Рабочая программа для консультаций ОГЭ по биологии

Бурбужап Алдын-кыс Онгай-ооловна

Рабочая программа для консультаций ОГЭ по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dlya_konsultatsiy_9_klass.docx41.05 КБ

Предварительный просмотр:

        

Рабочая программа для консультаций по биологии

Бурбужап Алдын-кыс Онгай-ооловна, учителя биологии

(9 класс)

2015-2016 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для консультаций в рамках государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса составлена на основе следующих документов:

  • Обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии
    (приложение к Приказу Министерства образования России от 19.05.1998г № 1236)
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ
    Минобразования России от 05.03.2004г № 1089)

Рабочая программа включает пять разделов:

  • пояснительную записку;
  • учебно-тематическое планирование;
  • требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе;
  • перечень учебно-методического обеспечения:
  • список литературы.

     Цель

  • подготовка выпускников 9 класса к государственной итоговой аттестации
        Задачи
  • отработка и закрепление знаний базового уровня
  • повышение качества знаний учащихся
  • обеспечение благоприятных условий для успешной сдачи ГИА

Рабочая программа по консультации предусматривает системное повторение основных вопросов изучаемых в курсе биологии 6- 9 классов, и направлена на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений  живой  природы,  жизнедеятельности  собственного  организма;  использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить  наблюдения  за  биологическими  объектами  и  состоянием     собственногоорганизма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе     проведения     наблюдений     за     живыми     организмами,     биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе, использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

        Важным направлением рабочей программы является систематическая работа с тестовыми заданиями, отработка демоверсий предыдущих лет, грамотное заполнение бланков регистрации и бланков ответов 1 и 2.

На учебно-тематическое планирование рабочей программы для консультаций отведено 68 часа (2 час в неделю).

Учебно-тематический план

 

№п/п

№ п/п

урока

Наименование раздела, темы урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Блок №1 Биологи как наука 4ч

1

1

Роль биологии в формировании современного мира и практической деятельности людей.

2

2

2

Признаки и свойства живого.

2

Блок № 2 Царство Растений, Бактерий, Грибов, Вирусы.11ч

3

1

Систематика. Основные таксономические группы.

1

4

2

Царство  Бактерий.

клеток ра

1

5

3

Царство Грибов.

1

6

4

 Вирусы- неклеточной формы жизни.

1

7

5

Лишайники - симбиотические организмы.

1

8

6

Царство Растения. Общая характеристика.

1

9

7

Водоросли- красные, бурые, зеленые.

1

10

8

Мхи.

1

11

9

Плауны. Хвощи. Папоротники.

1

12

10

Голосеменные.

1

13

11

Покрытосеменные, или цветковые.

1

Блок № 3 Строение и многообразие покрытосеменных растений. 7ч

14

1

Строение семян. Однодольные и двудольные.

1

15

2

Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

1

16

3

Побег и почки. Видоизменения побегов. Строение стебля.

1

17

4

Лист внешнее и клеточное строение. Видоизменения листьев.

1

18

5

Цветок. Соцветие. Плоды. Распространение плодов и семян.

1

19

6

Классификация растений.

1

20

7

Ткани высших растений.

1

Блок № 4 Царство Животные. Подцарство одноклеточные и многоклеточные. 16ч

21

1

Царство Животные. Общая характеристика.

1

22

2

 Подцарство одноклеточные или Простейшие. Общая характеристика.

1

23

3

Тип Кишечнополостные. Тип Губки.

24

4

Тип Плоские черви.

1

25

5

Тип Первичнополостные, или Круглые черви.

1

26

6

Тип Кольчатые черви.

1

27

7

Тип Моллюски.

1

28

8

Тип Членистоногие.

1

29

9

Тип Иглокожие.

1

30

10

Тип Хордовые. Общая характеристика.

Подтипы: Бесчерепные, Оболочники и Черепные или Позвоночные.

1

31

11

Надкласс Рыбы. Классы Хрящевые и Костные рыбы.

1

32

12

Класс Земноводные или Амфибии.

1

33

13

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

1

34

14

Класс Птицы.

1

35

15

Класс Млекопитающие, или Звери.

1

36

16

Законы России об охране животного и растительного мира.

1

Блок №5 Анатомия, физиология, психология и гигиена человека.30ч

37

1

Происхождение человека. Общая организация организма человека.

1

38

2

Ткани, органы, системы органов.

1

39

3

Высшая нервная деятельность. Особенности психики человека.

1

40

4

Работа с демоверсиями.

1

41

5

Нейрогуморальная регуляция.

1

42

6

 Опорно-двигательная система. Значение и ее состав. Строение костей.

 

1

43

7

 Скелет человека

1

44

8

Строение  и работа мышц. И их регуляция.

1

45

9

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставах.

1

46

10

Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет.

1

47

11

Кровеносная и лимфатическая системы. Работа сердца. Круги кровообращения.

1

48

12

Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов и при кровотечениях.

1

49

13

Дыхательная система, строение и функции.

1

50

14

Приемы оказания первой помощи при болезнях и травмах органов дыхания. 

1

51

15

Пищеварительная система. Строение и функции.

1

52

16

Регуляция пищеварения. Действие ферментов. Барьерная роль печени.

1

      53

17

Гигиена органов пищеварения.

1

54

18

Обмен веществ и энергии. Витамины.

1

55

19

Энерготраты человека и пищевой рацион.

1

56

20

Покровные органы. Терморегуляция. Закаливание.

1

57

21

Выделительная система. Строение и функции.

1

58

22

Нервная система. Общий план строения. Функции.

1

59

23

ЦНС строение и функции.

1

60

24

ВНС строение и функции.

1

61

25

Эндокринная система.

1

62

26

Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Зрительный анализатор. Гигиена зрения.

1

64

27

Слуховой анализатор. Органы равновесия, кожно – мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

1

65

28

Репродуктивная или половая система человека.

1

67

29

Повторение. Демоверсии.

1

68

30

Повторение. Демоверсии.

1

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

В результате изучения биологии выпускник 9 класса должен:

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов   растений,    животных,   грибов   и   бактерий;    популяций;    экосистем   и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость,   регуляция   жизнедеятельности   организма,   раздражимость,   круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; особенности    организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира,   в  практической   деятельности  людей  и   самого  ученика;   родство,   общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

взаимосвязи   организмов   и   окружающей   среды;   биологического   разнообразия   в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей  среды;  зависимость  собственного  здоровья  от  состояния  окружающей среды;    причины   наследственности   и   изменчивости,    проявления   наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; изучать    биологические объекты и процессы:  ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и

животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и

системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; сравнивать   биологические   объекты   (клетки,   ткани,   органы   и   системы   органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье,   последствий  деятельности  человека в  экосистемах,   влияние  собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить   самостоятельный  поиск  биологической   информации:   находить  в  тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических

словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую   информацию   о   живых   организмах   (в   том   числе   с   использованием информационных технологий); использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для: соблюдения  мер  профилактики  заболеваний,   вызываемых  растениями,   животными, бактериями,  грибами и вирусами;     травматизма,  стрессов,  ВИЧ-инфекции, вредных привычек   (курение,   алкоголизм,   наркомания);   нарушения   осанки,   зрения,   слуха,

инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой  помощи  при  отравлении  ядовитыми  грибами,  растениями,  укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Перечень учебно-методического обеспечения по данной программе

  1. натуральные объекты, модели,
  2. муляжи,
  3. приборы,
  4. лабораторное оборудование,
  5. учебник,
  6. таблицы,
  7. биологический словарь,
  8. словарь терминов.
  9. Комплект гербария:

предназначен для использования при изучении тем: « Общее знакомство цветковыми растениями», «Корень», «Побег», «Цветок и плод»

  1. Комплект микропрепаратов:

используется как раздаточный материал. Набор содержит ткани и органы изучаемых растений, мицелий гриба мукора.

  1. Комплект объемные разборные модели.    Демонстрационные

содержат демонстрационные модели строения цветков различных семейств и используются в комплексе с натуральными объектами при изучении систематики растений.

  1. Комплект печатных пособий:

таблицы на печатной основе используются для демонстрации при объяснении учителя, проверке знаний. Рабочая тетрадь предназначена для индивидуального пользования учащихся продержит задания различного типа.

  1. Комплект коллекций:

коллекции используются как раздаточный материал при проведении лабораторных работ в комплексе с печатными таблицами и экранными пособиями.

  1. Комплект скелетов:

комплект включает демонстрационные и раздаточные пособия. Раздаточные материалы по скелетам позвоночных животных представляют собой отдельные части скелета, смонтированные на планшетах.

  1. Комплект пособий печатных:

входят две серии таблиц, иллюстрирующих:

а)        внешнее и внутреннее строение основных групп животных;

б)        разнообразие животных.

  1. Комплект микропрепаратов:
  2. набор микропрепаратов содержит различные ткани органов млекопитающих. Микропрепараты используют как раздаточный материал для проведения лабораторных работ в комплексе с печатными таблицами.
  3. Комплект модели

крупногабаритные объемные и рельефные модели используют как демонстрационные, раздаточные - для проведения лабораторных работ.

  1. Рельефные модели. Демонстрационные
  2. рельефные таблицы представляют собой цветные изображения систем органов.

     ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕЕ ЛАБОРАТОРНОЕ

1.Комплект приборов оптических

2.Комплект включает раздаточные приборы (школьный микроскоп, лупы),
демонстрационную насадку для микропроекции.

       

                                                         

                                                           Список литературы

  1. Г.И. Лернер   «Полный справочник для подготовки к ЕГЭ»   - ЭЛ.книга. 2009г.
  2. Г.И. Лернер. «Сборник заданий по биологии для сдачи ГИА» - М, 2014г.
  3. Д.В. Колесов. «Биологии. Человек.» - 2000г.
  4. Задорожный К.Н. «Предметная неделя биологии в школе» - Ростов - на - Дону» 2007г.
  5. Иванова Н.Г. «Библиотечка Первое сентября» - М., 2006г.
  6. Калинина А.А. «Поурочные разработки по биологии» - «Учитель АСТ» - 2002г.
  7. Касаткина Н.А. «Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия» - В., 2007г.
  8. Козлова Т. А. « Биология в таблицах» - М., 1998г.
  9. Кучменко В.С. «Биология сборник тестов, задач и заданий» - М.. 1998г.
  10. Саленко «Биология подготовка к ГИА» - М.. 2013г.
  11. Резанов А.Г. «Зоология тесты» - М., 1998г.
  12. Резанова Е. А. «Биология человека в таблицах и схемах» - М., 1998г.
  13. Рохлов В. С. 2Школьный практикум. Биология человека» - М., 1998г.
  14. Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 классы» -М., 1997г.
  15. Сухова Т. С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 классы» - М.. 1997г.
  16. В.В. Латюшин «Биология. Животные 7 класс» - М., 1999г.