Мои разработки

Михайлова Марина Александровна

Конспекты, доклады, выступления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема: Звук и буква Ж25.55 КБ
Файл «Звуки и буквы П-Б»50.2 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в старшей группе

Провела учитель - логопед Михайлова Марина Александровна

Тема: Звук и буква Ж

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

  • научить детей характеризовать звук Ж по акустическим и артикуляционным признакам.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
  • упражнять в анализе слов и предложений;
  • развивать фонематические процессы.

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать у детей умение выслушивать товарищей, не перебивая их.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ж; буква Ж, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.

Ход занятия

Организационный момент.

Повторить за логопедом

За-за-за – зя-зя-зя

Зу-зу-зу –зю-зю-зю

Зы –зы-зы – зи-зи-зи.

   

  Развитие мимических мышц.

У Валюши и Ванюши Щеки, словно шар воздушный.

Надуть щеки.

А у Пети и у Гали — Худенькими щеки стали.

Втянуть щеки.

Рассердились Петя, Галя, Сильно брови хмурить стали.

Нахмурить брови.

Развитие артикуляционной моторики.

  • Имитация жевания.
  • «Поцелуй» (5 раз).
  • «Лопаточка».
  • «Вкусное варенье».
  • «Маляры».

Работа над развитием дыхания и голоса. 

Упражнение «Дровосек»: ноги на ширине плеч,

руки вдоль туловища, поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — медленный выдох. Повторить 3 раза.

Работа над голосом: произносить предложение, используя повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию:

Увидали мы ежа.

Увидали мы ежа?

Увидали мы ежа!

Объявление темы занятия.

Логопед (выставляет картинку для звукоподражания): К нам летит веселый жук и поет веселую песенку: «Ж-ж-ж». Повторите этот звук. Он будет гостем на нашем занятии.

Акустико-артикуляционный образ звука.

 Произнесение звука Ж с наблюдением за положением артикуляции в зеркале. Характеристика артикуляции звука Ж:

  • губы вытянуты бубликом, рупором;
  • кончик языка поднят за верхние зубы, к альвеолам;
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • горлышко дрожит, вибрирует.

Звук Ж — согласный, всегда твёрдый, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.

Связь звука и буквы.

Ребята, а как вы думаете на кого похожа буква Ж…..

Посмотри-ка: буква Ж  На жука похожа,

Потому что у нее Шесть жучиных ножек.

В. Кожевников

Физкультминутка. 

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Руки вверх мы поднимаем —

Раз, примерно, целых пять.

А подняв, не забываем Опускать их вниз опять.

Поворачиваем тело То направо, то налево.

Развитие фонематического слуха. 

Давайте поиграем в игру: «Внимательные ушки».

- Приготовьте свои ладошки, я буду называть слова, а когда вы услышите в слове звук «ж», хлопните в ладоши. Будьте внимательны.

Ножницы, шкаф, кружок, вершок, петушок, творожок, пирожок щука, чижик, шажок, железо, зонт, желудь, кошка, кожа, мороженое, пассажир.

Закрепление звука в словах.

 Игра: «Поезд»

Работа в парах  Ребята давайте разделимся на пары и послушаем внимательно задание.

На столе лежат картинки, дети должны определить, где находится звук «ж», в начале в середине или в конце слова и распределить по вагонам поезда (жук, жираф, морж, медвежата, уж, ежата).

Определение места звука Ж в словах: выбираются капитаны команд, один из капитанов должен отобрать картинки, в названии которых звук Ж находится в начале слов, а другой — в середине.

Закрепление звука в предложениях.

Составьте предложение со своими картинками.

Закрепление звука в тексте.

ребята, рассмотрите картинку и послушайте внимательно рассказ

       На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

Закрепление произнесения звука в слогах

Музыка с видиорядом

Итог занятия.

Логопед: Какой звук повторяли вслед за жуком? Какой это звук? Где находится звук Ж в слове журнал, а где — в слове пожар?

- Чем мы сегодня занимались?

- Что вам больше всего понравилось?

- А в чем были трудности?

Оценка работы детей.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

- Спасибо ребята вы все сегодня хорошо работали.

Домашнее задание. 

К занятию 30 (альбом 2, с. 24-25).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 3, с. 20-21)

  • Игра «Прибавляй слог». Прибавить слог ЖОК и назвать все слово: фла..., сне..., дру..., утю..., сто..., пиро..., кру....
  • Звуковой анализ слов жук, жать с выкладыванием схемы.
  • Игра «Хлопай, не зевай». Произносится ряд слов, хлопать на слова со звуком Ж.
  • Подобрать картинки к слоговым схемам. Картинки: жук, жаба, жакет, жилет, моржи. Педагог выкладывает на магнитной доске слоговую схему. Дети должны подобрать соответствующую картинку.
  • Составить предложения со словами моржи и жакет. Проанализировать и выложить схему.



Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе логопедической группе «Звуки и буквы П-Б».

Программное содержание:

  • Учить детей находить различия в акустико-артикуляционных характеристиках звуков П-Б
  • Закреплять навыки определения заданного звука в словах.
  • Учить подбирать слова по заданной графической схеме
  • Закреплять навыки звуко-буквенного анализа слов.

Оборудование и материалы: картинки; рабочие конверты детей; печатные буквы П-Б ; картинки–индивидуальные; простые карандаши, цветные карандаши – синий, зелёный, красный; рабочие тетради детей; схемы слов.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Кто скажет наоборот? (“ я буду говорить твёрдо, а вы мягко)

ПА-ПЯ

ПО-ПЁ

ПУ-ПЮ

ПЫ-ПИ

БА-БЯ

БО-БЁ

БУ-БЮ

БЫ-БИ

2.Объявление темы.

“Ребята, посмотрите на картинку. Что это? Какой первый звук в этом слове? БОЧКА (Б)

А это что? Какой первый звук в этом слове? ПАРУС (П)

Сегодня мы будем с вами играть со звуками П-Б

3. Акустико-артикуляционный образ звуков:

“Давайте произнесём звук П. Этот звук, гласный или согласный?”

Д: согласный

Л: Он глухой или звонкий? (рука на горлышке-горлышко не дрожит)

Д: глухой.

Л: твёрдый или мягкий?

Д: твёрдый

Л: каким цветом мы обозначаем твёрдый согласный звук?

Д: синим

Л: достаньте синий кружочек

Логопед выставляет на доске синий кружок.

“Теперь давайте произнесём звук Б. Этот звук, гласный или согласный?”

Д: согласный

Он глухой или звонкий? (рука на горлышке-горлышко дрожит, звенит)

Д: звонкий

Л: твёрдый или мягкий?

Д: твёрдый

Л: каким цветом мы обозначаем твёрдый согласный звук?

Д: синим

Л: достаньте синий кружок с колокольчиком.

Л: Почему кружок с колокольчиком?

Д: Потому что звук звонкий

Логопед выставляет синий кружок с колокольчиком на доске.

“Ребята, давайте ещё раз произнесём звуки П-Б. Чем же они отличаются?

Д: звук П-глухой, звук Б-звонкий.

4. Развитие фонематического слуха.

  • У детей на столах лежат картинки, в названии которых есть звук П или звук Б.

На доске висят картинки: “Этого котёнка зовут Пушок, а этого щенка Барон. Мы будем дарить им картинки. На какой звук начинается имя котёнка (ПУШОК)? (П). Котёнку Пушку мы подарим картинки со звуком П.

На какой звук начинается имя щенка (Барон)? Щенку мы подарим картинки со звуком Б.

“Переверните свои картинки и посмотрите, что на них изображено. Определите, какой звук есть в ваших словах П или Б?”

Дети называют своё слово и дарят (вешают) свою картинку либо Пушку, либо Барону.

  • Логопед вместе с детьми проверяет правильность выбранных картинок.

“Катя, какое у тебя слово? Какой звук в этом слове П или Б? Кому подарим картинку?” 

А. «Игра с мячом». ( Дети стоят в кругу и поочередипередают мячик, проговаривая чистоговорки).

Па – па – па – мелкая крупа.

Ба –ба –ба – вот стоит изба.

Пу – пу – пу – купили мы крупу.

Бу – бу -бу – белка на дубу.

Пы – пы – пы – жёлтые снопы.

Бы – бы – бы – зелёные бобы.

Ба – па – ба – вот стоит изба.

Па – ба -па – мелкая крупа.

Бы – пы – бы – зелёные бобы.

Пы – бы – пы – мы везли снопы. Молодцы.

Б. Замените в словах глухой [ П] на звонкий звук [ Б] :

Пух – бух пар – бар

Паня – баня порт – борт

Пока – бока палка – балка

Почка – бочка пашня – башня

Правый – бравый папочка – бабочка. Молодцы.

- Ребята, вы все справились с заданием, а сейчас тихо садитесь за столы на свои места.

5. Соотношение звука и буквы:

Л: Что такое звук?

Д: Звук-это то, что мы слышим и говорим?

Л:Что такое буква?

Д: Буква-это то, что мы видим и пишем.

Л: Какая это буква ?(выставляет на доске печатную букву)

Д: П

Л: А это?

Д: Б

Л: Посмотрите внимательно, сколько палочек у буквы П? Сколько палочек у буквы Б?

6. “Допиши букву”

У каждого на столе лист с недописанными буквами П или Б.

“Перед вами картинки. Посмотрите внимательно и допишите недостающие части букв П или Б. Кому-то досталась бука П, а у кого-то буква Б.

Элементы букв П, Б.

7. Динамическая пауза

Беленькое облачко (руки сцеплены перед собой)

Поднялось над крышей (руки над головой)

Устремилось облако (выпрямить руки)

Выше, выше, выше (потянуться вверх)

Ветер это облако (покачивание руками)

Зацепил за тучу (сцепить руки)

Превратилось облако (описать круг, опустить руки, присесть)

В дождевую тучу. 

Мы разминку начинаем

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх.

Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.)

Начинаем приседанья —

Раз, два, три, четыре, пять.

А теперь три раза нужно,

Как лягушки, проскакать. (Приседания — 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)

Мы разминку завершаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх.

Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.)

8. На доске схема слова, подобрать к ней слова (картинки)

С-Г-С

Л:“Посмотрите, на доске схема слова. Давайте назовём все звуки по порядку в этой схеме.

Л: Какой первый звук-гласный или согласный?

Д: Согласный

Л: Он твёрдый или мягкий?

Д: твёрдый

Л: Какой второй звук-гласный или согласный?

Д: Гласный?

Л: Какой третий звук?

Д:согласный?

Л: Он твёрдый или мягкий?

Д: твёрдый

Л: А сколько всего здесь звуков?

Д: Три

Логопед вывешивает картинки, дети определяют, какое слово подходит к схеме?

КИТ, БЫК

“Давайте назовём то, что изображено на картинках? Подумайте, какое слово подходит к нашей схеме?”

Л: Почему слово КИТ нам не подходит?

Д: Потому что в слове КИТ первый звук согласный мягкий.

9. Работа в тетрадях

10. Итог занятия. Оценивается работа детей.

  • С какими звуками мы с вами играли? П-Б
  • Чем они отличаются? Звонкий и глухой.

Желаем успеха!