Казачий класс


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Школа №2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области

им. Героя Советского Союза М.С. Бочкарёва»

«Согласовано»

Заместитель руководителя по ВР

 МОУ «Школа №2 »

/______________/Лучкина О.И./

                       

«  ____»____________201___г.

«Утверждено»

Директор МОУ «Школа №2 »

                   /______________/ Шведова Е.В./

ФИО

Приказ № ___ от «___»_______________201___г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

кружка «Казачок»

для 1 класса

                                                                                   Составитель:

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                первой квалификационной категории

                                                                                  Ребнёва Лидия Викторовна

                                                                                                          Рассмотрено на заседании

                                                                                                           педагогического совета школы

                                                                                                          протокол № _____ от ___________

2015-2016 уч. год

Программа кружка «КАЗАЧОК»

I. Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно - правовыми методическими документами:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357 “0 внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”

     (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4             февраля                                     2011 г., регистрационный № 19707).

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ” от 29.12.2010 года № 189
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования.

     В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать? Как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Эти вопросы не раз задавал себе каждый из нас.

  История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающим людям осознать свою принадлежность к определённой культурной среде.

   Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории казачества.

     Для воспитательного процесса программа «Казачок» является новой, и преимущества ее заключаются в возможности воспитать у юных казаков чувство патриотизма и гражданской ответственности, формировать чувство уважения, гордости, бережного отношения к родному краю, Отечеству на основе традиций и ценностей.

      Данная программа предназначена для учащихся 1-4 классов и объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православной культуры казачества. Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся начальных классов.

      Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), занятия третьего и четвёртого года обучения носят активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний).

   Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий.

  Реализация данной программы предполагается через внеклассную кружковую работу. Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Каждый год обучения состоит из 33 учебных часов (1 класс), 34 учебных часа (2-4 классы)

    Занятия проводятся в течение 1 часа 1 раз в неделю.

   В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций, формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

     Цель данной программы – формирование начального представления о казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • знакомство с укладом жизни казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда;
  • ознакомление с основными историческими вехами казачества, приобщение учащихся к казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
  • прививать интерес к традициям казачества;
  • воспитание  бережного отношения к природе родного края;
  • прививать ценности здорового образа жизни.
  • развитие творческих способностей детей.

Программа предусматривает  групповую, фронтальную и индивидуальную  формы

организации учебной работы с использованием следующих  методов:

1) По источнику передачи и восприятия знаний:

-словесные (рассказ, беседа),

-наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций),        

практические (рисование на темы, выполнение творческой работы)  

-2) По характеру познавательной деятельности:

-репродуктивные (воспроизводящий)

-частично-поисковые  (выполнение  заданий с элементами творчества);

-творческие (творческие задания по видам деятельности).

-3) По степени самостоятельности:

-работа под непосредственным руководством педагога;

-совместная работа;

-самостоятельная работа.

II. Содержание программы обучения патриотического кружка “Казачок”

1 год обучения (33 часа)

Вводное занятие (2ч.)

Знакомство учащихся с программой. Связь программы с предметом “Основы православной культуры”.

Раздел 1. Традиционная культура волжских казаков (3 ч.)

Пословицы, поговорки, колыбельные песни донских казаков. Потешки. Считалки. Заклички.

Раздел 2. История моей казачьей семьи. (3 ч.)

Понятие “казачья семья”. Члены моей семьи, обязанности и увлечения семьи. Предки – казаки. Семейный фотоальбом. Семейная летопись. Я и моя семья. Проектная работа.

Раздел 3. Труд и быт волжских казаков.(3 ч.)

Понятие “семейный быт”. Быт моей казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. История моей станицы, города.

Проектная работа.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство (3 ч.)

Материалы, из которых мастера нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза). Образцы изделий, предметов, изготовленных в Ростовской области. Экскурсия. Посещение городского историко-краеведческого музея.

Раздел 5. Памятники истории волжского казачества (3 ч.)

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры городов на Волге.

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории волжского казачества (4 ч.)

Основные памятные даты и знаменательные события областного и местного значения. Персоналии, исторические или культурные события, послужившие основанием для памятных дат. Значение данного события для современного донского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору учителя). Мы умеем предками гордиться. Проектная работа.

Возложение цветов к Вечному огню в своей местности.

Раздел 7. Православие и казачество (4 ч.)

Православная вера – основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.

Раздел 8. Казак – патриот (4 ч.)

Казак. Волжское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии.

Экскурсия. Посещение музея воинской славы.

Подведение итогов, подготовка проведения массовых воспитательных мероприятий (4 ч).

III. Учебно-тематический план

1 - 2 класс (67 ч.)

Наименование разделов, тем

Всего часов

Количество часов

Деятельность учащихся

теорет.

проект.

экскур.

 

Вводное занятие. Комплектование.

2

 

 

 

 

1

Что такое казачество?

Кто такой казак?

 

 

1

 

Организация выставки рисунков учащихся.

2

Происхождение казачества.

 

 

1

 

 

Культурные традиции волжских казаков.

3

 

 

 

 

3

Казачьи пословицы и поговорки. Казачьи легенды и сказки.

 

 

1

 

Подбор пословиц, поговорок, сказок донских казаков.

4

Музыкальный фольклор казаков.

 

1

 

 

Презентация, диски с песнями.

5

Народные игры  казаков.

 

 

1

 

Проведение игр.

 

История одной казачьей семьи.

3

 

 

 

 

6

Казачьи заповеди; их популяризация и выполнение.

 

1

 

 

Мини-доклады, сообщения учащихся.

7

Моя семья. Семейные традиции.

 

 

1

 

8

Я и моя семья. Семейная летопись. Проектная работа.

 

 

1

 

Мини-доклады, сообщения учащихся.

 

Труд и быт волжских казаков.

3

 

 

 

 

9

Казачьи промыслы.

 

1

 

 

Мини-доклады учащихся; макеты жилищ, совместная работа с родителями.

10

Все профессии важны.

 

 

1

 

11

История образования станицы. Проектная работа.

 

 

1

 

 12

Декоративно-прикладное искусство казаков

4

 

 

 

 

 

1

 

 

Выставка работ донских умельцев.

Выставка детских работ декоративно-прикладного искусства.

13

Посещение краеведческого музея.

 

 

 

1

14-15

Моё рукотворчество.

 

 

2

 

 

Страницы истории казачества

6

 

 

 

 

16

Основные памятные даты и знаменательные события из истории казачества.

 

1

 

 

Экскурсии; сообщения учащихся;

17

Защитники земли казачьей.

 

 

1

 

посещение детей вместе с родителями

одиноких пожилых людей с целью оказания посильной помощи.

18

Герои рядом.

 

 

 

1

19

Известные люди в казачестве.

 

 

 

1

20

“Мы умеем предками гордиться”. Проектная работа.

 

 

1

 

21

Поход к Вечному Огню. Возложение цветов.

 

 

 

1

 

Православие и казачество

4

 

 

 

 

22

Традиционные религиозные праздники и обряды казачества.

 

 

1

 

Сообщения учащихся о религиозных праздниках на Дону.

23

Вера в народной жизни.

 

1

 

 

24

Религиозные традиции волжских казаков.

 

1

 

 

25

Экскурсия в храм

 

 

 

1

 

Вольные казаки

3

 

 

 

 

26

Войсковые праздники.

 

 

1

 

 

27

Волжское казачество: прошлое и современное.

 

1

 

 

28

Посещение музея воинской славы г. Саратова

 

 

 

1

Сообщения учащихся о подвигах донских казаков в годы войны.

 

Памятники истории  казачества

3

 

 

 

Поездки, экскурсии к памятникам культуры донского казачества. Сообщения учащихся о памятниках на Дону.

29

Памятники на Дону, на Кубани.

 

 

1

 

30

Выезд в г. Саратов

Экскурсия в национальную деревню.

 

 

 

1

31

Памятники станицы.

 

 

 

1

32-33

Подведение итогов; подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий; “Казаки - защитники Отечества”, “Чудеса под Рождество” и др.

2

 

2

 

Участие в массовых общешкольных мероприятиях и спортивных соревнованиях.

IV. Календарно-тематическое планирование

1 класс (33часа)

Наименование разделов, тем

Дата по плану

Дата по факту

Всего часов

Количество часов

Деятельность учащихся

теорет.

практ.

экскур.

1

Вводное занятие. Комплектование.

05.09.

1

 1

 

 

 Инструктаж по т/б.

2

Что такое казачество?

Кто такой казак?

12.09.

 1

 1

 

Виртуальная экскурсия. Организация выставки рисунков учащихся.

3

Происхождение казачества.

19.09.

 1

 1

 

4

Казачьи пословицы и поговорки. Казачьи легенды и сказки.

26.09.

 1

 

1

 

Подбор пословиц, поговорок, сказок донских казаков.

5

Музыкальный фольклор казаков.

03.10.

 1

1

 

 

Презентация, диски с песнями.

6

Народные игры  казаков.

10.10.

 1

 

1

 

Проведение игр.

7

Казачьи заповеди; их популяризация и выполнение.

17.10.

 1

1

 

 

Мини-доклады, сообщения учащихся.

8

Моя семья. Семейные традиции.

24.10.

 1

 

1

 

9-10

Я и моя семья.

30.10.,

11.11.

 2

 1

1

 

Мини-доклады, сообщения учащихся.

 11

Труд и быт волжских казаков.

18.11.

1

 1

 

 

 Мини-доклады учащихся; макеты жилищ, совместная работа с родителями

12

Все профессии важны.

25.11.

 1

 

1

 

 13

Декоративно-прикладное искусство казаков

03.12.

1

 

 

1

 

 

 

 

 

Выставка работ донских умельцев.

Выставка детских работ декоративно-прикладного искусства.

14

Посещение краеведческого музея.

10.12.

 1

 

 

1

15-16

Моё рукотворчество.

17.12.,

24.12.

 2

 

2

 

17

Защитники земли казачьей.

12.01.

 1

 

 1

Презентация,

посещение детьми вместе с родителями

одиноких пожилых людей с целью оказания посильной помощи.

18

Герои рядом.

19.01.

 1

 

 

1

19-20

Известные люди в казачестве.

26.01.,

02.02.

 2

 1

 

1

21

Поход к Вечному Огню. Возложение цветов.

09.02.

 1

 

 

1

22-23

Традиционные религиозные праздники и обряды казачества.

16.02.,

23.02.

 2

 1

1

 

Презентация. Сообщения учащихся о религиозных праздниках

24

Вера в народной жизни.

03.03.

 1

1

 

 

25

Экскурсия в храм

10.03.

 1

 

 

1

26

Войсковые праздники.

17.03.

 1

 1

 

 Презентации

27

Казачество: прошлое и современное.

02.04..

 1

1

 

 

28-30

Выезд в г. Саратов

Экскурсия в национальную деревню.

09.04.- 23.04.

 3

 1

 

2

31

Памятники станицы.

30.04.

 1

 

 

1

Виртуальная экскурсия

32-33

Подведение итогов; подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий; “Казаки - защитники Отечества”, “Чудеса под Рождество” и др.

07.05.,

14.05.

2

 

2

 

Участие в массовых общешкольных мероприятиях и спортивных соревнованиях.

V. Предполагаемые результаты реализации программы:

-активная жизненная позиция школьника;

-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;

-патриотическое и гражданское самосознание;

-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;

-соблюдение народных традиций, любовь к казачьему фольклору и песням;

-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;  

-представление о семье как  о высшей ценности гражданского общества.

      При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

По итогам посещения детьми  кружка «Казачок» предполагаются следующие       результаты.

          Результаты первого уровня:

          В сфере личностных  универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

            - учебно-познавательный интерес к культуре донского казачества и творческой деятельности.

В сфере  регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;

- вносить необходимые коррективы  в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

В сфере  познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- приобретать и осуществлять практические умения и навыки по различным фольклорным формам казачества, особенностям проведения обрядовых праздников казаков.

В сфере  коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Результаты второго уровня:

В сфере личностных  универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.

В сфере  регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-рассказывать о своём казачьем роде;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности.

В сфере  познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-реконструировать основные праздничные обряды.

В сфере  коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.

Результаты третьего уровня:

В сфере личностных  универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении творческих работ;

-заложены основы личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, уважение к культурному наследию.

В сфере  регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;

-выполнять исследовательский проект на тему « Моя родословная».

В сфере  познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- развивать художественный вкус и критическое мышление.

В сфере  коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- формировать собственное мнение и позицию.

VI. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Печатные пособия (книги, картинки, тексты);

Технические средства обучения (компьютер, проектор, экран, доска;

Демонстрационные объекты (видеокассеты, видеофильмы);

Экранно-звуковые пособия (диски).

VII. Список литературы:

1. Альбедиль М. Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы. СПб., 1997.

2. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков 17-20 вв. М.;“Издательство БАРО – ПРЕСС”, 2006.

3. Белов Василий. Лад. М., 1989.

4. Бондарь Н. И. Святой угол. 1998.

5. Виноградов Г. С. Страна детей. СПб., 1998.

6. Герд А. С. Введение в этнолингвистику. Курс лекций и хрестоматия СПб., 2005.

7. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. Просвещение. 2009 (Стандарты второго поколения.

8. Елисеев Ф. И. первые шаги молодого хорунжего. М. ,2005.

9. Жиганова С. А. свадебные песни в обрядовом пространстве, 2005.

10. Кравцова Е.Е. Разбудим в ребенке волшебника. М. Просвещение, 1996.

11. Лаврентьева Л.И. Школа и нравственное воспитание личности \\ Завуч начальной школы. 2004, № 5.

12. Лисица В.А. Развитие духовно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре \\Дополнительное образование и воспитание. 2011.

13. От прибаутки до былины. Русский фольклор. М. ,1991.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.Просвещение,



Предварительный просмотр:

Казачьи заповеди

Наш девиз: «За Родину, добро и справедливость!»

Мы и наша Родина

  • Мы добросовестно учимся, изучаем историю родного края, его традиции праздники, культуру, обычаи.
  • Мы любим нашу Родину и сделаем ее красивой
  • Мы уважаем традиции своей страны и бережно относимся к истории.
  • Мы уважительно относимся к малышам, людям старшего поколения и своим сверстникам.
  • Мы  заботимся о природе.
  • Мы соблюдаем чистоту и порядок там, где находимся.       
  • Мы заботимся о своем здоровье и здоровье окружающих нас людей.

Мы и школа

  • Мы соблюдаем школьную дисциплину.
  • Мы активные участники всех общественных дел.
  • Наш адрес: кабинет № 25, красивый и уютный кабинет в школе.

                                                                      Только мы

Цель: воспитать в себе человека, жить так, чтобы тебя уважали.

Правила нашей жизни:

  • Мы - самые дружные.
  • Мы работаем над собой, развиваем свои творческие способности.
  • Мы трудимся, чтобы стало лучше вокруг.

Мы и наши родители

 Родители – наши помощники и друзья.

 Мы всегда вместе:

  • Мы в школе – они переживают.
  • Мы дома – они контролируют.
  • Мы трудимся – они помогают советом и делом.
  • Мы отдыхаем – они отдыхают и веселятся вместе с нами.
  • Мы не огорчаем своих родителей!

Мы и наши учителя.

  • Уважаем всех учителей школы.
  • Стараемся, чтобы учителям было интересно с нами работать.

Мы и наши товарищи.

  • Никогда не обидим наших младших друзей и своих сверстников!
  • Поможем и защитим!
  • Будем относиться к другим так, как хотели бы, чтобы отнеслись к нам.

Юные казачата обязаны:

1. Выполнять устав казачьего класса.

2. Добросовестно учиться, изучать историю родного края, ее традиции праздники,   культуру, обычаи.

3. Хранить и умножать традиции казачества.

4. Знать свою Родословную.

5. Уважительно относиться к людям старшего поколения и своим сверстникам.

6. Защищать младших и помогать им.

7. Бережно относиться к окружающей среде.

8. Беречь имущество школы.

9. Принимать активное участие в жизни школы, посёлка, района.

10. Не обижать слабого.

11. Быть послушным и опрятным, соблюдать дисциплину.

УСТАВ

Наш девиз « За Родину, добро и справедливость»

Кто мы?
- Детская организация «Казачок» МОУ «Школа №2 р.п. Новые Бурасы Саратовской области».

Для чего мы организовались?
- Объединить усилия для добрых и полезных дел, помочь возрождению

Волжского казачества, раскрыть и реализовать свои творческие способности для себя, для людей, окружающего мира.

Что нас объединяет?
- Дружба.
- Любовь к родному краю, к Родине.
- Желание понять друг друга, узнать больше, овладеть многими полезными навыками и умениями.

К чему мы стремимся?

Расти достойными гражданами своей страны, быть добрыми, честными, трудолюбивыми, своими делами подтверждать любовь к Отчизне.

Как стать членом класса казачьей направленности?

Выскажи желание ребятам и выполни ритуал вступления, отвечающий традициям казачества.

Кто может стать членом казачьего класса?
Если ты ученик МОУ «Школа №2», признаёшь Устав, готов дать клятву верности жить по законам и заповедям юных казачат – ты можешь стать членом этого класса.

У тебя есть право:
- добровольно вступить или выйти из казачьего класса;
- свободно выбирать по желанию и интересам дела;
- высказывать предложения, критиковать работу одноклассников;
- просить помощи у старших товарищей.

Твой долг:
- выполнять Устав класса;
- следовать законам чести и добра, любви и верности Отчизне.
- уважать культуру, историю, язык своего и других народов.