. Для неё удивительно даже то, что мальчик «старался» не для себя, а для других. Думаю, слово « уродина » в предложении 35 очень точно характеризует именно героиню рассказа. Подлинное восхищение вызывает душевная красота, отзывчивость мальчика, который спешит к телефону-автомату, чтобы вызвать скорую помощь, помочь пожилой женщине. Действительно, именно добрые дела говорят о подлинной красоте. Таким образом, красота человека – это не то лько яркая внешность, но и добрая душа, человечные поступки.

Слайд 17

Оценивание сочинения

Слайд 18

Сочинение 3 по тексту П.Васильева « Уродина » Красота – это очень сложное понятие. Люди испокон веков восхищались красотой природы, гармонией человеческого тела. Попробуем разобраться, в чём заключается подлинная красота человека. Мне кажется, ответ прост: это внутренняя гармония, чистая совесть, стремление делать добро людям. Таким образом, привлекательная внешность далеко не всегда признак истинной красоты. Ведь человек с лицом и фигурой голливудской звезды может оказаться чёрствым, бездушным и даже жестоким.

Слайд 19

Сочинение 3 по тексту П.Васильева « Уродина » Именно такой пример мы находим в рассказе П. Васильева: девушка «редкой, бросающейся в глаза красоты» бесцеремонно ведёт себя в очереди у телефона-автомата, оказывается настолько бездушной, что даже не замечает болезни родной бабушки. Сам автор в названии рассказа (« Уродина ») даёт безжалостную оценку героине. Примеры подлинной душевной красоты можно найти в русской литературе. Вспомним Татьяну Ларину - героиню «Евгения Онегина» А.С. Пушкина. В ней не было ни светского жеманства, ни напускной скромности. В отличие от многих светских красавиц, Татьяна привлекательна не «внешней прелестью», а своим богатым душевным миром. Не случайно на многие годы благодаря таланту Пушкина образ этой девушки стал эталоном красоты. Итак, истинная красота человека в его душе, в делах и поступках

Слайд 20

Оценивание сочинения

Слайд 21

ИСТОЧНИКИ Нарушевич А.Г. Интерпретируем, анализируем, аргументируем. Пишем сочинение на лингвистическую тему // Русский язык в школе. 2013. № 12