Районный профессиональный конкурс "Воспитатель годаЧувашии - 2021"

Колбасова Маргарита Ильинична

Конспект музыкального занятия в подготовительной к школе группе "В гостях у бабушки Агафьи"

Музыкально-дидактическая игра "Угадай инструмент" https://youtu.be/xV7OLGA8bEM

Видеозанятие в подготовительной к школе группе "В гостях у бабушки Агафьи "https://youtu.be/Ojx1nSaDC3U

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_muz._zanyatiya.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект музыкального занятия   в подготовительной группе

«В гости к бабушке Агафье»

Цель:  развитие музыкальных и творческих способностей детей через приобщение к русскому народному искусству.

Задачи:

  • закрепить и расширить знания о русских народных музыкальных инструментах, истории их создания, формировать умения определять на слух звучание русских народных музыкальных инструментов.
  • развивать интерес к народной культуре, к музыкальной деятельности;
  • воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.

Материалы и оборудования: русские народные инструменты (балалайка, домра, баян, ложки, трещотка), музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент», аудиозапись оркестра русских народных инструментов.

Дети заходят в музыкальный зал.

Приветствие

Залетает сорока.

Сорока: У бабушки Агафьи музыкальные инструменты спор затеяли, который из них лучше звучит. День и ночь трендят, день и ночь трендят. Никак не могут разрешить спор. И бабушка Агафья не может их успокоить.

Муз. рук.: Ребята, вы слышали, что сорока сказала. Поможем бабушке помирить музыкальных инструментов?

Дети: да.

Муз. рук.: Тогда давайте поторопимся, нас ожидает дорога дальняя и нелегкая: по лесочку, по лугам,  через речку, по холмам.

Шум леса

Ой, ребята, слышите, лес зашумел, видимо, не хочет нас пускать к себе. Ты, лесочек, не шуми,

         Что нам делать, подскажи?

Голос леса: Здесь живут мои зверята,

              Тише надо быть, ребята.

Перед вами карточки.

        Хороводный шаг найдите,

        По лесочку вы идите.

Дети показывают.

Муз. рук.: Хороводный шаг знаете. Молодцы.

Дети доходят до речки.

Шум речки.

Голос речки: Вижу, вижу, вы ребята

             В гости к бабушке идете.

            Мостик очень хрупкий мой,

Может треснуть, ой,ой,ой!

Семенящий шаг найдите, (карточки)

Тихо по мосту идите.

Дети находят рисунок.

Муз. рук.: Молодцы, ребята. Справились с заданием.

Дети идут семенящим шагом под музыку «Во поле береза стояла».

Останавливаются перед холмиком.

Голос холмика Ох, и смелые ребята,

               Не боитесь вы холма.

               Я стою очень высоко,

               Подниматься, ох, непросто.

               «Прыжки с отбрасыванием ног назад» найдите,

               И к домику вы  поднимитесь.

Муз. рук.: Молодцы, ребята! Все со всеми трудностями справились. Слышите, музыкальные инструменты спорят. Значит, мы правильно пришли. Давайте постучимся к бабушке.

Ребята стучатся. Дверь открывается.

Бабушка: Здравствуйте, ребята. Проходите. Мои музыкальные инструменты спор затеяли, который из них красивее играет. Никак не могу их успокоить.

Муз. рук.: Не переживайте, бабушка. Мы с ребятами пришли вам помочь. Правда, ребята.

Дети: Да.

Муз. рук. Ребята, чтобы узнать какие инструменты собрались у бабушки, я вам загадаю загадки. У нее есть три струны,

               Их рукой щипать должны.

               Можно под нее плясать

               И по-русски танцевать.

Дети: Балалайка.

Муз. рук.: Что вы можете рассказать о балалайке?

Дети: Балалайка – русский народный щипковый музыкальный инструмент. Корпус треугольной формы, длинный гриф и него натянуты три струны. Играют на ней бряцанием и защипыванием отдельных струн.

    Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздика, а детали соединяют специальным клеем.

    Музыкантов, играющих на балалайках, называют балалаечниками.

Муз: Слово «балалайка» произошло, скорее всего, от русских слов «балакать», «балагурить», «болтать», т.е. весело и беззаботно проводить время. Действительно звучание инструмента веселое, легкое и беззаботное.

Муз. рук.: А теперь слушаем следующую загадку.

                  Целый день все трень да трень

                  И трещать-то ей не лень.

Дети: Трещотка

Муз. рук.: Кто расскажет о трещотке?

Дети: Трещотка – русский народный ударный музыкальный инструмент. Используются в народно-инструментальных ансамблях в сочетании с гуслями, гармонью, ложками и балалайкой. Имеют необычное звучание. 

     Для того чтобы извлечь звук, следует правильно держаться за ремешок и встряхивать трещотку с разным наклоном и силой. При игре трещотку нужно растянуть как гармошку, а затем с силой сжать. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше.

Муз. рук.: В прошлом трещотки служили не только как музыкальный инструмент, но и  выполняли ещё мистическую функцию оберегания от злых духов.

Муз. рук.: Слушаем дальше. Вы на каждом музыкальном занятии слышите этот музыкальный инструмент, под нее выполняете танцевальные шаги и поете песни. Как называется он?

Дети: Баян.

Муз. рук.: Правильно, ребята, баян.

Дети: Дети рассказывают про баян.

 Муз. рук.: Слушайте последнюю загадку.      

                        Деревянные сестрички,

                        Друг о друженьку стучат,

                        Всю округу веселят.

Дети: Ложки. Есть они у бабушки Агафьи?

Дети: Да

Муз. рук.: Эти инструменты вам хорошо знакомы. Расскажете о них?

Дети: Ложки это ударный музыкальный инструмент. Они имеют черенок и черпачок.

Чтобы ложки звучали красиво, их необходимо держать правильно.

Муз. рук.: А какие приемы игры на ложках вы знаете?

Дети: Возьмём ложки за черенки так, чтобы черпачки выпуклой стороной смотрели друг  на друга и смогли поздороваться друг с другом. ( Показывают) Этот прием называется «Ладошки».

    Обе ложки в правой руке, между их черенками находится указательный палец. Выпуклые стороны смотрят друг на друга, черенки ложек зажаты в ладони. Рука, держащие ложки, должна быть свободна. Нужно ударять по ладони левой руки (показывают).

    Руки вытянуты вперед. Скользящие движения ложка о ложку. Этот прием называется «Качели».

Муз.рук.: Какие вы молодцы, ребята. А теперь давайте споем песню «Ложки деревенские».

        Песня «Ложки деревенские»

Муз. рук.:А теперь аккуратно положите ложки на свои места. Музыкальные инструменты любят порядок.

Бабушка Агафья: Ребята, у меня еще один музыкальный инструмент есть. Я очень дорожу им, поэтому храню его в сундуке. (Достает из сундука домру.)

Муз. рук.: С этим инструментом вы знакомы, ребята?

Дети: Нет.

Муз. рук.: Название инструмента – домра. Давайте скажем все вместе «домра». Молодцы!

Русская домра - очень старинный инструмент.

Муз. рук.: Посмотрите, ребята,  чем домра  отличается от балалайки?

Дети: У балалайки треугольный корпус, у домры он круглый, как половина шара. Одинаковы тем, что у них три струны.

Муз. рук.: Да, все верно. Русская домра - очень старинный инструмент.

Ее жизнь  была короткой и нелегкой. Хотите знать, почему?

Дети: Да.

Муз.рук.: Очень давно на домрах играли скоморохи, это были веселые музыканты, которые в своих песнях высмеивали царя. И тогда царь издал указ изломать и сжечь эти музыкальные инструменты. Но домра не погибла, на ней и сегодня играют музыканты.

Давайте послушаем звучание этого инструмента.

Ребята слушают звучание инструмента.

Муз.рук.: Понравилось звучание домры.

Дети: Да.

Муз. рук. Эти музыкальные инструменты русские народные. Как вы думаете, почему они называются народными.

Дети: Их придумал и создал народ.

Муз. рук. А теперь давайте послушаем звучание этих инструментов в оркестре.

Слушание народной плясовой песни «Камаринская».

Муз. рук. Давайте попробуем определить жанр прослушанного произведения.

Дети: Танец.

Муз рук. Какая по характеру музыка звучала?

Дети: Веселая, задорная.

Муз. рук. И коллектив, который играет на музыкальных инструментах называется оркестр. Руководит им дирижер. Дирижер показывает какой инструмент когда вступает. Как нужно играть в оркестре, чтобы все инструменты красиво звучали?

 Дети: Надо слушать соседнего музыкального инструмента, музыку, смотреть на движения рук дирижера.              

Муз.рук.: Все верно, ребята, тогда звучание каждого инструмента  будет красивым.

 А теперь, ребята, давайте поиграем в игру «Угадай инструмент»

Муз.рук.: Бабушка Агафья, вот и помирились ваши музыкальные инструменты. Теперь они будут жить дружно и звучать красиво.

Бабушка Агафья. Спасибо, ребята. Вы мне очень помогли.

Муз. рук. Ребята хотят вам подарить танец.

                                           Танец «Ложкари»

Бабушка Агафья: Порадовали вы меня, ребята. А это вам от меня гостинец.

До свидания ребята.

Дети: До свидания.

Муз. рук.: А нам пора возвращаться. Обратно мы с вами хороводным шагом пойдем.