Моё педагогическое открытие

Доронькин Александр Александрович

Моё педагогическое открытие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Моё педагогическое открытие34 КБ

Предварительный просмотр:

Личность человеческая более таинственна,

чем мир. Она и есть целый мир. Человек –

микрокосм и заключает в себе все.

Н. Бердяев

Работать по профессии учителя я начал еще задолго до того, как защитил диплом филолога по специальности «русский язык и литература» и квалификации учитель русского языка и литературы. Меня непреодолимо тянуло  в школу, ни в какой другой профессии я не мог себя представить. Однако на деле перспектива преподавательства в моем радужном восприятии оказалась не такой уж легкой задачей. Оказалось, что знаний, полученных мной на студенческой скамье, совершенно недостаточно. Ежедневно готовясь к урокам, исправно проверяя тетради, я задавался вопросом: чего же мне не хватает? Я пытался быть требовательным, объективным, старался научить своему предмету, но все же чувствовал некую свою отстраненность от образовательного процесса. Тогда мне помогло активное участие в качестве педагога в детских социальных проектах нашего вуза. Вместе со студенческим коллективом мы проводили праздники в клинике для больных онкологией детей, помогали сиротам Золинского детского дома, проводили психологические тренинги с воспитанниками детской колонии в городе Арзамас… За это время я повстречал целый калейдоскоп детских судеб и характеров. Я видел детей, которые хотели учиться, проявить себя в творчестве, но не могли в силу слабого здоровья совершить и половины того, о чем мечтали. Я видел детей, оступившихся на своем пути, осознавших свою ошибку и других, не раскаявшихся. Я видел детей любимых и одиноких, открытых миру и опустивших руки…  

Это общение в неформальной обстановке, в разных условиях с абсолютно разными детьми дали мне неоценимый опыт и приблизили к углубленному пониманию миссии учителя. Педагогу, на мой взгляд, все-таки мало быть просто менеджером образования, как того требует современный стандарт. Ребенок, не зависимо от каких-либо условий, всегда остается ребенком, поэтому,  прежде всего, нуждается во внимании и помощи со стороны авторитетного наставника, способного оказать поддержку в успешном развитии и подготовке к достойной и продуктивной жизни в социуме.

В ребенке заложено все, что необходимо для его становления как личности. Самое главное и самое сложное в работе учителя: суметь выявить в ученике творческие способности и направить их развитие по восходящему пути. Особенностью профессии педагога является гуманизм: вера в доброе начало в каждом ребенке, уважение к личности, любовь к людям, желание помочь другим в разных сложных жизненных ситуациях. Учитель всегда должен помнить, что те самые разные дети с разными судьбами и разными характерами имеют одно человеческое желание и стремление – быть замеченными и оцененными, быть понятыми и нужными.

В связи с этим я полностью согласен с К.Д. Ушинским, что «педагогика – это искусство», так как найти в ребенке ту самую искорку таланта, способностей, возможностей, помочь ей разгореться, а не потухнуть в современном хаосе информации, в бешеном ритме жизни социума, порой жестокого и непростого – есть истинное педагогическое искусство.

Работа учителя сразу, без репетиций выполняется набело, без черновиков  (например, в отличие от театральных постановок), потому что воспитанники — это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Было бы идеально, если бы в никакой деятельности ошибок не было. К сожалению, так не бывает. Но во многих случаях ошибку без серьезных последствий можно исправить. В педагогической деятельности нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то (к музыке ли, рисованию и т.п.). Не проявившийся талант — это вина учителя. Недопустимо подозревать ребенка в каких-либо плохих делах, не имея на то достаточных оснований: он станет скрытным, обидчивым, недоверчивым ко всем и в первую очередь — к учителю.
      Ошибка учителя в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем. Тогда ошибка будет на совести педагога.

Я всегда тщательно обдумываю свой каждый урок и свою каждую встречу с детьми. Я счастлив, что предметы, которые являются моей специальностью, несут в себе благодатный материал, на основе которого я строю учебно–воспитательный процесс. Каждый урок для меня событие, выстроенное с использованием богатого русского языка и на основе литературных произведений с их нескончаемой мудростью.

Я также думаю, что не напрасно в новых федеральных государственных образовательных стандартах важная роль отводится формированию не только познавательных, регулятивных, но и личностных, коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, так как это способствует раскрытию богатого внутреннего потенциала детей.

Некоторые считают, что современных детей трудней чем-то удивить или заинтересовать. Сейчас мы имеем возможность использовать современные средства обучения: существует великое множество разных информационных источников, компьютерного и мультимедийного оборудования, поэтому каждый урок можно сделать увлекательным, полным открытий и впечатлений.

Однако  важно в стремлении к развитию ребенка, не забывать и о себе. Совершенствовать себя постоянно и непрерывно – одна из моих главных задач.

Накапливать опыт, не бояться трудностей, спорить, если это необходимо,  ведь именно в споре, как гласит мудрость, рождается истина. Надо стремиться обобщить опыт педагогов-новаторов, чей опыт бесценен. Надо стремиться интегрировать богатство педагогической мысли, переносить на современность. Я с удовольствием читаю труды известных педагогов Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и с не меньшим удовольствием общаюсь со своими коллегами в школе, на районных методических объединениях.

Я понял, что не ошибся в выборе профессии, и вижу свою миссию как учителя в открытии каждого ученика и определении для него своего пути нравственного, интеллектуального и творческого развития.