"Инновационная деятельность на базе КФУ"


 

Основная инновационная  идея методической разработки "Экологическая тропа" ,это где в единый процесс сливаются  обучение и воспитание. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Создание экологической тропы на территории детского сада способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Создание экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – формирование экологической культуры человека. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного,  воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Цель создания экологической тропы: развить экологическое сознание ребенка  - дошкольника.

Задачи  создания экологической тропы:

1) Развить познавательный интерес ребенка  к миру природы, сформировать осознание ребенком себя как части природы, привить чувство ответственности за ее сохранность.

2) Развить познавательную активность в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы.

3) Привлекать детей к участию в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

4) Оздоровить детей посредством создания участка фитонцидных растений и тропы здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №311 комбинированного вида" Московского района г.Казаньhttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0906/00171375-f348008e/hello_html_58aeae1d.jpg

ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

C:\Users\Елена.Елена-ПК\Desktop\iKP03D9NY_6.jpg

Составили :Сабирова Елена Валентиновна -воспитатель первой квалификационной категории

                         Тазиева Резида Фагимовна  - воспитатель

Казань. 2020г.

 

                                    Пояснительная записка

Основная инновационная  идея методической разработки "Экологическая тропа" ,это где в единый процесс сливаются  обучение и воспитание. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Создание экологической тропы на территории детского сада способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Создание экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – формирование экологической культуры человека. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного,  воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Цель создания экологической тропы: развить экологическое сознание ребенка  - дошкольника.

Задачи  создания экологической тропы:

1) Развить познавательный интерес ребенка  к миру природы, сформировать осознание ребенком себя как части природы, привить чувство ответственности за ее сохранность.

2) Развить познавательную активность в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы.

3) Привлекать детей к участию в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

4) Оздоровить детей посредством создания участка фитонцидных растений и тропы здоровья.

Описание ее практической значимости

 

Характеристика тропы

Вид тропы: экологическая

Местонахождение: г.Казань, ул.Воссход 5б, , территория МАДОУ д/с №311

Год закладки: 2016

Состояние тропы: хорошее

Режим пользования: познавательные экскурсии, исследования

Назначение экологической тропы: познавательная, развивающая

Экологическая тропа располагается на территории детского сада Микрорайон можно охарактеризовать как экологически чистый и быстрорастущий.

Этапы создания экологической тропы

1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2. Составление картосхемы тропинки разного назначения: в помощь воспитателям ,для детей . Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения.

Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для малышей сделаны яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов: нарисованная птичка, яркий цветок, дерево и все эти рисунки соединяются линией – дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому.

3.Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости. В МАДОУ д/c № 311 хозяйкой тропинки была выбрана цветочная матрешка.

4. Составление паспорта экологической тропы.

5. Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.

6.Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

  • Экологические беседы; 
  • Наблюдения в природе;
  • Элементарные опыты;  
  • Экскурсии в природу; 
  • Целевые прогулки; 
  • Экологические викторины, конкурсы;
  • Решение экологических ситуативных задач;
  • Чтение художественной литературы;
  • Обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • Трудовой десант;
  • Труд в природе;
  • «Красная книга природы»;
  • Коллекционирование;
  • Экологические развлечения, досуги, праздники;
  • Экологические игры (дидактические, имитационные, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные);
  • Инсценировки, театрализации.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

  • Взросло-детские проекты;
  • Изготовление поделок, рисунков; 
  • Субботники по облагораживанию территории детского сада;
  • Участие в конкурсах
  • Участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках;
  • Фотовыставки;
  • Изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки).

6. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, игр, проведений опытов и наблюдений.

В дальнейшем экологическую тропу можно дополнять новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.

Маршрут экологической тропы

Краткое описание границ маршрута:

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение против часовой стрелки от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложениях (См. Приложение 1).

Таким образом, экологическая тропинка состоит из  объектов. Они  специально созданы нами  на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога

Объекты  экологической тропы

C:\Users\Елена.Елена-ПК\Desktop\DCIM\151APPLE\TFJH6967.jpg