Работы моих учеников

На данной странице Вы увидите работы моих учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie_katyushi_pesnya.doc211 КБ
Office presentation icon viktorina.ppt2.63 МБ
Файл kondratyuk_yuriy_vasilevich_http.docx77.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Карцовская основная общеобразовательная школа» Калужская область Дзержинский район деревня Карцово

Исследование на тему:

«История возникновения песни «Катюша»»

Выполнили: Белофонова Виктория, Сергачева Евгения, Заремба Яна, ученицы 6 класса и Чевгалова Яна, ученица 5 класса класса МОУ «Карцовская ООШ»

Руководитель проекта: Голенева Ирина Александровна, учитель МОУ «Карцовская ООШ»

Адрес ОУ: Калужская область Дзержинский район деревня Карцово улица Школьная д.11

КАРЦОВО 2011

Содержание:

Введение………………………………………………………………….

Глава 1 Теоретическая часть……………………………………………

Глава 2 Практическая часть…………………………………………….

§1 Методика и диагностика…………………………………………….

§2 История возникновения песни………………………………………

Глава 3. Результаты сделанного исследования……………………….

Анализ результатов исследования…………………………………….

Выводы…………………………………………………………………

Перспектива дальнейшего изучения темы…………………………..

Заключение……………………………………………………………

Введение.

Военная песня всегда была явлением, консолидируюпщм, объединяюпщм нацию и в этом ее огромная сила. Но, помимо маспггабных смыслов, военная песня несет в себе заряд бодрости и оптимизма, гамму лирических чувств, обостренных разлукой и возможностью смерти. Все это непроходящие духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

У каждой песни - своя жизнь. Одна проживается  мгновенно, как мотылек; едва появившись, тотчас умирает.

 Но есть песни со счастливой судьбой - долго живут и не старятся, всегда любимы народом.

Информационная карта проекта.

Тема

История возникновения песни «Катюша»

Исследование

Исследовать историю возникновения песни «Катюша»

Авторы исследования

Белофонова Виктория, Сергачева Евгения, Заремба Яна, ученицы 6 класса и Чевгалова Яна, ученица 5 класса

Руководитель исследования

Голенева Ирина Александровна, учитель иностранного языка.

Объект

Песни военных лет.

Предмет

Песня «Карюша»

Виды

Разведывательное исследование

Проблема

В наше время все чаще люди забывают о песнях, которые были посвящены нашему народу, особенно если эта песня с точки зрения молодого поколения не популярна. Хотя многие из них были примером и были они признаны зарубежём. Именно этим и определяется актуальность нашей исследовательской работы.

Перед нами встали вопросы:

- как возникла песня «Катюша»?

- какова ее жизнь в дальнейшем?

Цель

Изучить  историю возникновения песни

Задачи

Формировать исследовательские навыки у учащихся

Провести диагностику по исследуемой теме.

Изучить материалы, описывающие историю возникновения песни.

Показать элементы современных педагогических технологий, способствующих достижению высокого уровня профессионализма и мастерства учителя и предметных компетенций учащихся школы

Этапы проведения проекта

  1. Диагностический этап.
  1. Первичный сбор и анализ информации;
  2. теоретическое осмысление проблемы;
  3. анализ результатов этого этапа;

Собираем информацию о песнях военных лет и проводим диагностику по теме: «История возникновения песен военных лет»

  1. Прогностический этап.
  1. Установление основных концептуальных положений исследования;
  2. анализ и классификация проблем, связанных с краеведческими проблемами поиска информации.

Изучаем литературу и другие источники информации по теме нашего исследования.

  1. Обобщающий этап.
  1. Осмысление результатов исследования;
  2. соотнесение полученных результатов с поставленными целями и задачами;
  3. обобщение и распространение полученного опыта;
  4. подведение итогов работы.

Обобщаем и представляем результаты своего исследования.

Реальность реализации и практическая ценность проекта

Данное исследование можно отнести к прикладному. Ученики сотрудничали с краеведческим музеем, библиотекой и искала информацию в Интернете. После сбора всей возможной информации, мы пришли к выводу, что данное исследование имеет перспективу продолжить изучение в данном направлении и по другим областям. На уроках музыки мы решили всем классом найти информацию обо всех песнях.

  1. Практическая значимость:
  2. Предложенной системой формирования исследовательской грамотности, необходимой для проведения исследования.
  3. Использование результатов исследования на мероприятиях различного уровня.

Актуальность

В наше время все чаще люди забывают о песнях войны, с которыми наши деды и прадеды прошли жестокое время фашистского насилия. Мы думаем, что необходимо знать наше наследие.

Следовательно, изучение военной песни является актуальной и важной проблемой современности. Актуальность проблемы усиливается потенциальной возможностью, заложенной в военной песне, к предотвращению личностного распада, к формированию чувства сопричастности к огромному историческому пласту предшествуюпщх поколений, к разделенности исторической судьбы с предшествующими поколениями.

Пробы

Встреча с учителями-предметниками, поиск в Интернете, экспресс-опрос.

Гипотеза

Несмотря на недоступность и малочисленность источников информации, значимость песен военных лет, можно восстановить. Если мы познакомимся с их историей возникновения, то тем самым мы не дадим забыть наши песни с которыми солдаты шли в бой и отдыхали.

Научная новизна исследования

Состоит в определении теоретических основ исследования военной песни в духовной жизни общества

Проверка гипотезы

экспресс-опрос

Доказательство или опровержение

Гипотез

Доказательство гипотез

Методы исследования

эмпирические: изучение и анализ литературы;

теоретические: метод сравнения, анализ, обобщение

исторический метод, предполагающий исследование возникновения

Глава 1 Теоретическая часть

Военная песня безусловное достояние каждой нации. В настоящее время именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня вполне способна стать стержнем в духовном обновлении нации, в ее духовном оздоровлении. Проблема военной песни издавна привлекала внимание многих исследователей. Ее изучали музыканты - теоретики, фольклористы, историки, филологи. Вопросы непосредственно связанные с военной песней йаиболее разработаны в трудах таких музыкантов - исследователей, как Бирюков Ю.Е., Гречина О.Н., Гудопшиков Л.И., Дрейден Д., Друскин М.С., Житомирский Д.В., Крупянская В.Ю., Минц СИ., Целиковский В.В. Их исследования посвящены определенным историческим периодам, в контексте которых рассматривается военная песня.

В основном названные авторы изучали песни, связанные с какой - либо одной войной. Эти работы содержат богатый фактический материал по проблемам военной песни, но они не поднимаются на уровень обобщения или выхода за рамки чисто музыковедческого анализа.

Поскольку военная песня как особый жанр неотделима от исторических событий, постольку в поле нашего внимания оказались труды, посвященные исторической песне. В первую очередь - это сборники исторических песен.

Среди наиболее значимых можно отметить сборники, составленные Игнатовым В.И., Алексеевой О.Б., Долматовским Л.В., Емельяновым Л.И., Криничной П.А., Миллером В.Ф., Путиловым Б.Н.^ Представленные в названных сборниках песенные тексты, охватывают период с ХШ века до напшх дней. В комментариях к сборникам и к отдельным песенным образцам прослеживается история России через военную песню, анализируются в основном литературные тексты и не уделяется внимания музыкальной стороне песен.

Изучая военную песню, в первую очередь как музыкальный жанр, мы не могли не коснуться работ, посвященных общемузыковедческим проблемам, в которых раскрываются вопросы музыкальных стилей и жанров, объясняется природа воздействия музыкального искусства на человека, анализируется музыкальная сторона произведений. Эту группу работ составили труды таких известных теоретиков, как М.Г. Арановский, Р. Арнхейм, Б.В. Асафьев, И. Бачинская, Б.И. Гаспаров, Н.П. Корыхалова, Т.А. Курышева, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, С. Скребков, А.Н. Сохор, В.Н. Холопова и другие.

В связи с тем, что военную песню мы рассматривали в контексте духовной жизни общества, возникла необходимость обращения к трудам, философов и культурологов раскрывающим проблемы духовной жизни общества. Работы Калашникова В.А., Козловой О.А. и других в той или иной степени касаются этой проблемы.

Исследуя роль военной песни в духовной жизни российского общества, мы обращались к трудам и высказываниям известных и авторитетных политических деятелей, деятелей искусства и культуры, среди которых можно назвать А.В. Луначарского, И.О. Дунаевского, Л.О. Утесова, Р.И. Рождественского и других.^ И, наконец, огромное значение для настоящего исследования имели личные архивы Ю.Е. Бщ)Юкова,^ к сожалению пока научно не систематизированные, содержащие письма радиослушателей, записи выступлений на радио, лекции, прочитанные в Военно-Политической Академии им. Ленина, копии материалов из архивов (ЦГАЛИ), воспоминания фронтовиков и известных деятелей искусства и культуры.

Глава 2 Практическая часть.

§1 Методика и диагностика.

Прежде чем приступить к исследованию истории возникновения песни «Катюша»,  мы решили выяснить, а насколько необходимо наше исследование. Конечно в нашей деревне еще помнят песни войны, благодаря тому что школа проводит много праздников на которых мы ученики исполняем данные песни. Мы проводили беседы  и с родственникам и с учителям-предметникам, но они всегда называли известные на весь мир песни, хотя песня «Катюша» звучала много раз. Мы решили обратится в краеведческий музей за помощью, и нам не отказали. Директор музея указала нам отправную точку нашего исследования. И мы начали свое исследование. Мы провели диагностику изученности темы и выяснила, что практически никому не известна история возникновения песни, лишь некоторые люди из числа учителей знали судьбу песни во время Великой Отечественной войны.

Проводя диагностику я задавала 5 вопросов:

  1. Вы интересуетесь песнями, которые были написаны до войны и во время? Да, ответило 18% опрошенных.
  2. Вы знаете, кто написал песню «Катюша»? Да, ответило 30%
  3. Вы знаете историю возникновения песни? Более 10%  опрошенных назвали.
  4. Хотели бы Вы узнать историю возникновения песни? Рассказало 2% опрошенных.
  5. Вы хотите исследовать историю возникновения песни? Да, ответило 40% опрошенных

§2 История возникновения песни.

Особую популярность песня Катюша получила в дни Великой Отечественной войны. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни. В Литературном музее в Москве есть строки: "Все мы любим душеньку "Катюшу", любим слушать, как она поет, из врага вытряхивает душу, а друзьям отвагу придает".

Бойцы, подражая "Катюше", пели на свой лад пусть и не совсем совершенные, но идущие от всего сердца слова и посвящали их они в ее образе своей любимой девушке, их мечте и надежде. Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом: "Если пуля вдруг шальная настигнет на дальней стороне, не грусти тогда, моя родная, расскажи всю правду обо мне".
Трогательны эти бесхитростные слова фронтового фольклора, и сегодня, спустя десятилетия, их нельзя читать без волнения. На фронте было немало реальных героинь с песенным именем. Одна из них – старший сержант Катюша Пастушенко, отважная пулеметчица, награжденная орденом Красной Звезды, уничтожившая немало фашистских автоматчиков.
Песню «Катюша» поэт М.В. Исаковский написал в Москве, но задумал в родном краю, в небольшом поселке на берегу речки Угры, что протекает на Смоленщине, И когда рука выводила строку: «Выходила на берег Катюша », Михаилу Васильевичу виделась его родная маленькая Угра. Конечно, люди, повторяя эти слова, представляли берег своей реки - Волги, Днепра, Амура или еще какой другой.

  Сначала было несколько строчек, написанных на едином дыхании. А дальше - дело случая.

«…Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой…»

М.В. Исаковский случайно встретился в коридоре газеты «Правда» с композитором Матвеем Исааковичем Блантером.

 -Михаил Васильевич, - обратился к поэту композитор Блантер,

- Нет ли у вас стихов, на которые можно было бы написать музыку?

- Знаете, я написал кое - что, но не до конца. Если вдохновитесь, тогда можно будет продолжить.

             Блантер изъявил желание тут же услышать стихи.

 - Тогда слушайте -  сказал Исаковский и приглушенно прочел:

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой,

Выходила на берег Катюша,

На высокий  берег, на крутой.

 Теперь Блантер при каждой встрече с поэтом  интересовался,  когда получит полный текст будущей песни.

     По-другому отнёсся к ним Блантер: «…Это было удивительно… „Катюша“ без остатка заняла мое воображение». 

За 2 года до этого, в 1936 году, Матвей Исаакович стал руководителем Государственным джаз-оркестром СССР, где музыкальным руководителем был назначен тогда ещё никому не известный джазмен Виктор Николаевич Кнушевицкий. И Блантер хотел, чтобы песня «Катюша» прозвучала на первом концерте этого музыкального коллектива.

    Выехав в Ялту, где отдыхал Исаковский, Блантер настоял на скорейшем написании продолжения стихотворения. Поскольку в воздухе тревожно носились предчувствия неминуемой войны, а Красная Армия уже воевала в Испании и у озера Хасан, неспокойная приграничная обстановка не могла остаться без внимания даже в глубоко лирической песне.

«…Ой ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет…»

Летом 1938 года Михаил Васильевич передал композитору стихи. Матвей Исаакович завороженно повторял их и не переставал удивляться глубокому содержанию, простоте, предельной ясности стихов.

 Первой исполнительницей «Катюши» стала молодая певица Валентина Батищева. Впервые песня прозвучала 28 ноября 1938 года на сцене Колонного зала Дома союзов.

 Песня стала популярной. Ее пели всюду: в городах, селах, на «дальнем пограничье».

Что означает фраза
«
на дальнем пограничье»

В книге И. Н. Розанова «Песня о Катюше как новый тип народного творчества. / Русский фольклор Великой Отечественной войны.» предполагается, что в песне имеется в виду западная граница нашей страны, а именно с Польшей.

Ведь песня девушки летит «за ясным солнцем вслед» — то есть с Востока в Западном направлении, поскольку именно с той стороны и ждали большой войны.

        Другие, исходя из строчки «Выходила, песню заводила про степного сизого орла», считают, что упомянутый степной орел (лат. Aquila rapax) – хищная птица, гнездовая область которой охватывает Юго-Восточную и Юго-Западную Сибирь, Переднюю, Среднюю и Центральную Азию до западных частей Китая, северо-западные, центральные и южные части Африки (к югу от Сахары) и Индию. И, учитывая неспокойные дни на границе близ озера Хасан, возникает корреляция как раз с нашими Дальневосточными рубежами.

Сложно сказать, какое именно пограничье подразумевал Михаил Исаковский, но песню дописали буквально за несколько дней. Впервые «Катюша» прозвучала 27 ноября 1938 года в Колонном зале Дома Союзов в Москве.

Вместе с оркестром под управлением Виктора Кнушевицкого её исполнила Валентина Алексеевна Батищева – джазовая певица, выступавшая с джаз-оркестрами в фойе кинотеатров и на эстраде крупнейшего тогда столичного ресторана «Москва». Офицерский корпус, заполнивший зал, трижды вызывал песню на «бис».

     Песня быстрее ветра распространялась по стране: её подхватили Лидия Русланова, Георгий Виноградов, Вера Красовицкая, а вслед за ними профессиональные и самодеятельные коллективы; её пели в городах и сёлах, на демонстрациях и в домашнем кругу. «Катюша» стала не только знаменитой, но и пронзительно родной и искренне близкой миллионам советских людей. Образ простой русской девушки с нежным именем Катюша, верной и любящей подруги своего бойца-пограничника, был гармоничным и своевременным в своём появлении.

Во время Великой Отечественной войны каждый солдат, певший или слушавший «Катюшу», испытывал такое чувство, будто это к нему лично обращен  призыв сберечь родную землю.

     Песня стала символом высокого духа, мужества советского человека.

Вскоре немцы познакомились еще с одной «Катюшей».

Только на этот раз ее «исполняли» реактивные минометы, установленные на машинах.

Это грозное оружие, наводившее страх на врагов, артиллеристы прозвали ласковым девичьим именем.

 В те военные годы М.В. Исаковский писал:

 По дорогам фронтовым

 Ходит русская «Катюша»,

 Ходит шагом боевым…

 И зазвучала «Катюша» уже с другими интонациями и в другом контексте. Фольклор безграничен в своей форме: сразу появились «песни-ответы» на призыв героини песни, а сама Катюша стала и санитаркой, и бойцом, и ждущей с победой солдата, и партизанкой.

Музыка была близка и понятна, ритмический рисунок тоже не вызывал сложностей, поэтому советские воины легко придумывали свои тексты на известный мотив: каждый из них обращался к образу своей любимой, пусть даже и не с именем Катюша, каждый хотел донести свою любовь, свою надежду, свою клятву верности девушке и Родине.

Военный лётчик и краевед Николай Семенович Сахно из Краснодарского края, проведя собственное исследование, обнаружил, что у Кати Ивановой был вполне реальный прототип – отважная, гордая, но в то же время, скромная и очень красивая девушка из станицы Медведовской, что на Кубани.

Слова песни отметили Сталинской премией, а их автор, Михаил Исаковский, передал «катюшины» деньги землякам. И в День Победы, 9 мая 1949 года, в смоленском селе Всходы открыли новый клуб, где именинницей на торжестве была «Катюша», а на берегу Угры установили памятный камень как раз на крутом берегу. В 1985 году открылся уже Музей песни «Катюша». В экспозиции и фондах музея постепенно было собрано большое количество экспонатов личного характера, что дало возможность переименовать его в мемориальный музей Михаила Васильевича Исаковского.

На берегу реки Угры в поселке Всходы на Смоленщине размещена символическая композиция «Катюшин берег» - памятник в честь  песни «Катюша» и открыт музей,  посвященный  рождению «Катюши» и других песен Исаковского.

На площадке, выложенной плиткой и отороченной бордюром, возвышается символический бревенчатый угол деревенской хаты и две стопки бревен - скамеек. Рядом валун, за которым  ствол сосны, раздвоившийся, как поднятые к небу девичьи руки. Земляки поставили этот памятник по велению сердца.

Глава 3. Результаты сделанного исследования.

Анализ результатов исследования.

В качестве одной из задач исследования стоял вопрос, связанный с выявлением основных особенностей воздействия военной песни на личность, а через нее и на духовную жизнь общества. Основными особенностями воздействия военной песни на личность, на наш взгляд, заключаются в следующем:

  1. создание ощущения эмоционального подъема;
  2. объединяющая сила;
  3. обучающая роль;
  4. влияние на направленность личности;
  5. передача атмосферы времени.

Выводы

Наша задача заключается в том, чтобы успеть собрать сведения о истории возникновения песни. В 2011 году мы планируем продолжить работу над нашим исследованием, и хотим продолжить исследователь историю возникновения песен военных лет. Для более активного привлечения жителей и учащихся школы к проекту мы планируем повести урок мужества на 9 Мая.

Перспектива дальнейшего изучения темы.

После представления результатов исследования на уроке мужества мы решили, что данная работа не должна закончиться. Всем классом мы решили найти информацию обо всех песнях военных лет.

Заключение:

Рассмотрев становление и развитие военной песни в духовной жизни российского общества, можно сделать следующие выводы.

Духовная культура представляет собой лишь определенную сторону, «срез» духовной жизни, в известном смысле ее можно считать ядром духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей научную, философско - мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру.

Военную песню в настоящем исследовании мы рассмотрели в соотнесенности с духовной жизнью общества, и вполне можно сделать вывод, что это явление нельзя рассматривать только как явление художественной культуры, поскольку военная песня напрямую связана и с политической и с нравственной составляюпщми духовной жизни общества.

Военная песня как специфический вид музыкально - поэтического творчества родилась вместе с зарождением древнерусского государства. Вся история военной песни неотделима от истории развития государства, от его идеологии, от его морального духа. Состояние военной песни во многом определяется политической сферой государства, и в первую очередь теми войнами, в которых так или иначе участвовало государство.

Военная песня во многом определяется таким социальным институтом, как армия. Именно в армии она зародилась и именно для нее, она имеет наибольшее значение. Но, вместе с тем, было бы неверно ограничивать влияние военной песни только на армейскую часть нашего общества. Оно, безусловно, значительно шире. Масштабы влияния военной песни на духовную жизнь российского общества в разные периоды истории было различным и зависело от популярности в народе тех событий, которые послужили поводом для создания военной песни.

Список    литературы:


1. Андреев Ю.А. Наша авторская. История, теория и современное состояние самодеятельной песни. - М.,1991. - 38.
2. Бачинская Н.М., Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия: Учеб. пос. для муз. училищ.. -4-е изд. - М.,1974. -с.зо

3. Бирюков Ю.Е. Место и роль песни в героико-патриотическом воспитании советских воинов. / Лекщм. - М.,1981. - 48.
4. Долматовский Е. Рассказы о твоих песнях. - М., 1973. -С. 286.
В работе использованы материалы следующих сайтов:

muzruk.info/?p=905
 

  1. www.a-pesni.golosa.info/ww2/oficial/katjucha.htm 
  2. www.gorodfm.ru/broadcast/broadcast.146/date.20070507/ 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Карцовская основная общеобразовательная школа»

Исследование на тему:

«Алекса́ндр Игна́тьевич Шарге́й»

Выполнила: Соловьева Виктория, ученица 9 класса МОУ «Карцовская ООШ»

Руководитель проекта: Голенева Ирина Александровна, учитель МОУ «Карцовская ООШ»

Адрес ОУ: Калужская область Дзержинский район деревня Карцово улица Школьная д.11

КАРЦОВО 2011

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….……………3

Глава 1 Теоретическая часть…………………………………………………………………6

§1 Космические системы связи………………………………………………………………6

§2 Влияние космических исследований на развитие науки и производства………..……6

Глава 2 Практическая часть……………………………………………………………...…..7

§1 Методика и диагностика…………………………………………………………….……7

§2 Открытие гения……………………………………………………………………..……..8

§3 От рождения до белой гвардии………………………………………………………….10

§4 Книги. «Завоевание межпланетных пространств» (1929)……………………….…….11

§5 Арест……………………………………………………………………………………...11

§6 Тайна имени……………………………………………………………………………...11

§7 Проектирование ВЭС……………………………………………………………………12

§8 Великая Отечественная война и дальнейшая его судьба……………………….…….13

Глава 3. Результаты сделанного исследования…………………………………………………..…………..14

Заключение…………………………………………………………………………………..14

Литература…………………………………………………………..………………………16

Введение.

Освоение космоса, космические исследования относятся к одному из основных направлений научно-технической революции. Рассмотрение этого направления в технико-экономическом аспекте представит определенный интерес для специалистов, разрабатывающих международные программы сотрудничества в области экономики, науки и техники.

Искусственные спутники Земли, обладая такими особенностями, как возможностью находиться в зоне прямой видимости со значительных территорий поверхности Земли, высокой  скоростью перемещения и регулярностью движения, позволяют эффективно решать важные народнохозяйственные задачи: определение координат (геодезия и навигация), передача информации (телевидение, радиовещание, телефонная и телеграфная связь),  наблюдение за Землей (исследование природных ресурсов и окружающей среды), изучение и контроль процессов в атмосфере.

Большой практический интерес, в частности, представляет вынесение в космос, например на орбиты искусственных спутников Земли или на Луну, части производственно-технических комплексов. На Луну могут быть вынесены вредные, горнодобывающие, энергоемкие виды производства. В условиях космического полета (невесомость, вакуум) могут производиться крупные кристаллы, композитные материалы, уникальная оптика, сверхчистые химические и лекарственные препараты и многое другое. Особое значение в ближайшем будущем будет иметь вынос за пределы Земли вредных, вторично не перерабатываемых отходов производства.

В этой работе я хочу исследовать жизнь и деятельность одного из первых исследователей космоса. Шаргей Александр Игнатьевич (Шаргей Александр Игнатьевич) был учёным, предложивший оптимальную траекторию полета к Луне; его расчёты были использованы в американской лунной программе «Аполлон», автор проекта мощной ветровой электростанции в Крыму. И в то же время на Родине он был не известен, свое настоящее имя он обрел после своей смерти. В своей работе я хочу изучить жизненный путь и деятельность ученого в области исследования космоса.

Информационная карта исследования.

Тема

Алекса́ндр Игна́тьевич Шарге́й

Исследование

Исследовать жизнь и деятельность  Алекса́ндра Игна́тьевича Шаргея

Автор исследования

Соловьева Виктория, ученица 9 класса

Руководитель исследования

Голенева Ирина Александровна, учитель географии.

Объект

Ученые и изобретатели космонавтики.

Предмет

Жизнь и деятельность  Алекса́ндра Игна́тьевича Шаргея

Виды

Разведывательное исследование

Проблема

В наше время все чаще люди забывают ученых, которые посвятили свою жизнь исследованию космоса, особенно тех, которые не были широко известны в России. Хотя многие из них были примером и были они признаны зарубежем. Именно этим и определяется актуальность нашей исследовательской работы.

Перед нами встали вопросы:

- что за человек   Алекса́ндр Игна́тьевич Шаргей?

- Чем он знаменит?

- Почему мы считаем его одним из первых исследователей космоса?

Цель

Изучить  жизнь и деятельность  Алекса́ндра Игна́тьевича Шаргея

Задачи

Формировать исследовательские навыки у учащихся

Изучить тайну смены имени и фамилии.

Изучить материалы, описывающие деятельность    Алекса́ндра Игна́тьевича Шаргея

Показать элементы современных педагогических технологий, способствующих достижению высокого уровня профессионализма и мастерства учителя и предметных компетенций учащихся школы

Этапы проведения исследования

  1. Диагностический этап.
  1. Первичный сбор и анализ информации;
  2. теоретическое осмысление проблемы;
  3. анализ результатов этого этапа;
  1. Прогностический этап.
  1. Установление основных концептуальных положений исследования;
  2. анализ и классификация проблем, связанных с краеведческими проблемами поиска информации.
  1. Обобщающий этап.
  1. Осмысление результатов исследования;
  2. соотнесение полученных результатов с поставленными целями и задачами;
  3. обобщение и распространение полученного опыта;
  4. подведение итогов работы.

Реальность реализации и практическая ценность проекта

Данное исследование можно отнести к информационному. Ученица сотрудничала с краеведческим музеем, библиотеками и искала информацию в Интернете. После сбора всей возможной информации, мы пришли к выводу, что данное исследование имеет перспективу продолжить изучение в данном направлении и по другим областям. На уроках географии мы решили всем классом найти информацию обо всех исследователях космоса нашей Калужской земли.

  1. Практическая значимость:
  2. Предложенной системой формирования исследовательской грамотности, необходимой для проведения исследования.

Актуальность

В наше время все чаще люди забывают ученых, которые посвятили свою жизнь исследованию космоса, особенно тех, которые не были широко известны в России. Я думаю, что необходимо знать имена всех видных деятелей науки, особенно если –  это наши земляки.

Пробы

Встреча с учителями-предметниками, поиск в Интернете, экспресс-опрос.

Гипотеза

Несмотря на недоступность и малочисленность источников информации, значимость малоизвестных ученых исследователей космоса, можно восстановить. Если мы познакомимся с их жизнью и деятельностью, то тем самым не дадим забыть наших ученых.

Проверка гипотезы

экспресс-опрос

Доказательство или опровержение

Гипотез

Доказательство гипотез

Методы исследования

эмпирические: изучение и анализ литературы;

теоретические: метод сравнения, анализ, обобщение.

Глава 1 Теоретическая часть

§1 Космические системы связи

Использование космической техники существенно повысило эффективность системы связи, позволило связать между собой   все уголки земного шара, дало возможность широко использовать самые информативные, короткие волны, на которых работает телевидение. Дальняя радиосвязь с помощью обычных радиостанций осуществима на сравнительно малоинформативном диапазоне радиоволн длиной от 200 до 10 м. В этом диапазоне, например, можно одновременно осуществлять примерно несколько тысяч разговоров. Это мало. Более короткие радиоволны — от 10 м до 2 см — существенно более информативны, но прямолинейность распространения этих волн  (они не задерживаются ионосферой) делает невозможным их использование для глобальной радиосвязи с помощью обычных наземных радиопередающих средств. Более того, даже в том диапазоне, которым пользуются наземные средстве, не удается создать высококачественной связи, так как радиосигналы, многократно отражаясь от ионосферы и Земли, претерпевают заметные изменения в зависимости от состояния атмосферы. Довольно частой ситуацией является полное нарушение связи на несколько суток при так называемых магнитных бурях, вызванных солнечной активностью. Все это ограничивает качество и надежность глобальной радиосвязи.

§2 Влияние космических исследований на развитие науки и производства

Создание сложнейших  ракетно-космических систем, возникновение космической индустрии и решение фундаментальных   проблем науки и техники, связанных с полетами в космос, дали массу идей, технических средств и принципиально новых конструктивно-технологических решений, внедрение которых в традиционное производство и использование в различных сферах деятельности человека даст колоссальные экономические выгоды. Опосредованные выгоды, которые приносит человечеству космонавтика, весьма трудно поддаются количественным оценкам. Тем не менее попытки таких расчетов делаются. Так, например, согласно подсчетам ряда зарубежных специалистов, прибыль, обусловленная научными исследованиями и разработками в области космоса, достигает 207 млрд. долл.

Благодаря развитию космонавтики физическая наука обогатилась фундаментальными открытиями в области астрофизики, космического излучения, изучения радиационных поясов Земли, солнечно-земной физики, рентгеновской астрономии и др. Потребности космической техники стимулировали исследования в области физики электронных и ионных пучков и направленных плазменных потоков. Применение низкотемпературных (криогенных) ракетных топлив, создание бортовых электрогенераторов сверхбольшой мощности, технически совершенных, привело к необходимости глубокого изучения физики низкотемпературных жидкостей, поведения их в условиях невесомости, разработки новых методов криостатирования легких надежных магнитных систем с малым энергопотреблением, стимулировало развитие физики сверхпроводимости и гелиевой криогеники.

Глава 2 Практическая часть.

§1 Методика и диагностика.

Прежде чем приступить к исследованию жизни и деятельности Алекса́ндра Игна́тьевича Шарге́я,  решила выяснить о ком же я буду проводить свое исследование. Конечно в нашей области проживало много ученых, которые занимались исследованиями космоса, но о них уже все известно и везде написано, а мне хотелось изучить жизнь не совсем известного ученого. Я обращалась и к родственникам и к учителям-предметникам, но они всегда называли известных на весь мир ученых. Тогда я решила обратится в Музей имени Циолковского, там мне рассказали почти детективную историю про Алекса́ндра Игна́тьевича Шарге́я. Меня этот рассказ заинтересовал и я начала свое исследование. Я провела диагностику изученности темы и выяснила, что практически никому не известно имя ученого.

Проводя диагностику я задавала 5 вопросов:

  1. Вы интересуетесь исследованиями космоса? Да, ответило 18% опрошенных.
  2. Вы знаете Калужских ученых-исследователей космоса? Да, ответило 30%
  3. Вы можете назвать Калужских ученых-исследователей космоса? Более 10%  опрошенных назвали.
  4. Вы можете рассказать о каком-либо ученом-исследователе космоса? Рассказало 2% опрошенных.
  5. Вы хотите узнать о исследованиях космоса? Да, ответило 40% опрошенных

§2 Открытие гения.

Дата рождения:

9 июня 1897(1897-06-09)

Место рождения:

Полтава, Полтавская губерния, Российская империя

Дата смерти:

25 февраля 1942(1942-02-25) (44 года)

Место смерти:

предположительно п. Засецкий, Калужская область, РСФСР, СССР

Страна:

 Российская империя,  СССР

Научная сфера:

Космонавтика

Известен как:

учёный, предложивший оптимальную траекторию полета к Луне; его расчёты были использованы в американской лунной программе «Аполлон», автор проекта мощной ветровой электростанции в Крыму

В 1916 году по постановлению Российского Совета министров каждые 2-3 месяца производились призывы в действующую армию студентов младших курсов. В центральном Государственном Историческом архиве в фонде Петроградского политехнического института хранится именной список студентов, призванных в октябре 1916 г., в котором под номером 19 числится Шаргей Александр Игнатьевич, родившийся 21 июня (по новому стилю) 1897 г, студент 1 курса механического отделения. А в 13 томе Большой Советской энциклопедии родившийся 21 июня 1897 года Кондратюк Юрий Васильевич назван «одним из пионеров разработки основ космонавтики». Казалось бы, какая связь (кроме даты рождения) между этими двумя людьми? Однако эту связь на протяжении многих лет устанавливали исследователи жизни Кондратюка, организации, и, наконец, прессбюро КГБ СССР.

Толчком к этим почти детективным поискам стала высадка американцев на Луну в 1969 году. Один из ведущих инженеров проекта «Аполлон» (программа достижения Луны) Джон Хуболт предложил использовать так называемую «улиточную трассу» Юрия Кондратюка, «русского механика-самоучки, который примерно полвека назад рассчитал, что метод стыковки на лунной орбите является наилучшим способом решения проблемы высадки на Луну». Эти строки были опубликованы в журнале «Лайф» 31 марта 1969 г.

Откуда же американцы узнали об открытии Кондратюка?

Всё началось 4 октября 1957 года. В этот день впервые в мире на орбиту был выведен советский искусственный спутник Земли, и началась Космическая эра. Приоритет Советского Союза был настолько неоспорим, что президент США Кеннеди объявил лунную программу «Аполлон» национальной. При библиотеке Конгресса США был создан специальный библиографический отдел советской космической литературы, куда попала и книга Кондратюка. Так Хуболт познакомился с идеями Кондратюка и стал его страстным последователем. Надо сказать, что большинство учёных-ракетчиков во главе с создателем ракеты «ФАУ-2» Вернером фон Брауном не соглашались с доводами Хуболта, и спор длился больше года. Хуболту удалось всё же переубедить своих оппонентов, и в итоге победили идеи Кондратюка, которые сберегли США миллиарды долларов и избавили от многих лет работы.

Имя Кондратюка в это время стало появляться в печати, и им заинтересовался первый секретарь ЦК Компартии Украины П.Е. Шелест, который захотел узнать подробности об «украинском Циолковском». В анкетах Кондратюк писал, что учился в Полтаве и, когда его фотографию показали одному из старых преподавателей, тот узнал своего ученика ...Сашу Шаргея. А дальше по крохам восстанавливалась полная драматических коллизий жизнь российского гения, к которому только после его смерти вернулось его настоящее имя.

§3 От рождения до белой гвардии

Родился 9 июня (21 июня по новому стилю) 1897 года в городе Полтаве Полтавской губернии (сейчас Полтавская область, Украина). Родился в семье обрусевшей немки, баронессы Людмилы Львовны Шлиппенбах, и крещёного в католичество еврея — Игнатия Бенедиктовича Шаргея. С 1910 по 1916 год учился во Второй полтавской мужской гимназии и окончил её с серебряной медалью.

В 1916 году поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института (ныне Санкт-Петербургский государственный политехнический университет), но уже в ноябре того же года был призван в армию и зачислен в школу прапорщиков при одном из петербургских юнкерских училищ. До демобилизации в марте 1918 года воевал на турецком фронте.

К этому следует добивать, что полк Шаргея противостоит и развернувшемуся в тылу деникинцев от Анапы до Адлера партизанскому движению «зелёных».

И именно в это время Александр Шаргей дорабатывает свою первую рукопись под названием «Тем, кто будет читать, чтобы строить». В этой работе Шаргей вывел формулу полёта ракеты отличным от других пионеров космонавтики способом.

Когда полк Шаргея в конце 1919 года отправляется в район Киева, прапорщик Шаргей дезертирует из армии.

Гражданская война заканчивалась. Близкие Шаргея боялись за его жизнь, так как ходили слухи о расстрелах белых офицеров, а он был прапорщиком, служил в белой армии. Мачеха Шаргея достаёт документы умершего родственника своих знакомых и умоляет Александра изменить фамилию. С этого момента он до конца своих дней становится Юрием Васильевичем Кондратюком.

С 1921 по 1927 годы Шаргей-Кондратюк работал на Южной Украине, Кубани и Северном Кавказе, начиная со смазчика и прицепщика вагонов и кончая механиком на элеваторе. В 1927 году его пригласили в Новосибирск для работы в «Хлебопродукте», где ему пришлось участвовать в строительстве и усовершенствовании элеваторов (именно тогда он построил знаменитый элеватор «Мастодонт» в Камне-на-Оби — зернохранилище на 13 000 тонн, построенное без единого гвоздя; в условиях тотального дефицита это было невероятным сооружением). В этот же период неоднократно приезжал в Бийск, где читал лекции по механизации зернохранения.

§4 Книги. «Завоевание межпланетных пространств» (1929)

В этой книге автор изложил последовательность первых этапов освоения космического пространства. Более подробно рассмотрел вопросы, поднятые в его ранней работе «Тем, кто будет читать, чтобы строить». В частности, в книге было предложено использовать для снабжения спутников на околоземной орбите ракетно-артиллерийские системы (в настоящее время это предложение реализовано в виде транспортной системы «Прогресс»). Кроме того, в работе были исследованы вопросы тепловой защиты космических аппаратов при их движении в атмосфере.

§5 Арест

30 июля 1930 года Ю. В. Кондратюк вместе с несколькими другими сотрудниками «Хлебопродукта» был арестован по обвинению во вредительстве. Одним из пунктов обвинения было то, что он строил «Мастодонт» не только без чертежей, но и без гвоздей. Местное руководство пришло к выводу, что строение не выдержит такого количества зерна и развалится, погубив тем самым 10 000 тонн народного зерна. 10 мая 1931 года его осудили на три года лагерей (Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Совета РСФСР своим определением № ОС-70-8 от 26 марта 1970 года реабилитировала Кондратюка за отсутствием состава преступления). На самом деле, «Мастодонт» простоял более 60 лет и сгорел в середине 1990-х годов. Однако вместо лагерей Юрий Васильевич был привлечён к работе в образованном в Новосибирске специализированном бюро для заключённых-инженеров № 14 по проектированию угольных предприятий. Там он проработал до августа 1932 года, успев получить патент и авторское свидетельство в области горношахтного оборудования.

§6 Тайна имени

Почему так вышло, что о Шаргее-Кондратюке до сих пор знают немногие, в основном лишь люди старшего поколения? Нам удалось разыскать в Санкт-Петербурге 76-летнего Дмитрия Михайловича Шаргея, племянника “пионера ракетной техники в СССР”. Вот что он рассказал “СК”.

- Все это из-за тайны смены имени с Шаргея на Кондратюка, - объясняет Дмитрий Михайлович. - Мой дядя с 1910 по 1916 годы учился в Полтавской мужской гимназии, окончил ее с серебряной медалью. Потом поступил в политехнический институт. Но завершить учебу не вышло, его призвали в армию, на Украине было тогда неспокойно. В 1919 году он служил в армии Деникина - уже при Советской власти. Потом ему удалось бежать от деникинцев и жить на нелегальном положении вплоть до 1921 года, пока приемная мама не раздобыла для него другие документы. С тех пор он и стал Юрием Кондратюком. Гражданином РСФСР.

- Имя моего дяди до сих пор редко встречается в научных работах, посвященных освоению космоса, а ведь его к себе приглашал работать сам Сергей Королев. Но дядя знал, что не сможет пройти через проверки НКВД. Мало того, что он жил по чужим документам - он считался врагом народа, потому что якобы совершал вредительские действия во время строительства элеваторов. Его реабилитировали только в 1970 году.

§7 Проектирование ВЭС

Ещё работая в бюро № 14, Кондратюк ознакомился с условиями конкурса на эскизное проектирование мощной Крымской ветроэлектростанции (ВЭС), объявленного Наркоматом тяжёлой промышленности (Наркомтяжпром). Проект станции был выполнен в соавторстве с П. К. Горчаковым, а позднее к проекту привлекли инженера Н. В. Никитина, будущего создателя Останкинской телебашни в Москве.

Эскизное проектирование ВЭС было завершено в ноябре 1932 года, и вскоре авторы проекта получили разрешение ГПУ на поездку в Москву. По настоятельной просьбе Наркомтяжпрома в 1933 году Кондратюка досрочно освободили от высылки. На конкурсе проект был признан лучшим. В 1933—1934 годах Шаргей работает в филиале Института промэнергетики в Харькове, в то время столице Украины. Окончательно технический проект был доработан к середине февраля 1934 года. В 1937 году на горе Ай-Петри в Крыму по подготовленным рабочим чертежам началось строительство фундамента станции. Однако уже в 1938 году было принято решение о прекращении проектирования и строительства мощных ветроэлектростанций. В связи с этим в последующие два года Кондратюку пришлось заниматься проектированием малых опытных ветровых электростанций в Проектно-экспериментальной конторе ветроэлектростанций (ПЭКВЭС).

В этот же период получил настойчивые и выгодные предложения о сотрудничестве от С. П. Королева, однако ответил отказом, мотивируя его обязательствами по строительству ВЭС.

Другая версия истории говорит, что причина отказа была в том, что работа над военными проектами подразумевала жёсткий контроль со стороны НКВД. При проверке биографии мог быть вскрыт факт подделки документов и белогвардейское прошлое — со всеми вытекающими последствиями (лагерями и/или скорым расстрелом).

§8 Великая Отечественная война и дальнейшая его судьба.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. До сих пор неизвестно, как и когда закончилась жизнь Юрия Васильевича Кондратюка. Достоверно известно, что 4 июля 1941 года он записался в ряды народного ополчения и служил в роте связи 2-го стрелкового полка Дивизии народного ополчения Киевского района Москвы. 7 июля полк отправился на фронт и занял оборону в 150 километрах от Москвы. 3 октября 1941 года бойцы народного ополчения, зачисленные к тому времени в состав Красной Армии, вступили в бои с немецко-фашистскими войсками.

Дальнейшая судьба Кондратюка покрыта тайной. Некоторые сослуживцы в своих воспоминаниях называют 3 октября 1941 года датой его гибели. Однако более поздние исследования позволили установить, что еще в январе 1942 года Кондратюк получал денежное довольствие в части, о чем свидетельствует его автограф в раздаточной ведомости.

Существует несколько версий судьбы Ю.В.Кондратюка.
Как я уже отметил, по одной из них он погиб в боях под Москвой. Кстати, именно эта версия отражена во всех советских и российских справочниках.

Согласно другой версии, Кондратюк не погиб, а был взят в плен немцами (либо сам сдался в плен) и впоследствии работал вместе с Вернером фон Брауном над проектом ракеты "Фау-2". В пользу этой версии свидетельствуют документы одного немецкого ракетчика, в которых упоминается какой-то человек по фамилии Кондратюк, с которым этому ракетчику пришлось работать.

Вполне возможно, что по той или иной причине он оказался у немцев и работал вместе с фон Брауном. Вероятно, что в этом случае ему вновь пришлось сменить свое имя. После окончания войны, когда часть немецких ракетчиков оказалась в США, а другая часть в СССР, Кондратюк, с новой фамилией и новой биографией, также был вынужден перебраться в США, где и работал по ракетной тематике, вновь сменив свое имя.

Глава 3. Результаты сделанного исследования.

Выводы

Моя задача заключается в том, чтобы успеть собрать сведения о ученых, которые оставили свой след в освоении космоса. В 2011 году я и мой класса планирует продолжить работу над моим исследованием. Для более активного привлечения жителей и учащихся школы к проекту мы планируем повести акцию 12 апреля посвященную Дню космонавтике.

Перспектива дальнейшего изучения темы.

После представления результатов исследования на уроке географии я и учащиеся моего класса  решили, что данная работа не должна закончиться. Всем классом мы решили найти информацию обо всех исследователях космоса нашей Калужской земли.

Заключение

Рассмотренные в этой работе вопросы   показывают тот большой вклад, который внес ученый в различные сферы деятельности людей. Номенклатура задач, решаемых уже сегодня космическими системами, исключительно многообразна. Это и исследование природных ресурсов Земли, и охрана окружающей среды, и связь, и геодезия, и навигация, и метеорология, и др.

Особое значение в наши дни приобрело исследование природных ресурсов и окружающей среды с помощью космических систем, снабженных разнообразной аппаратурой дистанционных измерений из космоса. Этому направлению предстоит внести основополагающий вклад в народное хозяйство.

В решении этой важнейшей задачи большая роль принадлежит космическим системам исследования природных ресурсов и окружающей среды, которые взяли на вооружение достижения ракетно-космической техники, радиоэлектроники и вычислительной техники, в оптико-механической и оптико-электронной аппаратуре. Фотоаппаратура и различные виды телевизионных систем, ИК и СВЧ радиометры, поляриметры и спектрометры, скаттерометры и радиолокаторы бокового обзора, лидары (лазерные высотомеры) и радиовысотомеры, магнитометры и гравиметры и другие виды бортовой аппаратуры позволяют получить с космических орбит ценнейшую информацию о фауне и флоре нашей планеты и лучше понять закономерности геологического строения земной коры и размещения в ней полезных ископаемых.

Эти исследования, дополненные астрофизическими и планетологическими исследованиями в космосе, наряду с решением злободневных хозяйственных задач дают возможность подойти к решению фундаментальных проблем преобразования природы на нашей планете.

Велико значение дальнейшего развития и совершенствования всех видов связи (радио, телефонной, телеграфной, телевизионной). Сегодня этот процесс носит глобальный характер, и здесь все большее значение приобретает связь на основе космических систем. То же можно сказать о навигационных системах. Развитие метеорологии благодаря космической технике вступило в принципиально новую фазу, когда начато глубочайшее изучение тонких механизмов и первопричин породообразующих процессов.

По результатам исследования можно сделать выводы:

  1. Мое исследование еще раз доказало, что не все люди бережно относятся к нашему наследию.
  2. Существует необходимость углубления географической и краеведческой компетентности.
  3. Необходимо проводить агитацию среди населения по улучшению знаний людей, которые посвятили себя науке.

 

Литература

  1. Придиус П. Е. Возвращение имени гению // Просто русские…. — Краснодар: Периодика Кубани, 2002. — С. 220—237. — 432 с. — 1000 экз. — ISBN 5-331-00013-4
  2. Энциклопедии "Космонавтика" http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/

  3. Романенко Б.И. "Звезда Кондратюка – Шаргея" Посвящается 100-летию со дня рождения Ю.В.Кондратюка ( А.И. Шаргея ), - Калуга , 1998.
  4. Романенко Б.И. Юрий Васильевич Кондратюк. – М.: Знание, 1988. Севастьянов В. Гений с чужим именем.
  5. В. Родиков Молодая Гвардия // Cудьба Шаргея М., , 1990 г.
  6. Фотоматериалы представлены Калужским краеведческим музеем и музеем имени Циолковского.