Методический семинар "Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Сороковикова Ольга Николаевна

        Современное общество в рамках существующих реалий нуждается в образованных, творческих, инициативных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной, социальноактивной и мобильной личности. Выдвигаются задачи на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Эти задачи невозможно решить путем навязывания ученикам соответствующих знаний.Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала и задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу.                                                                                

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный этап конкурса профессионального мастерства

«Учитель года 2016»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Сороковикова О.Н.

МБОУ «СОШ №15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Исследовательская деятельность, каксредство развития

 познавательного интереса учащихся на уроках истории, 

обществознания и во внеурочной деятельности.

        Современное общество в рамках существующих реалий нуждается в образованных, творческих, инициативных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной, социальноактивной и мобильной личности. Выдвигаются задачи на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Эти задачи невозможно решить путем навязывания ученикам соответствующих знаний.Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала и задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу.                                                                                Проблема. Предъявляемые требования к выпускнику XXI века, сильно расходятся с существующими реалиями образа современного ученика. Извечная проблема как соотнести желаемое с действительностью.  Как добиться идеала – проблема, которую должен разрешить учитель. Каждый учитель в своей практике сталкивался с низкой познавательной активности учащихся, с нежеланием осмыслить полученную информацию. Каждый задавал себе вопросы:   - Как учить детей без принуждения?                                                                                                  - Как сделать предмет простым для понимания?

- Как пробудить интерес к обучению? Чтобы ответить на все эти вопросы, каждый учитель должен выработать свою модель обучения, свою тактику, применить ту образовательную технологию, которая с его точки зрения наиболее перспективна и действенна, применима к современным детям и современным реалиям.        

  Цель. Анализ существующей ситуации показал, что для того, чтобы развить способности  к  самореализации, к самостоятельному  мышлению  школьников с учётом психофизических особенностей формирования памяти требуется:- Активизировать познавательную деятельность через развитие мышления с учётом психофизических особенностей мозга по формированию осмысленного запоминания. Так как осмысленное запоминание намного эффективнее механического, осуществляющееся без установления логических или ассоциативных связей между элементами, запоминаемого материала;                                                                                                                                               - Повышение мотивации через исследовательскую деятельность с помощью проблемно-познавательных вопросов и задач, которые бы интересовали учащихся, вызвали бы у них стремление к изучению темы, а следовательно, и предмета. Поэтому основным направлением для развития познавательного интереса у обучающихся был выбран метод исследования на уроках истории и обществознания, который требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. В исследовательской деятельности развивается способность к самостоятельному познанию, что соотносится с требованиями ФГОС: «Развивать мыслительную активность учащихся, включающую умение искать, анализировать, обобщать, применять, интерпретировать информацию, содержащуюся в различных источниках, о событиях и явлениях прошлого и настоящего» (16, С. 44)

Истоки педагогического опыта. Что принято понимать под исследовательской деятельностью? А. В. Леонтович под исследовательской деятельностью понимает деятельность обучающихся, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов…: постановку проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение; выводы [2].ГлавныйСМЫСЛ исследования в сфере образования — то, что оно являетсяучебным. Это означает, что его главной целью является развитиеличности, а не получение объективно нового результата, как в«большой» науке.Савенков А. И считает, что «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения».Следует отметить также, что концептуальная основа исследовательской деятельности связана с психологической теорией мышления, выдвинутой С.Л. Рубинштейном. Разработкой тех или иных аспектов исследовательской деятельности занимались Борзенко В. И., Обухов А. С., Воровщиков С. Г., Новожилова М. М., Гурвич Е. М., Демин И. С., Поддьяков А. Н., Пазынин В.В. и др. В общем контексте все сходятся в одном, что исследовательская деятельность даёт возможности учителю перевести свою деятельность из режима транслирования и информирования в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей.

Опыт применения исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания. В практической деятельности каждый учитель индивидуально выбирает комбинацию приемов, методов и форм исследовательского обучения на уроках с использованием исследовательской деятельности. Я предлагаю ознакомиться с приемами, которые применяются мной. Примеры, предлагаемые ниже, могут быть использованы для работы с различными видами учебного материала (текст, иллюстрации, карты, видео и т.д.). При отборе материала необходимо учитывать, что он должен быть интересным и увлекательным для учеников.  Приём 1.Проблемный вопрос – это прямая противоположность риторическому вопросу, поскольку проблемный вопрос не предполагает однозначного ответа. Такой вопрос провоцирует противоречивые суждения учащихся, на основании которых разворачивается дискуссия. Один из видов проблемного вопроса – некорректный вопрос, на который невозможно дать непротиворечивый и терминологически точный ответ.Например: Тема урока: Немецкое наступление 1942 года и предпосылки коренного перелома.

9 класс.  Урок я начинаю с проблемного вопроса: мог ли сталинский приказ №227 «Ни шагу назад» стать предпосылкой коренного перелома? Для ответа на данный вопрос необходимо изучить сложившуюся ситуацию на фронте, в тылу, расстановку сил противников. Необходимо изучить воспоминания участников тех событий, рассмотреть имеющиеся точки зрения.ходеурока, изучая текст приказа и события на фронте, учащиеся обсуждая поставленный вопрос рассматривают различные ситуации, дискутируют и приходят к выводу, что приказ мог послужить сдерживающим фактором в момент отступления, но повлиять на патриотический настрой он если и мог, то только отрицательное, повлиять на военные перевес в стратегическом плане  он не мог, следовательно предпосылкой быть не мог.

Тема урока: Внутренняя политика Екатерины II. 7 класс. Ученикам задаётся вопрос: Какому событию в период правления Екатерины II могла бы послужить аллегорией басня И.А. Крылова «Лебедь Щука и Рак»? Почему? Ответ аргументируйте.

Приём 2. Исследовательские задания, рассчитанные на самостоятельное индивидуальное или групповое выполнение, моделируют исследовательскую деятельность, но не обязательно включают все ее этапы. Возможны задания на сбор материала, на анализ существующих интерпретаций и, разумеется, на анализ материала. Исследовательские задания провоцируют движение мысли учащихся от одного из этапов исследования в сторону обнаружения новой информации. Чтобы обеспечить выход к новой информации, задание должно быть проблемным, то есть допускающим различные версии.

Например: Тема урока: Внешняя политика. Русско-Японская война  1904-1905 г.г. 11 класс. Ученикам предлагается подумать и назвать событие, а также предложить свое название плакату, которое отражало бы главную особенность международных отношений. Объяснить свой выбор». В ходе урока, после изучения событий учащиеся разгадывают аллегории, называют страны, принимавшие участие в захвате территорий Китая, и дают ей название, например, «Раздел пирога». Объясняют свой выбор с помощью полученных знаний и делают вывод о главной особенности внешней политики на Дальнем Востоке.

Тема урока: СССР накануне Великой Отечественной войны. 9 класс. На примере Советско-Финляндской войны можно показать весь узел противоречия во внешней политике на тот момент. Поэтому урок я строю именно на этом событии. И задаю задание на изучение Манильского инцидента. В ходе работы с подобранными документами у учащихся вырабатывается понимание происходящих событий, своя точка зрения. В результате работы с документами учащиеся открывают для себя закулисную политику, расстановку сил в мире, интересы разных государств. Работая с документами учащиеся учатся анализировать, сопоставлять факты, выявлять влияние отдельных инцидентов на политику стран. В итоге выполняя задание, изучая противоположные точки зрения, учащиеся узнают много сопутствующей информации формируют свою точку зрения, учатся анализировать и сопоставлять.

В учебной исследовательской деятельности старшеклассники знакомятся со специальными методами исторического исследования: синхронным, хронологическим, диахронным, методом исторических параллелей, методом исторического моделирования, структурно-системным методом, методом актуализации. Для исследовательских заданий широко используютсяисторические тексты источников противоречивые по содержанию авторские точки зрения по изучаемому событию, процессу. Организация самостоятельных исследований учащимися научных проблем. Проведение дискуссий на основе исторического материала.

Внеурочная исследовательская деятельность. Во внеурочной деятельности происходит закрепление и дальнейшее освоение теоретических знаний, а также выход на практику. Ребята учатся самостоятельно выбирать тему исследования, выдвигать гипотезы, ставить цель – как предполагаемый результат, определять соответствующие задачи, обосновывать выбор методов исследования, ставить и описывать эксперименты, формулировать выводы из полученного результата и публично защищать итог своей работы. Результативность. Результат урока можно определить уровнем усвоения знаний учениками. Поэтому на всех этапах урока важную роль отвожу рефлексии, так как она дает возможность учащимся оценить и осмыслить результаты собственной деятельности. На уроках использую такие формы рефлексии, как «Три М», (+) ( -) (интересно), высказывания по кругу и т.д. После уроков с исследовательской деятельностью я стала замечать рост активности учеников, увеличилось количество задаваемых вопросов по пройденной теме. Повысившийся интерес учеников к истории стимулирует меня как учителя к дальнейшим поискам и экспериментам. По-моему использование исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной работе может во многих аспектах помочь учителю в его педагогической практике. Хотелось бы отметить, что использование исследовательских приемов способствовало формированию у учащихся общих учебных умений, развитию самостоятельности и освоению универсальных учебных действий, что в условиях развития современного образования в рамках метапредметного подхода очень важно. У истории всегда должен быть исследовательский интерес. И когда я рассказываю в классе о том, что уже добыто наукой, я являюсь исследователем, потому что мне интересно и важно понять, какие сложности в изучении моего предмета существуют у учеников, что им легко, что трудно и почему, какие возникают проблемы, а иногда и для того, чтобы найти истину. И ученикам важно увидеть в учебных заданиях нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений, четких упражнений.                                                                                                              За период применения данного опыта работы учебный процесс стал более продуктивным и качественным, повысился уровень развития речи, смыслового чтения, познавательной активности, опосредованной памяти, сформированности умений определять понятия, выявлять сходства и различия в объектах. Повысилось число учащихся способных самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике, грамотно работать с информацией, видеть проблемы и искать пути рационального их решения, быть коммуникабельными и самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта и культурного уровня. Учащиеся умеют самостоятельно работать с источником информации и знают, как это можно сделать. Таким образом, исследовательская деятельность даёт ребёнку возможность научиться видеть актуальные проблемы, формулировать собственные цели, планировать их достижение и добиваться успеха.  К результатам работы следует отнести и такие показатели: ежегодно дети принимают активное участие в школьных, муниципальных предметных олимпиадах по истории и обществознанию в исследовательских конференциях, творческих конкурсах разного уровня и достигают хороших результатов -  первые и призовые места. Но главный результат - это личностное самоопределение и саморазвитие моих учащихся, которые способны самостоятельно ставить цели и строить жизненные планы. Помочь ребёнку в выборе собственного пути, на котором он может успешно самореализоваться, и принести пользу обществу вот, – с моей точки зрения, главное предназначение педагога.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сороковикова О. Н. учитель истории «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Слайд 2

КОНКУРС УЧИТЕЛЬ ГОДА 2016 Конкурсное задание «Методический семинар» . ТЕМА: Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности Автор: учитель истории первой квалификационной категории Сороковикова Ольга Николаевна Место работы: МБОУ «СОШ №15 Горол Усолье-Сибирское

Слайд 3

Самооценка деятельности на уроке и домашней подготовки (ответы учащихся на вопросы анкеты) количество положительных ответов (в %) Мне нравится изучать историю 53 Я всегда готовлюсь дома к уроку. 56 Читая параграф учебника, я всегда понимаю прочитанное. 47 Я всегда выясняю значение незнакомых слов 21 Я пытаюсь соотносить изучаемые события с изученными ранее 31 Мне нравится находить аналогии в исторических событиях и процессах 18 Я всегда отвечаю на вопросы предложенные в конце параграфа. 28 Я считаю, что знание истории пригодится мне в жизни 49 Я умею работать с текстом и выделять главное. 52 Если я что-то не понял на уроке или при выполнении домашнего задания, я обязательно выясняю это. 27 ПРОБЛЕМА Анкетирование учащихся 2013 -2014 год. (97 учеников, 5, 8,10 классы) Низкая мотивация, низкий уровень познавательной активности

Слайд 4

? Выпуск ник XXI века Ученик XXI века ПРОБЛЕМА умеет самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообра – зных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Подвержен мощному потоку ненужной» информации Зачастую инфантилен. Предпочитает избежать активной мыслительной деятельности. Не может самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Ему трудно быть коммуникабельным, контактным. Низкая мотивация к обучению в школе

Слайд 5

ЦЕЛЬ ТРЕБОВАНИЯ Активизировать познавательную деятельность через развитие мышления с учётом психофизических особенностей мозга по формированию осмысленного запоминания. Повышение мотивации изучения предмета через исследовательскую деятельность развитие способностей к самореализации, к самостоятельному мышлению школьников Требования ФГОС «Развивать мыслительную активность учащихся, включающую умение искать, анализировать, обобщать, применять, интерпретировать информацию, содержащуюся в различных источниках, о событиях и явлениях прошлого и настоящего». Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся посредством исследовательской деятельности на уроках истории, обществознания и внеурочной деятельности

Слайд 6

Как учить детей без принуждения? Как сделать предмет простым для понимания? Как пробудить интерес к обучению? ИСТОЧНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Изучение существующих научно-практических подходов к проблеме Изучение образовательных стандартов Изучение опыта по организации исследовательской деятельности

Слайд 7

ИЗУЧЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ «Исследовательская деятельность - деятельность обучающихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением» Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллекту - ально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механиз – мов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения». Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. Рубинштейн С.Л. Теория продуктивного мышления «Мышление занимает ведущую роль в процессе познавательной деятельности человека. Проблемная ситуация является начальным моментом мышления, источником творческого мышления».

Слайд 8

ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТ ОВ Личностные характеристики выпускника: «…любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции…»; «…формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений…»; «…формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве… в процессе учебно- исследовательской деятельности…» (ФГОС). Метапредметные результаты : «…умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи…»; «…умение самостоятельно планировать пути достижения целей…»; «… умение соотносить свои действия с планируемыми результатами…»; «…умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать…, …устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы…» (ФГОС). Учитель должен «… способствовать овладению учениками исследовательскими приёмами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различию фактов и их интерпретаций…» (Историко-культурный стандарт).

Слайд 9

ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 10

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОТЬ РЕЗУЛЬТАТ НАУКА ОБРАЗОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНОГО МЕТОДА ОБЪЕКТИВНОСТЬ ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕТОДИК НАПРАВЛЕННОСТЬ НА РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ ШАГ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ

Слайд 11

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В практической деятельности каждый учитель индивидуально выбирает комбинацию приемов, методов и форм исследовательского обучения на уроках с использованием исследовательской деятельности. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМНАЯ БЕСЕДА ЭВРИСТИЧЕСКАЯ (ПОИСКОВАЯ) БЕСЕДА УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: синхронное, хронологическое, диахронное, метод исторических параллелей, метод исторического моделирования, структурно-системный метод, метод актуализации ФОРМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ ПРОБЛЕМНЫЙ СЕМИНАР УРОК С ЭЛЕМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСКУРСИЯ ПРОБЛЕМНО_ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ КОМПОНЕНТОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАНИЯ ПРИЁМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 12

2 ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС Тема урока: Немецкое наступление 1942 года и предпосылки коренного перелома.9 класс. Урок я начинаю с проблемного вопроса: мог ли сталинский приказ №227 «Ни шагу назад» стать предпосылкой коренного перелома? Для ответа на данный вопрос необходимо изучить сложившуюся ситуацию на фронте, в тылу, расстановку сил противников. Необходимо изучить воспоминания участников тех событий, рассмотреть имеющиеся точки зрения. В ходе урока, изучая текст приказа и события на фронте, учащиеся обсуждая поставленный вопрос рассматривают различные ситуации, дискутируют и приходят к выводу, что приказ мог послужить сдерживающим фактором в момент отступления, но повлиять на патриотический настрой он если и мог, то только отрицательное, повлиять на военные перевес в стратегическом плане он не мог, следовательно предпосылкой быть не мог

Слайд 13

2 Тема урока: Внутренняя политика Екатерины II . 7 класс. Ученикам задаётся вопрос: Какому событию в период правления Екатерины II могла бы послужить аллегорией Басня И.А. Крылова «Лебедь Щука и Рак»? Почему ? Ответ аргументируйте. Данная работа является частью урока по изучению деятельности Уложенной комиссии. В результате изучения материала и обсуждения в группах ученика приходят к выводу о том, что персонажей басни Крылова можно условно соотнести с представителями разных сословий, участвующих в работе Уложенной комиссии, которые не могли договорится между собой и каждый отстаивал свои интересы (тянул в свою сторону) ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Слайд 14

1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАНИЯ Тема урока: Внешняя политика. Русско-Японская война 1904-1905 г.г. 11 класс. Ученикам предлагается подумать и назвать событие, а также предложить свое название плакату, которое отражало бы главную особенность международных отношений. Объяснить свой выбор». В ходе урока, после изучения событий учащиеся разгадывают аллегории, называют страны, принимавшие участие в захвате территорий Китая, и дают ей название, например, «Раздел пирога». Объясняют свой выбор с помощью полученных знаний и делают вывод о главной особенности внешней политики на Дальнем Востоке.

Слайд 15

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАНИЯ 2 Тема урока: СССР накануне Великой Отечественной войны. 9 класс. На примере Советско-Финляндской войны можно показать весь узел противоречия во внешней политике на тот момент. Поэтому урок я строю именно на этом событии. И задаю задание на изучение Манильского инцидента В ходе работы с подобранными документами у учащихся вырабатывается понимание происходящих событий, своя точка зрения. В результате работы с документами учащиеся открывают для себя закулисную политику, расстановку сил в мире, интересы разных государств. Работая с документами учащиеся учатся анализировать, сопоставлять факты, выявлять влияние отдельных инцидентов на политику стран. В итоге выполняя задание, изучая противоположные точки зрения, учащиеся узнают много сопутствующей информации формируют свою точку зрения, учатся анализировать и сопоставлять

Слайд 16

ВНЕУРОЧНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Во внеурочной деятельности происходит закрепление и дальнейшее освоение теоретических знаний, а также выход на практику. Ребята учатся самостоятельно выбирать тему исследования, выдвигать гипотезы, ставить цель – как предполагаемый результат, определять соответствующие задачи, обосновывать выбор методов исследования, ставить и описывать эксперименты, формулировать выводы из полученного результата и публично защищать итог своей работы.

Слайд 17

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНФЕРЕНЦИЯХ И КОНКУРСАХ год Участники исследовательской работ ы Количество работ, занявшие призовые места Городской уровень Всероссийский уровень 2012-2013 2 1 1 2013-2014 3 2 1 2014-2015 3 1 1 год Участникиолимпиад Призёры и победители Городской уровень Всероссийский уровень 2012-2013 5 - 1 2013-2014 2 2014-2015 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОЛИМПИАД ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Слайд 18

Самооценка деятельности на уроке и домашней подготовки (ответы учащихся на вопросы анкеты) количество положительных ответов (в %) 2013/14 г. 2014/15 г. Мне нравится изучать историю 53 68 Я всегда готовлюсь дома к уроку. 56 62 Читая параграф учебника, я всегда понимаю прочитанное. 47 57 Я всегда выясняю значение незнакомых слов 21 33 Я пытаюсь соотносить изучаемые события с изученными ранее 31 34 Мне нравится находить аналогии в исторических событиях и процессах 18 26 Я всегда отвечаю на вопросы предложенные в конце параграфа. 28 42 Я считаю, что знание истории пригодится мне в жизни 49 53 Я умею работать с текстом и выделять главное. 52 54 Если я что-то не понял на уроке или при выполнении домашнего задания, я обязательно выясняю это. 27 27 ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И МОТИВАЦИИ

Слайд 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СЕТЕВЫХ РЕСУРСОВ Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к занятиям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 1985. Борздун В. Н. Исследовательская деятельность в школе: критерии оценки / В. Н. Борздун, Л.А. // Методист. Научно-методический журнал. — 2003. — № 6. — С.48–51. 2. Леонтьев А.Г. Педагогические ситуация. Как учить?// Знание – сила. – 1990. - № 2. – С.28-34. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. // Народное образование. — 1999. — № 10. 3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. Обухов А. С. Проблема оценки качества образования // Исследовательская работа школьников. — 2008. № 2. — С.17–23. 4. Психологический словарь / под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Астрель, 2004. Рассказова Ж. В. Исследовательская деятельность учащихся в условиях общеобразовательной школы: функция и виды // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2012. — № 6. — С. 246–247. 5. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании http://www.researcher.ru/methodics/teor/a_1xitfn.html Сайт «Образование новой эры» - http://www.trizway.com – дата обращения 8.02.2016. Сайт «Современные педагогические технологии» - http://pedtehno.ru - дата обращения 8.02.2016 Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru/attestatsiya-pedagogicheskikh-rabotnikov - дата обращения 7.02.2016. ФГОС / Под ред. Сафронова И.А. - М.: Просвещение, 2014.