Методический калейдоскоп

Герасимова Светлана Алексеевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Поучительная притча «Почему людям платят по-разному»

Один работник заходит к хозяину и спрашивает:

– А почему ты платишь мне всего рубль в неделю, в то время как Елисею – пятнадцать? Хозяин смотрит в окно и говорит:

– Слышу, кто-то едет. Нам сена на зиму нужно купить. Выйди-ка, посмотри, не сено ли везут.

Вышел работник.

Зашел и говорит:

– Правда, сено.

– А не знаешь, откуда? Может, с Лукьяновских лугов?

– Не знаю.

– Так сходи и спроси.

Пошел тот.

Снова входит:

– Точно, с Лукьяновских.

– А сено какого укоса – первого или второго?

– Не знаю.

– Так сходи, узнай!

Вышел работник.

Возвращается:

– Хозяин! Первого укоса!

– А не знаешь, почем?

– Не знаю.

– Так сходи, узнай.

Сходил.

Вернулся и говорит:

– Хозяин! По двадцать рублей.

– А дешевле не дают?

– Не знаю.

В этот момент входит Елисей и говорит:

– Хозяин! Мимо везли сено с Лукьяновских лугов первого укоса. Просили по 20 рублей. Сторговались по 17 за воз. Я их загнал во двор, сейчас разгружают.

Хозяин поворачивается к первому:

– Теперь ты понял, почему тебе платят 1 рубль, а Елисею – 15?



Предварительный просмотр:

Как заучивать стихи

Не все школьники легко и быстро заучивают стихи. В чём залог успеха?

Обычно на уроках учитель выразительно читает стихотворения, оно анализируется, разбираются значения слов, выразительные средства языка, дети тренируются в чтении. Многие дети, затрудняющиеся в заучивании стихов, пропускают весь этот материал «мимо себя», страх перед предстоящей «экзекуцией» охранительно «закрывает» восприятие ребенка. Поэтому начинаем дома спокойно, в комфортной обстановке все сначала.

1. Прочитаем это стихотворение вслух выразительно, но спокойно, без лишнего пафоса, по-домашнему. Выясняем, как понимает ребенок, о чем говорится в этом стихотворении. Иногда, сталкиваясь с незнакомыми словами, поэтическими формами отдельных слов, дети не понимают смысл всего стихотворения. Если описываемые события отсутствуют в жизненном опыте ребенка, то перед ним вообще возникает какая-то «абра-кадабра». Поэтому пересказываем стихотворение вначале кратко целиком своими словами, а затем «переводим» частями, чтобы ребенок усвоил последовательность изложения.

2. Следующий шаг — выразительное чтение. Поиграем в «артистов». Теперь будем читать стихотворение так, как читал бы артист со сцены. Вместе с ребенком анализируем, какие «помощники» нам будут помогать. «Я буду читать, ты слушать — привлекаем Уши, ты постараешься прочитать так, как я — понадобятся Ум, Глаза и Язык. Артист на сцене не стоит, как статуя, будем использовать жесты — нужны Руки». Конечно, ребенок будет читать сидя, но уже намечаются легкие жесты, которые в дальнейшем помогут запоминанию. Мы намеренно выбираем «помощников», создавая иллюзию коллектива, отвлекая внимание ребенка от основной цели. И вот он уже не один, и совсем ему не страшно, ведь не надо же учить стихотворение самому и сейчас. Взрослый выразительно читает стихотворение целиком. Затем читает так же выразительно первое четверостишие (2 строчки, 6 строчек и т. д., опираясь зрительно на предложенное деление текста). Ребенку предлагается прочитать этот же отрывок так же выразительно. Не стоит сразу настаивать на запоминании. На этом этапе важно научиться выразительно читать. Вначале читается первый «кусочек», затем второй, потом первый и второй вместе и т. д., наконец, ребенок читает выразительно все стихотворение целиком.

3. Подводим итог. Предлагаем ребенку самому кратко рассказать, о чем это стихотворение. Не надо требовать подробного пересказа, вполне достаточно одной фразы. Уточняем значение отдельных слов.

4. Внимательно рассматриваем иллюстрацию к стихотворению, если таковая имеется. Рассуждаем, так ли проиллюстрировал ребенок это стихотворение, если бы был художником, или создал бы свою картину. Практика показывает, не все дети понимают предлагаемые иллюстрации, зачастую многие из них не являются опорой для заучивания. Причина банальна — зрительное восприятие, воображение, эмоции взрослых и детей находятся на разном уровне. Поэтому идем традиционным путем — предлагаем ребенку проиллюстрировать стихотворение. Конечно, в идеальном варианте берем холст, кисти и т. д. Однако в учебном режиме время этого сделать не позволяет. Используем то, что доступно — карандаши, ручку, пальцы (можно создавать примитивные картины с помощью красок пальцами, это детям нравится, а тактильные ощущения способствуют запоминанию). Иллюстрация не должна быть обобщенной. Нам надо получить примитивный картинный план, который поможет ребенку запомнить последовательность изложения.

5. Меняем статическую позу. Предлагаем ребенку встать, как на сцене. Добавляем в «помощники» Ноги. Цель, которая ставится перед ребенком — выразительное чтение. Но! Стихотворение он еще не выучил, поэтому продолжаем играть. Взрослый проговаривает «кусочек», ребенок повторяет, сохраняя интонацию и жесты. Безусловно, ребенок будет ошибаться. Исправляя эти ошибки, следует обращать внимание на более яркую интонацию, а не на саму ошибку. Постепенно, благодаря всей предыдущей работе, стихотворение заучивается. Иногда же этого бывает недостаточно.

6. Учим ребенка составлять и использовать для заучивания схемы.

Прием на отрывке из стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер»:http://edumsko.ru/…/ne_vse_shkolniki_legko_i_bystro_zauchi…/

Рассмотрим этот прием на отрывке из стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер».

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…

Предлагаем ребенку сосчитать количество слов первой строки и составить с помощью карандаша и линейки схему:

________ ________ _________ _________,

Каждому слову соответствует черта, знаки препинания соответствуют образцу. Теперь предлагаем внести в схему первые буквы каждого слова:

Б  м  н  к  ,

Таким образом схематически обозначаем каждую строку, в результате получается схема:

Б  м  н  к  ,
В  с  к  ;
Т  , к  з  , о  з  ,
Т  з  , к  д  …

Предлагаем ребенку прочитать каждую строчку схемы, затем всю целиком. Что-то уже отложилось в памяти ребенка, а что-то он пока запомнить не может. Опять играем в «артиста». Ребенок, стоя, с опорой на схему воспроизводит строчки. Если все получается, упрощаем схему — убираем буквы, оставляем только обозначение слов. Пробуем еще раз, напоминая о большом количестве «помощников». Взрослый декламирует отрывок вместе с ребенком, затем ребенок делает новую попытку. Наконец, ура, «барьер взят»!

Не скрою, на первых порах эта работа требует значительного времени, ощутимых моральных затрат. Однако, осваивая пошагово эту систему, пробуя действовать по заданному алгоритму раз за разом, ребенок постепенно приобретает необходимые навыки и заучивание стихотворений уже не вызывает у него трудностей, а значит учиться ему становится легче, он начинает верить в свои силы, уверенней добивается поставленной цели.

В каком же возрасте и как можно формировать необходимые умения, чтобы в школе ребенок с такими трудностями не сталкивался? Об этом разговор пойдет в следующей статье.

Автор: Смирнова Маргарита Вячеславовна, учитель-дефектолог



Предварительный просмотр:

Доктор педагогических наук Джеки Герштейн решила заняться вопросом особенностей современного образования и создала простую таблицу, в которой наметила основные отличия системы образования 21-го века от традиционного. По мнению доктора Герштейн, существующие отличия касаются четырёх аспектов: ролей учителя и ученика, учебных программ, системы оценки и педагогики.

Её выводы в самом общем виде выглядят следующим образом.

Роль учителя

Учитель больше не является «мудрецом на сцене» и единственным источником знаний в классе. Он, скорее, подталкивает учеников. Учителя сегодня - лишь тренеры и наставники, которые направляют своих учащихся к новым открытиям в их познавательном путешествии.

Роль ученика

Ученики также стали более открытыми в современном образовании. Они больше не являются пассивными слушателями, чья роль ограничивается потреблением того, что им предлагают другие. Сегодняшние школьники и студенты активно участвуют в создании и совместном использовании знаний.

Учебный план

В традиционной системе обучения существовал единый рецепт для всех, который опирался на одни и те же учебники и методички. Современные программы более разнообразны, дифференцированы и имеют множество самых различных источников.

Педагогика

Педагогика является зеркалом, в котором отражаются перечисленные выше изменения. Обучение сегодня строится не вокруг фигуры учителя, а вокруг фигуры ученика. Заблуждения и ошибки считаются здоровыми признаками процесса обучения, а плохое поведение рассматривается как «возможность для роста и часто корректируется с помощью усилий группы».

Оценка

Теперь оценка – это не пустой запоздавший показатель. На сегодняшний день чаще используется формативное оценивание деятельности учеников, задача которого – следить за результатами изо дня в день, а не оценивать уровень знаний детей посфактум.

Источник: http://newtonew.com/blog/posts/157