Материалы по реализации программы внеурочной деятельности "Физика бытовых приборов"

Фомичева Марина Юрьевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ по физике в 7 классе        

Учитель

Фомичева М.Ю.

Тема занятия

В мире мер и весов

Цель занятия

Формирование целостной картины мира через знакомство с системой мер и весов, как эффективного средства улучшения жизнедеятельности человека.

Программные

требования

Ученик по окончанию изучения темы урока:

- должен знать основные единицы измерения массы, длины;

- должен уметь переводить в основные единицы иные единицы массы и длины;  

- должен владеть расчётным способом нахождения равнодействующей двух сил.

Планируемые ОР

Личностные

Метапредметные

Предметные

ЛР-1: понимает место  и роль в целостной картине мира системы мер и весов;

ЛР-2: активно и заинтересованно выполняет все задания на занятие.

1.Познавательные:

ПУД-1: проводит прямые измерения величин;

ПУД-2: понимает различие между теоретическими моделями и реальными объектами.  

2. Регулятивные: 

РУД-1: формулирует учебную задачи в познавательной деятельности;

РУД-2: контролирует и оценивает свою деятельности на занятие;

РУД-3: осуществляет рефлексию собственной познавательной деятельности;

РУД-4: адекватно оценивает свои достижения.

3. Коммуникативные:

КУД-1: организует  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

КУД-2: осуществляет контроль, оценку действия группы.

ПР-1: понимает физические основы метода измерения физических величин: массы;

ПР-2: осуществляет запись результатов измерений в таблицу.

Мировоззренческая идея

Точность нужна во всём.

Программное содержание

Система мер и весов

План изучения нового материала

  1. Видео экскурсия в музей.
  2. Практическая работа «Если на кухне нет весов»

Основные

понятия

физическая величина, масса, основные единицы измерения

Тип занятия

комбинированное

Форма

занятия

занятие-практикум

Технология

технология проблемного обучения

Мизансцена

занятия

столы расставлены для работа в группах

Оборудование занятия

мультимедийное оборудование, памятки, весы (электронные и рычажные), 2 чайные ложки, 2 столовые ложки, продукты.

Домашнее

задание

не предусмотрено

        

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ПОР

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 минуты)

РУД-2

Приветствие.

Отметка отсутствующих. Проверка готовности к занятию.

Психологический настрой на занятие.

Стоя.

Дежурный.

Проверка своей  готовности к занятию.

  1. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

РУД-1

РУД-3

- Почему в старину не было книги рекордов Гиннесса?

Читает отрывок из «Занимательной энциклопедии мер, единиц и денег»:

«Жизнь во все времена была полна интересных происшествий, всегда происходили события, достойные войти в летопись истории, ставились своеобразные рекорды… например, знаменитый царь Соломон сделал самый дорогой подарок на свете. Согласно Библии, он преподнёс его Иерусалимскому храму  почти три тысячи лет назад; «И сделано было двести больших щитов из кованого золота: по шестисот сиклей пошло на каждый щит; и триста меньших … по три мины золота на каждый…»

- Удержался ли этот рекорд до нашего времени?  Трудно сказать. Мы не знаем точно, чему сейчас равняется та самая мина или сикль.

Отвечают на вопрос.

Слушают.

Слушают. Отвечают на вопрос.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ЛР-2

ЛР-1

ПР-1

- Используя, какие приборы мы сейчас можем ответить на этот вопрос? Где их используем в быту?

Знакомство с экспозициями музея мер и весов Волгоградского завода весоизмерительной техники.

Ссылка на сайт музея мер и весов в г. Волгоград http://museum.vzvt.ru/starinnye-vesy/aptechnye-vesy/

Ссылка на видеоматериал «Музей мер и весов в Волгограде» https://www.google.com/search?q=%D0%B2+%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5+%D0%BC%D0%B5%D1%80+%D0%B8+%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B2&source=lmns&tbm=vid&bih=657&biw=1366&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwj5pNzzs_H7AhXhlIsKHXMvAVoQ_AUoA3oECAEQAw#fpstate=ive&vld=cid:43dd9bc8,vid:WUD0StLOYJg

- Что вас удивило?

- Что интересного заметили?

Отвечают на вопрос.

Смотрят видеоматериал. Анализируют информацию.

Обсуждают информацию.

Отвечают на вопросы.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПУД-1

РУД-2

ЛР-2

ПР-2

ПУД-2

КУД-1

КУД-2

- Какие есть у вас в доме весы? Можно ли обойтись на кухне без весов?

Практическая работа «Если на кухне нет весов»

Распределяет рабочие карты с заданием между группами.

(В каждой группе дети с различными образовательными возможностями: ребёнок с ОВЗ выполняют простые действия с приборами по взвешиванию, одарённый ребёнок – корректирует при необходимости работу группы, анализирует полученные данные)

Следит за соблюдением правил техники безопасности.

- Внесите полученные результаты в памятку.

Анализ полученных результатов.

- Какие данные получила 1 группа (1 чайная ложка)? Почему не получилось выяснить массу 1 ч.л. муки?

- Какие данные получила 2 группа (1 столовая ложка)?

- Какие данные получила 3 группа (1 стакан)? Почему не получилось измерить массу 1 стакана воды?

- Почему в старину не было книги рекордов Гиннесса?

Выполняют работу в группах по определению массы продуктов, содержащихся в 1 ч. л., 1 ст. л., в 1 стакане.

Заполняют рабочую карту.

Делает отчёт 1 группа.

Отвечают на вопрос.

Делает отчёт 2 группа.

Делает отчёт 3 группа.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

РУД-4

ПУД-2

КУД-2

- Какие памятки вы сделали?

- Как вы охарактеризовали бы работу вашей группы?

Оценивают свою работу в группе и работы всей группы.

Приложение № 1

D:\ПНПО\4\4.1\памятка для работы в группах.jpg

Рабочая карта 1 группы.

Задание: определите на рычажных весах массу 1 чайной ложки соли, сахара, муки, риса и воды. Результаты измерений запишите в таблицу. Обобщите результаты, рассчитайте среднее значение для каждого случая. Сделайте вывод.

  • Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более лёгкую чашку нужно положить полоски бумаги, картона и т.п.
  • Взвешиваемое мое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.  
  • Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.
  • Мелкие гири нужно брать только пинцетом.

№ опыта

сахар

соль

мука

рис

вода

1

2

3

среднее значение

Рабочая карта 2 группы.

Задание: определите на электронных весах массу 1 столовой ложки соли, сахара, муки, риса и воды. Результаты измерений запишите в таблицу. Обобщите результаты, рассчитайте среднее значение для каждого случая. Сделайте вывод.

  • Перед взвешиванием необходимо включить весы и убедиться, что они исправны. Обнули показания.
  • Во избежание порчи весов взвешиваемое тело нужно опускать на платформу весов осторожно, не роняя его даже с небольшой высоты.  

№ опыта

сахар

соль

мука

рис

вода

1

2

3

среднее значение

Рабочая карта 3 группы.

Задание: определите на рычажных весах массу 1 стакана соли, сахара, муки, риса и воды. Результаты измерений запишите в таблицу. Обобщите результаты, рассчитайте среднее значение для каждого случая. Сделайте вывод.

  • Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более лёгкую чашку нужно положить полоски бумаги, картона и т.п.
  • Взвешиваемое мое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.  
  • Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.
  • Мелкие гири нужно брать только пинцетом.

№ опыта

сахар

соль

мука

рис

вода

1

2

3

среднее значение

Памятка для работы в 1 группе.

(для ребёнка с ОВЗ, работающего с рычажными весами).

Во всех случаях при возникновении трудностей, обратись к другим участникам группы. Выполни работу вместе с другими участниками группы.

  1. Возьми пустой пластиковый стакан, насыпь в него 1 чайную ложку соли.
  2. Выполни взвешивание на весах. Результат запиши в таблицу.
  3. Возьми пустой пластиковый стакан, насыпь в него 1 чайную ложку сахара.
  4. Выполни взвешивание на весах. Результат запиши в таблицу.
  5. Возьми пустой пластиковый стакан, насыпь в него 1 чайную ложку муки.
  6. Выполни взвешивание на весах. Результат запиши в таблицу.
  7. Возьми пустой пластиковый стакан, насыпь в него 1 чайную ложку риса.
  8. Выполни взвешивание на весах. Результат запиши в таблицу.
  9. Возьми пустой пластиковый стакан, налей в него 1 чайную ложку воды.
  10.  Выполни взвешивание на весах. Результат запиши в таблицу.

Памятка для работы во 2 группе.

(для ребёнка с ОВЗ, работающего с электронными весами)

Во всех случаях при возникновении трудностей, обратись к другим участникам группы.  Выполни работу вместе с другими участниками группы.

  1. Возьми пустой пластиковый стакан, насыпь в него 1 столовую ложка соли.
  2. Выполни взвешивание на весах. Результат запиши в таблицу.
  3. Возьми пустой пластиковый стакан, насыпь в него 1 столовую ложка сахара.
  4. Выполни взвешивание на весах. Результат запиши в таблицу.
  5. Возьми пустой пластиковый стакан, насыпь в него 1 столовую ложка муки.
  6. Выполни взвешивание на весах. Результат запиши в таблицу.
  7. Возьми пустой пластиковый стакан, насыпь в него 1 столовую ложка риса.
  8. Выполни взвешивание на весах. Результат запиши в таблицу.
  9. Возьми пустой пластиковый стакан, налей в него 1 столовую ложка воды.
  10. Выполни взвешивание на весах. Результат запиши в таблицу.

Памятка для работы в 3 группе.

(для ребёнка с ОВЗ, работающего с рычажными весами).

Во всех случаях при возникновении трудностей, обратись к другим участникам группы. Выполни работу вместе с другими участниками группы.

  1. Взвешиваемое мое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.  
  2. Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.
  3. Мелкие гири нужно брать только пинцетом.
  4. Возьми пустой пластиковый стакан, насыпь в него 1 стакан соли.
  5. Выполни взвешивание на весах. Результат запиши в таблицу.
  6. Возьми пустой пластиковый стакан, насыпь в него 1 стакан сахара.
  7. Выполни взвешивание на весах. Результат запиши в таблицу.
  8. Возьми пустой пластиковый стакан, насыпь в него 1 стакан муки.
  9. Выполни взвешивание на весах. Результат запиши в таблицу.
  10. Возьми пустой пластиковый стакан, насыпь в него 1 стакан риса.
  11. Выполни взвешивание на весах. Результат запиши в таблицу.
  12. Возьми пустой пластиковый стакан, налей в него 1 стакан воды.
  13.  Выполни взвешивание на весах. Результат запиши в таблицу.

Памятка для работы в 1 группе.

(для одарённого ребёнка, работающего с рычажными весами).

  1. Вспомни правила взвешивания.
  2. Наблюдай за процессом уравновешивания. При необходимости окажи помощь участникам группы.
  3. Наблюдай за процессом взвешивания. При необходимости окажи помощь участникам группы.
  4. Следи, чтобы все результаты измерений были записаны верно.
  5. Проанализируй результаты. Следи за вычислением среднего значения результата другими участниками группы. При необходимости окажи помощь участникам группы.
  6. Подумай и ответь на вопросы: какой результат не удаётся получить? Почему не получилось выяснить массу 1 чайной ложки муки?

Памятка для работы в 2 группе.

(для одарённого ребёнка, работающего с электронными весами).

  1. Проверь, включены ли весы. При необходимости окажи помощь участникам группы.
  2. Наблюдай за процессом взвешивания. При необходимости окажи помощь участникам группы.
  3. Следи, чтобы все результаты измерений были записаны верно.
  4. Проанализируй результаты. Следи за вычислением среднего значения результата другими участниками группы. При необходимости окажи помощь участникам группы.

Памятка для работы в 3 группе.

(для одарённого ребёнка, работающего с рычажными весами).

  1. Вспомни правила взвешивания.
  2. Наблюдай за процессом уравновешивания. При необходимости окажи помощь участникам группы.
  3. Наблюдай за процессом взвешивания. При необходимости окажи помощь участникам группы.
  4. Следи, чтобы все результаты измерений были записаны верно.
  5. Проанализируй результаты. Следи за вычислением среднего значения результата другими участниками группы. При необходимости окажи помощь участникам группы.
  6. Подумай и ответь на вопросы: какой результат не удаётся получить? Почему не получилось выяснить массу 1 стакана воды?



Предварительный просмотр:

Задания к занятию в 7 классе «Рычаги» на тему «Рычаги в природе».

Модуль «Механика в быту»

http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/4ED385567951AFF0450613A1F0795CBD/xs3docsrc4ED385567951AFF0450613A1F0795CBD_2_1611909810.png

Человеческая рука представляет собой рычаг. Под действием силы двуглавой мышцы рычаг-рука поднимает груз, находящийся на ладони. Если рассматривать среднестатистического человека, то точка приложения силы F находится на расстоянии ОВ = 3 см от оси вращения (от локтевого сустава), а точка приложения веса груза P - на расстоянии ОС = 30 см (см. рисунок).

№ 1. Используя условие равновесия рычага, можно определить, как соотносятся сила двуглавой мышцы среднестатистического человека и вес поднимаемого им груза.

Выберите верное утверждение о соотношении сил.

  1. Вес поднимаемого среднестатистическим человеком груза превосходит силу, развиваемую в этот момент двуглавой мышцой этого человека в 9 раз.
  2. Вес поднимаемого среднестатистическим человеком груза превосходит силу двуглавой мышцы этого человека в 10 раз.
  3. Сила двуглавой мышцы среднестатистического человека превосходит вес поднимаемого им груза в 9 раз.
  4. Сила двуглавой мышцы среднестатистического человека превосходит вес поднимаемого им груза в 10 раз.

№ 2. Рычаг-рука при сокращении мышц проигрывает в силе, но выигрывает в других характеристиках. В чём выигрывает рычаг-рука?

(Ответ: выигрыш в расстоянии)

№ 3. Рычаги встречаются и у растений. На рисунке изображена ситуация, когда на два дерева: дуб и ель (см. рисунок) – действует сильный ветер. В то же время со стороны почвы возникает сила сопротивления, действующая на главный корень. https://fhd.multiurok.ru/f/8/0/f8032f909bbfe5b33d41be9c50e24c8e740fe5b2/prostyie-miekhanizmy-rychagh_75.png

У дуба корни уходят в глубь земли, а у ели корни стелются ближе к поверхности.

Выберите верное утверждение о рычагах (ствол-главный корень) для дуба и ели.

  1. Плечо силы ветра, действующей на крону ели относительно комля, сравнимо с плечом силы сопротивления почвы, действующей на главный корень ели относительно комля.
  2. Так как корни ели стелются вблизи поверхности земли, сила сопротивления со стороны земли при сильном ветре возрастает в несколько раз по сравнению с силой сопротивления земли, действующей на корень дуба.
  3. Модуль момента силы ветра, действующей на крону дуба, примерно равен модулю момента силы сопротивления почвы, действующей на главный корень дуба.
  4. Так как крона дуба располагается преимущественно в верхней части дерева, то точка опоры смещается ниже, по сравнению с точкой опоры ели.

№ 4. Какое из деревьев: дуб или ель – скорее всего, будет вырвано с корнем при сильном ветре? Объясните свой ответ.

(Ответ: ель. Так как плечо силы сопротивления, действующей на ель со стороны земли намного больше, чем плечо силы со стороны ветра, то рычаг (ствол и корень) при сильном ветре выйдет из равновесия, и ель упадёт, будет вырвана с корнем).



Предварительный просмотр:

Задания к занятию в 7классе «Артезианская скважина» на тему  «Артезианская скважина». Модуль «Механика в быту».

Артезианской называют буровую скважину, которая пробурена для эксплуатации артезианских вод. Артезианские воды есть на всей территории России, но на значительной глубине. Например, в Московской области она может быть от 35 до 250 м.

Артезианские водоносные горизонты залегают между двумя водоупорными слоями и надёжно защищены от поверхностного загрязнения. В отличие от грунтовых вод они часто имеют отдалённую область питания –– за несколько километров и даже за десятки и сотни километров. При вскрытии скважины уровень артезианской воды всегда устанавливается выше водоупорного слоя водоносного горизонта, а иногда артезианская вода сама изливается из скважины (фонтанирует). 

http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/5DB19BB7CD10AD0344F0290E25AACE26/xs3docsrc5DB19BB7CD10AD0344F0290E25AACE26_1_1605883973.gif

№1. Выберите верное утверждение о системе артезианского водоснабжения.

  1. Максимальная высота, на которую может подняться артезианская вода в скважине, не превосходит 10 м.
  2. Грунтовые воды, пройдя водонепроницаемый слой, создают дополнительное гидростатическое давление, из-за чего напор артезианской воды в скважине увеличивается.
  3. Если область питания артезианских вод находится ниже поверхности местности, в которой бурят артезианскую скважину, то для поднятия воды на поверхность понадобятся дополнительные устройства.
  4. Водонепроницаемые и водопроницаемые слои над артезианскими водами представляют собой сообщающиеся сосуды.

(Ответ:3)

undefined

№ 2. На каком из уровней (А, В, С или D) находится поверхность области питания артезианских вод для скважины, показанной на рисунке?

(Ответ: В)

№ 3. При каком условии вода будет фонтанировать из артезианской скважины? Ответ поясните.

( Ответ: 1) Если часть жилы с артезианскими водами находится выше поверхности земли, где бурят артезианскую скважину, то вода будет фонтанировать из артезианской скважины. 2) Это связано с тем, что скважина и жила с артезианскими водами являются сообщающимися сосудами, поэтому поверхность однородной жидкости во всех коленах должна устанавливаться на одном уровне, а так как артезианская скважина будет ниже некоторых частей жилы с артезианской водой, то вода из скважины будет выливаться.)



Предварительный просмотр:

Задания к занятию в 7 классе «Воздушные шары». Модуль «Механика в быту»

Воздушные «шары счастья»

«Шары желаний», или небесные фонарики  объёмные бумажные конструкции с огоньком внутри, летающие по принципу воздушного шара (от нагретого воздуха).http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/21BA32EAA731A5A84312D55456A783F7/xs3docsrc21BA32EAA731A5A84312D55456A783F7_1_1611910236.jpg

Для изготовления небесных фонариков традиционно используются только натуральные материалы: рисовая бумага и каркас из бамбука. Топливный элемент крепится на верёвке со специальной негорючей пропиткой, вместо традиционной медной проволоки, что уменьшает массу небесного фонарика, улучшает лётные качества и делает его полностью биоразлагаемым.

Стоит заметить, что бумажный корпус китайских летающих фонариков пропитан восковым раствором, что не даёт ему загореться при попадании открытого огня (такая бумага обугливается, но не горит). Это делает запуск менее опасным.

№ 1. Выберите верный ответ.

  1. Архимедова сила, действующая на фонарик, в процессе горения топливного элемента уменьшается, поэтому шар взлетает.
  2. Средняя плотность фонарика с горячим воздухом внутри меньше плотности воздуха снаружи, поэтому фонарик поднимается.
  3. Небесный фонарик будет подниматься вверх бесконечно долго.
  4. Поднявшись на большую высоту, небесный фонарик, изготовленный из биоразлагаемого материала, разлагается в воздухе.

(Ответ: 2)

№ 2. Ниже приведена таблица плотности различных пород дерева. На основе данных таблицы назовите породу дерева, которым можно заменить бамбуковые палочки, используемые в конструкции небесного фонарика. Свой ответ поясните.

Древесная порода

ρ, кг/м3

Древесная порода

ρ, кг/м3

бальса

160

ель

450

бамбук

400

липа

450

берёза

650

сосна

520

дуб

760

пихта

380

(Ответ: 1) бальса ИЛИ  2) пихта. Плотность этих пород дерева меньше плотности бамбука, поэтому при замене общая масса конструкции небесных фонариков уменьшится).

№ 3. В руководстве по запуску небесных фонариков приведены основные требования безопасности. В одном из них говорится, что категорически запрещено запускать небесные фонарики рядом с аэропортом. Как Вы думаете, почему нельзя это делать?

 (Ответ: небесный фонарик, выпущенный в небо, дальше уже никем не контролируется. Если запускать его вблизи аэропорта, он может помешать взлёту и посадке самолетов, что может привести к трагедии).

№ 4. В инструкции к запуску воздушного шара «счастья» приведены следующие требования безопасности.

1) Скорость ветра при запуске фонарика не должна превышать 3–4 м/с.

2) Запуск фонариков можно организовывать не ближе чем в 20 м от ближайших деревьев, домов и проводов.

3) Запуск производится только на открытом пространстве.

Каковы последствия несоблюдения этих требований?  (Ответ: 1) При большей силе ветра может загореться сам фонарик.

2) Фонарик может улететь на балкон дома, застрять в ветвях деревьев, зацепиться за провода, может привести к пожару.

3) Если запускать в закрытом помещении, фонарик поднимется к потолку, выше он подняться не сможет, может также произойти возгорание.)



Предварительный просмотр:

Задание к занятию в 8 классе «Приборы для уборки дома»»:

 кроссворд на тему «Энергоэффективность». Модуль «Электробытовые приборы».

99692595_3