Диагностическая работа

Диагностическая работа и технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл диагностика23.75 КБ
Файл технологическая карта44.84 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по дисциплине

«Теоретические основы начального курса математики

с методикой преподавания»

  1. Гущина Ирина Викторовна  ГА ОУ МО СПО «МПК» город Мурманск
  2. 4 курс по специальности «Преподавание в начальных классах»
  3. Учебник А.В.Калинченко «Методика обучения математики в начальных классах»
  4.  Тип диагностической работы: предметная (на основе предметных знаний)
  5. Цель диагностической работы: проверить уровень сформированности регулятивных УУД: подбор заданий по овладению определёнными умениями для обучающихся начальной школы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Диагностическая работа составлена  с целью обобщения теоретических знаний по основным вопросам методики обучения математике в начальной школе. Выполнение работы готовит студентов к преддипломной практике. В содержание диагностики входят вопросы общей методики и частных вопросов. Содержание работы отвечает требованиям Федерального государственного стандарта.  Студенты могут пользоваться различными комплектами учебников для начальной школы в различных системах обучения.

  1. Подберите упражнения с целью формирования умения счета предметов:

Для  сознательного  владения  учащимися операцией  количественного и порядкового  счета  предметов необходимо:

Подбор упражнений из учебников 1 класса  (1 часть)

Моро М.И

Петерсон Л.Г.

1) знать название и последовательность чисел натурального ряда;

2) уметь правильно соотносить число  и предмет (образование пары «число-предмет»);

3) понимать, что последнее из чисел,  названных при счете предметов дает ответ на вопрос «Сколько?»

4) пересчет  предметов (аксиома счета);

5) порядковый счет;

6) подготовка к решению задач.

2.Проведите подготовительную работу к ознакомлению учащихся с простой  задачей.  

              Виды заданий

Примеры задач

 (из учебника или подбор самостоятельно)

1

Задачи с недостающими данными

2

Задачи с лишними  данными

3

Задачи с двумя вопросами

4

Выбор схемы к задаче

5

Выбор выражения к задаче

3.Тема урока  «Введение первой простой задачи »                  

Цели :          развивающие: … ;     образовательные: …   ;  воспитательные:   … ;  практические… .    

Ход урока

Этапы работы над задачей

Деятельность

учителя

(вопросы)

Деятельность

учащихся

Модель к задаче,  решение задачи учащимися

УУД, формируемые при

изучении темы (выбрать из

перечня или подобрать  самим)

1.Целеполагание и мотивация

2. Актуализация опорных знаний

3. Фиксирование затруднений

4. Выявление места и причины затруднения

5. Построение проекта выхода из затруднения

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

            Перечень возможных универсальных учебных действий (УУД):

 самоорганизация учащегося;  актуализация  изученных способов действия;   интерес к выполнению заданий;   использование простейших приемов анализа, сравнения;   умение принимать цель урока и следовать ей в процессе учебной деятельности;  способность сохранять доброжелательное отношение учащихся друг к другу;  участие в работе группы,  общение друг с другом;   умение строить математические модели;   умение делать выводы,  аргументировать свои суждения;  проявление самостоятельности и инициативы;  оценивание результата выполнения задания;  адекватная самооценка деятельности и др.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по дисциплине

«Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания»

специальность: Преподавание в начальных классах

Тема урока

Методика формирования временных представлений

ФИО преподавателя

Гущина Ирина Викторовна

Цель урока

познакомить студентов с методикой изучения единиц измерения времени

Задачи урока

Обучающие:

Показать приёмы работы по формированию временных представлений у обучающихся начальных классов

Развивающие

Развивать умение сравнивать разные подходы  в методике обучения по программам «Школа России» и «Перспектива»

Воспитательные

Воспитывать творческий подход к решению учебных задач

Средства обучения, оборудование  

Модели часов, календарей, «Сказка о потерянном времени»,

Вид учебного  занятия

Комбинированный урок

Применяемые технологии

Технология конструирования учебного процесса

ЭТАП 1/длительность-3 минуты

Организационный момент

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Учебные универсальные действия

Сегодня 21 декабря. Дайте характеристику числа.

Сегодня необычный день – сегодня день зимнего солнцестояния.

Это день, в который Солнце поднимается над горизонтом так низко, как никогда в течение года. В этот день пекли круглый хлеб, выдавливая в середине солнечный круг с лучами. Затем катили  с горы деревянное колесо и сжигали его у проруби. Древние славяне считали, что дни около зимнего солнцестояния – это самые лучшие дни в году, когда можно реально изменить свою судьбу. Трое суток до и трое после – это энергетически заряженное время.

Натуральное. В натуральном ряду чисел стоит под номером 21. Двузначное, т.к. состоит из двух цифр. В этом числе 2 десятка и 1 единица. Предыдущее 20, последующее 22. Это число нечётное, т.к. его не разделить на 2 без остатка.

ЭТАП 2/длительность-6 минут

Мотивация. Целевая установка

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Что общего во всех этих числах?

Назовите только те числа, в которых количество десятков равно двум

Расставьте числа в порядке убывания. Прочитайте слово.

Что такое время?

Назовите тему урока

Методика формирования временных представлений

Назовите цель урока

Да, вы правы, вы должны научиться методике преподавания и этой трудной темы тоже.

Это одна из самых трудных тем в преподавания математики начальных классов. Как вы думаете, почему?

При изучении остальных величин числа связаны между собой кратно 10, 100, 1000 и т.д. В единицах времени совсем другие числа. Часто ученики путают и 1 ч становится равным 100 мин. Надеюсь, применение технологии конструирования учебного процесса обеспечит достижение качественно нового результата и такие ошибки исчезнут в работах у ваших будущих учеников.

Что вы знаете о технологии конструирования учебного процесса?

это процесс принятия педагогических решений и выполнения учебных задач, ограниченный различными  условиями: возможностями учебного заведения, самого учителя, степенью подготовленности обучающихся, требованиями УМК, временными рамками и т.д.

Какими общими компетенциями должен обладать будущий учитель, чтобы обучающиеся получили качественные знания по этой теме? Выберите их из списка и выделите (Приложение 1)

Назовите главную из пяти

Прочтите её и аргументируйте ответ

Выберите главную из списка профессиональных компетенций для изучения этой темы и выделите

Прочтите её и аргументируйте ответ

Что ещё должен знать учитель до изучения новой темы?

В каком источнике мы будем искать эту информацию?

Обратимся к примерной образовательной программе. Выберите УУД для изучения данной темы (Приложение 2)

Почему у вас на партах 2 учебника?

18, 19, 20, 21, 22, 23, 24

Двузначные, натуральные

20, 21, 22, 23, 24

24,23,22,21,20

в,р,е,м,я

Это то, что отделяет одно событие от другого.

Методика обучения времени и единиц измерения времени

Мы сегодня узнаем, в каком порядке и в каких классах обучающиеся начальной школы изучают единицы измерения времени и как организовать работу так, чтобы наши ученики не допускали ошибок по этой теме.

В одном часе 60 минут, а во всех остальных величинах есть общее: в 1 м 100 см и т.д.

Когда весь урок учитель обучает, может отойти от конспекта, перестроиться по ходу…

ОК 1,2,7,8,9

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ПК 4

Анализировать уроки

Какими универсальными учебными действиями должен овладеть обучающийся в ходе изучения темы «ВРЕМЯ»

В примерной образовательной программе

Познавательные: строить модель на основе условия;

Регулятивные: определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

Личностные: создавать условия для поддержания активности;

Коммуникативные: высказывать и обосновывать своё мнение.

Мы должны сравнить 2 программы и рассмотреть разные подходы к формированию темы ВРЕМЯ

Регулятивные УУД:

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

Познавательные УУД:

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

Познавательные УУД:

умение определять понятия

Коммуникативные УУД:

принимать позицию собеседника;

Регулятивные УУД:

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

Личностные УУД: создавать условия для высказывания собственного мнения

ЭТАП 3/длительность- 1 минута

Актуализация опорных знаний

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Учебники каких программ представлены на партах?

Назовите их авторов

Школа России и Перспектива

Моро Мария Игнатьевна и Петерсон Людмила Георгиевна

Регулятивные УУД:

обосновывать и осуществлять выбор

Познавательные УУД:

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

ЭТАП 4/длительность- 20 минут

Сообщение новых знаний

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Работать будете в парах:

  1. Определите, сколько уроков изучают доли в начальной школе?
  2. Как представлен теоретический материал?
  3. Можно ли определить по содержанию учебника по какой программе качество знаний будет выше и почему?
  4. Есть ли в учебниках задания практической направленности?
  5. Как записываются доли?

Как вы думаете, с чего можно начать урок изучения по данной теме?

Уточните

Почему?

Инд. Задание: Попробуем проиграть этот этап урока

Как вы предлагаете, показать это на уроке?

Почему практически?

Что надо сделать?

Я предлагаю выйти сюда двум студентам и выполнить задания на карточках:

Разрежь апельсин на 4 равные части

Разрежь яблоко на 2 неравные части

А пока они выполняют задание,  ответьте: Можем мы предложить на уроке такое задание обучающимся?

Разрежь теперь яблоко на 2 равные части. Как можно назвать одну вторую доли?

Теперь я вам предлагаю выполнить практическую работу.

Работать будем по рядам:

1 ряд: раскрасить одну восьмую прямоугольника

2 ряд: вырезать одну четвёртую круга

3 ряд: записать доли, изображённые на картинках

Проверяем

Что нужно сделать, чтобы на уроке снять напряжение после неподвижного сидения за партой?

Пожалуйста, проведи физминутку

Прочитайте слова, записанные на слайде. Как вы думаете, какое будет задание?

наклейте…

отрежьте…

раскрасьте…

прочитайте…

расположите…

определите…

найдите…

сравните…

Какое правило надо помнить, чтобы сравнить доли?

 Выполним № второй, страница шестьдесят девятая.

-* Возьмите на столе модель “торта” (круг).

Учитель показывает, дети повторяют.        

К I-у варианту пришло 3 гостя + хозяин. Делим на 4 части.

А ко II-у варианту пришло 7 гостей + хозяин. Делим на 8 частей. Разрезаем по линии сгиба на части.

  1. 3

  1. В программе «Перспектива» по принципу «минимакса» и с пропедевтикой для 5 класса
  2. Нет, т.к. качество обучения зависит не от содержания, а от мастерства учителя

  1. Да

  1. В программе «Перспектива» как дробь, а программе «Школа России» словами-числительными

С проблемной ситуации

С проблемной ситуации с затруднением

По новому ФГОС мы не можем сообщать обучающимся знания в готовом виде, а должны умело подвести их к открытию темы

Найдите значения данных выражений:

25:5х3:1= (15)

36:9х2=(8)

42:6х5=(35)

72:9:8:4=(1:4)???????

Сегодня на уроке мы попробуем справиться с этой проблемой

Практически

У большинства обучающихся 6-10 лет лучше всего сформировано наглядно-образное мышление

Разделить что-нибудь на доли

Нет, потому что, согласно 10-ой из общих компетенций мы должны обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

Первая ситуация: был один апельсин. Я разделила его на 4 равные части. Каждая из этих частей называется ДОЛЯ. Одна четвёртая доля. Они равны между собой

Вторая ситуация: было одно яблоко. Я разделила его на две неравные части. Эти части нельзя назвать ДОЛЯМИ. Они не равны между собой

ПОЛОВИНА

Провести физминутку

Продолжить учебные задачи по теме «Доли»

…одну пятую долю на страницу

…одну восьмую долю от квадрата

…одну седьмую долю круга

…доли, записанные в учебнике

…доли в порядке возрастания

…какая из долей больше

…рисунок, на котором изображена одна вторая доля

…одну пятую и одну десятую

Чем больше долей, тем меньше каждая доля.

<><>

Коммуникативные УУД:

организовывать учебное взаимодействие в паре

Познавательные УУД:

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

Регулятивные УУД:

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

Личностные УУД: создавать условия для высказывания собственного мнения

Познавательные УУД:

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

Регулятивные УУД:

обосновывать и осуществлять выбор

Регулятивные УУД:

определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

Регулятивные УУД:

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

Познавательные УУД:

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные УУД:

определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения

ЭТАП 5/длительность-5 минут

Закрепление изученного материала

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Кто произнесёт учебную задачу, которую обычно говорят при переходе к решению текстовых задач?

Какие два вида задач обучающиеся должны научиться решать при знакомстве с темой «Доли»?

Какие это задачи?

Что значит ПРОСТЫЕ?

Кто пойдёт проводить работу над задачей на нахождение доли числа?

Кто пойдёт проводить работу над задачей на нахождение числа по доле?

А  теперь я хочу проверить, как вы умеете применять полученные знания при решении задач

Нахождение доли числа и числа по доле

Простые

Задачи, которые решаются в одно действие

Откройте учебник на с.72, № 1. Прочитайте задачу глазками. Один – вслух. О чём эта задача? Что известно? Что надо узнать? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Каким действием? (делением) Прочитайте решение и ответ задачи.

Откройте учебник на с.76, № 7 под цифрой 2. Прочитайте задачу глазками. Один – вслух. О чём эта задача? Что известно? Что надо узнать? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Каким действием? (умножением) Прочитайте решение и ответ задачи.

Регулятивные УУД:

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

Познавательные УУД:

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

Личностные УУД: создавать условия для высказывания собственного мнения

ЭТАП 6/длительность – 2 минуты

Домашнее задание

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Содержание домашнего задания: посмотрите на домашнее задание. Выберите одно из трёх.

  1. Пороговый уровень. Придумайте по 5 задач каждого вида с практической направленностью.
  2. Продвинутый уровень. Составьте этап изучения нового материала по теме «Доли» по учебнику М.И.Моро
  3. Высокий уровень. Разработайте план-конспект по теме «Сравнение дробей» по учебнику Л.Г.Петерсон.

Личностные УУД: создавать условия для выбора задания

ЭТАП 7/длительность-2 минуты

Рефлексия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Почему на этом конверте написано: ПН?

Передавайте:

  1. Какую часть круга пройдёт стрелка за 15 минут?
  2. Сколько сантиметров в половине метра?
  3. Сколько минут содержится в половине часа?
  4. Сколько сантиметров в четверти метра?
  5. Сколько минут содержится в трети часа?
  6. Сколько сантиметров в пятой доле метра?
  7. Сколько минут содержится в четверти часа?

В нём вопросы практической направленности

  1. одну четвёртую

  1. 50
  2. 30

  1. 25
  2. 20

  1. 20

  1. 15

Познавательные УУД:

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

ЭТАП 8/длительность-1 минуты

Итог урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

-Что же такое ДОЛЯ?

-Какое надо помнить правило при сравнении дробей?

Одна часть от целого

Чем больше долей, тем меньше каждая доля

Познавательные УУД:

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.