Мои открытые уроки и презентации

Кузютчева Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

6 класс   Русский язык.

 

                                                                     

                 Учитель: Кузютчева Е.В.

Мошковская коррекционная школа-интернат 8 вида

 

 

Тема урока:    Именительный и винительный падеж имён существительных 1 склонения.

 

Цели урока:    1) Учить детей распознавать сущ. И.и В.падежей; умение  

                          анализировать.

                         2) Воспитывать бережное отношение к природе.

                         3) Развивать творческие способности; прививать навыки

                            самостоятельной работы.

 

Задачи: - коррекция недостатков психофизического развития учеников,

                       их  познавательных возможностей и интересов.

 

Оборудование:  карта путешествия, плакаты, индивидуальные карточки,    картинки, учебник, мультимедийный проектор, компьютер.

 

Ход урока:  

 

1.Организационный момент.

 

2.Сообщение темы урока:      Презентация. 

 

Сегодня у нас необычный урок, урок – путешествие. Мы отправляемся в путешествие по стране Имени Существительного.  (слайд №1)                      Перед вами карта путешествия. ( Слайд № 2)

 

 

 

Но для того, чтобы отправиться в путешествие, нам нужен поезд. Сейчас мы поработаем составителями поездов. Для этого повторим домашнее задание и назовём все признаки имени существительного.

 

3.Проверка домашнего задания:  ( Слайд №3)

 

- Что обозначает имя существительное?

 

 Предмет.

 

 

На какие вопросы отвечает?

 

Кто? Что?

 

 

Как изменяется имя существительное?

 

По падежам

 

 

  Сколько  падежей у имени существительного?

6 падежей

 

 

 Сколько склонений имеет имя существительное?

 

 

1с., 2с., 3с.

 

                             

                           

Итак, наш поезд готов.      ( Презентация – слайд №12.)

 

 Но для того, чтобы он мог прийти в движение, нужно выполнить следующее задание.

 

Работа с пословицей. ( Слайд № 4)

 

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

- Прочитать вслух.

- Как вы её понимаете?

- Назовите сущ.?

- К сущ. дружбу поставьте вопрос и определите падеж ( Что?  В.п. –у-.)

- Как вы определили?                                                          ( по окончанию)  

 

   ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ!

 

5.Словарная работа   ( дети поднимают буквы, которые надо вставить)                      ( Слайд№ 5)

 

  в…гон, д…рога, расст…яние

- Какого рода эти слова?  ( м.р., ж.р., ср.р.)

 

ВОТ ТЕПЕРЬ МЫ ОТПРАВЛЯЕМСЯ В ПУТЬ! НО ПЕРЕД НАМИ РЕКА И МЫ НЕ МОЖЕМ Ч/З НЕЁ ПРОЙТИ. НАДО ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ.

 

6.Дифференцированная работа. ( Слайд № 6)

 

   На доске записано  предложение, ребята списывают  и выполняют задание по карточкам.

 

  Через реку протянут мост.

 

3гр.- подчеркнуть главные и второстепенные члены.

2гр.- подчеркнуть главные и второстепенные члены, определить падеж сущест.

1гр.- подчеркнуть главные и второстепенные члены, определить род, число и падеж сущест.

 

7.Повторение пройденного материала Слайд № 7

 

   Итак, мы подъезжаем к городу Дружный. Он нам приготовил задание.

 

2 человека у доски:  первый разбирает слово по составу ( поход, соринка, соседушка)

                                    второй склоняет сущест. -         Сосна

Остальные ученики ( запись под диктовку)

 

Листья покрыли землю цветным ковром.

- Какими членами предложения являются сущ. в И. и В.п.?  ( подлежащее и второст чл предл.)

 

8. Определить склонение сущест. ( Слайд № 8)

 

   Сейчас, вы будете отгадывать загадки, а отгадки распределять по склонениям.

     1с.                            2с.                                            3с.

Корова                                                                         лошадь

Лисица                         заяц                                        

                                       ёж                                            ель

 

9.Решение проблемной ситуации: ( Слайд №9)

 

Ребята, а вот в город Веселинкино мы не можем въехать, пока не решим проблемную ситуацию.

 

Птенец выпал из гнезда.

Как ты поступишь?

 

 

 

Почему вы выбрали такой ответ?       (3 варианта ответа)

 

Молодцы! А теперь можно и отдохнуть!

 

10.ФИЗМИНУТКА.

 

     Мы шагаем, мы шагаем,

     Руки выше поднимаем.

     Вдруг мы видим из куста

     Птенчик выпал из гнезда.

     Птенца в руки не берём,

     Тихо мимо всё идём.

 

11. Самостоятельная работа с текстом   (карточки)

 

Сейчас мы подъезжаем к городу Словознайкино. Здесь нам нужно сойти с поезда и отправиться в разведку.

 

- Запишем текст и найдём в нём сущ. 1скл. в В.п., выделим окончания.

 

             Дедушка читал газету.

           Переходи улицу только на зелёный свет.

           Прозрачный лёд сковал землю.

            Ученик рассказывал басню.

           Стал он кликать золотую рыбку.

 

 

12.Творческая работа. ( Слайд № 10)

 

Сейчас у нас поздняя осень. А вот давайте вспомним раннюю осень, когда ещё не было снега и расскажем о ней жителям города Фантазёрск, т.к. они ничего о ней не знают. Будем фантазировать.

Вы по плану должны дать характеристику слову ОСЕНЬ по нескольким признакам.

 

1.Цвет

2.Вкус.

3.Запах.

4.Внешность.

5.Звук.

 

Осень – это разноцветное покрывало.

Осень – это вкус овощей и фруктов.

Осень – это запах цветов.

Осень – это царица леса, грибов и ягод.

Осень – это шорох опавших листьев.

  

             Проведение теста для самопроверки. 

 

13. Итог урока.

 

Страна Имени Существительного хочет знать, чему вы научились во время путешествия.

Возьмите в руки карточки, выполните задания и заполните таблицу. ( Слайд № 11)

 

                         ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТА. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Областной центр информационных технологий

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. 
Сайт сделан по технологии
"Конструктор школьных сайтов".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                                Министерство Просвещения РФ

               Районное муниципальное образовательное учреждение

Мошковская специальная ( коррекционная) школа-интернат для детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

р.п.Мошково,  Мошковский район, Новосибирская область

               Открытое занятие

            по русскому языку

        « Музей русского языка»

                  Выполнила учитель русского языка

                       и литературы I квалификационной

                       категории

                       Кузютчева Елена Владимировна

                    

                         2011 год

                                     Сценарий праздника русского языка

«Музей русского языка»

Цель: привлечь внимание учащихся к русскому языку, расширять кругозор, развивать умение работать с информационными источниками.

Предварительная работа:

  • старшие классы (7 – 9) готовится к выступлению, собирают информацию по тем залам, в которых они будут экскурсоводами;
  • 6 класс готовит сценку «В королевстве пунктуации»
  • Несколько учеников 5 класса учат стихотворение Г. Граубина «Ленительный  падеж»
  • ученики 8 класса готовят  сценку «Иностранные слова»

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование
  • Атрибуты к сценке

Ход праздника:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, мы открываем Музей русского языка.     ( слайд №1)

Что такое музей?    ( ответы детей)

Залы музея хранят уникальные экспонаты. Как вы думаете, какие?

- Не тратя времени, я приглашаю вас на экскурсию. А сами ребята будут сегодня экскурсоводами. И вот перед нами первый зал.

Каждый класс сам представляет свой зал и проводит в нем экскурсию!!!

Выступление 7 «а»  класса

 Зал истории письменности.

- Приглашаем Вас  в зал «Истории письменности».

- Человеку всегда было интересно знать, как жили его предки, чем занимались, с кем дружили, с кем воевали. А, как это можно узнать? (Спрашивают у зрителей)  Конечно же, из книг. Средством, рассказывающим о прошлом, стало письмо. А родилось письмо не сразу. Выделяют три этапа развития письма:

Часто первобытные люди хотели передать сведения о важных событиях в рисунках. Они делали рисунки на камне.

Такое письмо рисунками – называется пиктографией. ( слайд №3)

 Попробуйте расшифровать вот это письмо (обращаются к зрителям)

( расшифровка знаков на доске)

Затем появились иероглифы.  ( слайд № 4)

 Иероглифами пользуются в Китае и Японии. В Китае выпустили словарь, в котором 20 миллионов иероглифов и все их надо запомнить!

          Третий этап развития письменности – звуко-буквенный   ( слайд№ 5)

Когда каждый звук обозначается буквой. Алфавитному письму почти 3000 лет. А что такое алфавит? Посмотрите на таблицу. На ней 33 буквы, но алфавит ли это? Почему? (Потому что алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке, а здесь буквы стоят не по порядку) Знаете ли вы алфавит? Отвечайте, только быстро – какое слово стоит в словаре раньше: понедельник или вторник? Математика или литература? Осень или зима?

- Большое спасибо за экскурсию, а мы отправляемся в следующий зал.

Выступление 7 «б» класса

Зал пунктуации

  • Мы рады приветствовать вас в зале пунктуации!     ( слайд № 6)
  • Прежде чем мы начнем экскурсию по залу отгадайте загадку:

Эко диво: поглядишь - чистёхонько, поглядишь - гладёхонько, а станешь читать - везде задевается      ( на доске)

  • Правильно, это знаки препинания. Какие знаки препинания вы знаете?

(ответы зала)

-     Сейчас мы проверим, хорошо ли вам знакомы знаки препинания.

Загадки

        У ребят в руках перевернутые таблички со знаками препинания. После отгадывания загадки они показывают свою табличку.

Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца!  (!)

Ляжет палочкой на строчку: - Проходите по мосточку…  (-)

Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом. (?)

Словам раскрывают объятья: - Ждем в гости вас, милые братья! ( )

Выйдет на дорожку, всем подставит ножку. (,)

Загораживает путь, предлагает отдохнуть. (.)

  • Со знаками препинания связано очень много историй. Вот одна из них. Один цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл поставить, где нужно, знаки препинания. Когда посетители заметили это, они сообщили цирюльнику. «Я сам все исправлю!»  - заявил парикмахер и действительно, запятые были поставлены. Утром люди прочитали: «Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы моют».

  • Как вы думаете, пришли посетители к цирюльнику?

  • Иногда,  постановка одной запятой, может стоить человеку жизни. Об этом расскажут ученики 6 класса. Сценка «В королевстве пунктуации»

Придворный. Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Королева. Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться. (Входит Федя).

Федя. Какие деревья странные. А там, кажется, кто-то сидит. Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева. (Поправляет корону) Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя. Федя.

Королева. Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь – жив будешь, неправильно – умрешь.

Федя. Давайте ваше предложение и запятую. Вот так: Казнить, нельзя помиловать.   ( ставит запятую)

Королева. Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

Федя. Ой, подождите, подумать – то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

Королева. Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.

Федя. Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Королева. Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя. Не надо. Мне домой, если можно.

Королева. Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении: Не надо мне домой если можно?

Федя (ставит запятые). Не надо, мне домой, если  можно.

Королева. Ну, теперь ясно. Беги, Федя. (Федя уходит).

- Посмотрите, как быстро летит время. Мы и не заметили, как подошли к залу частей речи.

Выступление 7 класса

Зал частей речи

  • Мы рады пригласить вас в зал частей речи.

  • Наша речь состоит из множества слов. Словами обозначено всё, что есть на свете: предметы, действия или признаки. А иногда за словом можно увидеть целую картину.

  • Произнесите слово «темнота», и сразу вам представится опускающийся на землю вечер и звезды на небе.

  • Все слова в русском языке объединены в большие группы, которые называются части речи. Какие части речи вы знаете? ( слайд № 7)

(ведущий обращается к залу, выслушивает ответы)

(работа со слайдом)

- Великий писатель М.Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку.

Но чтобы хорошо владеть этим инструментом, всему надо учиться. А вот мальчик из стихотворения Г. Граубина «Ленительный падеж» думал иначе.

(ученики 5 класса читают стихотворение.

По мере чтения, на экране появляются названия падежей)

Спросили Лежебокина:

– А ну-ка, расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Из-за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

– В том не моя вина.

Пусть им, сперва, ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более

Творить

Я не хочу.

Такой падеж, как Дательный,

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходиться выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит.

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

– Да, переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам бы смог ты новые

Придумать имена?

– Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный

И, наконец, Простительный!

  • Ребята, а вы знаете падежи, а каких падежей мальчик не назвал?

(слайд № 8)

-  Спасибо, что посетили   наш зал частей речи и показали хорошие знания. Нам было очень приятно!

- Следующий зал, который мы посетим называется «Зал современного русского языка»    ( слайд № 9)

- Этот зал расскажет о современной речи молодежи, а точнее о нарушении ее содержательности и чистоты. А чтобы вам, ребята, было все понятно, я приглашаю заглянуть в одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника…

Сценка «Иностранные слова»

Навстречу друг другу выходят Саша и Вова

Саша: Привет, Вова!

Вова (небрежно). Салют, дерево!

Саша (недоуменно). Ой, где дерево?

Вова (объясняет). Это же ты, кореш.

Саша. Я не корень, я парень… Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?

Вова. Отпад!

Саша. Что???

Вова. Ну, ништяк!

Саша. Ой, а что это?

Вова. Это значит, что прикид у нее клевый!

Саша. Что она прикидывает и кого клюет?

Вова. Ну, убойная чувиха.

Саша (испуганно). Она кого-то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!

Вова (мечтательно) Не! В смысле, с ней бы потусоваться.

Саша. Это что – в карты поиграть?

Вова. Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришкандыбать.

Саша (смотрит на его ботинки). Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?

Вова. Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.

Саша. Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки дает?

Вова (утомленно). Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.

Саша. Это я, наверно, ручкой испачкался.

Вова. Да не! Я говорю, когда шнурков нет в стакане, то можно у меня на хате собраться с мочалками.

Саша. С мочалками на хате? (Растерянно) Это в бане с губкой?

Вова. Ты лох, что ли?

Саша. Нет, я не оглох.

Вова (кричит). Ты не въезжаешь, что я мелю?

Саша. Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?

Вова. Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит…

Саша. Я колбасу утром ел, это верно.

Вова. Ты что – упертый?

Саша (возмущенно). Я ничего не упер, потому что не ворую.

Вова. О! (Хватается за голову) Ты меня свое тупостью просто убил.

Входит Света.

Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!

Света (удивленно). Здравствуй, Вова.

Вова. В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.

Света (пятится). Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?

Вова. Не, просто бубен у тебя симпотный.

Света (непонимающе) Кто – потный?

Вова. Нет, вообще ты классная.

Света. А из класса я давно уже ушла.

Вова. Ну, так как, в киношку слиняем?

Саша. Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит “не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”!

Света. Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берет Сашу под ручку)

Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.

Вова. Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то..

Саша. Больше не будешь так разговаривать?

Вова. Больше не буду.

- А вы, ребята, используете в своей речи такие слова?

- Ни  для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало таких, которых без переводчиков точно не поймешь. Но к сожалению, современная речь при неумелом и неаккуратном с ней обращении теряет такие качества, как содержательность, точность, логичность, выразительность и, наконец, правильность ( слайд № 10)

 Я надеюсь, что после посещения Музея русского  языка вы поняли это, и будете беречь родной язык от «иностранных слов».

Наша экскурсия подошла к концу.

А закончить нашу сегодняшнюю экскурсию хочется словами И. Бунина:

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.   ( слайд № 11)

Итог.

Выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музей русского языка Выполнила учитель русского языка МБОУ МСКШИ Кузютчева Елена Владимировна учитель I квалификационной категории

Слайд 2

ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ - привлечь внимание учащихся к русскому языку; - расширение кругозора учащихся; - развитие умение работать с информационными источниками;

Слайд 3

З АЛ « И СТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ» ПИКТОГРАФИЯ – ЭТО письмо рисунками

Слайд 4

ИЕРОГЛИФЫ Пользуются в Китае и Японии

Слайд 5

ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ ЗВУК ОБОЗНАЧАЕТСЯ БУКВОЙ АЛФАВИТ - это буквы расположенные в определённом порядке. П Б Ю А К Ш Ф Ы Т Ь С М Ъ Ё Д Л О Р В Я Ч

Слайд 6

ЗАЛ ПУНКТУАЦИИ ! . - ? : ( ) , ; «» …

Слайд 7

ЗАЛ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ МЕСТОИМЕНИЕ ( РУКИ ВЫМЫТЫ)

Слайд 8

ПАДЕЖИ ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ДАТЕЛЬНЫЙ ПРЕДЛОЖНЫЙ ВИНИТЕЛЬНЫЙ Каких падежей не назвал мальчик?

Слайд 9

«Зал современного русского языка». СЛОВА-ПАРАЗИТЫ ништяк, потусоваться, клёвый, отпад, чувак, в натуре, киношка, уши разуй, похавать.

Слайд 10

СОВРЕМЕННАЯ РЕЧЬ точная содержательная выразительная логичная ПРАВИЛЬНАЯ

Слайд 11

И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценнный – РЕЧЬ. И.БУНИН

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ!