Для родителей

Колбасова Маргарита Ильинична
Рекомендации по слушанию музыки дома

 Первый секрет музыки состоит в том, что она открывается тем, кто ее слушает.

     Подберите момент, когда ваш ребенок будет в хорошем настроении, позаботьтесь о том, чтобы вас не отвлекали громкие звуки, посторонние шумы, устройтесь удобно и прослушайте музыкальное произведение, не отвлекаясь ни на что другое. Постарайтесь внимательно следить за тем, что происходит в музыке от самого начала до ее завершения. Хорошо, если родитель заранее прослушает произведение и будет акцентировать внимание ребенка на интересных музыкальных моментах: «Послушай, как красиво сейчас зазвучат колокольчики!» или «Слышишь, как музыка передает стук копыт?»

    Маленькому начинающему слушателю предстоит научиться вслушиваться в музыку. В этом ему может помочь рассматривание иллюстрации к произведению.

В старшем дошкольном возрасте можно предложить ребенку закрыть глаза и пофантазировать на тему музыкального произведения. «Попробуй представить историю, которую рассказывает эта музыка».

    Крайне благоприятно воздействует на ребенка зарисовка своих музыкальных впечатлений после и вовремя прослушивания. Рисование под музыку достаточно продолжительное время является одним из приемов арт терапии, который широко применяется в современной психотерапевтической практике при работе с детьми и взрослыми.

 Возможно, некоторые советы помогут вам войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства.

1. Медленно, очень тихо, словно боясь кого-то, в вашу комнату входит музыка… Музыка всегда рождается в тишине и растворяется тоже в ней. Музыка всегда наградит слушателя внимательное к ней отношение, подарив новое чувство, новое настроение.

2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, лучше выбирать для слушания небольшие произведения. Это может быть вокальная музыка или инструментальная.

3. Не включайте музыку громко! Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему. И ни в коем случае не позволяйте ребёнку слушать музыку в наушниках!

4. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Всё это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

5. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребёнка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся.

6. Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера дворца, где «живет» музыка, создает особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте.

7. Организуйте домашний оркестр из детских музыкальных инструментов (в том числе и самодельных) и сопровождайте записи детских песен, различных танцевальных и маршевых мелодий подыгрыванием на них.

8. Создайте домашнюю фонотеку из записей классической музыки, детских песен, музыки из мультфильмов. Интересны для детей и музыкальные мультики, основанные на классической музыке. Репертуар домашней фонотеки может быть самым разнообразным. Вот лишь небольшой список музыкальных произведений, которые Вы можете слушать вместе с ребёнком:

  • П.И.Чайковский «Детский альбом»;
  • Р.Шуман «Альбом для юношества»;
  • А.Гречанинов «Детский альбом»;
  • С.М.Майкапар «Бирюльки»;
  • Музыка В.А.Моцарта (дивертисменты, «Маленькая ночная серенада, «симфония №40 и т.д.);
  • А.Вивальди «Времена года»;
  • Э.Григ «Утро», «В пещере горного короля»;
  • Детские песни В.Шаинсокго, Ю.Чичкова, Р.Паулса и др.;
  • Танцевальную музыку (польки, вальсы и т.д.), марши.

  Важно помнить, что целенаправленное, совместное и внимательное прослушивание музыки может внести большой вклад в развитие эмоциональной, творческой и духовной сферы личности вашего ребенка.