"Детское экспериментирование – средство познавательного развития дошкольников".

 Развитие воображения зависит от развития чувственной сферы ребенка, а этому способствует экспериментальная деятельность. С чем можно экспериментировать в дошкольном возрасте?

Экспериментировать можно с предметами рукотворного и нерукотворного мира, которые окружают ребенка.

Именно собственный опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания, при этом интенсивно развиваются его внимание, память, мышление. Эксперимент помогает ребенку приобрести элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире. Экспериментируя, дети знакомятся со свойствами веществ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_no4.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет №4.

"Детское экспериментирование – средство познавательного развития дошкольников".

Ход педсовета .

Педагоги разделяются на две команды и располагаются за двумя игровыми столами. На столах таблички с названиями команд "Крестики". "Нолики".

I часть – организационная.

Ст. воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги. Тема педагогического совета: "Детское экспериментирование – средство познавательного развития дошкольников".

Прежде чем начать работать, предлагаю снять мышечное напряжение, расслабиться и выполнить упражнение "Давайте поздороваемся".

Упражнение "Давайте поздороваемся"

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Встав возле столов, педагоги по сигналу начинают здороваться со всеми. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руки

2 хлопок – здороваемся плечами

3 хлопок – здороваемся спинами.

Разговаривать во время игры запрещается.

-Спасибо, мини-тренинг закончен. Садитесь.

II часть – Информационная.

 Цель педсовета: Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

1.Систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей.

2. Активизировать деятельность педагогов в организации условий для детского экспериментирования.

3.Продолжать работу по совершенствованию педагогического мастерства.

4.Итоги конкурса «Уголок экспериментирования и исследования» в ДОУ.

5.Решение педсовета.

Я предлагаю каждому участнику педсовета отобрать круг нужного цвета:

если вы считаете себя вполне компетентным в вопросе экспериментирования – зеленый;

если хотели бы уточнить некоторые вопросы – желтый;

если испытываете затруднения при планировании и проведении занятий на эту тему – красный.

(Выполнение задания)

Один из команды соберите выбранные круги и выставите их на магнитную доску.

-На доске, на ряду с кругами зеленого цвета мы видим круги  и желтого и красного цвета.

Я думаю, тема сегодняшнего педсовета выбрана правильно.

Слова В. Сухомлинского

"Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать".

Китайская пословица гласит:

"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму".

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.

-Что же такое детское экспериментирование.

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.

Ст. воспитатель : Детское экспериментирование  это замечательное и универсальное средство интеллектуального развития. Его можно использовать в различных видах деятельности детей, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, экологии и др.

Элементарное экспериментирование начинается с группы раннего возраста. Оно вызывает у малышей живой интерес и восторг.

Воспитатель: Экспериментирование в дошкольном возрасте.

Развитие воображения зависит от развития чувственной сферы ребенка, а этому способствует экспериментальная деятельность. С чем можно экспериментировать в дошкольном возрасте?

Экспериментировать можно с предметами рукотворного и нерукотворного мира, которые окружают ребенка.

Именно собственный опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания, при этом интенсивно развиваются его внимание, память, мышление. Эксперимент помогает ребенку приобрести элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире. Экспериментируя, дети знакомятся со свойствами веществ.

Минус самостоятельного опыта — это опасность: мелкие, колющие и режущие предметы. Экспериментируя со своим телом, ребенок может затолкать в рот, уши, ноздри мелкие предметы, а также поранить себя острыми предметами. Жидкость можно попробовать на вкус, поэтому об этом никогда не стоит забывать. Что опасно для жизни ребенка, исключите из уголков эксперимента или проводите эксперимент вместе с ним, но материал, опасный для жизни, храните в недоступном месте.

Вода.

Это среда, в которой находился ребенок. Ребенку нравится играть с игрушками в ванной. Он видит, что одни предметы тонут, а другие плавают.

Плавает или тонет? Налейте в таз воды и дайте малышу плавающие предметы, игрушки (пробки, дощечки, кораблики).

Переливание воды. Воду можно переливать из кружки в кружку, из кружки в пластиковую бутылку, используя воронку.

Растворение сахара. Можно показать, как растворяется сахар, попробовать сладкую водичку на вкус.

Окрашивание воды. Интересно вместе с детьми при помощи кисточки и гуаши делать разноцветную воду.

Воздушные пузыри (бульбочки). С помощью трубочки от коктейля, соломинки можно сделать воздушные пузыри в стакане.

Мыльные пузыри. При помощи специального приспособления воспитатель пускает мыльные пузыри, а дети за ними наблюдают или ловят руками. Ловля пузырей вызывает у детей радость, чувство восторга.

Капельки. С помощью пипетки можно понаблюдать, как получаются капельки и какие звуки они издают, падая на твердую поверхность.

Впитывание воды. Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.

Песок.

Строим дом. О терапевтических свойствах песка давно известно. Он привлекает детей и как строительный материал, если его смочить водой. Из песка можно лепить куличи и делать пасочки.

Сыпучесть песка. Песок можно пересыпать из одного ведерка в другое, при помощи совка и воронки насыпать в пластиковую бутылку.

Красим песок. С помощью взрослого можно выкрасить песок гуашью в другой цвет.

Раздувание песка. При помощи спринцовки можно раздувать песок, имитируя ветер. Этот опыт можно делать и в пластиковой бутылке, если туда насыпать песок, а в крышку вставить спринцовку. Нажимая ее, вызывают движение песка в бутылке.

Глина.

Размельчение глины. Сухая глина твердая и сыпучая, ее можно размельчать в ступке.

Лепка. Из мокрой глины можно лепить, влажную глину размазывать пальчиком по доске. Что произойдет с поделкой, если ее положить на солнце? А если по высушенному кусочку постучать молотком?

Растворение в воде. Размешайте глину в воде. Что с ней происходит? Пусть растворенная глина некоторое время постоит. Что вы наблюдаете?

Камешки.

С ними малыш встречается на прогулке, видит на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку), попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.

Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.

Бумага.

Ее можно рвать, сгибать, превращать в комки. Из нее делают кораблики и отправляют их в плавание,  на ней рисуют разными материалами. Бумага разная по цвету, текстуре.

Природный материал.

Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты.

Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины (флористика).

Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.

Зеркало.

С его помощью ребенок познает себя.. Водя зеркалом, можно получить солнечного зайчика. Попросите мам своих воспитанников принести в группу зеркальца от компактной пудры, тогда на прогулке у каждого ребенка будет свой солнечный зайчик.

Вертушки, султанчики, полоски из бумаги Эти игрушки помогут наблюдать за направлением ветра. Некоторые из них издают звуки при трении о воздух, тогда можно будет услышать песенку ветра.

Уголок экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста.

Ящик старых вещей для исследования (детали, приборы, часы и прочие вещи взрослых).

Весы (безмен, игрушечные с гирями, аптекарские, водные).

Часы (песочные, механические, на батарейках, солнечные).

Лупы, микроскоп, увеличительные стекла.

Разноцветные стекляшки.

Сосуды разной формы и объема.

Метр, сантиметр, линейки, условные мерки.

Природный материал.

Бросовый материал.

10.        Пипетки, трубочки для коктейля, деревянные палочки, зубочистки.

11.        Магниты.

12.        Металлические предметы, пробки, пластмасса, дерево.

13.        Разные виды бумаги, ткани.

Колбы, мерные ложки, шприцы, резиновые груши, пластиковые стаканчики.

Сыпучие продукты (крупы, мука, сахар, песок, соль).

Ситечко.

Свечи из воска и парафина.

Краски, гуашь, пищевой краситель.

Карточки — схемы экспериментов.

Дневники наблюдений, карандаши, ручки.

21.        Запрещающие и разрешающие знаки эксперимента.

Одежда для проведения экспериментов:

фартуки;

халаты;

медицинские перчатки;

полотенца или салфетки.

Любой вид деятельности, в том числе и экспериментирование, будет осуществляться, пока у детей есть интерес. Что же нужно делать и чего нельзя, чтобы поддерживать у детей дошкольного возраста интерес к исследованиям?

Что нужно делать.

Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

Создавайте ситуацию успешности

Чего нельзя делать.

Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

Нельзя запрещать без объяснения.

Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

Дети бывают импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним

ФИЗРАЗМИНКА И ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.(ВИДЕО)

Ст. воспитатель : Дети по природе исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.

3-я часть – практическая.

А сейчас я предлагаю вам деловую игру «Экспериментирование и исследование в дошкольном возрасте», что бы упорядочить  знания по данной теме.

1-я команда- воспитатели младших групп (х), 2-я команда – воспитатели старших групп (0).

Вопросы – ответы (на обдумывание 30 сек)

Синие билеты

Зелёные билеты

Что является объектом познания детей раннего возраста?

Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы

Что первично, причина или следствие?

Следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины

Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

Аквариум – «исследовательская лаборатория»: плавает – не плавает; мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов.

Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет

Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации

Формы работы с детьми раннего возраста по познавательному развитию.

Наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.

Наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающих их внимание

Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования?

Любознательный-активный, способный решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый

Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (праздное любопытство, спрашивать из любопытства, удовлетворить пустое любопытство)

Почему дети 4-5 лет в познавательной  деятельности возвращаются опять к предметам ближнего окружения?

Понимают, что всё взаимосвязано, а причинно-следственные связи лучше познавать на знакомых  предметах и явлениях

Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

Самостоятельность в  познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания

Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет.

Вижу- действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями

Новая форма познания у детей 4-5 лет.

Способны понимать слово воспитателя без наглядности

Объяснялки:

Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Там работает дядя или тетя в белом халате. (Лаборатория)

Это такое дело, когда что-то хотят узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (Эксперимент)

Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой и снимает всяких рыб и морских животных, и даже акул. Он очень смелый. И еще он пишет статьи в умных журналах. (Океанолог)

Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается, там он может сгореть, но он все равно туда ходит, делает фотографии, говорит людям когда там опасно жить. (Вулканолог)

Выбрать из предложенных характеристик – относящиеся: 1 команде к демонстрационному, 2 команде к фронтальному наблюдению и эксперименту.

+Хорошо видны мелкие детали

+Возможность использовать для обследования все анализаторы, рассмотреть объект со всех сторон

+Работать в индивидуальном ритме

+Реализуется потребность к деятельности

+Высокое эмоциональное воздействие

+Исключены ошибки при проведении опыта

+Нет риска нарушений правил безопасности

+Возможность работы с объектом, находящимся в единственном числе

+Возможность рационально распределить время на различные этапы

+Возможность сосредоточения внимания детей на существенных моментах, выделить главное

-Трудно найти достаточное количество объектов

-Трудно отследить ход процесса познания

-Трудно отследить качество усвоения знаний каждым ребенком

-Постоянно возникает несинхронность в работе

-Высок риск нарушений правил безопасности

-Объект виден под одним углом зрения, восприятие с помощью одного, реже двух анализаторов

-Нет возможности рассмотреть мелкие детали

-Низкий эмоциональный уровень восприятия

-Относительная пассивность детей

-Ритм восприятия навязан педагогом, минимум личной инициативы детей

Заведующая: Развивающая среда в ДОУ соответствует возрасту детей и реализуемой программе. К педсовету был проведен смотр центров экспериментирования, которые были оформлены и пополнены силами педагогов. Предметно-пространственная среда для экспериментирования соответствует требованиям безопасности и доступности.

Во всех,  группах в мини-лабораториях  выделено: место для постоянной выставки, место для приборов, место для хранения природного и бросового материалов.

В группах на основе анализа реализуемой программы и ФГОС были разработаны картотеки опытов и экспериментов, которые отражают цели, содержание, оборудование.

Развивающая среда должна обеспечивать развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет, в связи с этим предлагаю педагогам пополнить центры экспериментирования: сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями (марок, киндер-сюрпризов, в соответствии с проектной темой.

Смотр-конкурс на лучший уголок экспериментирования и исследования проходил с 1.02.2016г по 14.02.2016г. В конкурсе участвовали все группы детского сада.

Баллы ставились по критериям:

Эстетичность

Удобство

Безопасность

Дидактический компонент

Компонент оборудования

Стимулирующий компонент.

Подведение итогов.

Проект решения педсовета:

1.Продолжать создавать в ДОУ педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.

2.Пересмотреть календарное планирование в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию в НОД, ОД (обр.деят.) в РМ (рем.моменты), самостоятельной деятельности, соместной деятельности..

3.Включить отобранные материалы картотеки в комплексно-тематическое планирование.

4.Пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями, обеспечить свободный доступ детей к материалам.

Уважаемые коллеги, кто за данный проект решения педсовета, прошу голосовать: Единогласно.

И в завершении я прошу Вас всех встать в круг, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза и поблагодарить за совместную работу.

Большое всем спасибо, наш педсовет закончен.