Консультация для педагогов по работе с кинетическим песком.

Фролова Татьяна Алексеевна

Консультация для педагогов на тему: «Кинетический песок-универсальная детская игрушка».

         Все дети любят играть с песком. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества.

Занятие лепкой из (живого) кинетического песка очень полезно для ребенка. Оно развивает мыслительные способности, воображение, пространственное мышление и мелкую моторику рук. Это прекрасная возможность развлечь малыша и активизировать процесс его индивидуального развития.

Кинетический песок является экологически чистым материалом и соответствует всем обязательным требованиям, предъявляемым к детским игрушкам. Он очень удобен в обращении и безвреден. Песок не требует специальных условий для хранения. Его допускается держать в любой емкости. Удобнее всего использовать для хранения кинетического песка пластиковые песочницы. При случайном попадании влаги на песок необходимо подождать, пока она испарится, после чего все его свойства будут полностью восстановлены. Этот игровой материал предназначен для многоразового использования.

Кинетически песок не прилипает к рукам, не вызывает аллергических реакций, не засоряет глаза. Единственной рекомендацией является присутствие взрослых рядом с играющими малышами, чтобы предупредить случайное попадание песка в рот ребенка.
Приобретая кинетический песок, родители дарят своим детям увлекательную, полезную и модную игрушку.

Как должен вести себя педагог, практикующий работу с песком?

Для специалиста действует три правила.

1.    Присоединения к ребенку. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины, - все это входит в понятие присоединения.

2.    Искренняя заинтересованность, заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице.

3.    Строгое следование профессиональной и общественной этике. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение.

Игры с кинетическим песком для самых маленьких в период адаптации к детскому саду.

В жизни детей происходит много адаптационных периодов, одним из которых является адаптация к детскому саду. В это время многие педагоги сталкиваются с проблемой нежелания ребенка посещать детский сад.

В период адаптации к детскому саду необходимо обеспечить ребенку максимум активности, заинтересовать его деятельностью. Причем такой деятельностью. Которой он будет заниматься с интересом и большим удовольствием. И тогда как раз здесь можно применить «волшебный песок», играя с которым ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать, выражать в самой естественной для него форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты.

 Детские психологи утверждают, что игры с кинетическим песком не только очень увлекательны, но и необходимы для развития малыша. Так малыш теряет напряжение и понимает, что все в жизни может измениться при малейшем его усилии. И все это ребенок может сделать прямо в группе.

 Игровые принадлежности
Сегодня в продаже имеется широкий выбор игровых принадлежностей для занятий с кинетическим песком. Наборы с оригинальными формочками и инструментами, надувные песочницы, специальные столики для песочного творчества – все это поможет организовать чистую и безопасную песочницу непосредственно в домашних условиях.

Упражнения в песочнице
Кинетический живой песок это неисчерпаемый источник вдохновения. Вот некоторые примеры игр с его применением:
- Строительство сооружений и создание образов. При помощи форм и инструментов из набора ребенок возводит архитектурные постройки из песка или пробует себя в качестве скульптора.
- Игра «Необыкновенные следы». Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.
- Игра «Найди отличие». Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.

Как правильно использовать и хранить кинетический песок

Этот продукт очень практичен, однако отличается повышенной чувствительностью к уровню влажности. Для того чтобы песок прослужил долго, следует соблюдать простые рекомендации по его хранению:

- Песок следует использовать при комнатной температуре и относительной влажности в помещении ниже 60%. В случае намокания песка необходимо дать ему самостоятельно высохнуть при комнатной температуре;
- В излишне сухих помещениях кинетический песок может несколько загрубеть. С целью восстановления его первоначальных свойств можно растереть в ладонях пару капель воды и немного поиграть с песком, после чего он снова станет пушистым. Сам по себе кинетический песок не может высохнуть, так как не содержит в своем составе воды.
- Песок не имеет собственного запаха, однако способен впитывать запах, исходящий от рук. Поэтому перед игрой следует вымыть руки и тщательно их вытереть.
- Кинетический песок не теряет своих свойств под воздействием солнечных лучей;
- Хранить живой песок лучше всего в герметичном контейнере или закрытой надувной песочнице. Это предотвратит попадание в него влаги, пыли и посторонних предметов. 
- Случайно рассыпавшийся песок легко убирается с любой поверхности пылесосом или руками. Кинетические песчинки не прилипают к поверхности.

Данная игрушка не имеет срока годности, поскольку, по сути, является обычным песком. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста довольно актуально

в условиях развития современного общества. Существенные изменения, которые происходят в обществе в последние годы и постоянно возникающие проблемы, связанные

с воспитанием современных детей, обуславливают переосмысление сущности патриотизма и патриотического воспитания, а также его роли и места в общественной жизни.

Патриотизм является одним из самых глубоких чувств, заложенных в человеке

и закреплённых веками. Патриотизм понятие многогранное, включающее любовь

к Родине, уважение к героическому прошлому своей Родины, любовь к родному языку,

традициям и обычаям своего народа, к родным местам, к культурному наследию своей

страны. Возникает это чувство под влиянием различных факторов: искусства, художественной литературы, окружающей среды, практической деятельности человека и др.

Чувство патриотизма необходимо развивать уже с дошкольного возраста. Оно начинается от эмоциональной привязанности к семье, друзьям, к товарищам по играм,

к месту жительства, а заканчивается осознанием своей причастности к Отчизне.

В старшем дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных

ориентации духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс

национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире.

Этот период жизни человека наиболее благоприятный для эмоциональнопсихологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти дошкольников на длительное время, а иногда и на всю жизнь, что является важным моментом

в воспитании патриотизма.

Воспитать чувство патриотизма у старших дошкольников педагоги должны

с помощью различных форм и методов организации деятельности детей: рассказы педагога, беседы, игры, экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, исследовательская деятельность и др.

Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма

детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам данной проблемы, они и составили теоретико-методологическую основу исследования. Так,

в работах Н.В. Алешиной довольно ясно прослеживаются идеи патриотического воспитания, однако понятие «воспитание патриотизма» автором не используется;

в исследованиях Э.К. Сусловой патриотическое воспитание рассматривается

в контексте экологического воспитания; М.А. Бесова, А.Д. Жариков, Р.И. Жуковская,

А.Х. Казетова, В.А. Крехалёва и другие делают акцент на приобщение детей

к культурному наследию народа. Такие исследователи, как Л.Е. Никонова, Э.К. Суслова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма дошкольников

познание ими Родины – России.

Вопросы воспитания основ патриотизма средствами исследовательской проектной

деятельности отражены в работах М.В. Краевской, Л.В. Нелюбиной, Е.В. Савенковой.

Однако, несмотря на многообразие форм патриотического воспитания, существует

проблема: целостная научная концепция формирования основ патриотизма дошкольников в современных условиях развития дошкольного образования ещё не создана. Данная проблема пока ещё не нашла должного отражения в современных психологопедагогических исследованиях.

Большинство авторов отмечают важность и значимость патриотического воспитания

детей дошкольного возраста, но в то же время не предлагают целостной системы работы в данном направлении.

В настоящее время поставлены вопросы воспитания патриотизма подрастающего

поколения в условиях нестабильной и меняющейся политической обстановки в мире.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества,

одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится

воспитание основ патриотизма. В период нестабильности в современном обществе возникает необходимость вернуться к истокам своего народа, к его вековым традициям,

к таким вечным понятиям, как Родина, родной край, род, родство .

Дошкольная образовательная организация является идеальным местом по созданию

условий для воспитания основ патриотизма. Применяя новые подходы к решению актуальной задачи воспитания основ патриотизма, одним из которых является исследовательская проектная деятельность, педагоги решают вопросы социальной адаптации детей, создают предпосылки становления личности дошкольника.

Целью образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений должно стать создание таких условий для воспитания основ патриотизма детей старшего

дошкольного возраста в исследовательской проектной деятельности, с помощью которых эта работа осуществлялась бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение дошкольников к региональному компоненту.

Приобщение старших дошкольников к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к его национальным и культурным традициям, формирование исследовательской, поисковой мотивации краеведческой деятельности должно осуществляться через решение следующих задач:

- сформировать у детей старшего дошкольного возраста гражданственность, чувство

любви к Родине, чувство гордости за её прошлое и настоящее на основе изучения культуры, истории, природы родного края;

- спроектировать культурно – образовательную среду в дошкольном образовательном учреждении;

- ориентировать родителей на воспитание основ патриотизма у детей в семье.

Одним из важных педагогических условий воспитания основ патриотизма у старших

дошкольников в исследовательской проектной деятельности является выбор методов

работы. К наиболее эффективным можно отнести следующие:

1. Методы ознакомления детей с социальной действительностью – включают в себя:

методы, повышающие эмоциональную активность (игровой, наглядный, практический); методы, повышающие познавательную активность (элементарный и казуальный

анализ (выявляет причинные зависимости и связи между признаками, выявленными

в ходе элементарного анализа: сравнение, конструирование, повторение, метод вопросов); методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности (практический, исследовательский); методы коррекции, уточнения представлений

детей о социальном мире (повторение, упражнение, эксперимент).

2. Методы обучения и развития детского творчества (метод проектов, опыты, эксперименты, метод творческих преобразований, метод открытых задач, эвристические беседы);

3. Методы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) – мозговой штурм, синектика (метод аналогий), морфологический анализ, метод фокальных объектов («примерка» свойства или качества другого объекта), метод Робинзона (умение находить

применение ненужного предмета), типовое фантазирование .

При организации деятельности педагогов ДОУ, направленной на воспитание основ

патриотизма у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности

необходимо соблюдать следующие педагогические условия:

1. Интегративность знаний – это упорядоченная совокупность новых знаний, обладающих такими свойствами как простота, глубина, конструктивность и универсальность.

2. Диалогичность – это способность к общению, диалогу, обеспечивающая на основе

взаимодействия с окружающими людьми развитие у ребёнка человеческих качеств.

3. Приоритетность регионального культурного компонента – воспитание основ патриотизма на местном, краеведческом материале.

4. Установление взаимосвязи с природным и социальным окружением: единство

общества и природы.

5. Удовлетворение потребностей детей в познании родного края – до -школьникам

необходимо знать и изучать историю и культуру своего родного края, так как это поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к истории своего государства и других стран.

6. Развитие детей в деятельности – детская деятельность должна носить развивающий характер.

7. Опора на эмоционально-чувственную сферу детей –создание условий для появления эмоциональных реакций и развития эмоций детей, которые сосредотачивают внимание и деятельность детей на объекте познания .

Таким образом, основными педагогическим условиями воспитания основ патриотизма у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности являются

соблюдение принципов воспитания патриотизма, выбор оптимальных методов работы,

интегративность знаний, диалогичность, приоритет регионального компонента, развивающий характер деятельности, опора на эмоционально-чувственную сферу дошкольников.

Список использованных источников:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. – М.:

ЦГЛ, 2015. –256 с.

2. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/

Н.Ф. Андреева// Управление ДОУ. –2005. –№1. –С.16-24.

3. Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания:

из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К. Ю.Белая. - М.: Творческий

центр Сфера, 2008. - 175 с.

4. Савенкова Е.В. Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания // Информ- образованиe. –2016. – Вып.1.