Консультации для родителей

Нефедова Антонина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Говорите с детьми:

7 СОВЕТОВ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ

0–1 ГОДА И 1–3 ГОДА

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей.  

Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми разнообразными – как биологическими (проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; наследственный тип позднего развития речи; болезненность ребенка), так и социальными. C:\Users\User\Desktop\семья.jpg

Нередко поведение родителей и их отношение к ребенку создает предпосылки к отставанию в речи у детей.

Почему дети не говорят???

К примеру, гиперопека малыша может привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной.

Ведь если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи?

Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями.

В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты.

Что интересно – если ребенок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить.

То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых.

Все это создает "шумовую завесу", и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову.

В таких случаях ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться.

Поэтому полезнее говорить с детьми, а не при детях.

Как правило, в семьях, где у родителей нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Как родители могут помочь

Важно, чтобы и родители, а не только педагоги детских центров и логопеды, занимались развитием речи малыша. Самое основное для улучшения речи – это развитие мелкой моторики, улучшение работы органов артикуляционного аппарата.

Делайте с вашим малышом каждый день артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, играйте в дидактические игры или делайте самомассаж (рук, лица). При самомассаже можно использовать разные тренажеры, такие как мячик "ежик", каучуковый мячик, массажное кольцо Су Джок.

Вот 7 несложных советов, как можно помочь ребенку в развитии речи.

1. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку.

2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы, игрушки - собирайки, кубики с картинками, игрушки-вкладыши).

3. Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Детям очень нравятся такие забавы:

"Это пальчик - бабушка, этот пальчик - дедушка, этот пальчик папочка, этот пальчик - мамочка, этот пальчик я - вот и вся моя семья!"

(Возьмите руку малыша в свою и производите различные движения под фразы из потешки.)

4. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте.

К вашим услугам потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки и проза. Возьмите на заметку произведения всеми любимых детских авторов: А. Барто, К.Чуковского, С.Маршака, С. Михалкова.C:\Users\User\Desktop\ДЕТИ КНИГА.jpg

5. Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях все, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на площадках, какие заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в магазинах и транспорте.

6. Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте, чем они питаются.

7. Разучите с малышом известные стишки про "Сороку-ворону", "Мальчика-пальчика, который с этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, а с этим братцем песни пел", "Ладушки-оладушки: мы печем  оладушки.

Получилось ровно пять: один маме надо дать, два коту с усами, два съедим мы сами!".

Родителям следует помнить, что если речевое развитие ребенка значительно задерживается, и в течение беременности, родов или в период раннего развития отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержи речевого развития и оказать ребенку помощь.

Самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.



Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика.        Артикуляционная гимнастика. Для губ и щек. - Для воспитателей детских садов - Маам.ру

В логопедической практике артикуляция подразумевает под собой работу органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. К органам артикуляции относят: голосовые связки, губы, язык, нижнюю челюсть, глотку и др. Координация органов артикуляции происходит в речевых зонах коры и подкорковых образованиях головного мозга.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Выработка того или иного движения открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за их отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на  укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу.http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_35/2/d-1793/1793_html_m4537820.jpg

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Взаимодействие ДОУ и семьи

 в формировании правильной речи ребенка»

Своевременное и правильное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, его обучения в школе.

Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности.

Важно развивать все стороны речи:

- Фонетическую (правильное произношение);

- Грамматическую;

- Связную речь

Опыт по развитию речи детей показал, что только взаимодействие детского сада и семьи дает хороший и значимый результат.

В семье должна быть создана благоприятная ситуация для совершенствования речи детей, для закрепления знаний, полученных на занятиях в детском саду.

Учитывая, что основная деятельность детей дошкольного возраста – это игра, предлагаю вниманию родителей несколько речевых игр, которые можно провести с детьми самостоятельно в домашней обстановке.

  1. Игра на кухне «Угощаю» - ребенку предлагается вспомнить «вкусные» слова и угостить друг друга.

Можно подбирать «съедобные» слова на определенный звук:

А – апельсин, ананас, абрикос и т.д.;

Б – борщ, булка, бутерброд и т.д.

Слова необходимо произносить по очереди: ребенок – взрослый.

  1. Игра по дороге в детский сад «Я заметил…» - ребенку предлагается по пути называть предметы, мимо которых он проходит, и описывать их.

Например: «Я вижу почтовый ящик. Он синий, металлический, небольшого размера…»

  1. Игра в свободные минуты – игровое упражнение на совершенствование слоговой структуры слов.

Инструкция: «Слоги в наших словах перепутались. Помоги им распутаться!»

Например: СЫ-БУ (БУСЫ), КА-СУМ (СУМКА), КА-СО-БА (СОБАКА).

  1. Игры в выходной день «Я дарю тебе словечко…» - родители должны объяснить ребенку значение нового слова и составить с ним предложения.

Данные игры помогут Вам, уважаемые родители, не только развить речь ребенка, но и сформировать у него внимание, память, мышление, а главное – еще больше подружиться и стать ближе к своему малышу!



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

Гимнастика для пальчиков

(пальчиковые игры для дошкольников)

«КАПИТАН»

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв.

Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны.

Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе.

Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.

Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

Я плыву на лодке белой

По волнам с жемчужной пеной.

Я - отважный капитан,

Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,

Тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо - страны,

Посмотрев на океаны,

Путешественник - герой,

К маме я вернусь домой.

«ДОМИК»

Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук.

Пусть ребенок подражает Вашим действиям.

Под грибом - шалашик-домик, 

(соедините ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

«В КОЛОКОЛЬЧИК ПОЗВОНИМ»

(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;

средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

А на нём дубовый стол

(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)

Рядом – стул с высокой спинкой

(направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)

На столе - тарелка с вилкой        

(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку:

ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

И блины горой стоят –

Угощенье для ребят. 

«ГРОЗА»

Капли первые упали,

(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,

(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей.

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).

Дождь полил как из ведра,

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора.

(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает,

(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает.

(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце

(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце! 

«БАРАШКИ»

Ладони обеих рук опущены вниз.

Локти разведены в разные стороны.

Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков.

Остальные пальцы прижаты к ладоням.

Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.

Захотели утром рано

Пободаться два барана.

Выставив рога свои,

Бой затеяли они.

Долго так они бодались,

Друг за друга все цеплялись.

Но к обеду, вдруг устав,

Разошлись, рога подняв.

«МОЯ СЕМЬЯ»

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это - мама,

Это - я,

Это - бабушка моя,

Это - папа,

Это - дед.

И у нас разлада нет. 

«КОШКА И МЫШКА»

Мягко кошка, посмотри,

Разжимает коготки.

(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз; затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)

И легонько их сжимает –

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны; кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад).

Половиц не слышно скрипа,

Только мышка не зевает,

Вмиг от кошки удирает.



Предварительный просмотр:

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?http://3.bp.blogspot.com/-IuVUF5a9q74/UhS5d3mRwhI/AAAAAAAAABY/MvWWW_CuUdo/s1600/Semiya.jpg

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; 

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.http://ds14ishim.ru/sites/default/files/news/2014/12-2014/61975779.jpg

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях. 



Предварительный просмотр:

Рекомендация

РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ

Современные исследования доказали, что речевые центры мозга напрямую связаны с тактильными ощущениями. Поэтому логопеды в один голос рекомендуют развивать мелкую моторику рук и пальцев практически от самого рождения.развиваем мелкую моторику

Для эффективности упражнений по развитию мелкой моторики необходимо использовать предметы, разнообразных цветов, форм и текстур. Деткам до полугода можно проводить массажи, они подготовят малыша к новым умениям и подарят интересные ощущения.

Очень важно не превращать занятия в принудительный урок.

Создайте доброжелательную атмосферу и преподнесите ребенку игрушки для развития мелкой моторики с улыбкой.

ВЫБИРАЕМ ИГРУШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ

Не нужно скупать в магазине все развивающие игрушки, которые вам покажут продавцы. Наши мамы и бабушки в свое время, даже не имели представления о том, что с ребенком нужно специально проводить занятия по развитию речи, игрушки для этого особенные покупать.

Все российские игрушки прекрасно подходили для этой цели. Многие из них дожили и до наших дней, и развивают теперь наших деток.

Давайте вспомним некоторые из них и узнаем о новых предложениях в категории – игрушки, развивающие мелкую моторику:

матрешки;

шнуровки;

пирамидки;

пазлы;

неваляшки;

шарики, небольшие мячики;

кубики;

резиновые фигурки, которые легко сжимаются рукой;

погремушки;

сортеры (игрушки, в которых нужно рассортировывать различные детали);

мозаика;

абаки (подставки с палочками, на которые можно нанизывать разные предметы).

Все эти игрушки развивают мышление, логику, пространственное зрение, тактильные ощущения и активизируют речевой центр.

Вы можете найти и в своем доме игрушки для развития речи:

большие бусины;

прищепки;

пуговицы;

коробочки, шкатулочки;

стаканчики;

различные крупы;

баночки (не бьющиеся);

резинки для волос и многое другое.

Предлагайте ребенку перекладывать эти предметы из одной емкости в другую, сортировать их по цветам, приклеивать на двухсторонний скотч.

РОЛЬ ИГРУШКИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Ребенок познает мир через игру.

Это является его естественной потребностью.

Игры в игрушки учат малыша методам коммуникации, развивают творческие способности и активизируют мышление.игрушки для развития речи

Игрушки сопровождают ребенка в течение всей жизни.

Появляются самые любимые и важные среди них, следовательно, маленький человек учится выражать эмоции и чувства.

Дарите детям игрушки и играйте вместе с ними.



Предварительный просмотр:

   Развитие речи детей второго года жизни.

C:\Users\123\Desktop\s1200.jpg

      Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Поэтому одним из стратегических направлений детской педагогики, психологии и логопедии на сегодняшний день является разработка содержания и методов раннего воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей.

      Второй год жизни ребенка  характеризуется следующими важнейшими особенностями: он начинает говорить, ходить, овладевает разными способами действий с предметами. Продолжается интенсивное развитие психической сферы, совершенствуются моторные навыки. Действия с предметами, которыми овладел ребенок на первом году жизни, приобретают большую ловкость, координацию.

     Значительно обогащается на втором году жизни характер игровой деятельности. Развивается подражательная игра. Ребенок начинает «читать»  книгу, «причесываться», «наряжаться» и т.д. В таких играх уже появляется сюжет, состоящий из нескольких связанных между собой действий.

     В этот период происходит становление и быстрое совершенствование речевых функций. Значительно обогащается жестовая речь, мимика. В первой половине второго года жизни происходит значительное накопление пассивного словаря. Во второй половине - интенсивное овладение активной речью. К концу второго года активный словарь ребенка насчитывает 300- 400 слов, из которых он  строит простые предложения из двух - трех слов.

   По- прежнему велика потребность у ребенка в общении со взрослым. Его эмоциональное состояние, активность, развитие находятся в прямой зависимости от того, часто ли играют, разговаривают с ним взрослые.

    Как ни велико значение игр, общения со взрослым, приобретаемого в быту самостоятельного опыта, этого все же недостаточно для полноценного развития ребенка. Чтобы обеспечить правильный темп физического и психического развития малыша, необходимо включать его в процесс целенаправленного обучения. При этом развитию речи уделяется основное внимание. Это становится понятным в связи с тем, что нарушения речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его поведении  и деятельности. Задержка речевого развития в некоторых случаях не может  быть полностью компенсирована впоследствии.

    Содержание занятий по развитию речи  с детьми второго года жизни самое разнообразное. У детей формируют элементарные знания о ближайшем окружении: о близких людях, их именах, внешнем виде, действиях в окружающем, о пище, об игрушках, о предметах быта. На протяжении второго года жизни особое внимание уделяется развитию понимания речи взрослого. В становлении активной речи вначале большую роль играет формирование способности подражать и осваивать общение всеми доступными средствами (выразительный взгляд, указательный жест, «облегченные слова», звукоподражания). Постепенно педагог подводит к замене звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо «тик-так»- часы, вместо «ав-ав»- собака и т.д.).

   Для развития речи широко используются картинки. До полутора лет детей учат находить изображения предмета или объекта, выбирая его из ряда других, по вопросам («Где кошка? Собачка? Мишка?) ,по просьбе («Найди куклу. Дай мишку»). После полутора лет внимание детей обращают не только на объект, но и на изображение действий («Что кошка делает?»- «Пьет молоко»; «Что собака делает?- «Спит» и т.п.).

Желательно, чтобы в структуру занятий были включены игры и упражнения на развитие зрительного и слухового внимания, формирование правильного звукопроизношения и речевого дыхания, силы голоса, мелкой и общей моторики, так как они имеют большое значение для развития речи.

    Зрительное восприятие является основным средством познания мира.  При обучении дети знакомятся с формой, величиной, цветом предметов, их положением в пространстве. Игры, направленные на развитие слухового внимания, учат различать на слух неречевые звуки, звукоподражания, что подготавливает детей в дальнейшем к выделению звуков из их сочетаний, слогов и слов. В процессе работы над звукопроизношением дети учатся артикулировать гласные звуки (а,э,у,о), согласные (п,б,м). Это развивает подвижность артикуляционного аппарата, подготавливает детей к произношению более сложных в артикуляционном отношении звуков, помогает предотвратить многие нарушения речи. Обучая детей правильному речевому дыханию, детей учат длительному плавному выдоху (проводятся игры на поддувание мелких легких предметов- ваты, снежинок, папиросной бумаги, корабликов). При работе над силой голоса развивают у детей голос средней силы, работают над мягкой атакой гласного звука, учат говорить громко и тихо. Игры с пальчиками, раскладывание мелких предметов стимулируют и ускоряют процесс речевого и умственного развития детей. Физкультминутки закрепляют связь между предметом, словом и действием, помогают избавиться от напряжения и утомления.

     С  учетом недостаточно развитого произвольного внимания детей, с целью поддержания их активности и интереса на одном занятии используется несколько разных игр, чтобы малыши в течение занятия могли менять свое местоположение, переходить от занятий  за столом к подвижным играм, стоять рядом со взрослым у стола, выходить к доске. Кроме этого, необходимо, чтобы речь педагога была адресована каждому ребенку. Она должна быть эмоциональной, неторопливой, достаточной громкости, понятной, состоять из коротких фраз и из простых, понятных детям этого возраста слов; педагог показывает свою заинтересованность ходом занятия. В разговоре детям предоставляется время на обратную связь, принимается любой ответ ребенка, при этом предлагается правильные образцы речи. С теми детьми, кто недостаточно хорошо усвоил новый материал, проводятся индивидуальные занятия.

 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

По мере взросления ребенка родители беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики и порой упускают такую не менее важную деталь, как развитие связной речи. развитие связной речи у дошкольников

Часто родители исходят из соображения, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли.  

Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи.

Для этого существует масса упражнений, о которых мы расскажем в данной статье.

ЧТО ТАКОЕ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ?

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.

Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.

В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями.

В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.

В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.

Основными средствами развития связной речи являются:

- сказки;

- дидактические игры;

- театрализованные игры.

В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«Расскажи, какой?»

Ребенку демонстрируется предмет или игрушка, и он должен описать его. Например:

- мяч – большой, резиновый красный, легкий;

- огурец – длинный, зеленый, хрустящий.

Если ребенок еще маленький и самостоятельно описать предмет не может, ему необходимо помочь.

В первый раз родители могут самостоятельно описывать предмет.

«Опиши игрушку»

Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.

Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.

1.Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.

2.Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

«Угадай кто?»

Спрятав игрушку или предмет за спиной, мама описывает его ребенку.

По описанию ребенок должен угадать, о каком именно предмете идет речь.

«Сравнение»

Перед ребенком необходимо поставить несколько игрушек животных, кукол или машин. После этого ему дается задание сравнить их.

Например:

- мишка рычит громко, а у мышки тоненький голос;

- у куклы Светы волосы рыжие, а у куклы Маши светлые;

- у грузовика колеса большие, а у легковой машинки маленькие.

УПРАЖНЕНИЯ

ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ В СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Если ребенок еще плохо выговаривает отдельные звуки, в рамках обучения детей связной речи можно заниматься и автоматизацией звуков.

В этом цикле упражнений, также как и в предыдущем, принцип состоит в изучении материала от простого к сложному.

Прежде, чем автоматизировать нужный звук у ребенка, его необходимо правильно научиться произносить изолировано от других.

В этом помогут артикуляционные упражнения.

Важно запомнить, что нельзя в рамках одного занятия обучать ребенка произношению звуков схожих друг с другом или относящихся к одной группе.автоматизация звуков в связной речи

«Звонок»

Ребенку демонстрируются карточки с изображениями.

Изображены должны быть предметы или животные, в названии которых содержится автоматизируемый звук.

Если ребенок произносит звук правильно, то ему демонстрируется следующая карточка, а если неправильно, то взрослый звонит в колокольчик.

«Часы» 

Ребенку дается задание произнести слово с автоматизируемым звуком столько раз, сколько показывает стрелка на часах.



Предварительный просмотр:

  Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде? http://www.uaua.info/pictures_ckfinder/images/%D0%A0%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%BE-3-%D1%85-%D0%BB%D0%B5%D1%82-539x350.jpghttp://womaninstinct.ru/media/k2/items/cache/814d386f5c4138112e5fa70430be6661_L.jpg

        Можно ли ребёнка 2-3лет научить читать? Этот вопрос приходится слышать от родителей. Хочется спросить в ответ: « А зачем вы хотите научить читать двухлетнего малыша? Неужели только для того, чтобы демонстрировать его способности перед знакомыми?». « Но он сам выучил буквы. Значит, у него есть потребность в этом», - могут возразить родители. Да, информационный бум- примета нашего времени, и малыш ощущает это на себе.

Некоторые родители полагают, что если ребёнка научить читать в 1,5-2года, то в дальнейшем он будет опережать в развитии своих сверстников. Это заблуждение. Ещё несколько лет назад трудно было дискутировать по данному вопросу. Помогли исследования, направленные на изучение потенциальных возможностей детей раннего возраста. В частности, ученых интересовали психологические особенности самого процесса усвоения ребёнком букв и элементов грамоты. Что малыш приобретает и что, возможно, теряет, учась читать и писать в столь нежном возрасте?

В процессе работы стало ясно, что ребёнок 2 лет сам, т.е. без инициативы взрослых, выучить буквы не может! Даже заинтересованно рассматривая замысловатые « узоры»-буквы, изображенные на кубиках, лото или  игрушках, он не стремится запомнить их. Запоминание начинается после того, как взрослый назовёт буквы и будет повторять их каждый день, находя очертания букв в окружающих предметах: «о»- кружок, бараночка; «у»- трубочка, дудочка и т.д.

Со временем дети сами начинают «находить» букв предметах. Первые две- три буквы малыш запоминает, прилагая определённые усилия, а затем догадывается, что изображение, которое он рассматривает, должно иметь название, как и любая картинка,- петушок, собачка, кошка. С этого момента он, как это подметили многие родители, начинает требовать, чтобы взрослые называли незнакомую букву. Но маленьким ребёнком движет не желание научиться читать. Он «откликается» на букву- предмет, а не на графическое изображение звука родного языка, элемент печатного слова. Воспринимая букву как предмет, малыш запоминает ее название так же, как названия предметов, которые его окружают. Поэтому дети довольно быстро запоминают буквы на кубиках точно так же, как имена своих кукол, героев сказок, близких людей. Несколько позднее малыш начинает находить знакомые буквы на рекламных вывесках, в заголовках газет. Исследования показали, что практически все здоровые дети 2-3 лет способны запомнить алфавит, а в 3-3,5 года научиться читать отдельные слова.

И всё же этот опыт не позволяет рекомендовать раннее обучение грамоте. Почему? Из опасения, что родители начнут форсировать усвоение грамоты всеми средствами, заставляя малютку зубрить алфавит. Такое бессистемное натаскивание сопряжено с известными нервными перегрузками и может только помешать последующему обучению грамоте.

В комнате можно повесить(на уровне глаз ребёнка) таблички с буквами или плакат с алфавитом и назвать буквы- и только. Не надо требовать от малыша того, что несвойственно его возрасту.

Запоминание алфавита и чтение - разные действия. Чтение - это не просто название букв, а умение составлять из них слова, что требует серьёзного синтеза. Поэтому ранним обучением грамоте надо заниматься избирательно, вдумчиво и лишь до того момента, пока малышу это интересно. Дети раннего возраста должны много двигаться, манипулировать предметами (игрушками), накапливать сенсорную информацию об окружающем мире: брать в руки предметы, вкладывать один в другой, ощупывать, бросать кубики, шарики и т.п. Предметная деятельность является ведущей на данном этапе. Никакая книга, в которой нарисованы те же кубики и шарики, не заменит ребёнку реальной действительности, предметного взаимодействия с окружающей средой. Родители должны знать эти особенности раннего возраста.***

У ребёнка первых трёх лет жизни преобладает наглядно- действенное мышление( сенсомоторный интеллект). Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) только развиваются и осуществляются в наглядно- действенном плане, т.е. в процессе практических действий с пирамидками, матрёшками, колечками, которые ребёнок раскладывает, разъединяет и собирает; сравнивает, прикладывая одну часть к другой и т.п.

«Но речь идёт об обучении чтению. Какая тут связь?»- спросят нас озадаченные родители. Дело в том, что маленькие дети не могут «манипулировать» звуками родного языка, составляя или разъединяя слоги, на уровне понятийного мышления. Их словарный запас далеко не всегда соответствует запасу понятий: не все слова они произносят осмысленно, многие из них не содержат обобщения определенного опыта. Фундаментом мышления ребёнка являются не сами по себе слова, а то содержание, которое он вкладывает в них.

Вот почему между умением читать, оформлять звуки речи в слоги и слова и умственном развитием ребёнка нельзя поставить знак равенства. Психика формируется в процессе общения с людьми, взаимодействия с внешней средой, с предметами.

В настоящее время наукой доказано, что главным стимулом интеллектуального развития малыша первых лет жизни, его главным источником является именно практическая деятельность с погремушками, пирамидками, с доступным ребёнку детскими орудиями труда, наконец, игра с куклой и всем возможным ассортиментом для развёртывания игрового сюжета. Известный ученый в области раннего возраста доктор биологических наук А.М.Фонарёв указывал, что, именно играя, действуя, ребёнок впервые учится решать несложные практические задачи, без этого он не может подняться на ту более высокую ступень, где начинает формироваться абстрактные понятия, содержания которых и определяются более развитые формы мышления, например наглядно- образная(понятийная). Следовательно, предельно напряженный и из-за этого неизбежно односторонний интерес к чтению не обеспечивает гармонического развития, и в этом одна из его отрицательных сторон.

К обучению грамоте родители малышей должны относиться с большой ответственностью, потому что оно связано с освоением элементов знаковой культуры общества. Эти знания не «понарошку», они на всю жизнь и должны преподноситься детям любого возраста методически правильно.

Конечно, из всего сказанного вовсе не следует, что надо отобрать у ребёнка книги, стараться, чтобы ему на глаза не попадались цифры и т.п. Пусть в его распоряжении и кубики с буквами, и сказки, и картинки с цифрами. Пусть- даже по его просьбе- вы назовёте ему буквы и поможете прочесть простые слова.

Обязательно другое: чтобы уже на втором- третьем году жизни ребёнок под руководством взрослых овладевал рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, приобщался к « трудовой», предметной деятельности.

Развитие интеллектуальной деятельности ребёнка нельзя свести к запоминанию 33 букв алфавита и 10 цифровых знаков. Кстати, цифры малыш запоминает так же, как буквы, опредмечивая их: 1- это палочка, 2- это уточка, 3- веревочка, 4- перевернутый стульчик, 5-ложка-поварёшка, 6- замочек, 7- топорик, 8- булочка(«плетёночка»),9- воздушный шарик.

В этом возрастном периоде ведущим видом развивающей деятельности является игра. Вот почему малыш, знающий алфавит и даже «читающий» отдельные простые слова, очень скоро оставляет эти знания, переключается на игру, показывая взрослым, что раннее чтение-всего лишь дань моде.

Ну, а когда же можно начинать учить читать? В 5-6 лет детям легче овладеть грамотой, однако с буквами(их начертанием) можно знакомить в 2-3 года. Повторим ещё раз: знакомство с начертанием букв и их запоминание проходят у малыша на уровне предметной деятельности, т.е. он опредмечивает буквы. Это полезно. Из исследований очевидно: рассматривая буквы на кубиках, табличках, малыш развивает сенсорную сферу. Глаз ребёнка «учится» анализировать сложную форму(абрис, очертание); развиваются перцептивные(обследующие), ориентировочные действия глаза. Учёные установили, что в момент рассматривания глаз «ощупывает» предмет примерно так же, как рука знакомится с формой, осязая поверхность. Вот почему детей так увлекает рассматривание букв! Малыши, которых рано познакомили с элементами знаковой культуры общества(буквы, цифры, ноты, геометрические формы, чертежи и т.п.), лучше складывают мозаику, пазлы, плоскостные фигуры (например, «домик петушка», «качели для зайчат» и т.п.), подбирают идентичные части разрезных( по вертикали) картинок и кубиков, т.е. лучше выполняют задания, в которых требуется более тонкий зрительный анализ.

Значит, есть и положительное в раннем ознакомлении малыша с грамотой.

Но прежде чем посоветовать, как учить ребёнка читать, хотелось бы предостеречь от того, чего делать ни в коем случае не следует.

Нельзя!

- Заниматься по системе школьного обучения, т.е. без учета возрастных возможностей малыша.

- Заниматься с ребёнком без желания с его стороны.

- Беспорядочно знакомить малыша с алфавитом, акцентируя внимание на названия буквы, а не на звуке( например, показывая букву «м», произносить не звук «м-м-м», а «эм»).

- При знакомстве со слогом (ма, па, ба, бо, ту, ти и т.п.) разрывать его по вопросам типа: « "М" и "а"-что будет?». (Ребенок  никогда не догадается, что вы ждёте от него ответа: «Ма».

С чего же следует начинать приобщение малыша к грамоте?

Вырежьте из плотного картона все буквы алфавита высотой 10 см. Они должны быть прочными, чтобы малыш мог легко взять их в руки. Дайте ему сначала гласные: «а», «о», «у», «и». Произносите их протяжно, почти пропевая.

Изготовьте пособие типа пенала, только более плоское, похожее на линеечку. В эту линейку-пенал закладываются буквы и закрываются. Начинается игра: малыш произносит ту букву, которая открывается его взору при скольжении линеечки слева направо. Это важно, так как установлено, что первая трудность в обучении чтению связана именно с неумением следовать взглядом слева направо.

Когда малыш усвоит гласные (а,о, у, и), будет их свободно узнавать и протяжно произносить «а-а-а», «у-у-у», «и-и-и», «о-о-о», можно двигаться дальше. Начинайте читать( да-да, читать!). Для этого заложите гласные в слоговом оформлении в линейку- пенал: «ио»- кричит лошадка, «иа»-ослик. Конечно, вначале следует отработать одно звукосочетание, затем второе. Малыш должен научиться произносить ту букву, которая открывается. Оба звука гласные, поэтому первый легко «перетекает» во второй, и ребёнок без затруднений просчитывает вслед за взрослым, «как кричит лошадка или ослик».

Аналогично читайте звукосочетание «ау». Плавно переводите линейку, озвучивая появляющиеся буквы: «а-а-а-а-у-у-у-у». И тут же дайте дополнительную информацию: девочка(мальчик) играет с мамой в прятки или гуляет в лесу. Вот так, в игровой форме, до ребёнка нужно донести мысль, что с помощью букв передаётся какая- то информация.

Освоение согласных начинается постепенно. Вначале «м», «п», «б», затем «т», «д», «в», «г». Дайте ребёнку в руки букву и произносите звук, который она обозначает (и только!).

Теперь с помощью линейки- пенала можно начинать знакомить малыша с закрытыми слогами: «ав»(лает собачка), «ам»(собачка просит есть). Не торопите ребёнка, помните, что вы с ним играете, включайте действия с линеечкой в игровые показы. Расширяйте  информативное поле игрового взаимодействия, сочетая его с «обучением».

Если описанные выше этапы освоения программы прошли успешно, можно переходить к следующему. Поменяйте на глазах у малыша буквы в слогах: «ав»-«ва», «ам»-«ма», «ап-па» и т.п. А затем, скользя линеечкой по пеналу слева направо, предложите ему произносить появляющиеся буквы.

Это начало освоения грамоты. Для малыша 3 лет более чем достаточно.

Возможность освоения грамоты в ранние годы подтверждается отечественными и зарубежными учеными. Разработаны специальные методики. В России лучшей из них является методика Н.Зайцева, но она требует  специальной подготовки взрослого. Мы же представили наиболее рациональную.

В заключении подчеркнём ещё раз: раннее чтение совсем не обязательно для маленького ребёнка. Если ваши занятия малыш отвергает, значит, ему ещё рано заниматься несвойственной его возрасту деятельностью. Будьте милосердны, подарите крохе радость общения, радость детства. Раннее детство имеет свои особенности, оно так же неповторимо, как сама жизнь!

Разворачивающийся перед глазами ребёнка мир несёт ему информацию более широкого содержания, чем освоение букв и цифр. Обучение чтению можно рассматривать как деятельность прикладного значения, аккуратно, по желанию малютки, в игровом плане входящую в его жизнь. Всему своё время.

Психофизическое благополучие малыша, как и взрослого, предполагает физическое, психическое, эмоциональное здоровье. И это главное в ранний период детства.

                                                                                 



Предварительный просмотр:

Консультация

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ

        

Развитие речи у дошкольников идет ускоренными темпами.

В этом возрасте дети не только учатся произносить звуки, но и делать это правильно, параллельно пополняя собственный словарный запас.

Для родителей важно помочь своему чаду, для этого используются специальные речевые игры и упражнения для развития речи и постановки правильного речевого дыхания.

ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ПРАВИЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ?

Очень часто можно услышать как дошкольники, произнося длинные фразы, сбиваются на середине, начиная говорить «взахлеб», или же заканчивают их едва слышным шепотом.

Причина этого в неправильном речевом дыхании.

Ребенку просто не хватает воздуха, чтобы закончить фразу.

Речевое дыхание помогает детям не только четко произносить фразы, но и регулировать громкость собственного голоса в зависимости от ситуации.

ИГРЫ

НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Игры, способствующие формированию правильного дыхания, родителям следует ограничивать по времени.

Из-за глубоких вдохов и выдохов у ребенка может закружиться голова.

Игра «Бантики»

Для игры понадобятся бумажные бантики, нитки и веревочка.

Один конец нитки необходимо привязать к веревочке, а второй к бантику.

Таким образом, на веревке закрепляются несколько бантов.

Задание:

Ребенку необходимо, вдыхая через нос, дуть на бантики.

Для интереса можно внести соревновательный момент и дуть на бантики вместе с ребенком.

Выиграет тот, чей бантик улетит дальше, чем у соперника.

Аналогичным образом можно придумать много игр и сдувать с бумажных цветов, бумажные бабочки или слушать, как шумят листья в вазочке, когда на них дует «ветер».

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

Речевые игры с движениями особенно нравятся дошкольникам.

Основной акцент в них делается на движения, попутно дети пополняют словарный запас и учатся плавности речевого выдоха.

Игра «Урожай»

В игре лучше принимать участие группе детей.

Ведущий читает стих, а дети, повторяя за ним строчки, делают определенные движения.

В огород пойдем (дети идут по кругу),

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем

(присаживаются и выдергивают морковку),

И картошки накопаем

(дети делают вид, будто копают),

Срежем мы кочан капусты («срезают» капусту),

Круглый, сочный, очень вкусный (руками описывают круг три раза).

Щавеля нарвем немножко (дети, присаживаясь, «рвут» щавель)

И вернемся по дорожке (дети, взявшись за руки, вновь идут по кругу).

C:\Users\123\Desktop\udoski.png



Предварительный просмотр:

Консультация учителя – логопеда

В любом деле для достижения высоких результатов нужна тренировка. Художник тренирует глазомер, спортсмен – силу и ловкость. Учитель и актер тоже совершенствует свое мастерство, но прежде всего он учиться красиво говорить – правильно и четко выговаривать звуки в словах.

В русском языке есть легкие звуки. Слова с такими звуками даже младенцу под силу. Любой произнесет «мама», «папа»… Но не каждый сразу выговорит «рак», «рыба», «жжется».

Чтобы научиться быстро и четко выговаривать слова с такими звуками, существуют специальные упражнения – языколомки и скороговорки. Их нужно научиться говорить быстро, без запинок, несколько раз подряд.

Ежедневная тренировка не повредит даже взрослым. Правильно и красиво говорящего человека приятно слушать всем.

Шла Поля по полю. Рядом кони топали.

Стрекочет сорока на сосне высоко.

В домик у речки по тонкой дощечке

Спешат две овечки погреться у печки.

В кладовке кадушки. В кадушке квакушка.

Квакнули квакушки – лопнули кадушки.

На дереве терем для тетерева. Терем для тетерева из дерева.

Пригласил тетерев в гости тетерь, да забыл тетерев отворить дверь.

Божью коровку закрыли в коробку

Открой коробку – освободи коровку.

Две очень милых мышки с утра читали книжки.

И за день эти крошки изгрызли книжки в крошки.

Выбросил дед валенки. Нашел мышонок маленький.

Взял иголку, залатал – до весны в них топотал.