Изучаем химию

На данной странице представлен некоторый материал в помощь школьникам и их родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Качественные реакции на катионы.

Катион

Реагент или воздействие

Внешний эффект

Краткое ионное уравнение реакции на катион

Н+

Индикаторы

Изменение цвета: универсальный индикатор и лакмус покраснеют, метиловый оранжевый—порозовеет.

Не записываем.

Na+

Пламя

Окраска пламени становится равномерно желтой.

Не записываем.

K+

Пламя

Окраска пламени становится равномерно фиолетовой.

Не записываем.

Ca2+

Окрашивает бесцветное пламя горелки в красный цвет

Ag+

Раствор с анионом Cl-

Выпадает белый творожистый осадок, не растворимый в азотной кислоте, чернеющий на свету.

Ag++Cl- = AgCl↓

NH4+

Раствор щелочи при нагревании

Запах аммиака. Влажная индикаторная бумага дает изменение как на ион ОН-

NH4++OH- = NH3↑+H2O

Cu2+

Раствор щелочи

В голубом или синем растворе соли выпадает осадок синего цвета.

Cu2++2OH- = Cu(OH)2

Ba2+

1) пламя;

 2) раствор с анионом SO42-

1) Окраска пламени становится равномерно желто-зеленой;

2) выпадает белый осадок, который в кислотах не растворяется.

1)Не записываем; 2)Ba2++SO42- = BaSO4↓

Fe2+

Красная кровяная соль K3(Fe(CN)6)

Выпадение темно-синего осадка.

K++Fe2++(Fe(CN)6)3-=

=KFe(Fe(CN)6)↓

Ca2+

Пламя

Окраска пламени становится равномерно кирпично-красной.

Не записываем.

Fe3+

1) Желтая кровяная соль K4(Fe(CN)6); 2) роданид-ион SCN-;3) раствор щелочи

1) Выпадение синего осадка; 2) кроваво-красное окрашивание раствора; 3) выпадение бурого осадка.

1)K++Fe3++(Fe(CN)64-=

=KFe(Fe(CN)6)↓

2)не записываем

3)Fe3++3OH- = Fe(OH)3

Распознавание газов

Газ

Реагент

Аналитический эффект

СО2

Са(ОН)2

Помутнение известковой воды

O2

Вспыхивание тлеющей лучинки

Н2

Лающий хлопок при поджигании

NH3

OH-, to

Посинение красной лакмусовой бумажки, малиновое окрашивание фенолфталеиновой бумажки. Появление тумана при поднесении стеклянной палочки, смоченной концентрированной HCl


Качественные реакции на анионы.

Анион

Реагент

Внешний эффект

Краткое ионное уравнение реакции на катион

ОН-

Индикаторы

Изменение цвета: универсальный индикатор и лакмус посинеют, метиловый оранжевый—пожелтеет.

Не записываем.

Cl-

Раствор с катионом Ag+

Выпадает белый творожистый осадок, не растворимый в азотной кислоте, чернеющий на свету.

Cl-+Ag+ = AgCl↓

Br-

Раствор с катионом Ag+

Выпадение светло-желтого осадка, который растворяется в азотной кислоте и темнеет на свету.

Br-+Ag+ = AgBr↓

J-

Раствор с катионом Ag+

Выпадение желтого осадка, который растворяется в азотной кислоте и темнеет на свету.

J-+Ag+ = AgJ↓

S2-

Раствор с катионом Pb2+

Выпадение черного осадка.

S2-+Pb2+ = PbS↓

SO42-

Раствор с катионом Ba2+

Выпадает белый осадок, который в кислотах не растворяется.

SO42-+Ba2+ = BaSO4

SO32-

Раствор с катионом H+

Выделяется газ, имеющий запах жженой спички.

SO32-+2H+ = H2O+SO2

CO32-

Раствор с катионом Ca2+

Выпадает белый осадок, который в кислотах растворяется с выделением газа без цвета и запаха.

CO32-+Ca2+ = CaCO3

PO43-

Раствор с катионом Ag+

Выпадение желтого осадка, который растворяется в азотной кислоте.

PO43-+3Ag+ = Ag3PO4

Качественные реакции в органической химии

Вещество

или класс веществ

Реагент

Аналитический эффект

Алканы

Горят бесцветным пламенем

Непредельные соединения (алкены, алкины, алкадиены)

Br2 (водн.)

Обесцвечивание бромной воды

KMnO4

Обесцвечивание подкисленного раствора перманганата калия

Алкины

(терминальные)

Ag2O (аммиачный р-р)

Выпадение творожистого осадка серого цвета

Спирты первичные

СuO, to

Покраснение прокаленной медной проволоки

Спирты многоатомные

Сu(OH)2

Образование раствора ярко-синего цвета

Фенол

Fe3+

Образование раствора сиренево-фиолетового цвета

Br2 (водн.)

Выпадение белого осадка

Альдегиды

Ag2O (аммиачный р-р), to

Образование налета металлического серебра на стенках сосуда – «серебряное зеркало»

Cu(OH)2, to

Выпадение кирпично-красного осадка Cu2O

Карбоновые кислоты (низшие)

СО32-

Бурное выделение газа

Анилин

Br2 (водн.)

Выпадение белого осадка

Алифатические амины

Посинение красной лакмусовой бумаги

Углеводы

(восстанавливающие)

Cu(OH)2, to

Образование раствора ярко-синего цвета, при нагревании окраска исчезает и выпадает осадок кирпично-красного цвета

Белки

Cu(OH)2, ОН-

Фиолетовая окраска раствора (биуретовая реакция)

HNO3

Появление желтой окраски (ксантопротеиновая реакция)



Предварительный просмотр:

Таблица 1

Основные классы неорганических веществ

Оксиды   /Эх Оу-2 /

Основания /Ме+n(OH)n /

Кислоты  /HxA/

Соли

Cолеобразующие

По растворимости:

По содержанию кислорода:

Средние  MexAу

Основные

Амфотерные

Кислотные

Растворимые /щелочи/

Нерастворимые

Кислородсодержащие

Бескислородные

Кислые /NaHSO4/

Ме+12О

Ме+32О3

Ме+52О5

I –A группа

LiOH

NaOH

KOH

RbOH

CsOH

II-А группа

Ca(OH)2

Sr(OH)2

Ba(OH)2

Все остальные

HNO3, H2SO4, HClO4

HCl, H2S

Основные /CuOHCl/

Ме +2О

Ме+4О2

Ме+6О3

По основности  /х/

Двойные

Исключения /ст.ок +2/:

ZnO, SnO, PbO, BeO

Ме+72О7

Х=1 одноосновные

Х=2

двухосновные

Х=3 трехосновные

Комплексные

НеметхОу

HCl , HNO3, HClO4

H2SO4, H2S, H2SO3

H3PO4

        Пример:

СrO

Cr2O3

CrO3

Несолеобразующие: 

СО, SiO, NO, N2O

Определения: Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов, и кислотного остатка.  

Основные оксиды – это оксиды металлов со степенью окисления +1,+2, которым соответствуют основания.

Амфотерные оксиды – это оксиды метало со степенью окисления +3,+4, которым соответствуют амфотерные гидроксиды.

Кислотные оксиды – это оксиды металлов состепенью окисления ≥ +5 и всех неметаллов , которым соответствуют кислоты.

Соответствие оксида и гидроксида /кислоты, основания или амфотерного гидроксида/ означает одинаковую степень окисления элемента в них.

Пример: HCl+7O4 → Сl2+7O7  /кислота→ кислотный оксид/

                Fe+3(OH)3→ Fe2+3O3 /амфотерный гидроксид → амфотерный оксид/

                Ca+2(OH)2 → Ca+2O /основание →основной оксид/

Задания для самостоятельной работы:

  1. Распределить оксиды по группам:  P2O5, SO3, Na2O. MnO2, P2O3, CaO, CO2, Fe2O3, As2O5, SrO, Cl2O7, Br2O, I2O5, SO2, Mn2O7, WO3, N2O3/

2. Составить формулы оксидов, соответствующих данным гидроксидам:

HClO3, HClO2, H2SO4, HMnO4, H2Cr2O7, Cr(OH)3, H2CO3, HNO3, H2SO3, H2TeO3, Al(OH)3, HNO2, H2SiO3, H3PO4, H3PO3, H2SeO4, Ba(OH)2.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Занимательная химия»

Цель: развитие устойчивого познавательного интереса к новому изучаемому предмету, осуществление преемственности между учащимися 8 и старших классов, реализация межпредметных связей.

Оборудование: спиртовка, пробиркодержатель, пробирки, коническая колба, плоскодонная колба, мензурка, тигельные щипцы, химические стаканы, штатив для пробирок, фарфоровая ступка с пестиком, асбестовая сетка, спички, носовой х/б платок.

Реактивы: вода, спирт, фенолфталеин, NaOH, HCl (р-р) и (конц.),H2SO4 (конц.), сульфат железа (lll), гексацианоферрат калия (lll), CoCl2*6H2O, KМnO, FeCl3, KCNS, дихромат аммония, аммиачная селитра, нашатырный спирт.

Ход вечера:

Звучит музыка, выходят 2 ведущих (учащиеся старших классов).

1 ведущий: Другого ничего в природе нет
                   Ни здесь, ни там в космических глубинах.
                   Все - от песчинок малых - до планет
                   Из элементов состоит единых.

2 ведущий: И будь ты русским, нации другой-
                   Без химии не проживешь и дня ты.
                   Да и английский каждый день с тобой
                  И в школе, и в Хинганском у пернатых.

1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

2 ведущий: Мы рады приветствовать вас на вечере «Занимательной химики».

1 ведущий: Мы будем знакомить вас с самой интересной наукой – химией. И мы уверены, что она вам понравится.

 

2 ведущий: Итак, мы начинаем…

Конкурсы.

  • О каком веществе идет речь? (отгадай загадку).

На суку сидит сова,
Выдыхает СО
2.
                   (углекислый газ).

Сапоги мои того,
Пропускают Н
2О.
                   (вода).

NaCl - его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин -
В малых дозах в блюдах нужен.
                   (поваренная соль).

Что за чудо посмотри -
Этот СаСО
3.
По доске он проезжает,
За собой след оставляет.
                   (мел).

Если нет у вас для теста
Разрыхлителя, вы вместо -
NaHCO
3
Положите в пироги.
                   (питьевая сода).

Алхимик: Людская молва преувеличивает мою славу, друзья мои, я всего лишь скромный служитель моей великой науки. Однако не будем терять времени. Какие именно вопросы интересуют вас и ваших друзей? (Обращается к ведущим).

2 ведущий: Нас интересует, что это за палочка у вас в руках?

Алхимик: О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в вино и творить множество других чудес.

1 ведущий: Так я вам и поверил!

Алхимик: Ты осмеливаешься не верить мне - доктору алхимии, которого знает весь мир?! (Обращается к своему ученику.) Сын мой, дай мне стакан воды. Смотрите! (Ставит стакан на стол, делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой. Вода в стакане становится розовой, похожей на вино).

Объяснение опыта: в стакане налита щелочь, а перед выходом алхимик смачивает палочку фенолфталеином.

2 ведущий: Да, действительно, даже вином пахнет.

Алхимик: (Забирая у него стакан, с насмешкой.) Ты, я вижу, не против его и на вкус попробовать. Нет, лучше мы сейчас приготовим из воды более подходящий для тебя напиток. (Берет у своего ученика 2 стакана, наполненных на половину прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливает жидкость из одного стакана в другой, предварительно помешав палочкой. Вода превращается в «молоко».)

Объяснение опыта: В стакане № 1 - находится раствор Na2CO3, в стакане № 2 - раствор BaCl2. При их взаимодействии выпадает осадок карбоната бария белого цвета.

Алхимик: Вот этот напиток больше подходит тебе (обращается к ведущему), чем вино, тем более что молоко - очень полезный продукт для здоровья… А теперь можно опять превратить «молоко» в воду. Ведь в жаркий день хорошо утолить жажду прохладной водой. (Подзывает своего ученика и обращается к нему). Ну-ка, покажи, как это делается. (Ученик берет третий стакан, наполненный на половину прозрачной жидкостью - HCl - выливает ее в стакан с «молоком», при этом «молоко» превращается в воду, выделяется газ).

Объяснение опыта: BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + H2O + CO2C:\Мои документы\документы\Новый (E)\211468\ris4.jpg

Алхимик: Вот видишь, получили воду, да еще и газированную!

1 ведущий: Спасибо вам большое, дорогой доктор алхимик, за показанные чудеса. Но нам бы хотелось увидеть, как с помощью волшебной палочки вы можете добыть огонь.

Алхимик: Что ж, нет ничего проще. (Обращаясь к ученику.) Принеси-ка мне что-нибудь зажечь (Приносят спиртовку. Алхимик незаметно касается палочкой смеси, состоящей из сухого KМnO4 и конц. H2SO4, а потом, делая несколько пассов над спиртовкой, касается ею фитиля - спиртовка зажигается. Можно потушить спиртовку колпачком и снова зажечь палочкой.)

2 ведущий: Вот это да! Вот это настоящее чудо! Все это просто замечательно, но нас больше всего интересует совсем другое. Мы решили побеспокоить вас, доктор, чтобы…(Его перебивает первый ведущий).

1 ведущий: Чтобы узнать, действительно ли алхимики могут делать золото. Мы читали об этом, но очень сомневаемся, что такое возможно.

Алхимик: И тем не менее, друзья, это возможно. Вы видите перед собой человека, который всю свою жизнь посвятил тайне приготовления золота. Я, доктор алхимии Магнус, потомок великого Альберта Магнуса. Я умею делать золото.

2 ведущий: Покажите нам, пожалуйста, так хочется посмотреть. Мы никому не расскажем.

Алхимик: Это совершенно невозможно, друзья мои. Тайна эта столь велика, что я могу сказать об этом только моему ученику, и то перед самой своей смертью. Правда, я могу показать вам само золото, не открывая секрета его приготовления. (Обращается к своему ученику). Принеси, друг мой, сюда сосуд с полученным мною золотом. (Ученик приносит большую колбу, в которой находятся искрящиеся кристаллы иодида свинца, полученного в ходе реакции:

Pb(NO3)2 + 2KI = PbI2C:\Мои документы\документы\Новый (E)\211468\ris5.jpg + 2KNO3

1 ведущий: Уважаемый алхимик, а можете изменить эти  цветы?

Алхимик: Конечно, но давайте сначала снимим пыль с цветов.

Волшебные цветы».

Бумажные цветы, изготовленные из белой гофрированной бумаги, заранее смачивают раствором фенолфталеина. После произнесения «волшебной фразы», их обрызгивают из пульверизатора раствором щелочи, в результате чего цветы приобретают малиновую окраску.

2 ведущий: Как здорово это у вас получается. А возможа операция без боли?

Алхимик: Операция это всегда больно, я согласен попробовать, если вы мне поможете.

«Оперируем без боли…»

Вызываем желающего из зала. «Обрабатываем» руку раствором хлорида железа (lll), проводим по руке ножом, предварительно смоченным в растворе роданида калия - «кровь» струйкой стекает по руке.

1 ведущий: Больно?

2 ведущий: Нет, ни сколько.

1 ведущий: А дым без огня бывает?

Алхимик: Конечно бывает.

2 ведущий: Я что-то не верю.

Алхимик: Попробую вам это доказать.

Дым без огня».

Взаимодействие концентрированных растворов соляной кислоты и аммиака через воздушное пространство. Смочить этими растворами две стеклянные палочки и сблизить их. Образуется дым.

2 ведущий:  И в правду бывает, просто чудеса какие-то.

1 ведущий: Если уж дым без огня бывает, то и вулкан можете на столе сделать?

Алхимик:  Это очень просто.

«Вулкан».

Дихромат аммония насыпаем конусом на асбестовую сетку и поджигаем (можно предварительно нанести 1-2 капли спирта на этот конус и именно их и поджечь, далее реакция протекает самопроизвольно).

1 ведущий: Дорогой доктор алхимии, разрешите поблагодарить вас за все интересное, что мы увидели и услышали здесь.

1 ведущий: Ребята, вам понравились чудеса доктора алхимии? Готовы для того, чтобы продолжить свое путешествие по стране Химия. Вам предстоит узнать много нового и интересного. Но, вступая на этот путь, вы должны дать клятву. Иначе никогда не познаете азы химии и не узнаете секреты этих опытов.

2 ведущий: Повторяйте за мной: мы, ученики гимназии, торжественно клянемся быть внимательными на уроках химии, строго соблюдать правила техники безопасности, всегда выполнять домашние задания и на все вопросы всегда находить ответы. Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Список использованной литературы:

  1. Л.М. Брейгер, П.В. Глинская «Предметные недели в школе: химия, физика.», издательство «Учитель», Волгоград, 2001 г.
  2. С.А. Харлакевич «Посвящение в химики»//химия в школе № 6/2002 г., стр. 76-79.