Для вас, ребята!

Карташова Ольга Николаевна

Глаголы - исключения

Схема морфологического разбора имени существительного

Схема морфологического разбора глагола

Схема фонетического (звуко-буквенного) разбора слова

Схема синтаксического разбора предложения

Памятка "Садися за уроки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Глаголы в неопределенной форме на - ить
Ко второму спряжению нужно, друзья, относить.
Не забудьте в это спряженье
Включить исключения:
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть
,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “е” спрягать нельзя.

К 1-у спряжению

Чтобы курицу соседки

Чисто наголо побрить,

Надо бы на табуретке

Две салфетки постелить.



Предварительный просмотр:

Схема морфологического разбора имени существительного

I

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II

Начальная форма. Морфологические признаки:

A

Постоянные морфологические признаки:

1

собственное или нарицательное;

2

одушевлённое или неодушевлённое;

3

род;

4

склонение;

5

число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа).

Б

Непостоянные морфологические признаки:

1

число (если слово изменяется по числам);

2

падеж.

III

Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).



Предварительный просмотр:

Схема морфологического разбора глагола. 

I. Часть речи.

II. Признаки.

1. Начальная форма (неопределённая форма).

  1. время (если есть);
  2. лицо (если есть);
  3. число;
  4. род (если есть).

III. Синтаксическая функция. Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля... (И. Соколов-Микитов)

Образец морфологического разбора глагола. 

I. Прислушайтесь — глагол, обозначает действие: (что сделайте?) прислушайтесь.

II. Морфологические признаки.

1.Начальная форма — прислушаться.

  1.  -
  2. 2-е лицо;
  3. множественное число;
  4. -

III.  В предложении является  сказуемым.



Предварительный просмотр:

Схема фонетического (звуко-буквенного) разбора слова

  1. Запишите слово.
  2. Поставьте ударение.
  3. Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
  4. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
  5. Напишите  справа от каждой буквы,  в квадратных скобках,  звук,  который эта буква обозначает.
  6. Опишите звуки:
  • Гласный, ударный или безударный.
  • Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
  1. Сосчитайте и запишите количество звуков.
  2. Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).

Примеры

ко|леч|ко – 3 слога, 7 б., 7 зв.

К

[к]

согл., глух., тв.

О

[а]

глас, безудар.

Л

[л']

согл.,  звон., мягк.

Е

[э]

глас, удар.

Ч

[ч']

согл., глух., мягк.

К

[к]

согл., глух., тв.

О

[а]

глас, безудар.

Ель – 1 слог, 3 б. 3 зв.

Е

[й']

согл.,  звон., мягк.

[э]

глас, удар.

Л

[л']

согл.,  звон., мягк.

Ь

 [-]

не обозначает звука, обозначает мягкость предыдущего согласного звука Л




Предварительный просмотр:

Схема синтаксического разбора предложения

1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.

3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное

4. Далее, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

предложение:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу .

 

Пример синтаксического разбора простого предложения:

http://raal100.narod.ru/olderfiles/4/Razbor_prostogo_predlozheniya.png 


Письменный разбор:

Повест., невоскл.,  распростр., простое или сложное

 



Предварительный просмотр:

«Садимся за уроки»

1.     Садитесь за уроки всегда в одно и тоже время.

2.     Проветрите комнату за 10 минут до начала занятий.

3.     Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4.     Сотри со стола пыль. Смени, если необходимо, загрязнённый лист бумаги.

5.     Проверь, на своём ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).

6.     Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

7.     Приготовь письменные принадлежности для занятий.

8.     Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь на столе.

9.     Убери со стола всё лишнее.