Конкурс "Учитель года"

Быкова Полина Александровна

Конкурсные задания:

1. эссе " Современный педагог".

2. методический семинар «Использование активных методов обучения на уроках истории, обществознания и МХК»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_sovremennyy_pedagog.docx22.29 КБ
Office presentation icon metodicheskiy_seminar.ppt1.89 МБ
Файл metod_seminar.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №12» имени Семенова В. Н.

учитель истории, обществознания, МХК

Быкова Полина Александровна

Конкурсное задание  эссе

Тема  «Современный педагог».

В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.

Сократ

Все мы хотим достичь успеха… Кто-то в учёбе, кто-то в профессиональной деятельности, кто-то в воспитании детей, кто-то в получении финансовой независимости. Мы стараемся достичь намеченных целей и осуществить собственные жизненные  планы. Мы стремимся, чтобы город, в котором мы живем, был передовым, перспективным. Это во многом зависит от каждого из нас. Мы хотим жить в  процветающем государстве и верим в его развитие и светлое будущее. И это тоже во многом зависит от каждого из нас. Нам не безразлично будущее, ведь это то время, когда будет жить наше продолжение: дети, внуки. А для них, в свою очередь, мы хотим всего самого лучшего.

Мое прошлое, настоящее и будущее – это Школа. Прошлое потому, что в школе я постигала науки, переживала радость первых побед и горечь разочарований, училась жить в мире людей. Настоящее потому, что я выбрала профессию учителя, без которой не мыслю себя в этом мире. Будущее потому, что мои дети,  внуки, и все, кто придет нам на смену, будут учиться  в школе. И от того, какой путь развития выберет сейчас школа, зависит будущее следующего поколения, будущее страны.

Желание стать учителем пришло ко мне в старших классах. Наблюдая за учебным процессом, за отношением между учителем и учеником в своем классе, я увидела, что одни учителя помогают детям найти себя в мире, помогают раскрыть их способности и таланты. Другие же, напротив, могут развить в ученике массу комплексов, и тогда ребенок начинает замыкаться и теряется в сложном мире непростых отношений, утратив ко всему интерес. Еще школьницей я сделала маленькое открытие: учитель – это не просто профессия, это гораздо большее… Учитель – это свет, это источник мудрости, нравственности, справедливости, оптимизма, упорства, идейности, азартности, поддержки. Учитель формирует личность, ему каким-то удивительным образом позволено развить в ребенке его индивидуальность, порой скрытые способности и дарования.

Подавая заявление в педагогический университет, я осознавала, что выбираю трудный путь Учителя, человека, который несет огромную ответственность за чужие судьбы. Мною двигало стремление стать нужной людям, стремление сделать светлее и ярче хотя бы одну детскую жизнь.

Студенческие годы были самыми интересными. Все дисциплины, изучаемые на историческом факультете, заинтересовывали меня и прививали жажду к открытию нового. После второго курса появилась возможность поработать вожатой в детском летнем лагере «Ангара» в городе Иркутске. Это были незабываемые каникулы! Получив за 2 месяца вожатских будней  колоссальный заряд  позитивной энергии, через год я вновь все каникулы провела в этом же лагере в качестве вожатой самых лучших ребятишек. И снова море впечатлений! Первый сезон в лагере я была вожатой самого большого разновозрастного отряда, и хочу вас уверить: чем больше детей в отряде, тем лучше. За двадцать дней мы стали большой, дружной семьей. Детский азарт имеет очень хорошую способность передаваться всем, кто находится рядом. Так получилось и со мной. До сих пор с теплом в сердце и улыбкой на лице я вспоминаю то время.

В детском лагере я приобрела бесценный опыт общения с детьми, благодаря которому   удалось избежать многих затруднений в моих профессиональных начинаниях. Я рада, что по воле судьбы местом  моей работы стала школа № 12 г. Усть-Илимска, куда я пришла работать молодым специалистом в 2013 году.  Важную роль в становлении учителя играет школьный коллектив, с которым мне очень повезло. Наш коллектив - это отличная команда профессионалов, энтузиастов и романтиков. Мне повезло дважды: моим педагогом - наставником стала Мухтарова Нина Ивановна, Учитель с большой буквы, мудрейший человек с неутомимым оптимизмом.

И сегодня учитель для меня – это человек, который в нужный момент дает толчок к развитию, который побуждает спящего к бодрствованию, заставляет быть внимательным, активным, живым, заинтересованным.

Мое профессиональное кредо – каждый ребенок одарен. Педагогическое мастерство учителя – увидеть, в чем заключается одаренность ученика, создать условия для его личностного развития. Мне хочется помочь каждому ребенку. Я понимаю, что за плохим поведением скрывается зачастую не каприз или прихоть, а проблемы, возможно, вклассном коллективе или в семье. Я опасаюсь ранить душу ребенка жестким, брошенным в порыве недовольства взглядом или словом, которые могут оставить неприятный отпечаток.

Класс-это сложный механизм, в котором каждый ребенок требует особого подхода.Главным принципом в работе для меня является создание психологического комфорта. На уроках детям с отклоняющимся поведением я пытаюсь изменить настрой с волны упрямства и непонимания на волну позитивной мысли. Как правило, бунтарь – это ребенок с живым умом, интересными мыслями. Считаю своей маленькой победой, когда такие ученики на уроках преображаются, делятся своими идеями и включаются в обсуждение проблемной ситуации. Особое внимание  уделяю нерешительным, молчаливым и неуверенным в себе ученикам. Стремлюсь, чтобы эти дети поверили в свою уникальность, побороли препятствия и научились уверенно выражать свое мнение. Являюсь классным руководителем 6Б класса, в котором сегодня учится 30 таких разных ребятишек: непоседливых и спокойных, веселых  и грустных, молчаливых и разговорчивых… Они научили и продолжают учить меня многому. И каким бы ни было мое настроение, приходя утром в школу и встречая свой класс: открытые детские взгляды, радостные лица, – я забываю о печалях и огорчениях, погружаюсь в радостный и беспокойный мир детства.

Наблюдая в школе за своим и другими классами, я вижу, что становление современного ребёнка происходит в условиях ломки «старых» ценностей и формирования новой системы личностных ориентиров и новых социальных отношений. Изменился облик семьи, родители все меньше внимания уделяют воспитанию ребенка. Активное воздействие на  психологическое развитие подростков и молодежи оказывает Интернет и зачастую «информационный мусор», который диктует сомнительную манеру поведения, сомнительные идеалы.  Мне,  как учителю, необходимо научить ребенка отличать ценности истинные и мнимые, повернуть взгляд ребенка от монитора компьютера к живому миру, с живыми идеалами, с живым общением.

Ежедневно в области образования происходят колоссальные изменения. Обучение должно идти в ногу со временем, должно соответствовать запросам общества. В связи с этим, в школах внедряются и активно реализуются новые педагогические технологии, в основе которых лежит деятельностный подход. Хотя идеи этого направления не новы (упоминание  встречается ещё в 18 веке в трудах многих философов), свое активное воплощение они находит  и в современной системе образования.

Как учитель, я понимаю, чтобы школьников удивить, заинтересовать, нужны современные подходы. Учитель должен быть новатором, первооткрывателем для детей. К такому учителю ученик стремиться сам.В педагогической деятельности  использую технологии развития критического мышления, проблемной, проектно- исследовательской деятельности на основе личностно-ориентированного подхода, что способствует развитию личности и дальнейшей успешной реализации этой личности в жизни, является главной целью образования и моей целью на каждом уроке.

Всё, что общество создало для себя, оно посредством школы предлагает в распоряжение своим гражданам. Получается, что школа – это микрообщество, макросемья. Государство делает социальный заказ школе на то, какие граждане необходимы ему.И  современный гражданин – это человек высоконравственный, культурный, образованный, решительный, способный извлекать необходимую информацию, это патриот своего Отечества.

С внедрением новых стандартов в образование я столкнулась с множеством проблем, и каждую из  них мне хочется решить наилучшим образом. Одна из ведущих проблем современной школы -она не может «сорганизоваться в естественный союз».Я разделяю точку зрения Д.Дьюи, который видит причину этого в том, что в школе отсутствует элемент общей и производительной деятельности.

На мой взгляд, хорошим примером естественного союза является урок физической культуры, где социальная организация возникает неизбежно и без всякого принуждения, где необходима активность, в результате которой естественным образом происходит разделение социальных функций лидеров и рядовых игроков, причем каждый из них играет важную роль и нет лишних, где есть сотрудничество и соревнование. Подобно этому примеру необходимо на уроке организовать активную деятельность. Дух сотрудничества, общения, обмен идеями, мыслями, выводами, успехами и неудачами предыдущих опытов становится главным и способствует развитию и дальнейшему продвижению такого союза.

Таким образом, школа для меня  – это среда, в которой вырастает гражданин страны. Каким будет его школьное образование, таким будет он сам, а соответственно и будущее страны. Школа - это небольшая часть единого целого, и в руках учителя находится вектор развития современного общества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «СОШ № 12» им. Семенова В. Н. Учитель истории, обществознания и МХК Быкова Полина Александровна МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Использование активных методов обучения на уроках истории, обществознания и МХК»

Слайд 2

Возможно ли научить всех?

Слайд 3

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» А. Ф. Дистервег

Слайд 4

Цель деятельности: «Научить детей учиться» Как учить? Как научить всех? «Каждый, кто хочет учить мыслить, должен учиться и уметь мыслить сам.» Э. В. Ильенков

Слайд 5

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности , разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Слайд 6

Дети «открывают» знания в процессе самостоятельной деятельности

Слайд 7

АМО - это система методов, требующих от учащихся каких-либо творческих поисковых усилий, а не чисто механической учебной работы.

Слайд 8

Фазы (этапы) АМО-урока: Фаза 1. Начало образовательного мероприятия Этапы: инициация (приветствие, знакомство) «Мой цветок» «Галерея портретов» «Поздоровайся локтями» «Летающие имена» вхождение или погружение в тему (определение целей урока ) определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды) «Список покупок» «Дерево ожиданий» «Лицензия на приобретение знаний» «Разноцветные листы»

Слайд 9

Фаза 2. Работа над темой Этапы: презентации учебного материала «Инфо-угадайка» «Кластер» «Мозговой штурм» организации самостоятельной работы над темой «Ульи» «Визитные карточки» «Экспертиза» «Карта группового сознания»

Слайд 10

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия Этапы: Релаксации «Энергия - 1» «Роботы» «Постройся по росту» «Шест» «Земля, воздух, огонь и вода» «Красная Шапочка и Серый Волк» подведения итогов урока «Мухомор» «Мудрый совет» «Письмо самому себе» «Все у меня в руках!» «Итоговый круг» «Что я почти забыл?» «Ресторан» «Комплименты»

Слайд 11

Анализ двухлетней практики использования данных методов на уроках истории, обществознания и МХК показал следующее: 1. Процесс обучения стал более интересным и продуктивным, в него вовлечены практически все обучающиеся. 2. Использование активных методов обучения позволяет ребятам быстрее запомнить то, что они узнали, так как: учащиеся не только получают информацию, они вынуждены дать логическое объяснение, почему их путь к решению и само решение является правильным; учащиеся более глубоко прорабатывают свои идеи, т.к. не желают, чтобы они были оспорены; во время решения проблемы ребята используют не только свои, но и чужой опыт, обобщая его.

Слайд 12

3. На уроке создаются условия для развития у учащихся всех групп УУД. 4. Каждый ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. 5. Повысилась предметная мотивация, что нашло свое отражение в увеличении числа победителей и призеров, дипломантов предметных олимпиад, конкурсов и научно-практических конференций.

Слайд 13

6. Успеваемость и качество обученности учащихся по предметам повысилось

Слайд 14

Данные методы дали плодотворные результаты: - С учащимися 6-х классов были написаны проектные работы «Раз в крещенский вечерок…» и «Кукла оберег». Открытые уроки, на школьном уровне и в городе в рамках недели молодого педагога и модульной недели (ДПИ, иероглиф: представление о мире, опера, балет: единая семья). Участие в олимпиадах: олимпус (учащееся 10 класса заняла 1 место по обществознанию, учащаяся 7 класса заняла 4место), золотое руно и городского уровня , а также интернет конкурсы (городская олимпиада посвящённой 70- летию ВОВ).

Слайд 15

Работа над собой экспертная деятельность (школьный, городской уровень), интеллектуальные марафоны, модульные недели, курсы.

Слайд 20

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №12» имени Семенова В. Н.

Учитель истории и обществознания, МХК

Быкова Полина Александровна

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«Использование активных методов обучения

на уроках истории, обществознания и МХК»

Пояснительная записка

       Это произошло вначале моей трудовой деятельности. С самых первых уроков передо мной встал вопрос, возможно ли научить всех без исключения? Всех - означает и очень способных и не очень, усердных и ленивых, спокойных и безудержных…

       В поисках ответа на заданный вопрос проштудировала огромное количество специальной литературы и обнаружила слова Адольфа Фридриха Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

 Вот оно! Эврика! Чем больше я вспоминала свои школьные и студенческие годы, тем все более отчетливо проходило осознание того факта, что полезнее и важнее для меня тогда были, да и сейчас являются не энциклопедические знания «сами по себе», не абстрактные математические и физические формулы, не набор правил языка, а умение самостоятельно работать с информацией и конструктивно решать насущные жизненные проблемы.  Конечно нельзя отрицать важность и необходимость фундаментальных знаний. Ведь без теории нет практики, невозможно дом построить без строительных материалов. Это факт. Вот только необходимо учитывать и те изменения, которые происходят в обществе. Мир меняется, реалии жизни требуют от нас гибкости мышления, мобильности поведения, способности быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и в свете этого каждому из нас просто необходимо уметь применять полученные знания в жизни таким образом, чтобы преобразовывать и себя и окружающим мир в лучшую сторону.

      Таким образом, с целью своей деятельности я полностью определилась: «Научить детей учиться». И сразу же возник второй вопрос, а как это сделать? И как научить учиться всех без исключения? Как говорил Ильенков Э.В.: «Каждый, кто хочет учить мыслить, должен учиться и уметь мыслить сам. А это значит, что он должен уметь применять к своему конкретному делу общетеоретические, в частности, общефилософские принципы, а не ждать, что кто-то другой сделает это за него и преподнесет ему готовую дидактическую рецептуру, избавляющую от дальнейшего умственного труда, от необходимости мыслить».

      Вооружившись словами Ильенкова, я снова принялась за поиски ответов на поставленные вопросы, и среди многочисленных педагогических инструментов нашла так называемые активные методы обучения, которые, на мой взгляд, как нельзя лучше помогут мне научить всех доверенных мне детей учиться.

Теперь мне предстояло соотнести свои цели и выбранные мной методы обучения с требованиями государства в области образования. В соответствии с требованиями ФГОС обучение должно быть построено на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов и законов, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Согласно требованиям ФГОС выпускник должен обладать умением организовать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

       Итак, передо мной, как учителем поставлена задача формирования компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.

Для реализации данной задачи в полной мере ФГОС предусматривает применение в обучении системно-деятельностного подхода, основная идея которого заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности.

Сопоставив требования ФГОС с возможностями активных методов обучения, я пришла к выводу, что данные методы могут являться одним из возможных средств реализации системно-деятельностного подхода на практике, в урочной и внеурочной деятельности.

Что же из себя представляют активные методы обучения? Изучив труды А. Макаренко, В. Сухомлинского, В. Шаталова и др. я для себя определила  данные методы, как систему методов, требующих от учащихся каких-либо творческих поисковых усилий, а не чисто механической учебной работы.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа:

- начало образовательного мероприятия (приёмы «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», или «Летающие имена»  помогут начать урок, задать нужный ритм);

- выяснение целей, ожиданий и опасений (приёмы «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения);

- презентации учебного материала (приёмы «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят сориентировать обучающихся в теме);

- организации самостоятельной работы над темой (для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания»);

- релаксации (приёмы «Энергия - 1», «Роботы», «Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», «Земля, воздух, огонь и вода» позволят повысить уровень энергии в классе);

- подведения итогов урока (приёмы "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты» помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу).

  Анализ  двухлетней практики использования данных методов на уроках истории, обществознания и МХК показал следующее:

  1. Процесс обучения стал более интересным и продуктивным, в него вовлечены практически все обучающиеся.
  2. Использование активных методов обучения позволяет ребятам быстрее запомнить то, что они узнали, так как
  • учащиеся не только получают информацию, они вынуждены дать логическое объяснение, почему их путь к решению и само решение является правильным;
  • учащиеся более глубоко прорабатывают свои идеи, т.к. не желают, чтобы они были оспорены;
  • во время решения проблемы ребята используют не только свои, но и чужой опыт, обобщая его.
  1. На уроке создаются условия для развития у учащихся всех групп УУД.
  2. Каждый ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность.
  3. Повысилась предметная мотивация, что нашло свое отражение в увеличении числа победителей и призеров, дипломантов предметных олимпиад, конкурсов и научно-практических конференций.
  4. Успеваемость и качество обученности учащихся по предметам повысилось.

Таким образом, думаю, что я нашла верные ответы на свои вопросы, возникшие вначале моей профессиональной деятельности.

Однако, чем дольше я работаю в школе, тем больше вопросов встает на моем пути. Например, как преодолеть стереотипность мышления родителей о их роли в процессе обучения детей, доли ответственности в процессе воспитания? Над этим стоит поразмыслить…