Состояние воздуха. Погода.

нина федоровна малюгина

Прикреплен файл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostoyanie_vozduha.pogoda.6kl.docx908.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока по  биологии в 6-г классе

учителя биологии Малюгиной Нины Федоровны

Дата урока: 27.05.2021 года

Тема: Повторение темы «Состояние воздуха. Погода.»

Цель: «Воздух. Свойства воздуха».

Расширение представлений о воздухе в природе и вокруг нас.

Задачи:

-образовательные:

- формирование понятия "воздух";

- знакомство со свойствами воздуха и значением воздуха для жизни;

- формирование элементарных навыков проведения несложных опытов  в соответствии с устной инструкцией .

-коррекционные:  

- коррекция и развитие наглядно-действенного мышления, внимания в процессе выполнения элементарных опытов;

- развитие мелкой моторики в ходе выполнения практической работы;

пополнение активного словаря.

-воспитательные: воспитание интереса к окружающей миру, любознательности.

Оборудование: трубочки, стаканы, вееры, резиновая груша, полиэтиленовые пакеты (апельсиновые корочки, корочка хлеба,), листы бумаги, салфетки, воздушные шарики (один - надут), кусочки сахара.

Методы урока: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративный, творческая деятельность,  репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная,  коллективная работа.

Возрастная категория: 6 класс

Вид урока: урок-игра.

Средства наглядности:

- зрительная наглядность

Оборудование:

Технологии обучения:

- игровые;

- здоровьесберегающие,

- разноуровневого и дифференцированного подхода

- вопросы репродуктивного характера;

Межпредметные связи: литература,  природоведение

Ход урока.

 1.  Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

настрой учащихся на работу, организация внимания:

проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид)

  1. Актуализация знаний

Учитель:

Мы находимся в классе. Видим много предметов вокруг себя. Назовите их. А что-то есть еще в нашей комнате? Чем она заполнена?

Загадка поможет дать ответ: 

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

Что это?   За «Невидимка»  

Это- Воздух

Учитель:    Если в ясную погоду посмотрим  вверх, то увидим голубое  небо. Голубое небо - это толстый слой воздуха.

Как называется толстый слой воздуха?

 Стр.23 учебник  ( АТМОСФЕРА)

Учитель: Атмосфера, словно голубая рубашка, она не дает Земле перегреваться. Ещё она, будто бронежилет, защищает нас от метеоритов и от губительных космических лучей. Укрывает от космического холода, словно толстое одеяло

 Воздух вокруг нас. Он прозрачный,  поэтому, кажется, что нас окружает пустота, мы его просто не видим .

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы попробуем обнаружить невидимку »Воздух», определить его свойства.

Воздух. Свойства воздуха". (Воздух вокруг нас)

Учитель:  Практическая часть.

А сейчас, ребята, мы попробуем провести опыты по обнаружению воздуха и определению его свойств.

           Для обнаружения воздуха мы проведем несколько опытов.

 Отправляемся в нашу научную лабораторию.

Но прежде, чем приступить к опытам, я познакомлю вас с правилами работы:

1. Не мешать друг другу, работать спокойно, аккуратно, внимательно.

 2. Приступать к выполнению опыта только после показа.

Опыт 1- движение воздуха.

Помахивание веером или листом бумаги (или смахивание легкой салфетки с края стола не прикасаясь).

Опыт 2 - шум выходящего воздуха.

Сжимание резиновой груши (или дуновение на край листа тонкой бумаги, в горлышко пустой бутылочки).

Опыт 3 - наличие воздуха в пустом стакане.

Погружение пустого стакана в тазик с водой - сначала вертикально, затем с наклоном.

Опыт 4 - наличие воздуха в окружающих предметах.

Погружение в воду кусочка сахара или поролоновой губки.

Опыт 5 - продувание воздуха через трубочку.

Интересно внутри людей есть воздух? Давайте проверим.

        - Возьмите трубочку, опустите её в стакан с водой и подуйте. Что происходит? (Выходят пузырьки воздуха.)

Опыт 6 - наполнение воздухом полиэтиленового пакета.

После выполнения каждого опыта делаются выводы о наличии воздуха вокруг нас.

Физкультминутка:  

Носиком дышу -  дышу свободно

                              Глубоко и тихо, как угодно.

Выполню задание:  задержу дыхание (сделать вдох)

                                    Раз, два, три, четыре.

                                   Снова  дышим- глубже, шире.

Учитель: А теперь, проведем опыты для определения свойств воздуха.

Опыт 1- воздух прозрачный.

Мы только что провели опыты, которые доказали,  что воздух везде, он окружает нас. Но несмотря на это, мы четко видим все предметы. Это означает, что воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.

Опыт 2 - воздух не имеет вкуса.

Вдыхание воздуха ртом.

Опыт 3 - воздух не имеет запаха.

Вдыхание воздуха носом. Затем для сравнения вдыхание воздуха, в котором разбрызганы духи (запахи апельсина, чеснока и т.д.).

 Вывод: чистый воздух не имеет запаха, но воздух запахи переносит.

Опыт 4 - воздух упругий.

Сравнение двух воздушных шариков - не надутого и надутого; удары об пол резинового мячика.

Опыт 5 - теплый воздух легче холодного.

Сравнение показаний температуры двух термометров, расположенных на полу и высоко на стене.

После выполнения каждого опыта делаются выводы о свойствах воздуха.

Опыт для определения значения воздуха для дыхания человека - зажимание носа и рта ладошкой.

Вывод: без воздуха можно прожить только несколько минут.

Учитель: А как человек использует эти свойства воздуха?

Стр 27 учебник.

4. Закрепление.

Учитель:   Откуда берется чистый воздух?

(Чистый воздух нам дают растения.)

Вывод: воздух прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, но может запахи переносить. Воздух необходим для жизни человека, растений и животных.

5.  Итог урока. Выставление отметок

Вот закончился урок,

Подведем сейчас итог,

Мы много сделали друзья,

Без этого никак нельзя.

- Вы хорошо потрудились –  работали активно и дружно.

6. Рефлексия

– Что вам понравилось на уроке?

- Оцените свое настроение.

Домашнее задание:  учебник  стр25-27, ответить на вопросы.

Опыт 5. (Проделывают учащиеся.)

  1. Изучение нового материала

- Давайте проверим, действительно ли в бутылке находится воздух.

        Опыт 1. (Демонстрирует учитель.)

Горлышко пластиковой бутылки опустить в банку с водой. Сжать бутылку. В воде появились пузырьки.

- Что вы увидели? (Из горлышка побежали пузырьки.) 

- Что за «невидимка» сидел в бутылке? (В бутылке находился  воздух.)

        Опыт 2. (Проделывают учащиеся.)

- Размешайте ложкой воду в стакане. Что вы заметили? (Пузырьки.) Откуда они появились? (В воде есть воздух.)

        Опыт 3. (Демонстрирует учитель.)

Бросить в банку с водой комочек земли.

- Что вы наблюдаете? Что доказывают эти пузырьки? (В почве есть воздух.)

        Опыт 4. (Проделывают учащиеся.)

- Бросьте в стакан с водой кусочек мела. Что вы увидели? (Видно, что из мела выходят пузырьки воздуха.)

- Интересно внутри людей есть воздух? Давайте проверим.

        Опыт 5. (Проделывают учащиеся.)

- Возьмите трубочку, опустите её в стакан с водой и подуйте. Что происходит? (Выходят пузырьки воздуха.)

- Мы проделали опыты и выяснили, что воздух есть в пустой бутылке, в воде, в почве, в меле, в человеке. А вокруг нас есть воздух? (Да.)

        Опыт 6. (Проделывают учащиеся.)

- Встаньте и походите по классу. Мешает вам воздух передвигаться? (Нет.)

- Правильно. Воздух не мешает нам передвигаться: он расступается перед нами и сразу занимает то место, которое мы освободили.

        Вывод: Воздух окружает нас со всех сторон. Он заполняет все пустоты. Воздух густым толстым слоем покрывает нашу планету.

Физкультминутка

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали

И локтями повращали.

Сделали по пять прыжков.

И к работе класс  готов!

        Опыт 7. (Проделывают учащиеся.)

- Наберите в пакет воздух и закрутите его. Сравните цвет листа бумаги и воздуха внутри пакета. Какого цвета воздух?  (Он бесцветный.)

(На доску прикрепляется карточка.        )

        Опыт 8. (Проделывают учащиеся.)

- Посмотрите сквозь пакет на доску, на дверь, на часы, на цветок. Воздух мешает нам видеть предметы? (Нет, воздух прозрачный.)

(На доску прикрепляется карточка.        )

        Опыт 9. (Проделывают учащиеся.)

- Давайте понюхаем воздух. Чем он пахнет? (Ничем.) А как же получается, что когда готовят завтрак в школьной столовой, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

(На доску прикрепляется карточка.        )

        Опыт 10. (Проделывают учащиеся.)

- Задержите дыхание.

Учащиеся зажимают нос и стараются не дышать. Учитель засекает время.

- Без воздуха вы не смогли прожить даже одной минуты. Зачем нам нужен воздух? (Воздух необходим для жизни.) Кому еще он нужен? (Животным и растениям.)

- Откуда берется чистый воздух? (Чистый воздух нам дают растения.)

Вывод: воздух прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, но может запахи переносить. Воздух необходим для жизни человека, растений и животных.

4. Итог урока. Выставление отметок

Вот закончился урок,

Подведем сейчас итог,

Мы много сделали друзья,

Без этого никак нельзя.

- Вы хорошо потрудились –  работали активно и дружно.

5. Рефлексия

– Что вам понравилось на уроке?

- Оцените свое настроение.

. Оценка знаний учащихся.

 Рефлексия

 Какие выводы вы можете сделать в конце урока?

 Что вы узнали?

Чему научились?

В чём испытывали затруднения?

– Оцените свои достижения на уроке.

 Что сегодня мы еще  узнали о воздухе?:

1. из-за чего происходит движение воздуха;

2.что такое ветер;

3.с какой силой он дует;

4. как люди используют ветер.

                                   

7. Домашнее задание.

Прочитать и пересказать текст на стр. 70-73. Ответить на вопросы в конце текста. Придумать загадки  и пословицы про ветер.

Спасибо за внимание. Урок окончен.

Презентация к уроку на тему "Воздух и его свойства"


Значение воздуха для Жизни на Земле

Значение воздуха для Жизни на Земле

Он такой большой, Что занимает весь мир, Он такой маленький, Что в любую щель пролезет. Что же это? воздух

  • Он такой большой,
  • Что занимает весь мир,
  • Он такой маленький,
  • Что в любую щель пролезет.

Что же это? воздух

Хочу узнать 1. Как обнаружить воздух? 2. Какие свойства есть у воздуха? 3. Значение воздуха для жизни на Земле? 4. Из чего воздух состоит? 5. Отношение человека к воздуху.

Хочу узнать

  • 1. Как обнаружить воздух?
  • 2. Какие свойства есть у воздуха?
  • 3. Значение воздуха для жизни на Земле?
  • 4. Из чего воздух состоит?
  • 5. Отношение человека к воздуху.

Хочу узнать Узнал 1. Как обнаружить воздух? Можно увидеть Можно осязать Можно услышать

Хочу узнать Узнал

  • 1. Как обнаружить воздух?
  • Можно увидеть
  • Можно осязать
  • Можно услышать

Хочу узнать Узнал Прозрачный Бесцветный Не имеет запаха  Какие свойства есть у воздуха?

Хочу узнать Узнал

Прозрачный

Бесцветный

Не имеет запаха

  • Какие свойства есть
  • у воздуха?

Хочу узнать Узнал Атмосфера Защищает: - От метеоритов - От перегрева и холода - От губительных солнечных лучей 3. Значение воздуха для жизни на Земле.

Хочу узнать Узнал

  • Атмосфера
  • Защищает:
  • - От метеоритов
  • - От перегрева и холода
  • - От губительных солнечных лучей
  • 3. Значение воздуха для жизни на Земле.

Хочу узнать Узнал 4. Из чего состоит воздух? Азот Кислород  (необходим для дыхания) Углекислый газ

Хочу узнать Узнал

  • 4. Из чего состоит воздух?
  • Азот
  • Кислород (необходим для дыхания)
  • Углекислый газ

Тополь выделяет кислорода столько,сколько На оживлённых магистралях, вдоль которых были высажены тополя  и простирались поля подсолнечника, воздух оставался чистым . 3липы 4осины 7елей

Тополь выделяет кислорода столько,сколько

На оживлённых магистралях, вдоль которых были высажены тополя  и простирались поля подсолнечника, воздух оставался чистым .

3липы

4осины

7елей

Атмосфера - воздушная оболочка Земли голубая рубашка бронежилет одеяло

Атмосфера - воздушная оболочка Земли

голубая рубашка

бронежилет

одеяло

кислород 1% Угле кислый Га з 1% Газ” в переводе с греческого означает хаос, основные газы – азот и кислород.   Воздух – смесь газов - 21% азот 78%

кислород

1%

Угле кислый

Га з 1%

Газ” в переводе с греческого означает хаос, основные газы – азот и кислород.

Воздух – смесь газов

-

21%

азот

78%

Хочу знать Узнал 5. Отношение человека к воздуху. Воздух надо охранять и заботиться о его чистоте

Хочу знать Узнал

  • 5. Отношение человека к воздуху.
  • Воздух надо охранять
  • и заботиться о его чистоте

 Отчего загрязнятся воздух?

Отчего загрязнятся воздух?

Домашнее задание Подготовить рассказ  «Чистый воздух» по плану: 1. Как человек использует воздух 2. Источники загрязнения воздуха 3. Охрана чистоты воздуха нарисовать плакат «Берегите воздух!»

Домашнее задание

  • Подготовить рассказ «Чистый воздух» по плану:
  • 1. Как человек использует воздух
  • 2. Источники загрязнения воздуха
  • 3. Охрана чистоты воздуха
  • нарисовать плакат «Берегите воздух!»