Материал на муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года - 2018"

Михайлова Ирина Александровна

1. Компьютерная презентация Тема: «Развитие любознательности детей среднего дошкольного возраста посредством  использования потенциала информационно – коммуникационных технологий» 

    2. Пояснительная записка (описание педагогического опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Компьютерная презентация 784.73 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Управление образования и молодёжной политики

администрации Лысковского муниципального района

Нижегородской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 г. Лысково

(МАДОУ детский сад № 1 г. Лысково)

Педагогический опыт работы

«Развитие любознательности детей среднего дошкольного возраста посредством использования потенциала информационно – коммуникационных технологий»

                                                    Воспитатель:

  Михайлова Ирина Александровна

2018 г.

Если мы хотим идти вперед,

то одна нога должна оставаться на месте,

 в то время как другая делает следующий шаг.

 Это – первый закон всякого прогресса,

 одинаково применимый как к целым народам,

так и к отдельным людям.

Й. Этвёш

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного образования. Постепенно, компьютерные технологии становятся одним из эффективных способов передачи знаний.

Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.  

Проанализировав существующие подходы к организации работы по развитию любознательности детей среднего дошкольного возраста, изучив подходы к созданию социальной ситуации развития современного ребенка, с уверенностью можно сказать, что информационно-коммуникативные технологии являются доступными и привычными для детей нового поколения.

В соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно - образовательном процессе. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачу по развитию у детей любознательности.

Одним из принципов и задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является вариативность и разнообразие содержания организационных форм дошкольного образования, что является ключевым моментом в развитии любознательности и познавательной мотивации. В частности, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности рассматривается в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Поэтому, основная задача педагога – выбрать методы, формы, инновационные педагогические технологии организации работы с детьми, которые оптимально соответствовали бы поставленной цели развития личности.     Любознательность, как общая познавательная направленность личности ребенка, может являться основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность; направленность ребенка на познавательный материал приводит к любознательности; данное качество позволяет ребенку расширить представления и углубить понимание окружающей действительности. В связи с этим становится актуальным вопрос о специально организованной работе, реализующей педагогические условия, направленные на развитие любознательности детей среднего дошкольного возраста.

Целью нашей работы стало развитие любознательности детей среднего  дошкольного возраста посредством применения информационно-коммуникационных технологий.

В соответствии с целью определили задачи:

  • Обогащать развивающую предметно-пространственную среду группы электронными образовательными ресурсами обеспечивающими развитие любознательности.
  • Способствовать развитию любознательности, формированию познавательных интересов и познавательных действий дошкольников посредством  использования ИКТ.
  • Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах использования средств ИКТ для развития любознательности дошкольников.

Ведущей идеей данного опыта стало развитие любознательности дошкольников и расширение диапазона познавательной деятельности ребёнка, целенаправленное ознакомление детей с окружающей действительностью через использование в работе современных дидактических средств с учётом новых технических возможностей.

Работа строилась поэтапно.

На подготовительном этапе работы мы изучили проблему развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста, определили формы и методы работы с детьми, формы взаимодействия с родителями.

  • Проведение анкетирования родителей по данной проблеме.
  • Изучение алгоритма создания интерактивных игр для дошкольников.
  • Разработка перспективного плана по использованию электронных образовательных ресурсов в соответствии с тематическим планированием ДОУ.
  • Просмотр вебинаров по изготовлению ЭОР:

«ИКТ – компетентность педагога в соответствии с профессиональным стандартом», издательство «Учитель», 2015 г.

«ИКТ – компетентность педагога и практические вопросы внедрения и эксплуатации информационной системы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС», АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования», 2016 г.

  • Прохождение курсов повышения квалификации «Системное сопровождение развития ДОО в условиях реализации ФГОС ДО», 2017 г.

На втором практическом этапе создали базу презентаций и интерактивных игр на разные тематики, видеороликов, согласно тематическому планированию.

Активно включили презентации, познавательные видеоролики, интерактивные игры в образовательный процесс.

         На данном этапе в совместной с взрослым и самостоятельной деятельности начали использовать интерактивные игры. Предлагали детям игры различные по содержанию: «Кто пропал?», «Найди тень», «Чья голова, чей хвост?», «Собери картинку», «Найди пару», «Варим суп», «Разложи предметы», «Найди цифру», «Пожарная безопасность», «Форма и величина», «Что где растёт», «С какого дерева листок», «Загадки».  

Сначала работу с интерактивной игрой организовывает взрослый, главная задача на этом этапе заинтересовать, ненавязчиво активизировать детскую деятельность. Воспитатель знакомит детей с правилами игры, вариантами решения игровой задачи, с правилами безопасного поведения в процессе игровых действий с компьютерной программой. Игра должна стимулировать осмысленную активность ребёнка, создавать необходимые условия для развития его внешней и внутренней активности. Поэтому мы подобрали интерактивные игры, различные по целевому признаку:

  • обучающие компьютерные игры (предназначены для того, чтобы научить ребёнка чему-либо);
  • развивающие игры (направлены на развитие у ребёнка определённых навыков: внимательность, наблюдательность, память, фантазия, цветовое восприятие и т.д.).

В организованную образовательную деятельность начали включать мультимедийные презентации. Материал, используемый в презентациях, содержит информацию из разных образовательных областей и охватывает все виды детской деятельности. Главной целью использования мультимедийных презентаций в организованной образовательной деятельности является усиление наглядности, облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.

При формировании у детей элементарных математических представлений, после работы с раздаточным материалом, используем мультимедийные игры. В процессе ознакомления с миром природы использовали электрифицированную панель «Живой уголок», где дети имели возможность увидеть живой объект в естественной для него среде обитания. Так же мы использовали мультимедийные ресурсы в области речевого развития: составляли рассказы по сюжетным картинкам, работали с детьми в режиме диалога, учились говорить полными предложениями.

При формировании основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, для закрепления знаний об опасных ситуациях, мы так же использовали презентации. Используя программу компьютерного конструирования мы с детьми моделировали опасные ситуации и находили правильное решение.

Мультимедийная презентация помогла нам посетить виртуальный музей Дымковской игрушки. Интерактивные игры на составление узоров и создание сюжетов способствуют развитию эмоционально-эстетического вкуса.

Мы проводили различные гимнастики с использованием мультимедийных ресурсов: пальчиковую, артикуляционную, физкультминутки, дыхательную и гимнастику для глаз.

Использование средств ИКТ в образовательном процессе с детьми имеет ряд преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полёт ракеты, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.

Таким образом, мы приблизили образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств. 

При организации данной работы учитывались требования СанПиН 2.4.1.3049-13. При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. 

Педагогическое просвещение родителей в вопросах использования средств ИКТ для развития любознательности дошкольников осуществлялось через такие формы работы: изготовление буклетов для родителей на тему: «Дошкольник и компьютер», создание видеоотчетов и презентаций об образовательном процессе в детском саду для родителей, ведение личной странички на сайте https://nsportal.ru/mihaylova-irinka-aleksandrovna; https://vk.com/club154508465 

На заключительном этапе работы развивающая предметно-пространственная среда группы пополнилась электронными образовательными ресурсами обеспечивающими развитие любознательности дошкольников.

Дети стали активно задавать вопросы об интересующих их вещах, стремиться глубже познать их, стали проявлять настойчивость в достижении результата своих действий в интерактивных играх, принимать конкретную цель, не выпуская её из виду во время игр, доводить её до конца. Дети эмоционально вовлечены в игру, стремятся к поощрению при правильном решении в игре.

Ребёнок на этом этапе самостоятельно выбирает игру, которая удовлетворяет его потребности в познании окружающего мира.

Используя методы наблюдения, получения ответов от детей, беседы с родителями, мы выявили, что любознательность детей повысилась: дети лучше усваивают материал, в процессе образовательной деятельности проявляют больший интерес.

При этом произошло качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Применение нами ИКТ - средств в образовательном процессе увеличило скорость передачи информации обучающимся и повысило уровень ее понимания. Обучение с применением ИКТ стало более качественным, интересным и продуктивным.

Родители стали заинтересованы в использовании средств ИКТ для развития любознательности своих детей.

Новизна данного опыта заключается в том, что:

  • РППС группы пополнилась электронными образовательными ресурсами для совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей (озвученные игры за кадром): играми и видеороликами.
  • Разработано перспективное планирование по использованию интерактивных игр и упражнений в соответствии с тематическим планированием ДОУ.
  • Разработаны конспекты образовательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов.
  • Осуществлялось педагогическое просвещение родителей по использованию потенциала ИКТ в детском саду.
  • Созданы видеоотчеты и презентации об образовательном процессе в детском саду для родителей.
  • Ведётся личный сайт с методическими материалами и рекомендациями для педагогов и родителей.

Данный опыт работы размещен  в сети «Интернет» на сайтах  https://nsportal.ru/mihaylova-irinka-aleksandrovna; https://vk.com/club154508465, представлен  для педагогов ДОУ в форме педагогической мастерской по созданию интерактивной игры. 

Итак, в результате проделанной работы можно сделать вывод, что если обеспечить систематическую, целенаправленную, методически правильно организованную деятельность с детьми среднего дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникационных технологий различного содержания, в тесном сотрудничестве с родителями, то уровень  любознательности становится достаточно высоким.