Формирование ЗОЖ у обучающихся в школе

Коникина Ольга Сергеевна

https://nsportal.ru/user/731012/page/karta-sayta- карта сайта

Одна из самых эффективных, на мой взгляд, здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательном процессе, - это дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Ссылка на видео дыхательной гимнастики Стрельниковой.     http://www.youtube.com/watch?v=bdeLwRbd4N4

Описание данной гимнастики предоставлено ниже.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika_strelnikovoy.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика Стрельниковой: показания, противопоказания, эффективность.

Известная на весь мир дыхательная гимнастика Стрельниковой датируется 30-40 годами, и тогда позиционировалась как способ для восстановления голоса (А.Н. Стрельникова была певицей). Официально зарегистрирована в 1972 году и получила патентную экспертизу: автору, Александре Николаевне, было выдано специальное свидетельство о признании метода лечебным. Органы дыхания отвечают за 4 функции/возможности человека: дыхание, речь, крик и пение. Самой сложной как раз является пение. А это значит, если дыхательные упражнения способны восстановить голос, то и на более простые функции, к которым в т.ч. относится дыхание, окажут еще большее положительное действие. Догадка была доказана на практике – благодаря этому методу ученик и последователь Стрельниковой, Михаил Щеткин, избавился от бронхиальной астмы, которая мучила его долгие годы.

Суть и положительное влияние гимнастики

 Гимнастика является единственной в своем роде по технике выполнения и дает действительно потрясающие результаты.

Вдох — при всех упражнениях короткий, резкий, шумный вдох носом (3 вдоха в течение 2х секунд), который совершается на пике движений (упражнений), сжимающих грудную клетку.

Выдох — выдыхать нужно произвольно, через рот. Выдох является пассивным, а точнее, на нем вообще нельзя концентрироваться: считается, что организм сам выбросит лишний воздух.

Во время занятий в работу включаются все части тела, что вызывает общую, выраженную физиологическую реакцию организма и, соответственно, повышенную потребность в кислороде.

Все упражнения выполняются параллельно с дыханием. Это приводит к усилению тканевого дыхания и помогает всем тканям организма лучше усваивать кислород и активировать все обменные процессы.

 Особый вдох приводит к раздражению обширной зоны рецепторов, расположенных на слизистой оболочке носа. Рецепторная зона обеспечивает рефлекторные связи полости носа практически со всеми органами. Это определяет самый широкий спектр воздействия упражнений, помогает в лечении различных заболеваний практически всех органов и систем, но самое сильное влияние оказывают на органы дыхания и особенно актуальны при бронхите, астме, ОРВИ.

Вдох «отправляет» вдыхаемый воздух в самые глубокие отделы бронхов, благодаря чему легкие наполняются воздухом полностью. Жизненная емкость легких уже после 1го занятия увеличивается на 0,1-0,3 л. Нормализуется газовый состав крови, артериальная кровь содержит больше кислорода. Поскольку вдохи проходят параллельно активным движениям, в работу в полном объеме включается и диафрагма. Как известно, это самая сильная мышца, которая участвует и в дыхании, и в звукообразовании. Также реализуется так называемый диафрагмальный массаж почти всех органов брюшной полости.

Параллельно кислородом насыщается и кора головного мозга, что приводит к улучшению работы всех центров, регулирующих функции организма.

Реализуется процесс саморегуляции обменных процессов.

Механизм действия

Самая главная особенность упражнений – это использование форсированного вдоха с вовлечением диафрагмы. Во время тренировки обязательна концентрация именно на вдохах: о них нужно думать, на них следует концентрироваться и их обязательно считать.

Большое количество повторов (1-5 тысяч вдохов-движений за 60 мин) и регулярная, ежедневная тренировка (двукратно в сутки, утром и вечером) уже за 12-15 занятий гарантируют укрепление дыхательных мышц, восстановление дыхательной функции, укрепление мышц грудной клетки, и начало устранения деформаций позвоночника (для полной нормализации потребуется большее время).

Значительная нагрузка не приводит к накоплению молочной кислоты в мышцах, а значит, во время и после занятий не возникает болей.

 Более подробно остановимся на пользе упражнений при заболеваниях бронхолегочной системы. Увеличение экскурсии грудной клетки приводит к усилению ее присасывающего действия. Это улучшает лимфо- и кровообращение. Гипервентиляция легких приводит к механическому растяжению бронхо-альвеолярного звена и активирует рассасывание экссудата. Приостанавливается развитие спаечного процесса, расправляются ателектазы. Регулярные занятия позволяют значительно уменьшить объем лекарственной терапии, а в ряде случаев и полностью отказаться от нее (при бронхиальной астме, хроническом бронхите).

Преимущества метода

  • Отсутствие материальных затрат и особых условий для занятий.
  • Практически полное отсутствие противопоказаний, о которых мы упомянем ниже, в том числе, возрастных. Исключение составляют тяжелые, лежачие больные, пациенты в коме, совсем маленькие дети, которые в силу возраста не способны понять технику выполнения.
  • Помимо прямого лечебного эффекта, занятия снимают усталость, повышают жизненный тонус, дарят отличное настроение, бодрят, улучают память. Эти «бонусы» особенно важны для студентов, школьников, людях, занятых в стрессовых профессиях.
  • Сочетание с привычными циклическими упражнениями, такими как бег, ходьба, плавание.
  • Возможность проведения параллельно лекарственному лечению.
  • Восстановление измененных органов и систем и профилактика болезней.
  • Дыхание, которое происходит во время движения, позволяет восстановить энергетический баланс организма.
  •  Профилактическое применение метода у детей-школьников позволяет снизить частоту ОРВИ в 2-4 раза.
  • Всего за 10-15 минут самых незамысловатых занятий появляется абсолютно другое самочувствие: человек чувствует легкость, бодрость и отличное настроение. А это значит, что за минимальный срок, совершенно бесплатно можно получить максимальный результат. А при нынешнем темпе жизни это очень актуально!


Показания

«Парадоксальная гимнастика» (а именно так ее и называют) показана практически при всех заболеваниях и любом неблагополучии со здоровьем. Основные показания для дыхательных тренировок:

  • невротические состояния и хронические депрессии;
  • заикание;
  • миопия;
  • воспаление легких и бронхов;
  • бронхиальная астма, ХОБЛ;
  • вазомоторный ринит в острой и хронической формах;
  • ОРВИ;
  • заболевания аллергической природы, в т.ч., сезонный поллиноз;
  • туберкулез легких;
  • сердечные заболевания;
  • гипертония;
  • вегетососудистая дистония;
  • инфаркты и инсульты в анамнезе;
  • нарушение сердечного ритма;
  • головные боли;
  • эпилепсия;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата, в т.ч., сколиозы;
  • нарушения работы щитовидной железы;
  • сахарный диабет;
  • воспалительные заболевания кожи;
  • период беременности; импотенция;
  • ожирение.

Рекомендована и для похудения при незначительном избытке массы тела; курение.

Противопоказания

Острые состояния с повышенной температурой тела; Тяжелые патологии и общее неудовлетворительное состояние; Острые тромбофлебиты; Внутренние кровотечения. В любой случае, если имеется хроническая или острая патология, без предварительной консультации с лечащим врачом самостоятельно назначать себе данную тренировку не рекомендуется.


Источник: http://zdravotvet.ru/dyxatelnaya-gimnastika-strelnikovoj-pokazaniya-protivopokazaniya-effektivnost-video-besplatno/