Анализ методической работы Татьяновского филиала МБОУ «Николаевская СОШ»
за 2017-2018 учебный год
Цель анализа: выявить степень эффективности методической работы в школе и её роль в повышении профессиональной компетенции педагогов.
Работа методической службы в 2017-2018 учебном году была ориентирована на реализацию стратегических направлений развития школы, задач, определённых в качестве приоритетных в результате анализа предыдущего учебного года:
- Реализация ФГОС НОО и ООО.
- Переход на Профстандарт педагогов.
- Создание новых форм и эффективных методик развития творческих способностей.
- Создание благоприятных условий и обогащенной образовательной среды для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста учащихся, ориентированных на учёбу.
- Внедрение новых образовательных технологий, отвечающих запросам современной цивилизации.
- Расширение возможностей для участия способных школьников в районных, региональных, российских конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
- Расширение пространства для повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска и творчества в работе с учащимися, ориентированными на учёбу.
Методическая работа в истекшем учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс.
Повышение качества образования в школе через:
- непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителя, его профессиональной компетентности в области теории и практики педагогической науки и преподавания предмета;
- освоение информационных технологий обучения учителями школы;
- усиление эффективности педагогической деятельности.
Это традиционные, но надежные формы организации методической работы. С их помощью осуществлялась реализация образовательных программ и базисного учебного плана школы, обновление содержания образования через использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные, развивающие). Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя.
Объекты анализа
- содержание основных направлений деятельности;
- работа над методической темой школы;
- работа методического совета;
- работа методических объединений;
- аттестация педагогических кадров;
- обобщение опыта;
- участие учителей в работе педсоветов, семинаров, смотров, конкурсов, предметных Дней творчества, методической недели , районных и краевых мероприятиях;
- использование педагогами современных образовательных технологий;
- практическое использование учителями опыта своих коллег, педагогов города, района.
Организатором и координатором методической работы на уровне школы выступает методическая служба – совокупность различных структур и видов деятельности, реализующих функции методической поддержки участников образовательного процесса в целях обеспечения качества образования.
Структура и организация методической службы
Ведущая роль в структуре методической службы отведена Педагогическому совету, вторым рабочим органом является Методический Совет, который руководит работой ПС школы, работой школьных методических объединений и творческих групп. Данные объединения учителей - предметников и творческие группы соответствуют образовательным и воспитательным задачам школы.
Структурой, организующей методическую работу учителей, являются методические объединения. В целях обеспечения выбора направлений методической работы внутри ШМО было осуществлено прогнозирование потребностей педагогов в методическом обеспечении образовательного процесса. На основе диагностики составлен план работы методической службы, уточнён план повышения квалификации учителей, перспективный план аттестации работников школы, подбор тем по самообразованию педагогов.
В школе действуют четыре методических объединения:
- МО учителей начальных классов – руководитель Луконькина Н.Г. (учитель 1 категории),
- МО учителей - предметников – руководитель Стяжкина М.А. (учитель 1 категории),
- МО классных руководителей- руководитель Чигаева О.В. (учитель 1 категории),
- МО Школа молодого педагога – руководитель Безуглова Е.А. (учитель 1 категории).
Главной задачей методических объединений являлось оказание помощи учителям в совершенствовании педагогического мастерства учителей. Каждое методическое объединение имело свой план работы, в соответствии с темой и целью методической работы школы. На заседаниях школьных методических объединений обсуждались следующие вопросы:
- знакомство с планом работы на учебный год;
- работа с образовательными стандартами;
- согласование календарно-тематических планов;
- методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
- методы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
- формы и методы промежуточного и итогового контроля;
- новые технологии и проблемы их внедрения в практику.
- итоговая аттестация учащихся. Проведение экзамена в форме ЕГЭ, ОГЭ.
На заседаниях методических объединений рассматривали вопросы, связанные с изучением и применением новых технологий, большое внимание уделяли вопросам сохранения здоровья учащихся, изучали тексты и задания контрольных работ, экзаменационные и другие учебно-методические материалы. Проводился анализ контрольных работ, намечались ориентиры по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся. В рамках работы методических объединений проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам.
Для решения поставленных задач были созданы следующие условия:
1. | Составлен и утвержден учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основам дисциплинам, обеспечить уровень усвоения стандартов образования. |
2. | Утверждены учебные планы, позволяющие осуществить вариативность среднего (полного) общего образования. |
3. | Составлены и утверждены планы работы Методического Совета школы, Педагогического совета. |
4. | Методические объединения работали по четким планам в соответствии с утвержденными методическими темами, проблемой школы. |
5. | Составлен план ВШК, как одно из условий эффективной работы. |
6. | Создана программа по развитию жизнестойкости учащихся, направленная на обеспечение сохранности здоровья и здорового образа жизни учащихся. |
7. | Проводятся мероприятия по улучшению материально-технической базы школы. |
Методическая тема и пути ее реализации.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей связующим в единое целое всю систему работы школы является методическая работа.
Учитывая уровень учебно-воспитательного процесса, сложившиеся традиции, запросы и потребности учителей, состояние учебно-материальной базы, а также особенности состава учащихся коллектив педагогов вышел на второй этап перспективного плана методической работы и работал над темой:
«Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность учащихся путём применения современных педагогических и информационных технологий в рамках ФГОС» для реализации цели:
-непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителя, его эрудиции, компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания; применение новых технологий, направленных на обеспечение самораскрытия, самореализации учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Выполнены следующие задачи:
- Реализация системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании.
- Непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителей.
- Внедрение современных педагогических технологий обучения и воспитания, информационных образовательных технологий.
- Адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность учащихся; обеспечение возможности её самораскрытия; создание системы поиска и поддержки талантливых детей.
- Совершенствование предпрофильной подготовки обучающихся.
- Реализация принципов сохранения физического и психического здоровья субъектов образовательного процесса, использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности.
- Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание через повышение воспитательного потенциала урока.
Единая методическая тема пронизывает все звенья школьного пространства: организационные, управленческие, методические и др.
Работа Методического Совета школы
Цель анализа: выявление результативности деятельности Методического Совета в решении поставленных задач
В 2017-2018 учебном году для реализации задач, поставленных перед школой, координации работы ШМО продолжил работу Методический Совет школы, план работы которого подчинен задачам методической работы и находится в соответствии с методической темой школы. На 2017-2018 учебный год план Методического Совета выполнен полностью. В течение учебного года Методическим Советом школы были проведены 5 тематических заседаний. На заседаниях МС были рассмотрены следующие вопросы, отражающие направления работы по аналитической, планово-прогностической, организационно-координационной, диагностической деятельности:
- Итоги методической работы школы за 2016-2017 учебный год и задачи по повышению эффективности и качества образовательного процесса, его методического обеспечения в новом учебном году.
- Утверждение плана методической работы школы на 2017-2018 учебный год.
- Утверждение программ факультативных курсов и календарно - тематического планирования.
- Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя на основе профессионального стандарта «Педагог».
- Подготовка к итоговой аттестации учащихся.
- Утверждение нормативных документов, локальных актов школы и др.
В ходе плановых заседаний Методического совета была организована работа творческих групп по подготовке педагогических советов, семинаров. Кроме обозначенной выше тематики на заседаниях МС были обсуждены результаты федерального пробного тестирования в 9 классах (ОГЭ, математика, русский язык). Выработаны рекомендации по корректировке, совершенствованию знаний, умений учащихся с учетом допущенных ошибок. Обсуждались итоги проведения предметных недель, олимпиад. В целом, работа Методического Совета осуществлялась в соответствии с основными направлениями развития школы.
Вывод:
План работы Методического Совета на 2017-2018 учебный год выполнен полностью. Не достаточно полно отслеживалась работа по ВШК. В целом работу можно признать удовлетворительной.
Рекомендации:
1. План работы методической службы школы на 2018-2019 учебный год скорректировать с учетом выхода на последний (третий) этап перспективного плана методической работы.
2. Членам Методического Совета продолжить работу по созданию банка диагностических методик педагогического коллектива на предмет изучения уровня профессиональной компетентности педагогов, затруднений методического, предметного характера, степени владения новыми педагогическими образовательными технологиями, приемами диагностики, мониторинга учебно-воспитательного процесса.
3. Продолжить работу по обеспечению необходимым научно-методическим, нормативно-правовым, информационным сопровождением.
4. Обеспечить работу обучающих, практических семинаров, научно-практических конференций, круглых столов в целях непрерывного процесса повышения квалификации педагогов, их профессиональной компетенции.
5. Провести коррекцию плана ВШК, с учётом недочётов этого года. В работу МС внести чёткое отслеживание результатов ВШК.
6. Для аттестующихся в предстоящем учебном году учителей организовать методическую помощь и составить план прохождения аттестации.
Работа методических объединений
Цель анализа: выявление результативности выполнения целей и задач, возложенных на ШМО учителей и классных руководителей.
В школе сформировано 4 методических объединения.
Каждое методическое объединение имеет свой план работы, разработанный в соответствии с темой и целями и задачами методической службы школы. Проанализировав работу методических объединений, следует отметить, что все они работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой деятельности, развитию общеучебных навыков, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды. В методических объединениях каждый учитель работает над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях методических объединений. В 2017-2018 учебном году педагогические работники привлекались к анализу и самоанализу результатов образовательного процесса, мероприятий промежуточной и итоговой аттестации при помощи руководителей ШМО, курирующих предметы. Методическими объединениями ведётся разработка мониторинга качества образования: разработка и проведение стартовых, рубежных, итоговых контрольных срезов, выявление эффективности изучения образовательных программ, выполнение практической и теоретической частей программ; посещение уроков. По плану были проведены ВПР.
Системная работа велась по методическому обеспечению учебного плана. Проанализированы содержание, результаты работы по различным учебникам, которые используются учителями, преемственность и логичность, отобраны определённые комплекты учебников.
На протяжении учебного года велась активная работа по накоплению и обобщения педагогического опыта.
В 2017-2018 учебном году на заседаниях ШМО, большое внимание руководители ШМО уделяли рассмотрению организационных, инструктивно-методических и аналитических вопросов. Заседания чаще всего проводились в традиционной форме , в форме семинаров. К сожалению, в этом году из-за большой часовой нагрузки учителей в урочной и внеурочной деятельности возникла большая проблема с системой проведения заседаний и занятий ШМО. Снизилась активность в проведении открытых уроков, взаимопосещения уроков коллег. Практически у всех педагогов помимо нагрузки по тарификации есть расширение обязанностей, общественные нагрузки.
Аспектный анализ тематики заседаний ШМО показал, что руководителям ШМО необходимо больше уделять внимание при планировании заседаний на вопросы психологического сопровождения, обобщения передового педагогического опыта, использовать различные, в т.ч. креативные формы проведения заседаний ШМО. Все замечания были проанализированы и при планировании методической работы, учтены на 2018-2019 уч. год.
Анализ работы МО учителей-предметнков
Школьное методическое объединение работало по теме «Здоровьесберегающие технологии в условиях ФГОС». Срок реализации плана работы по данной теме 1 год.
Для работы над данной темой определены следующие задачи:
- изучить опыт применения зоровьесберегающих технологий и их адаптации к требованиям ФГОС;
- создать базу методов и приёмов обучения для формирования комплекса методических модулей « здоровьесбережение обучающихся в условиях ФГОС;
- создать базу для формирования системы контроля за здоровьесбережением обучающих в период обучения;
- произвести коррекцию индивидуальных планов повышения квалификации, планов и программ самообразования в целях приоритетности изучения проблематики здоровьесбережения обучающихся в условиях ФГОС;
- организовать изучение и применение форм и методов преподавания, способствующих решению задачи здоровьесбережения учащихся, педагогами коллектива других школ через открытые уроки, мастер классы, интернет-уроки.
В план работы включено 4заседания ШМО, на которых рассмотрены вопросы:
№ | тематика |
1 | Семинар №1. «Здоровьесбережение учащихся в процессе формирования, развития и коррекции УУД в основной школе» |
2 | Семинар № 2 « Особенности мониторинга физического развития и здоровья школьника в основной школе в условиях ФГОС» |
2 | Семинар№ 3 « Использование здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС в МБОУ ТСОШ» |
3 | Семинар № 4 «Проблемы мониторинга динамики метапредметных УУД в основной школе МБОУ ТСОШ и способы их решения» |
4 | Семинар № 4 «Проблемы мониторинга динамики личностных результатов в основной школе МБОУ ТСОШ и способы их решения.» |
В 2017-2018 учебном году в школьное методическое объединение учителей предметников входило 12 педагогов:
№ | Фамилия Имя Отчество учителя | Категория, стаж работы. | Учебная нагрузка | Общественная и внеаудиторная нагрузка |
1. | Анохина Антонина Викторовна | 1, 37 | 6 | Директор школы (руководитель филиала) |
2. | Стяжкина Марина Алексеевна | 1, 31 | 36 | Руководитель ШМО учителей-предметников, Инновационная деятельность: ответстсвенный за мониторинг учебной деятельности. Член экспертного совета |
3. | Менго Марина Александровна | 1, 28 | 24 | Руководитель Методической службы; Председатель экспертного совета, Инновационная деятельность: ответственный за организацию аттестации педагогов, внедрение Профстандарта, кружок «Рукодельница» (1-3 четверть) |
4. | Кельм Ирина Михайловна | 12, 35 | 24 | Председатель профкома, член экспертного совета, организатор школьного тура олимпиады «Олимпус» |
5 | Чигаева Ольга Викторовна | 1. 18 | 24 | Руководитель ШМО классных руководителей, Инновационная деятельность: реализация программы по жизнестойкости |
6 | Шереметов Александр Александрович | 7, 1 |
| Руководитель ВПК |
7 | Бузина Александра Васильевна | 8 разряд,7 | 24 | Член экспертного совета, Инновационная деятельность: отв. за информатизацию школы, базу ЕГЭ,ГИА
|
8 | Загорулькина Галина Фёдоровна | 12, 34 | 20 |
|
9 | Двоянова Мария Викторовна | 8 разряд, 6 |
| Руководитель Наркопоста, секретарь ШМО предметников |
10 | Сыроватская Анастасия Александровна | 11 разряд, 6 лет | 16 |
|
12 | Штефан Елена Геннадьевна | 7 разряд, 1 | 12 | Ответственная за пришкольный участок Кружок «Рукодельница» (4 четверть) |
В 2017-2018 году педагогами разработаны и реализованы факультативы:
№ | Название | руководитель | класс | Количество часов в неделю |
1 | « Инфоматика в играх и задачах» | Бузина А.В. | 3,4 | 1,5 |
2 | «Сказки и легенды Алтая» | Бодрошева Е.С. | 2,3 | 2 |
3 | «Математика для любознантельных» | Бузина А.В. | 5,6,7 | 3 |
4 | В мире безопасной жизни» | Бодрошева Е.С. | 2-4 | 2,5 |
6 | «Секреты орфографии» | Чигаева О.В. | 5,6 | 2 |
7 | Черчение и графика | Шереметов А.А. | 8-9 | 2 |
8 | «Алгоритм решения задач по математике» | Загорулькина Г.Ф. | 8 | 1 |
9 | «Юный математик» | Луконькина Н.Г. | 2,4 | 2 |
10 | Алгоритм решения неравенств и уравнений | Загорулькина Г.Ф. | 10-11 | 3,5 |
11 | Решение задач по физике | Загорулькина Г.Ф. | 10-11 | 2 |
12 | «Грамматика русского языка» | Менго М.А. | 8 | 1 |
13 | «История России»» | Стяжкина М.А. | 8-9 | 1,5 |
14 | « За страницами учебника химии» | Цыбынюк С.Н. | 10-11 | 2 |
15 | «Средства выразительности речи в художественных текстах» | Менго М.А. | 11,10 | 2 |
16 | « Безопасная жизнь» | Шереметов А.А. | 10-11 | 2 |
17 | « Практическое применение ИКТ» | Бузина А.В. | 10 | 1 |
18 | «Орфограммы русского языка»» | Менго М.А. | 10-11 | 2,5 |
19 | «История России» | Стяжкина М.А. | 11 | 1 |
20 | «Психология межличностных отношений» | Стяжкина М.А. | 10-11 | 2 |
21 | « Спортивные игры» | Шереметов А.А. | 5-7 | 3 |
22 | « За страницами учебника технологии» | Штефан Е.Г. | 7 | 1 |
23 | « Безопасность жизнедеятельности» | Шереметов А.А. | 9 | 1 |
24 | « Выбор профессий» | Штефан Е.Г. | 8-9 | 2 |
25 | « Мир звёзд» | Загорулькина Г.Ф. | 11 | 1 |
26 | « Приоритеты МХК» | Стяжкина М.А. | 10-11 | 2 |
27 | « Технологии – основы познания» | Стяжкина М.А. | 10-11 | 2 |
Большинство педагогов ведёт постоянно действующие кружки и внеурочную деятельность:
№ п/п | Название кружка | Кол-во учащихся | Классы
| Руководитель |
1 | «Мастерилка» | 3 | 5-8 | Шереметов А.А. |
2 | «Хореография» | 11 | 1-5 | Стяжкина М.А. |
3 | «Лингвист» | 8 | 2,6,7,8,10 | Кельм И.М. |
4 | «Абсолютная величина» | 7 | 7,8,9 | Загорулькина Г.Ф. |
5 | «Рукодельница» | 5 | 8-11 | Менго М.А.(Штефан Е.Г.) |
6 | ВПК «Вихрь» | 8 | 4-11 | Шереметов А.А. |
7 | «Теннис» | 8 | 8-10 | Шереметов А.А. |
8 | «Колобок» | 8 | 2 | Бодрошева Е.С. |
9 | «Теремок» | 4 | 4 | Бодрошева Е.С. |
10 | «Разговор о правильном питании» | 22 | 1-4 | Луконькина Н.Г. |
11 | «Ярмарка искусств» | 18 | 2,3,4 | Безуглова Е.А. |
12 | «Сильные, ловкие, смелые» | 26 | 1-7 | Шереметов А.А. |
13 | «Разговор о правильном питании» | 2 | 5,6 | Чигаева О.В. |
14 | «Виртуальный музей» | 1 | 5 | Стяжкина М.А. |
15 | «Я познаю мир» | 22 | 1-4 | Двоянова М.В. |
16 | «История рукоделия» | 2 | 5,6 | ШтефанЕ.Г. |
17 | « Азбука дорожного движения» | 26 | 1-4 | Сыроватская А.А. |
В текущем учебном году многие члены ШМО прошли курсы повышения квалификации:
№пп | Ф.И.О. | Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка | Кол-во часов |
1 | Анохина Антонина Викторовна | «ФГОС общего образования и предметное содержание образовательного процесса на уроках математики»,12.04.2017 «Документационное обеспечение управления современной образовательной организацией» 12.04.2016 | 72 |
2 | Безуглова Елена Анатольевна | «Обучение младших школьников работе с данными в начальном курсе математики в контексте ФГОС», 72 часа 11.11.2015 «Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС», 11.11.2017 | 72
108 |
3 | Бузина Александра Васильевна | «Современные методики и особенности преподавания предмета «Математика» в соответствии с ФГОС», 03.03.2018 | 16/180 |
4 | Загорулькина Галина Фёдоровна | «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ( на материале дисциплин физико-математической направленности: математика, физика и информатика и ИКТ», 01.01.2018 | 72 |
7 | Менго Марина Александровна | «История русской литературы конца 20-начала 21 века и особенности её преподавания в новой школе», 08.11.2017 «Использование современных методик преподавания предмета «Технология» как средство достижения образовательных результатов в организациях основного общего и среднего образования», 2018 «Развитие творческих способностей через дополнительное образование», 2018 | 72
48
48 |
8 | Стяжкина Марина Алексеевна | «Современные педагогические технологии и специфические особенности преподавания истории в условиях реализации ФГОС»03.03.2018; «Современные педагогические технологии и специфические особенности преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этике» в условиях реализации ФГОС», 03.03.2018 | 16
16 |
9 | Сыроватская Анастасия Александровна | Профессиональная переподготовка: « Педагогическое образование: учитель географии в общеобразовательном учреждении», 27.12.2017 Профессиональная переподготовка: «Биология. Методические основы образовательной деятельности», 12.03.2018-10.07.2018 «ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии», 2017 | 260
300
72 |
10 | Чигаева Ольга Викторовна | «Методологические основы изучения обзорных тем в школьном курсе литературы», 05.03.2018 | 72 |
12 | Шереметов Александр Александрович | Переподготовка «Профессиональная деятельность в сфере общего образования: учитель ОБЖ в соответствии с ФГОС» | 260 |
13 | Штефан Елена Геннадьевна | «Проектирование и методы реализации образовательного процесса по предмету «Технология» в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ООО и СОО», 05.03.2018 | 72 |
14 | Винник Зелимхан Муратович | Переподготовка «Профессиональная деятельность в сфере общего образования: учитель музыки в соответствии с ФГОС» 07.03.2018 | 260 |
Обмен опытом осуществлялся в следующих направлениях:
№ | Направление | ФИО | Мероприятие /урок |
1 | Открытые уроки и мероприятия | Менго М.А.,
| - «75 лет Сталинградской битве»- литературно-музыкальная композиция; исследовательские работы «Сталинградская битва в литературе», защита проекта; -«Алтайскому краю 80 лет» - литературно-музыкальная композиция; -«Мы против терроризма» (памяти трагедии в Беслане) литературно- музыкальная композиция; - «60 лет первому космическому спутнику» информационное мероприятие «Тема космоса в поэзии 70 годов»; - «Афганистан в живописи и литературе» литературно- музыкальная композиция |
Чигаева О.В. | -«Алтайскому краю 80 лет» - литературно-музыкальная композиция; -«Мы есть то, что мы едим» (защита проекта внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании») |
Безуглова Е.А. | Защита проекта «Скороговорки» 1 кл. |
Стяжкина М.А. | Защита проекта « Плоды древа мудрости», ОРКСЭ, 5 класс |
Луконькина Н.Г. | Защита проекта «Города России», окружающий мир, 2 кл. |
Двоянова М.В. | Проект «Моя семья», «Моё любимое животное», ГКП |
2 | Публикации в СМИ | Менго М.А. | http: // infourok.ru/личный кабинет http: // multiurok.ru/all-sites личный сайт на «Мультиурок ру» http://stranamasterov.ru/user/51907 http: //solncesvet.ru/sert/ |
|
| Чигаева О.В. | http: // multiurok.ru/all-sites личный сайт на «Мультиурок ру» nsportal.ru – личный сайт |
В рамках работы ШМО с целью повышение психолого-педагогической компетенции учителей был проведен мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС на уроках английского языка»
В течение года проводился мониторинг успешности учащихся в освоении способов учебной деятельности, навыков и умений, необходимых в условиях ФГОС.
В течение года членами ШМО были организованы и проведены в школе:
- Школьные олимпиады по русскому языку, литературе, математике, физике, иностранному языку, биологии, истории, обществознанию.
- Олимпиада «Олимпус»: осенняя и весенняя сессия
- Предметные недели математических наук, истории, естественных наук, правовая. Филологи в этом году построили свою работу по плану внеурочной деятельности на год. Организована подготовка и участие в предметных конкурсах районного и краевого уровнях.
- Организована подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.
По результатам мониторинга активного и результативного участия педагогов в конкурсах и мероприятиях различного уровня кандидатура Чигаевой О.В. была выдвинута на поощрение Краевой почётной грамотой, а кандидатура Менго М.А. – министерской грамотой.
Успеваемость в основном звене в 2017-2018 уч.году составила 100%, качество – 46%. В старшем звене при 100% успеваемости качество составляет – 25%.
Рекомендации: обратить особое внимание на изучение следующих вопросов:
- развитие психолого-педагогической компетентности учителя;
-развитие компетенций педагогов в области организации контроля в соответствии с требованиями ФГОС;
- развитие преемственности между начальной и основной школой в условиях перехода к ФГОС;
-проведение комплексных работ на выявление уровня УУД учащихся.
Анализ работы ШМО учителей начальных классов за 2017 – 2018 учебный год.
Школьное методическое объединение работало по теме
«Оказание действенной помощи учителям начальных классов в улучшении организации обучения и воспитания обучающихся, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей при переходе на Профстандарт и внедрение стандартов второго поколения НОО ООО»
Цель:
Создание организационно управленческих, информационно-методических условий для освоения и развития каждым педагогом соответствующих трудовых действий (компетенций) профессионального стандарта «Педагог» на заявленном уровне.
Задачи:
В части организационно-управленческих условий:
– создание рабочей группы по организации и управлению процессом разработки и реализации дифференцированной программы развития профессиональной компетентности педагогов;
– стимулирование педагогов, активно развивающих профессиональные компетентности и диссимулирующие свой опыт.
В части информационно-методических условий:
– обеспечение внутриучрежденческого повышения профессиональной компетентности педагогов через наставничество, проведение методических семинаров, научно-практических конференций, методических выставок, мастер-классов и др.
-Активизировать работу с обучающимися, имеющими повышенные образовательные потребности и с отстающими детьми, через дополнительные занятия, участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, различных конкурсах.
В план работы включено 5 заседаний ШМО:
№ |
Тема | Сроки |
1 | - Рассмотрение рабочих программ, календарно-тематического планирования, графика КР.
- Планирование внеурочной деятельности по предметам, утверждение календарного графика.
- Изучение методических писем об особенностях преподавания предметов.
- Изучение школьных локальных актов.
- Рассмотрение участия педработников и обучающихся в конкурсах разного уровня;
Рассмотрение вопроса об аттестации и курсовой переподготовке педагогических кадров.
|
август |
2 | - Итоги участия в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
- Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий .
- Особенности формирование регулятивных УУД у обучающихся начальной школы.
- Методы и приемы формирования коммуникативных УУД младших школьников.
- Развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности.
Роль игр и игровых упражнений в формировании коммуникативных УУД на уроках.
| октябрь |
|
|
|
3 | - Подведение итогов работы учителей начальных классов за 1 полугодие 2017-18 уч. года.
- Роль системно-деятельностного подхода в формировании УУД младшего школьника.
- Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.
Создание проблемных ситуаций в начальной школе, как условие осуществления системно-деятельностного подхода .
| декабрь |
4 | - Использование инновационных технологий на уроках русского языка и математики в начальной школе.
- Групповая работа как средство формирования УУД .
Приемы работы по формированию беглого, выразительного, осознанного чтения . | март |
5 | - Отчет по итогам участия в олимпиадах, конкурсах.
- Индивидуальная методическая работа учителя (отчет по самообразованию).
- Итоги мониторинга уровня сформированности УУД младших школьников (по классам).
- Выполнение учебных программ.
- Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2017/2018 учебный год.
- Обсуждение плана работы и задач МО на 2018/2019учебный год.
| май |
В 2017-2018 учебном году в ШМО учителей начальных классов входило 3 педагога.
№ | ФИО | стаж | категория | Объединение предметов | образование | аттестация | Факультативы | Общественнаяи внеаудиторная нагрузка |
1 | Безуглова Е.А | 24 | 1 | Нач.классы
| Сред. спец | 2013 |
| Руководитель МО «Молодых специалистов» |
2 | Луконькина Н.Г. | 24 | 1 | Нач.классы
| Сред. спец | 2013 | «Решение примеров и задач» (2-4 кл.) | Руководитель МО «Начальных классов» |
4 | Двоянова М.В. | 6 | 8 разряд | 0 КЛАСС, География
| Сред. спец | 2013 |
| «Наркопост» |
В 2017 уч.году педагог 2 класса (Луконькина Н.Г.) прошла курсы повышения квалификации по теме «Организация обучения детей с ОВЗ в НОО в условиях реализации ФГОС.»,72ч.
В 2018 уч.году педагог 1 класса (Безуглова Е.А.) прошла курсы повышения квалификации по теме «Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС», 108 часов
В 2018 уч.году педагог подготовительного класса (Двоянова М.В.) прошла курсы повышения квалификации по теме «Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО», 24 часа
Для повышения самообразования учителя разрабатывают план на год по своей методической теме:
№ | ФИО | тема | Практический выход |
1 | Безуглова Елена Анатольевна | Формирование регулятивных УУД у младших школьников посредством использования метода проектов в урочной деятельности. | Открытый урок, заседания МО,декада нач. классов |
2 | Луконькина Наталья Геннадиевна | Проектная деятельность учащихся начальных классов в условиях ФГОС. | Открытый урок, заседания МО,декада нач. классов |
3
| Двоянова Мария Викторовна | Инновационные технологии в ГКП: метод проекта и развивающего обучения | Открытый урок, заседания МО,декада нач. классов |
Каждый учитель старается применять в своей практике что-то новое, интересное. Для этого педагоги обмениваются опытом, дают открытые уроки, посещают уроки у своих коллег.
Все учителя начального звена уделяют большое внимание предупреждению ошибок и пробелов в знаниях, ведется работа со слабоуспевающими детьми на уроках, дополнительных занятиях.
Контроль по работе со слабоуспевающими, одаренными детьми и оценка знаний, умений, навыков осуществляется через административный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.
Большое значение для повышения психолого-педагогической компетенции учителей имеют взаимопосещения уроков, выездные семинары, самостоятельное изучение литературы, вебинары.
В начальных классах ведётся 6 кружков внеурочной деятельности.
№
| ФИО | класс | Название. |
1 | Безуглова Е.А.
| 1-3-4 | « Ярмарка искусств »
|
2 | Луконькина Н.Г.
| 1-4 | «Разговор о правильном питании» |
3 | Двоянова М.В. | 1-4 | «Я познаю мир» |
4 |
Шереметов А.А. | 1-4 | «Быстрее, выше, сильнее» |
5 |
Бодрошева Е.С. | 1-4 | «Теремок» |
6 | Сыроватская А.А. | 1-4 | «Школа юного пешехода»
|
Результативность деятельности учащихся начальных классов: |
Наименование мероприятия, конкурса | Ф.И. участника | Предмет | Класс | Результат |
Олимпиада младших школьников «Вместе к успеху» | Кириенко Р. Стяжкина И. Галямиева Е Кузнецов В. Метикова С. | Окруж.мир. Окруж. Мир. Рус.язык Математика Математика | 2 2 5 4 3 | 4 место округ |
Районный конкурс «Рождественская звезда» | Кириенко Р. | поделка | 2 | 2место |
Районный конкурс «Сибириада» | Коллективная работа | поделка | 1-3 | 1место |
Всероссийский конкурс «Разговор о правильном питании» | Кириенко Р Стяжкина И.. | Рецепт блюда | 2 2 | Сертификат Участника Сертификат Участника
|
Всероссийский конкурс «Символы России» | Кириенко Р. | викторина | 2 | 1 место |
Международный конкурс «Сказки Ш.Перро» | Кириенко Р. | Рисунок | 2 | 1место |
Участие педагогов в работе районных и зональных МО
№ | ФИО | Участие педагогов в работе районных и зональных МО |
1 | Луконькина Н.Г. | - Зональное МО «Начальных классов» с.Николаевка.
- Районный семинар экологов ДЮЦ
|
2 | Безуглова Е.А. | - Районное МО «Начальных классов» с.Николаевка .
|
3 | Двоянова М.В. | - Благовещенка районный семинар воспитателей.
|
Участие педагогов в экспертных мероприятиях и организации ЕГЭ и ГИА.
№ | ФИО | Участие педагогов в экспертных мероприятиях и организации ЕГЭ и ГИА, ВПР. |
1 | Безуглова Е.А. | ОГЭ (район)
|
2 | Луконькина Н.Г. | ГИА (школа). ВПР школа.
|
3 | Двоянова М.В. | ОГЭ (район)
|
Участие в работе РМО, ШМО
№ п/п | Тема и форма участия | Ф.И.О. учителя |
1 | Особенности формирование регулятивных УУД у обучающихся начальной школы. (сообщение МО начальных классов ТСШ)
| Луконькина Н.Г. |
2 | Изучение методов психологической диагностики в начальных классах в соответствии с ФГОС. (сообщение МО начальных классов ТСШ) | Луконькина Н.Г. |
3
| Организация обучения детей с ОВЗ в НОО в условиях реализации ФГОС.( семинар ТСШ) | Луконькина Н.Г. |
4 | Создание проблемных ситуаций в начальной школе, как условие осуществления системно-деятельностного подхода . (сообщение МО начальных классов ТСШ) | Луконькина Н.Г. |
5 | Использование инновационных технологий на уроках русского языка и математики в начальной школе. (сообщение МО начальных классов ТСШ) | Луконькина Н.Г. |
6
| Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий. (сообщение МО начальных классов ТСШ) | Безуглова Е.А. |
7 | Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. (сообщение МО начальных классов ТСШ) | Безуглова Е.А. |
8 | Приемы работы по формированию беглого, выразительного, осознанного чтения. (сообщение МО начальных классов ТСШ) | Безуглова Е.А. |
9 | Методы и приемы формирования коммуникативных УУД младших школьников. (сообщение МО начальных классов ТСШ) | Двоянова М.В. |
10 | Роль системно-деятельностного подхода в формировании УУД младшего школьника. (сообщение МО начальных классов ТСШ) | Двоянова М.В.. |
11 | Групповая работа как средство формирования УУД . (сообщение МО начальных классов ТСШ) | Двоянова М.В. |
На конец учебного года выполнение учебных программ – 100% во всех классах.
Коллектив учителей начальных классов оценивает работу ШМО на «удовлетворительно».
По результатом работы ШМО следует отметить слаженность работы учителей начальных классов, качественную подготовку и проведение ВПР. Систематический плановый внутришкольный контроль способствовал тому, что учебный план выполнен, учебные программы пройдены, сданные классные журналы и личные дела находятся в полном порядке. Вся документация ведётся учителями на должном уровне, замечаний по проверке нет, что говорит о серьёзном отношении к работе.
Рекомендации:
Повысить активность учащихся в конкурсах районного, зонального и краевого уровней.
Продолжить углубленное изучение и рассмотрение вопросов:
1.Диагностика ключевых компетентностей учащихся в начальной школе на уроках в рамках новых ФГОС.
2.Организация работы со способными и одарёнными детьми.
3. Создание и ведение ученического Портфолио.
4. Систематическое и качественное заполнение Сетевого журнала.
Анализ работы ШМО классных руководителей
Школьное методическое объединение работает по теме «Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС».
Цель: Совершенствование профессиональной компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС
Задачи:
1. Организовать информационно-методическую и практическую помощь классным руководителям в воспитательной работе с учащимися.
2. Повысить эффективность воспитательной деятельности классных руководителей.
3. Обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственного отношения родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности в рамках ФГОС.
4. Сформировать социокультурную среду, содействующую успешной социализации детей.
5. Повышать качество образования и уровня воспитанности учащихся.
В план работы включено 4 заседания ШМО, на которых рассмотрены вопросы:
Срок реализации | Тема | Ответственные |
Iчетверть | 1. Целевые установки по организации воспитательной работы на 2017-2018 учебный год. 2. Разработка планов воспитательной работы на новый учебный год. 3.Планирование внеурочной деятельности, сотрудничества с объединениями дополнительного образования. 4.Разное (принятие положения о дежурстве, и других локальных актов, касающихся воспитательной работы) | Кл.рук-ли руководитель МО |
II четверть | 1. Нормативная документация по профилактике правонарушений обучающихся. 2. Основные формы и методы работы классного руководителя по профилактике правонарушений. 3. Психолого-педагогическая помощь родителям в вопросах профилактики правонарушений несовершеннолетними. | классные руководители психолог |
III четверть
| 1. Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС; 2. Деятельность классного руководителя в рамках ФГОС. 3. Родительский лекторий с целью профилактики жестокого обращения с детьми. |
руководитель МО классные руководители |
IV четверть | 1.Отчёт классных руководителей о выполнении работы с детьми, стоящими на внутришкольном контроле. 2. Анализ работы МО за 2017- 2018учебный год. 3. Примерное планирование на следующий учебный год. 4.Результаты проведенных диагностик |
классные руководители руководитель МО
|
В течение года:
Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.
Обзор методической литературы по проблемам организации воспитательной деятельности.
Создание банка интересных педагогических идей.
Участие в массовых мероприятиях ОУ.
Консультации для классных руководителей по вопросам ведения документации классного руководителя, организации работы с родителями.
Проверка классных уголков.
Проверка дневников учащихся.
На каждом заседании МО классные руководители делились своим опытом, знакомились с новыми педагогическими технологиями воспитательного процесса, с новой методической литературой по технологии, психологии и педагогике общения, вырабатывали единую педагогическую стратегию.
Помимо выступлений по теме на заседаниях МО проводится обзор новейшей методической литературы, знакомство с образовательными интернет-сайтами, решались текущие вопросы.
При организации методической работы с классными руководителями использовались различные формы:
-презентации;
-практикумы;
-круглые столы( Эта форма повышения профессионального мастерства классных руководителей предполагает коллективное обсуждение волнующей всех педагогической проблемы).
На консультациях обсуждались следующие вопросы:
-Содержание деятельности классного руководителя.
-Документация классных руководителей.
-Организация учебно-воспитательной деятельности в классных коллективах.
-Методики определения уровня воспитанности школьников.
-Организация работы с детьми группы риска.
-Организация работы с родителями.
-Анализ воспитательной работы.
Воспитательная функция школы в современных условиях все возрастает. И чем сложнее эти условия, тем более высокий научный подход требуется к организации воспитательного процесса. Это имеет прямое отношение и к планированию воспитательной работы классного руководителя.
Анализ планов классных руководителей показал, что классные руководители к составлению планов воспитательной работы подошли не формально, а продуманно.
Планы воспитательной работы состоят из следующих разделов:
- Анализ воспитательной работы за прошедший год.
- Характеристика классного коллектива.
- Цели и задачи воспитательной деятельности.
- Основные направления и дела классного коллектива.
- Индивидуальная работа с учащимися.
- Работа с родителями.
- Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса.
В 2017-2018 учебном году в ШМО классных руководителей входило 6 педагогов.
№ | ФИО | класс | стаж | категория | Объединение предметов | аттестация | Общественная и внеаудиторная нагрузка |
1 | Безуглова Е.А | 1,3 | 24 | 1 | Нач.классы
| 2013 | Рук-ль клуба «Молодого педагогга |
2 | Луконькина Н.Г. | 2,4 | 24 | 1 | Нач.классы | 2013 | Руководитель МО «Начальных классов» |
3 | Чигаева О.В. | 7-8 | 18 | 1 | Русский язык и литература | 2014 | Руководитель МО классных руководителей, ответственная за реализацию программы по жизнестойкости |
4 | Двоянова М.В. | 9,10 | 7 | 8 разряд | Предшкола | 2013 | Наркопост, общественный инспектор по охране прав детства |
5 | Менго М.А. | 5,6 | 28 | 1 | Русский язык и литература | 2013 | Руководитель методической службы. |
6 | Стяжкина М.А. | 11 | 31 | 1 | История | 2014 | Руководитель МО учителей-предметников. |
Организация самообразования учителей как классных руководителей:
№ | ФИО | тема | Практический выход |
1 | Безуглова Елена Анатольевна | «Роль классного руководителя в организации деятельности ученического коллектива, развитие инициативы и самодеятельности учащихся» | Открытые классные часы,мероприятия, заседания МО,декада нач. классов |
2 | Луконькина Наталья Геннадиевна | «Развитие творческих способностей ребенка в начальной школе» | Открытые классные часы,мероприятия, заседания МО,декада нач. классов |
3 | Двоянова Мария Викторовна | «Совместное сотрудничество семьи и школы в воспитании ребенка». | Открытые классные часы,мероприятия, заседания МО,декада нач. классов |
4 | Чигаева Ольга Викторовна | «Использование ИКТ в работе классного руководителя « | Открытые классные часы,мероприятия, заседания МО, декады |
5 | Менго Марина Александровна | «Психологические особенности развития учащихся в младшем подростковом возрасте» | Открытые классные часы,мероприятия, заседания МО, декады |
6 | Стяжкина Марина Алексеевна | «Профориентация старшеклассников»
| Открытые классные часы,мероприятия, заседания МО, декады |
Для повышения профессионализма учителя разрабатывают план самообразования на год по своей методической теме. Каждый учитель старается применять в своей практике что-то новое, интересное. Для этого педагоги обмениваются опытом, дают открытые классные часы и внеклассные мероприятия, посещают мероприятия у своих коллег. Основной формой работы классных руководителей школы был и остается классный час (в разных формах его проведения), где школьники под ненавязчивым руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самим себе.
Класс | ФИО кл. рук. | Присутствующие | Аннотация |
1кл | Безуглова Е.А. «О тех, кто рядом» | Чигаева О.В, Луконькина Н.Г. | Классный час посвящен таким качествам человека, как человеколюбие, сопереживание, внимание к окружающим. Развивалось стремление быть терпимым. |
4кл | Луконькина Н.Г. «Профессии наших родителей», «Зеленая аптека» | Чигаева О.В., Бодрошева Е.С. | Подчёркнута актуальность темы. Проведена большая предварительная подготовка (рисунки на тему «Разные профессии», анкетирование учащихся). Поставленные цели и задачи достигнуты. |
3кл | Безуглова Е.А. «Поговорим о толерантности» | Луконькина Н.Г., Чигаева О.В. | Классный час посвящен таким качествам человека, как: человеколюбие, сопереживание, внимание к окружающим. Развивалось стремление быть терпимым. |
2кл | Луконькина Н.Г. «Экологическая сказка». «Зеленая аптека» | Безуглова Е.А. | Проведена предварительная подготовка с учащимися (анкетирование, разбор ситуаций). Подчеркнута и раскрыта актуальность темы. Поставленные цели и задачи достигнуты. |
11кл | Сурин Ю.А. «Поговорим о сквернословии» | Менго М.А. | Классный час посвящен общению в современном мире. |
7-8кл | Чигаева О.В. «Муза блокады»
| Менго М.А,, Безуглова Т.Г., Двоянова М.В, | Большой наглядный материал, разнообразие форм работы с уч-ся, постоянная смена видов деятельности сделало мероприятие ярким и запоминающим. |
11кл | Стяжкина М.А. «Будущий социальный статус». | Менго М.А,, Кельм И.М., Двоянова М.В. | Насыщенное по представленному материалу, эмоциональное мероприятие. Цели и задачи достигнуты. |
9.10кл | Двоянова М.В. «Предотвращение конфликтов» | Стяжкина М.А,, Кельм И.М. | Подчеркнута актуальность поднятой проблемы. Поставленные цели и задачи достигнуты. |
5-6 кл | Менго М.А. «Подвигу Маресьева посвящается..» | Чигаева О.В., Двоянова М.В., Безуглова Е.А., ЛуконькинаН.Г.,СуринЮ.А. | Поставленные цели и задачи были выполнены. Мероприятие прошло с использованием компьютерной презентации с обсуждением.
|
Организатор детского коллектива Менго З.З. организовала и приняла активное участие в открытых общешкольных мероприятиях «Осенний бал», «Учитель! Пред именем твоим….», «Мама, мамочка», «К нам приходит Новый год», Дне пожилого человека «Нам года не беда», торжественной линейки, посвященной Дню Защитника Отечества, совместно с Шереметовым А.А. – организовали и провели торжественную линейку, посвящённую Международному женскому дню 8 Марта.
Стяжкина М.А. оказала большую помощь организатору детского коллектива Менго З.З. в подготовке выступления производственной бригады, в проведении мероприятия, посвященного 73 годовщине Великой Победы над фашистскими захватчиками, была организатором мероприятия «Последний звонок».
Безуглова Е.А. и Луконькина Н.Г.. организовали и провели мероприятие «Новый год» в начальных классах, а Менго М.А. – в 5-11 классах.
Менго М.А. второй год возглавляет участие школы во Всероссийской акции «Сделаем вместе». Прошлогодний проект был посвящён борьбе с мусором, и в этом году на краевом конкурсе школьных проектов он занял 2 место (защищала Метикова Т). Новое направление проекта «Сдай батарейку - спаси природу». Акция продлится до декабря 2018 года. Чигаева О.В. и Менго М.А. организовали участие школы в краевом конкурсе «Наша общая Победа» (результаты в октябре 2018).
С 2013 года стала традиционной сезонная Неделя Добра«7 добрых дел», «Наши добрые дела», где активное участие принимают дети и классные руководители.
В 2017-18 году были проведены следующие мероприятия:
1)Уборка территории клуба
2)Уборка территории медпункта
3)Субботник в школе
4)Генеральная уборка в классах
5)Посадка комнатных цветов
6)Ремонт библиотечных книг
7)Оказание шефской помощи ветеранам
А также были проведены «Дни единых действий»:
-оказание адресной помощи ветеранам и детям войны;
- акция «Письмо Победы»
-подготовка к участию в акции «Бессмертный полк»
-изготовление нагрудных значков из георгиевской ленты.
Яркие, праздничные, насыщенные по представленному материалу, эмоциональные трогательные мероприятия никого не оставили равнодушными и получили отличную оценку присутствующих.
Классные руководители способны найти союз с ребятами, умеют добиваться оптимальных результатов в достижении воспитательных целей и задач, а так же считаются с потребностями и интересами детей при планировании своей работы.
Классными руководителями грамотно определены и сформулированы цели и задачи воспитательной работы с детьми, применяются разнообразные формы и методы работы.
Положительными моментами классных часов и внеклассных мероприятий являются:
- Целевая направленность классных часов и мероприятий;
- Музыкальное оформление ;
- Сочетание коллективной работы с индивидуальным подходом;
- Высокая активность учащихся и их интерес к классным часам;
- Эмоционально – нравственный отклик учащихся, переживания и проявление чувства благодарности. Классными руководителями на классных часах используются элементы личностно-ориентированного подхода при подготовке и проведении классных часов:
- наблюдается разнообразие тематики классных часов;
- большинством классных руководителей на классных часах создается комфортная обстановка, атмосфера доброжелательности, способствующая самопроявлению и самовыражению учащихся;
- разнообразие приемов, методов и форм проведения классных часов;
- неформальная обстановка;
- создание ситуаций успеха и выбора для ребенка, независимо от его результатов в учебной деятельности;
- соответствие поставленных целей и задач особенностям классного коллектива и возрасту учащихся, а также их потребностям;
- классные часы способствуют развитию эмоциональной и интеллектуальной сферы учащихся, а также способствуют и развитию творческих способностей учащихся.
Открытые внеклассные мероприятия, на которых педагоги продемонстрировали свой опыт и педагогическое мастерство, стали самой показательной формой повышения педагогического (методического) мастерства в прошедшем году.
Итоги мониторинга «Формы работы, применяемые классными руководителями (воспитателями)»
№ | Форма мероприятия | Количественные характеристики | Ступени обучения |
начальная
начальная | сред няя | ста ршая |
Общее количество обучающихся |
1. | Информационные мероприятия (беседы, лекции) | Кол-во мероприятий | 20 | 14 | 4 |
38
Кол-во участников мероприятий |
|
|
|
Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях (%), от общего кол-ва обучающихся ступени обучения: 100% | 100 | 90 | 90 |
2. | Тренинги, практикумы, в том числе с использованием БОС-технологий | Кол-во мероприятий
|
|
|
|
6
Кол-во участников мероприятий | 90 | 100 | 100 |
Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях (%), от общего кол-ва обучающихся ступени обучения: 100% |
|
|
|
3. | Дискуссии, диспуты | Кол-во мероприятий |
|
|
|
6
Кол-во участников мероприятий | 0 | 100 | 100 |
Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях (%), от общего кол-ва обучающихся ступени обучения |
|
|
|
4. | Деловые (ролевые) игры | Кол-во мероприятий |
|
|
|
4
Кол-во участников мероприятий | 100 | 80 | 90 |
Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях (%), от общего кол-ва обучающихся ступени обучения |
|
|
|
5. | Совместные | Кол-во мероприятий: 4 | 90 | 80 | 100 |
| детско- родительские мероприятия | Кол-во участников мероприятий |
|
|
|
Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях (%), от общего кол-ва обучающихся ступени обучения: 100% |
|
|
|
6. | Другие формы (указать наименование) | Кол-во мероприятий 10 | 100 | 100 | 100 |
Анкеты, тесты, рисунки
Кол-во участников мероприятий |
|
|
|
Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях (%), от общего кол-ва обучающихся ступени обучения: 100% |
|
|
|
7. | ИТОГО: | Общее кол-во мероприятий (п.1 - п.6) |
|
|
|
68
Общее кол-во активных форм (п.2 - п.5 | 48 | 40 | 22 |
Доля (%) активных методов работы (п.2 - п.5) от общего кол-ва мероприятий |
|
|
|
Доля (%) обучающихся, принявших участие в мероприятиях (п.2 - п. 5) от общего количества обучающихся ступени обучения: 100% | 83 | 80 | 95 |
Внеурочная деятельность учащихся:
№
| ФИО руководителя | класс | Название. |
1 | Безуглова Е.А.
| 2-4 | «Ярмарка искусств» |
2 | Луконькина Н.Г
| 1-4 | «Разговор о правильном питании» |
3 |
Двоянова М.В. | 1-4 | «Экологический калейдоскоп» |
4 |
Шереметов А.А. | 1-4, 5-6 | «Сильные, ловкие, смелые» |
5 |
Чигаева О.В..
| 5-6 | «Разговор о правильном питании», «Живое слово» |
6 | Бодрошева Е.С.
| 4 2 | «Теремок» «Колобок» |
8. | Шереметов А.А. | 1-7 | Шахматы |
9. | Стяжкина М.А. | 6 5 | «История в литературных образах» «Виртуальный музей» |
10 | Менго М.А. (Штефан Е.Г.) | 6-7 | «История рукоделия» |
Участие педагогов в профессиональных конкурсах, подготовка и участие учащихся в конкурсах, олимпиадах, проектах.
№п\п | Название конкурса | Уровень | Ф.И.О. педагога | результат |
1. | Краевой молодежный конкурс «Наша общая Победа -2018» «Герои, живущие рядом», фильм: «Эту память не стереть с годами», участник.(куратор) 1.Метикова Т. (8 кл) «Проза»: сочинение «Война в памяти моей семьи». | краевой
| Менго М.А. | Результат в октябре
|
2 | Краевой молодежный конкурс сочинений «Горячий снег нашей Победы», посвящённом75-летию Сталинградской битвы 1.Корнельзен Н. (11 кл) 2.Луконькина В. (11 кл)
| краевой | Менго М.А. | 1 место 1 место |
3 | 2.Краевой молодежный конкурс презентаций и видеороликов «Блокада. 900 дней из жизни ленинградцев», посвящённый Дню снятия блокады города Ленинграда 1.Чигаева Д. ( 7 кл) Презентация «Муза Блокады» 2.Вакуленко Л (8 кл) «Сегодня ваш праздник, студенты и Татьяны», фотоколлаж | краевой | Чигаева О.В. | Диплом, 2 место
Сертификат участия |
4 | 3. Краевой молодежный конкурс «Алтай глазами молодых». Чигаева Д. (7 кл).
| краевой | Чигаева О.В. | Дипломы 2 и 3 степени |
5 | 4. Краевой конкурс «Живой Алтай» Чигаева Д. ( 7 кл) Кузнецова Э. (9 кл).
| краевой | Чигаева О.В. | Сертификаты участия |
6. | 1Краевой молодежный конкурс «Наша общая Победа -2018» «Герои, живущие рядом», фильм: «Эту память не стереть с годами», участник.(куратор) 1.Чигаева Д. (7 кл) «Проза» сочинение «Письмо солдату». 2.Фотоколлаж | Краевой
| Чигаева О.В. | Не получен (ожидается в октябре)
. |
7 | Всероссийский конкурс от «Нестле». «Полезный рецепт» | всероссийский | Чигаева О.В. | Сертификат участия + вымпел. |
8 | Всероссийский конкурс от «Нестле» «Полезный рецепт» | всероссийский | Луконькина Н.Г. | Сертификат участия + вымпел. |
9 | Акция «Сдай батарейку - сохрани природу». | школьный | Менго З.З. | Участие. организатор |
10 | Всероссийский конкурс «Открытка РДШ» 1.Чигаева Д. (7 кл) 2.Шведченко К. (5 кл) 3.Можаровская Н. ( 5 кл) | всероссийский | Чигаева О.В. | Результат ожидается |
11. | Районный конкурс декоративно-прикладного творчества «Радуга талантов» 1.Чигаева Д.(7 кл) 2.Галямиева Н. ( 8 кл) 3.Вакуленко М. (6 кл)
| районный |
Чигаева О,.В. Двоянова М.В. Штефон Е.Г. |
1 место 1 место 1 место
|
12. | Смотр-конкурс производственных бригад. Метикова Т. | районный | Менго З.З. | Участие, организатор Грамота,1 место |
13. | Конкурс клубов ВПК. | районный | Шереметов А.а. | участие |
14 | Конкурс школьных проектов | краевой | Метикова Т. (куратор Менго М.А.) | 2 место |
15 | Историко-краеведческая конференция (исследовательские работы и рефераты) | районный | Метикова Т. (куратор Менго М.А.) | Победитель отборочного тура, (на защите не присутствовали – ребёнок заболел ветрянкой) |
16 | «Рождественская звезда»(ДПТ) Можаровская Н. Корнельзен Н. Луконькина В. Кириеенко Р. | районный |
Менго М.А.
Луконькина Н.Г. |
2 место Участник Участник Участник |
17 | «Сибириада» (ДПТ) Коллективная работа нач. классов Бодрошева В. | районный | Штефан Е.Г. |
1 место
2 место |
Учителя объединения опубликовали свои научные и методические разработки на следующих сайтах:
1.Чигаева О.В.-https://youtu.be/aUMiJzrVcvc,
https://youtu.be/Avnx3pDr_6Q?list=UUVT3VLbCLUE1vZjcuI3VdaQ - фильм о ветеране ВОВ Менго А.А. «И память нашу не стереть с годами»
http://www.mk.ru/social/2017/02/16/moskovskiy-komsomolec-obyavlyaet-konkurs-v-chest-dnya-pobedy.html -сайт конкурса напиши письмо фронтовику
https://multiurok.ru -разработки внеклассных мероприятий, ,программ, презентаций
www.zavuch.ru- разработки.
http://nsportal.ru/- разработки, презентации, фотоочеты, альбомы.
2. Менго М.А.-https://multiurok.ru -разработки, проекты, программы, альбомы.
3.Безуглова Е.А.-https://multiurok.ru - разработки
4.Луконькина Н.Г.- https://multiurok.ru -разработки
5.Двоянова М.В.- https://multiurok.ru -разработки, проекты.
А также некоторые мероприятия, разработки программ можно посмотреть на школьном сайтеhttp://oo1303.edu22.info. Педагоги принимали участие в вебинарах АКИПКРО, «Просвещение», «МЕРСИБО».
Организатор детского коллектива Менго З.З. организовала и приняла активное участие в открытых общешкольных мероприятиях «Осенний бал», «Учитель! Пред именем твоим….», «Мама, мамочка», «К нам приходит Новый год», Дня пожилого человека «Нам года не беда», торжественной линейки, посвященной Дню Защитника Отечества, совместно с а Шереметовым А.А. провели торжественную линейку, посвящённую Международному женскому дню 8 Марта.
Стяжкина М.А. оказала большую помощь организатору детского коллектива в подготовке выступления производственной бригады, в проведении мероприятия, посвященного 73 годовщине Великой Победы над фашистскими захватчиками, была организатором «Последнего звонка».
Безуглова Е.А. и Луконькина Н.Г.. организовали и провели мероприятие Новый год в начальных классах, а Менго М.А. – в 5-11 классах.
Менго М.А. второй год курирует участие школы во Всероссийской акции «Сделаем вместе» (проект, реализованный в прошлом году, был направлен на борьбу с мусором и занял второе место на краевом конкурсе школьных проектов). В этом году выбрано направление «Сдай батарейку – спаси природу!» (результаты в декабре).
Чигаева О.В. и Менго М.А. организовали участие школы в краевом конкурсе «Наша общая Победа» (результаты в октябре).
В этом году запущен школьный проект «Наш школьный двор». Классные руководители 5-10 классов (Менго М.А.,Чигаева О.В, Двоянова М.В.) совместно с руководителем школьного участка Штефан Е.Г. и детьми решили привести в порядок цветники и поучаствовать в акции «Зелёная аллея». Подведение итогов реализации проекта намечено на сентябрь.
С 2013 года стала традиционной сезонная Неделя Добра«7 добрых дел», «Наши добрые дела», где активное участие принимают дети и классные руководители.
В 2017-18 году были проведены следующие мероприятия:
1)Уборка территории клуба
2)Уборка территории медпункта
3)Субботник в школе
4)Генеральная уборка в классах
5)Посадка комнатных цветов
6)Ремонт библиотечных книг
7)Оказание шефской помощи ветеранам
А также были проведены «Дни единых действий»:
-оказание адресной помощи ветеранам и детям войны;
- акция «Письмо Победы»
-подготовка к участию в акции «Бессмертный полк»
-изготовление нагрудных значков из георгиевской ленты.
На конец учебного года выполнение воспитательных программ– 100% .Воспитательные программы очень тесно переплетались с программами по жизнестойкости.
С целью формирования духовно-нравственных ценностей, привития патриотических качеств, воспитания любви к Родине, уважения к подвигу много внимания в нашей школе было уделено патриотическому воспитанию. Проведена ежегодная игра «Зарница». Команда ВПК «ВИХРЬ» участвовала в районных соревнованиях . Занятия ВПК посещают 10 человек, что составляет 76% от числа учащихся 5-11 классов. Учащиеся ТСОШ приняли в шествии Бессмертного полка и митинге 9 мая в с. Николаевка. А в школе был проведён традиционный концерт, на который были приглашены ветераны, дети войны.
Члены ШМО классных руководителей на итоговом заседании оценило работу МО на «удовлетворительно».
Следует углубленно изучить и рассмотреть в дальнейшем следующие вопросы :
1.Диагностика ключевых компетентностей учащихся в рамках новых ФГОС.
2.Организация работы со способными и одарёнными детьми.
3. Углубление знаний классных руководителей в области психологии, развитие навыка проведения психолого-педагогических диагностик.
В соответствии с проблемой школы методическое объединение классных руководителей ставит перед собой следующие задачи на новый учебный год:
1.Продолжить работу по повышению профессионального мастерства классного руководителя посредством знакомства с опытом педагогов, как нашей школы, так и школ района, а также путем знакомства с новинками педагогической литературы.
2.Продолжить работу по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни.
3.Разработать систему коллективных дел в классных коллективах по формированию гражданской позиции, гражданского отношения к школе, семье, обществу.
4.Продолжить работу по охране жизни и здоровья воспитанников.
5.Строить воспитательную работу в классном коллективе с учетом индивидуальности и ценности личности каждого ученика. Через индивидуальность конкретного ребенка высветить и сделать более осознанными общезначимые, социальные позиции личности.
6.Обеспечить взаимодействие с семьей по вопросам воспитания и образования.
7.Продолжить развивать самоуправление в организации учебной деятельности учащихся , в трудовой и общественной жизни.
8.Систематически и целенаправленно проводить профилактическую работу с учащимися по предупреждению правонарушений.
9. Поднять качество ВШК за организацией воспитательной работы и реализацией программы школы.
10. Взять под контроль мониторинги активности участия во внеурочной деятельности как учащихся, так и учителей.
Анализируя деятельность классных руководителей можно сказать, что работа по созданию классных коллективов ведётся целенаправленно. Классные руководители ведут работу по всем направлениям деятельности, индивидуально работают с детьми, требующими особого педагогического внимания, практически все они вовлечены во внеклассную деятельность.
Методический фонд в течение года пополнился сценариями праздников, тематических классных часов.
По результатам открытых мероприятий, заседаний МО, межсекционной работы в течение года можно сделать следующие выводы:
- задачи, поставленные на МО, выполнены,
- ведется диагностическая работа, но на недостаточном уровне;
- ведётся работа по умению анализировать открытое мероприятие и делать самоанализ своей деятельности, как классного руководителя;
- снизилась активность обобщения опыта работы классных руководителей с классом (открытые классные часы, часы общения, диспуты и т.п.);
- на недостаточном уровне организована работа по организации классного самоуправления;
- некачественно проводится мониторинг результативности внеурочной деятельности учащихся и отражение его в «Портфолио» учащихся.
Анализ работы «Школы молодого педагога» за 2017-2018 уч. г.
Основной целью «Школы молодого педагога» в 2017-2018 уч. году было формирование у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов; потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании, создание условий для личностного и профессионального роста педагогов средствами методической работы.
Задачами работы в ШМП было:
- формирование у молодых учителей потребности в непрерывном самообразовании;
- формирование способностей к овладению новыми формами, методами и приёмами обучения и воспитания учащихся;
- знакомство с нормативно-правовой документацией;
- выявление ведущих потребностей начинающих специалистов в учебном процессе и содействие их разрешению;
- способствование внедрению стандартов второго поколения в школе.
«Школа молодого педагога» объединяет учителей молодых, творческих, желающих учиться.
План работы на 2017-2018 уч. г. был основан на анализе затруднений и вычленение и постановка проблемы самообразования, на практических занятиях, на определении перспектив развития своего опыта и доведения его до навыка.
Молодые педагоги изучали технологии современного урока и связанные с этим проблемы (диагностику обученности, обучаемости и реальных учебных возможностей обучающихся).
Сведения о кадровом составе молодых учителей:
Всего учителей | Высшее образование | Незаконченное высшее образование | Среднеспециальное образование | Стаж от 1-2 лет | Стаж от 2-3 лет | Стаж от 3-5 лет и более |
4 | 1 | 1 | 2 | - | 1 | 3 |
Средний возраст молодых специалистов 27 лет. |
«Школа молодого педагога» работала над темой «Развитие творческого потенциала учителя и ученика».
Создание условий для развития и саморазвития учителей Школы молодого педагога на основе выявления их индивидуальных особенностей состоит в следующем:
- обеспечение реализации федеральной и региональной программ развития;
- удовлетворение образовательных потребностей учителей ШМП по темам: «Дидактические основы моделирования современного учебного занятия», «Условия получения положительного результата на уроке», «Применение игровых технологий»;
- выявление и сопровождение инновационного опыта.
Педагоги ШМП посещали уроки опытных учителей, изучали нормативные документы на методических заседаниях.
Результаты практической деятельности ШМП:
Исходя из задач ШМП была спланирована работа на занятиях. Оказана помощь при выборе тем по самообразованию.
Занятие ШМП № 1 проходило в форме семинара-практикума по теме: «Дидактические основы моделирования современного учебного занятия». Руководитель ШМП провела знакомство с нормативно-правовой документацией. Для решения проблемных вопросов по ведущим потребностям начинающих специалистов в учебном процессе и содействие их разрешению был проведён практикум по разработке тематических поурочных планов и планов воспитательной работы.
Тема занятия № 2 звучала так: «Условия получения положительного результата на уроке». Было предложено два открытых урока. Урок математики в 8 классе давала опытный педагог Анохина А. В. Также открытый урок по математике в 5 классе смотрели у молодого учителя Бузиной А. В. Прошёл подробный самоанализ учителями, дававшими уроки, анализировали уроки молодые учителя. В результате единодушно дали высокую оценку этим урокам, отметили мастерство как опытного учителя, так и молодого педагога.
Работа объединения была многоплановой и разносторонней. Проводились индивидуальные консультации молодых учителей по «Адресам педагогического опыта», рекомендации «Типичные ошибки».
Анализ работы ШМП показывает, что такие занятия, проводимые в самых разных формах, способствуют конструктивной работе молодых коллег и опытных учителей, помогают разобраться в сложных вопросах инновации в образовании, в анализе и применении научно-исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время, способствуют реализации ФГОС образования в школе. Главный показатель творческой работы молодых педагогов – удовлетворительные знания обучающихся.
В целях установления соответствия знаний учащихся требованиям программы по основным предметам проведены административные итоговые контрольные работы. Молодым учителям были даны рекомендации обратить внимание на организацию систематического повторения, на ликвидацию тех пробелов, которые были обнаружены при выполнении проверочных работ, на основе индивидуального, дифференцированного подхода к усвоению учащимися программного материала, шире внедрять формы и методы системно-деятельностного подхода.
Таким образом, анализ работы ШМП показал, что основная задача создания условий для личностного и профессионального роста педагогов средствами методической работы выполнена.
Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах.
Выводы:
Работу ШМП признать удовлетворительной.
Рекомендации:
1. Обеспечить хорошую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.
2. Познакомить с возможностями и способами повышения профессиональной компетентности.
3. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения ими профессиональными знаниями.
Приняв к сведению аналитическую информацию всех подструктур методической службы школы можно сделать вывод о средней степени эффективности методической работы в школе и её значительной роли в повышении профессиональной компетенции педагогов.
Выводы:
- Методическая тема и вытекающие из нее темы МО соответствуют основным задачам, стоящим перед школой.
- Тематика заседаний методических объединений отражает основные проблемные вопросы, стоящие перед учителями ШМО
- Заседания МО, в целом, подготовлены и продуманы. Выступления и выводы основывались на анализе, практических результатах, позволяющих сделать методические обобщения.
Рекомендации:
- Руководителям МО при планировании методической работы на 2018-2019 уч.год предусмотреть такие формы и методы, которые способствовали бы профессиональному росту преподавателей: проблемные семинары, круглые столы, мастер-классы и др.
- Организовать работу по составлению диагностических карт профессионального роста педагогов.
- Увеличить долю семинаров-практикумов в цикле постоянно действующих семинаров.
- Продолжить работу по освоению и внедрению в УВП современных технологий.
Обобщение и распространение педагогического опыта
Одной из форм повышения методического мастерства педагогов является работа по плану самообразования. Каждый педагог разработал индивидуальный маршрут, разработал собственную стратегию работы в этом направлении. Посещение педагогами электронных сайтов, участие в вебинарах, онлайн семинарах становится уже привычным.
За последние годы значительно повысился интерес учителей к обобщению и распространению педагогического опыта. Стимулом к этому является прежде всего желание поделиться приобретенным педагогическим опытом работы, кроме того, это одно из условий успешной аттестации педагогов на квалификационную категорию. В этом году снизилось качество ВШК. Понизилась активность пропаганды пед.опыта среди коллег. Причиной может служить высокая степень нагрузки (как по тарификации, так и на общественных началах), процесс профессионального выгорания.
Рекомендации: 1. Активизировать работу педагогического, методического советов по повышению профессионального мастерства учителей, повысить роль и престиж научного труда учителя. 2. Создать творческую атмосферу в школе путем организации работы творческих микрогрупп, работы семинаров. 3. Стимулировать педколлектив к участию в окружных, районных семинарах, Всероссийских конференциях, интернет-проектах. Содействовать мотивации творческой активности, улучшению психологического климата в коллективе и предотвращению профессионального выгорания.
Проанализировав методическую работу МБОУ «Татьяновская СОШ», школа заканчивает реализацию второго этапа перспективного плана работы на 2016-2019 год, выходит на третий, заключительный этап, главной целью которого является создание условий для повышения качества социального партнёрства школы и семьи, для развития творческого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, способствующих самоопределению и самореализации школьника.
Для достижения цели по намеченной теме «Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях. Результативность работы школы по методической теме» следует решить следующие задачи:
- Создание условий для взаимодействия школы, семьи и общественных организаций в формировании личности школьников.
- Создание системы педагогического всеобуча, направленного на формирование у родителей педагогической культуры, чувства долга и социальной ответственности за воспитание и развитие детей.
- Формирование у родителей системы ценностных отношений, позитивного отношения к активной общественной деятельности детей через создание и реализацию совместных социальных проектов, поддержку родителями работы органов самоуправления школы.
- Информационное обеспечение психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, изучение и внедрение в практику передового опыта работы с семьей, инновационных технологий семейного воспитания.
- Научно-методическое обеспечение работы классных руководителей с семьей, создание банка методических разработок.
- Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель».
- Активное вовлечение взрослых и детей в занятия физкультурой, спортом и туризмом, акцентирование внимания педагогов и родителей на необходимости моделирования здорового образа жизни в семье, бережного отношения к физическому, психическому, духовному здоровью детей.
- Развитие самостоятельности детей в условиях семьи.
- Формирование у родителей умения диагностировать развитие детей.
11.06.2018г.
Организатор методической службы Татьяновского филиала МБОУ НСОШ ______ Менго М.А.